Цель: Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза с помощью дидактических игр и упражнений.
Этапы коррекционной работы
| Период
| Задачи
| Кол-во фронт. занятий
|
Лексическая тема
| Игровые сюжеты
| Система развивающих игр
|
Сентябрь, I-II недели
| Д И А Г Н О С Т И К А
|
Первый этап
| Сентябрь,
III неделя
| Развитие слухового внимания. Восприятие, различение неречевых звуков.
|
| Лето. Грибы, ягоды, цветы
| «В мире звуков»
| «Где будильник? »
«Шумящие коробочки»
«Быстро-медленно»
«Молоточки»
«Бывает – не бывает»
«Кто позвал? »
|
Сентябрь,
IV неделя
| Восприятие, различение неречевых звуков. Развитие слухового внимания (музыкальные записи, природные шумы)
|
| Детский сад
| «Дети-шпионы»
| «Тихо-громко»
«Шаг-бег-стоп»
«Сосчитай удары»
«Шумящие коробочки»
«Кто сказал комплимент»
«Чем играем? »
|
Октябрь,
I неделя
| Развитие чувства ритма. Развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь.
|
| Овощи
| «Работа в огороде»
| «Угадай, кто? »
«Так бывает или нет? »
«Шаг-бег-стоп»
«Сосчитай удары»
«Шумящие коробочки»
«Кто сказал комплимент»
|
Октябрь,
II неделя
| Развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь. Формирование фонематического восприятия.
|
| Фрукты
| «Кто самый внимательный? »
| «Правильно-неправильно»
«Друг за другом повторяй»
«Бывает – не бывает»
«Повтори мелодию»
«Пожалуйста»
«Далеко или близко? »
|
Октябрь,
III неделя
| Формирование фонематического восприятия, различение речевых и неречевых звуков по высоте, силе, тембру
|
| Осень
| «Не хочу быть невидимкой»
| «Другое слово»
«Узнай голос»
«Три медведя»
«Притворись…»
«Внимательные ушки»
«Похожие слова»
|
Октябрь,
IV неделя
| Формирование фонематического восприятия, различение речевых звуков по высоте, силе, тембру
|
| Лес. Деревья
| «Всему название дано…»
| «Эхо»
«Другое слово»
«Похожие слова»
«Подбери словечко»
«Всё расставим по местам»
«Заколдованный язык»
|
Ноябрь,
I неделя
| Развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.
|
| Перелетные птицы
| «Наполни сундучок словами»
| «Подбери словечко»
«Непохожее слово»
«Другое слово»
«Эхо»
«Мы – поэты»
«Всё расставим по местам»
«Заколдованный язык»
|
Второй этап
| Ноябрь,
II неделя
| Звук У. Выделение звука У из потока звуков, в слогах, в начале слов.
|
| Одежда, обувь
| «Путешествие на поезде»
| «Далеко – близко»
«Мы – поэты»
«Поймай звук»
«Заколдованный язык»
«Какое слово похоже? »
«Подбери картинки»
«Бывает – не бывает»
|
Ноябрь,
III неделя
| Звук А. Выделение звука А из потока звуков, слогов, в начале слов.
|
| Посуда
| «Что везет автомобиль…»
| «Первый звук»
«Поймай звук»
«Заколдованный язык»
«Подбери картинки»
«Сколько раз? »
«В кузове автомобиля»
|
Ноябрь,
IV неделя
| Звук И. Выделение звука И из потока звуков, выделение в слогах, в начале слов.
|
| Семья
| «В гостях у Инны и Ивана»
| «Подбери картинки»
«Сколько раз? »
«Первый звук» (с мячом)
«Поймай звук»
«Заколдованный язык»
«Выбери картинки»
|
Третий этап
| Декабрь,
I неделя
| Звуки А, У. Выделение заданных гласных в начале слов. Анализ звуковых сочетаний АУ, УА, УАУ, АУА.
