2.2. Опыт работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР
2. 2. Опыт работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР По данным проведенного эксперимента было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы фонематические процессы, что требовало специальной коррекционной логопедической помощи. Работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по проблеме формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза осуществлялась в процессе коррекционно-развивающих занятий: · фронтальных – 2 раза в неделю; · подгрупповых – 2 раза в неделю; · индивидуальных – 2 раза в неделю. Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с ОНР, важно подчеркнуть большое значение дифференцированного подхода в развитии, воспитании личности и речи ребенка с тяжелым речевым нарушением. Фактором, позволяющим существенно повысить эффективность работы в данном отношении, является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. Содержание работы и решаемые задачи по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста реализовывались через систему специально подобранных развивающих игр. С учетом структуры дефекта у детей с ОНР использовались игры, направленные на развитие у детей высших психических функций, таких как восприятие, память, внимание. Так как работа по формированию фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза проводится в тесном единстве, то большинство развивающих игр имели не одну, а сразу несколько целей: развитие слухового внимания, дифференциация фонем, расширение фонематических представлений, подготовка к овладению грамотой.
Коррекционная работа проводилась на протяжении учебного года и условно делилась на следующие этапы: Первый этап. Совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти. Выделение и называние неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, детского сада, музыкальных инструментов и др. ); различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу. Игры, используемые на первом этапе работы, способствовали развитию слухового внимания («Где будильник? », «Бывает – не бывает» и пр. ), чувства ритма («Повтори мелодию», «Молоточки»), умения вслушиваться в обращенную речь и различать речевые и неречевые звуков по высоте, силе, тембру («Узнай голос», «Внимательные ушки», «Непохожее слово» и т. д. ).Второй этап. Выделение и дифференциация речевых звуков. Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений. Важно научить детей откликаться на заданный звук, обозначая узнаваемый звук действием, сигналом в виде: - разнообразных движений (например, присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову); - жестов (например, поднять руку, хлопнуть в ладоши); - предъявления карточек с условными обозначениями; - картинок, и т. п. Игры и игровые упражнение второго этапа направлены на выделение заданного гласного звука в звуковом ряду, рядах слогов, слов (начальная ударная позиция), формирование базовых фонематических представлений («Выбери картинки», «Поймай звук», «Сколько раз? »).
Третий этап коррекционной работы. Анализ и синтез сочетаний звуков. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как основы дальнейшего овладения грамотой. На данном этапе дети учатся определять последовательность звуков в сочетании, учатся определять первый, второй звук в звукосочетании, первый и последний звук в слове. Помимо анализа, проводится обучение синтезу, слиянию звуков в звукосочетания, где также важно строго соблюдать последовательность заданных звуков. На третьем этапе особое внимание уделяется закреплению понятий «первый», «последний», «перед», «после», а также развитию пространственной ориентации («право», «лево»). Игры и игровые упражнения, используемые на третьем этапе коррекционной работы направлены на обучение первичным навыкам звукового анализа и синтеза («Живые звуки», «Собери и разбросай»), развитие умения определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, первый и последний звук в слове («Подбери картинки», «Разложи картинки», «Парочки», «Лишняя картинка», «Первый и последний» и т. д. ). Четвертый этап. Звуковой анализ и синтез простых слов. Закрепление и совершенствование полученных навыков. Анализ и синтез односложных слов. Используются игры предыдущих этапов с усложненным лексическим материалом и игры, направленные на подготовку детей к овладению грамотой («Что посередине? », «Собери и разбросай», «Ребусы», «Собери словечко», «Какой звук потерялся? » и пр. ). При планировании работы использовались практические разработки таких авторов, как Ткаченко Т. А. [12], Степанова О. С. [8, 9], Дьякова Н. И. [5] и др. В таблице 2 представлена система работы по формированию фонематических процессов. Диагностический этап проводился впервые две недели сентября и последние две недели мая. Диагностические мероприятия смотреть в приложении 1. Содержание предложенных игр и упражнений представлено в приложении 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|