Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии определения уровня развития фонематических процессов




Критерии определения уровня развития фонематических процессов

детей 6-го года жизни (старшая группа).

 

I. Исследование состояния звукопроизношения.

Процедура исследования:

1. Ребенок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.

2. Произношение звуков в словах и предложениях проверяется двумя способами: ребенку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребенку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения.

Для исследования состояния звукопроизношения использовался альбом по обследованию речи («Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой)

Критерии оценивания

3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

2 балла. Нарушено произношение 2 – 3 групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

II. Исследование состояния фонематического восприятия.

Процедура исследования:

Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.

ба – па – ба да – та – да га – ка – га та – тя – та са – за – са ша – жа – ша па – ба – па та – да – та ка – га – ка тя – та – тя за – са – за жа – ша – жа

Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изображением.

Почка – бочка; трава – дрова.

Корка – горка; сова – софа.

Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. ребенку предлагают показать изображение на картинке.

Суп – зуб; челка – щелка.

Сайка – чайка; галка – галька.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

2 балла. Ребенок не смешивает оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

1 балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

III.  Исследование состояния фонематического анализа и синтеза.

Процедура исследования:

Задание 1. Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон.

Задание 2. Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.

2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.

1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

В конце учебного года список заданий расширился:

Задание 3. Ребенку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.

Задание 4. Ребенку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.

Задание 5. Ребенку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.

Задание 6. Ребенку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.


Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове.

2 балла. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

1 балл. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры и упражнения,

направленные на формирование и развитие

навыков звукового анализа и синтеза.

Где будильник?

Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.

Процедура: все дети выходят из комнаты. Ведущий прячет боль­шой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведуще­му, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...