|
| Домашние животные зимой
| «Уля и Алик в деревне»
| «Поймай звук»
«Первый звук» (с мячом)
«Разложи картинки»
«Собери и разбросай»
«Живые звуки»
«Подскажи словечко»
|
Декабрь,
II неделя
| Звуки У, И. Анализ звуковых сочетаний УИ, ИУ, УИУ, ИУИ. Выделение заданных гласных в начале слов. Определение первого гласного в словах.
|
| Дикие животные зимой
| «Как лиса свой хвост искала»
| «Разложи картинки»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Живые звуки»
«Первый звук»
|
Декабрь,
III неделя
| Звуки А, И. Анализ звуковых сочетаний АИ, ИА, АИА, ИАИ. Выделение заданных гласных в начале слов. Определение первого гласного в словах.
|
| Зима
| «Путешествие в зимний лес»
| «Разложи картинки»
«Живые звуки»
«Первый звук»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
|
Декабрь,
IV неделя
| Звуки А, У, И, анализ звуковых сочетаний с пройденными гласными звуками. Определение первого звука в словах.
|
| Праздник ёлки
| «Кто похитил конфеты? »
| «Первый звук»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Живые звуки»
|
Январь,
II неделя
| Звук М. Выделение звука М в начале слов. Определение первого и последнего звука в словах.
|
| Продукты питания
| «На молочной реке»
| «Найди звук М»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Парочки»
«Выдели звук»
«Первый и последний»
|
Январь,
III неделя
| Звук Н. Выделение звука Н в начале слов. Определение первого и последнего звука в словах.
|
| Птицы зимой
| «Потерялось маленькое слово НА»
| «Последний звук»
«Выдели звук»
«Поймай звук»
«Найди звук Н»
«Парочки»
«Первый звук»
«Собери и разбросай»
|
Январь,
IV неделя
| Звук В. Выделение звука В в начале слов. Определение первого и последнего звука в словах.
|
| Мебель
| «Волшебное превращение вредного Волка в воспитанного и внимательного»
| «Выдели звук»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Парочки»
«Первый и последний»
«Какой звук потерялся? »
|
Февраль,
I неделя
| Звук Ф. Выделение звука Ф в начале слов.
|
| Наш город
| «Ежонок Фомка в городе»
| «Первый звук»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Выдели звук»
«Какой звук потерялся? »
«Подбери картинки»
|
Февраль,
II неделя
| Звуки М, Ф, В, Н (контрольное занятие). Определение первого согласного в словах.
|
| Зимние забавы
| «Дракон-звукоедик»
| «Какой звук потерялся? »
«Спрячь звук»
«Поймай звук»
«Разложи картинки»
«Собери и разбросай»
«Выбери домик»
|
Февраль,
III неделя
| Звук К. Выделение звука К в конце слов. Анализ и синтез обратных слогов ак, ик, ук.
|
| Наша Армия
| «Новые приключения Колобка»
| «Добавь звук К»
«Поймай звук»
«Живые звуки»
«Какой звук потерялся? »
«Спрячь звук»
«Мы – поэты»
«Выбери домик»
|
Февраль,
IV неделя
| Звук Т. Выделение звука Т в словах. Анализ и синтез слогов ат, ут, ит.
|
| Зима (обобщение)
| «В гостях у медвежонка Топа»
| «Выбери домик»
«Поймай звук»
«Выдели звук»
«Первый и последний»
«Собери и разбросай»
«Кто больше? »
|
Март,
I неделя
| Звук П. Анализ и синтез обратных слогов ап, ип, уп. Выделение звука П на фоне слова.
|
| Мамин день. Женские профессии
| «Почтальон принес письмо…»
| «Парочки»
«Живые звуки»
«Поймай звук»
«Кто больше? »
«Собери и разбросай»
«Разложи картинки»
|
Март,
II неделя
| Звуки К, Т, П. Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах.
|
| Игрушки
| «Поможем
Незнайке»
| «Есть или нет? »
«Какой звук потерялся? »
«Разложим игрушки»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Поможем Незнайке»
|
Третий этап
| Март,
III неделя
| Звук Х. Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
|
| Ранняя весна
| «Хомяк-хвастун»
| «Поймай звук»
«Есть или нет? »
«Придумаем сказку»
«Собери и разбросай»
«Так бывает или нет? »
«Лишняя картинка»
|
Март,
IV неделя
| Звуки К, Х. Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах.
