Критерии определения уровня развития фонематических процессов
Критерии определения уровня развития фонематических процессов детей 6-го года жизни (старшая группа).
I. Исследование состояния звукопроизношения. Процедура исследования: 1. Ребенок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков. 2. Произношение звуков в словах и предложениях проверяется двумя способами: ребенку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребенку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения. Для исследования состояния звукопроизношения использовался альбом по обследованию речи («Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой) Критерии оценивания 3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. 2 балла. Нарушено произношение 2 – 3 групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков. 1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков. 0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков. II. Исследование состояния фонематического восприятия. Процедура исследования: Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.
Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изображением.
Почка – бочка; трава – дрова. Корка – горка; сова – софа. Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. ребенку предлагают показать изображение на картинке. Суп – зуб; челка – щелка. Сайка – чайка; галка – галька. Критерии оценивания 3 балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. 2 балла. Ребенок не смешивает оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. 1 балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. 0 баллов. Задания не выполняет совсем. III. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза. Процедура исследования: Задание 1. Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон. Задание 2. Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра. Критерии оценивания 3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук. 2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается. 1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки. 0 баллов. Задания не выполняет совсем. В конце учебного года список заданий расширился:
Задание 3. Ребенку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ. Задание 4. Ребенку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка. Задание 5. Ребенку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба. Задание 6. Ребенку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка. Критерии оценивания 3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове. 2 балла. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. 1 балл. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки. 0 баллов. Задания не выполняет совсем. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза. Где будильник? Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки. Процедура: все дети выходят из комнаты. Ведущий прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|