|
| Птицы весной
| «Нам скворечники нужны! »
| «Колобок и Хомяк»
«Кто больше? »
«Поймай звук»
«Есть или нет? »
«Собери и разбросай»
«Живые звуки»
|
Апрель,
I неделя
| Звук Лʼ. Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
|
| Животные весной
| «Клад кота Леопольда»
| «Что любит Леопольд»
«Поймай звук»
«Внимательные ушки»
«Собери и разбросай»
«Парочки»
«Когда это бывает»
|
Четвертый этап
| Апрель,
II неделя
| Звук О. Анализ и синтез междометий ах, ох, ух. Определение первого и последнего звука в словах.
|
| Профессии
| «Чудо – остров»
| «Живые звуки»
«На острове»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
«Ах, Ох, Ух»
«Первый и последний»
|
Апрель,
III неделя
| Звуки О, У. Анализ сочетаний пройденных звуков. Выделение гласного звука в середине односложных слов.
|
| Транспорт
| «На чем поедем в гости? »
| «Разложи картинки»
«Что посередине? »
«Поймай звук»
«Живые звуки»
«Собери и разбросай»
«Путешественники»
|
Апрель,
IV неделя
| Звуки А, У, И, О. Выделение гласного звука в середине слов.
|
| Тело человека
| «Будем спортом заниматься»
| «Что посередине? »
«Поймай звук»
«Разложи картинки»
«Собери и разбросай»
«Ребусы»
«Собери словечко»
|
Май,
I неделя
| Звуки Лʼ, Й. дифференциация звуков в слогах, словах.
|
| Весна. Труд людей весной
| «Как зайка друзей искал»
| «Поможем зайке»
«Ребусы»
«Составь словечко»
«Поймай звук»
«Собери и разбросай»
|
Май,
II неделя
| Звук Ы. Выделение гласного Ы в конце слов
|
| Растения луга и сада
| «Наш гость Пых»
| «Составь словечко»
«Поймай звук»
«Ребусы»
«Собери и разбросай»
«Один – много»
|
Май,
III-IV
недели
| Д И А Г Н О С Т И К А
|
| | | | | | | |
Предлагаемые игры и игровые упражнения являлись составной частью фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Также условием успеха логопедической работы явилась взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы. В журнале взаимосвязи логопеда и воспитателей указывались игры и упражнения, рекомендуемые для разучивания или повторения с отдельными детьми либо со всей группой, а также описывались задания для индивидуальной работы воспитателей с детьми. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда проводились воспитателями во второй половине дня. Ежедневно воспитатели занимались с двумя-тремя детьми и проводили занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.
Кроме того, воспитатели при проведении занятий, на протяжении режимных моментов внимательно следили за речью детей, решали задачи по уточнению, пополнению, активизации словаря, осуществляли контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи воспитанников. Так, например, педагоги поощряли ответы детей полным предложением не только на занятиях по развитию речи, но на занятиях по ФЭМП, познавательному развитию и пр.
Немаловажным аспектом логопедического воздействия на детей стало взаимодействие с семьями воспитанников. Доверительные отношения с родителями позволили достичь единства требований детского сада и семьи к ребенку, повысить авторитет педагогов в глазах ребенка, обеспечить закрепление пройденного на логопедических занятиях материла в домашних условиях. В рамках работы с родителями проводились индивидуальные встречи, беседы, разъясняющие суть логопедической работы с данным ребенком, демонстрировались фрагменты индивидуального занятия с ребенком, объяснялись способы эффективного закрепления родителями полученных в саду навыков.
С целью выявления динамики по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников было проведено итоговое диагностическое обследование. Количественные данные о результатах формирования фонематических процессов дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в таблице 3 (стр. 21). Анализируя и сравнивая результаты, полученные в ходе исследования, можно отметить, что выросло количество детей со средним уровнем развития фонематических процессов – их стало 6 человек. Четверо детей показали уровень развития фонематических процессов выше среднего. Детей с низким уровнем развития фонематических процессов и ниже среднего среди данных воспитанников нет (рисунок 2).