Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количественные данные развития фонематических процессов




Количественные данные развития фонематических процессов

у дошкольников с общим недоразвитием речи

(итоговая диагностика)

Таблица 3

№ п\п Имя ребенка Звукопроизношение Фонематическое восприятие Фонематический анализ и синтез Степень сформированности Уровень сформированности
Егор Л. Выше среднего
Вероника Л. 2, 3 Средний
Егор З. Средний
Игорь Ш. 2, 3 Средний
Глеб Р. Средний
Равиль Б. Выше среднего
Кирилл Ш. Выше среднего
Дима Щ. Выше среднего
Максим Ф. 2, 3 Средний
Илья С. Средний

Уровень сформированности

2, 5 2, 2 2, 6 2, 5  

Примечание:

Шкала оценки результатов исследования фонематических процессов по степени сформированности:

2, 5 - 3 балла (уровень выше среднего)

1, 9 - 2, 4 балла (средний уровень)

1, 0 - 1, 8 балла (уровень ниже среднего)

0 – 0, 9 балла (низкий уровень)

Сравнительные данные о формировании и развитии фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в таблице 4.

Таблица 4

  Звукопроизношение Фонематическое восприятие Фонематический анализ и синтез
Вводная диагностика 1, 2 1, 2 1, 1
Итоговая диагностика 2, 5 2, 2 2, 6

Примечание:

Шкала оценки результатов исследования фонематических процессов по степени сформированности:

2, 5 - 3 балла (уровень выше среднего)

1, 9 - 2, 4 балла (средний уровень)

1, 0 - 1, 8 балла (уровень ниже среднего)

0 – 0, 9 балла (низкий уровень)

Разброс баллов по уровню сформированности фонематических процессов у испытуемых можно проследить на рисунке 3.

Рисунок 3

Анализируя и сравнивая результаты обследования, можно отметить значительную динамику развития фонематических процессов каждого ребенка. По итогам обследования отмечается, что трое детей перешли со среднего уровня и один с уровня ниже среднего на уровень выше среднего, трое детей с низким и трое детей с уровнем ниже среднего показали средний уровень развития фонематических процессов. Эти данные показывают значительный рост уровня сформированности и развития фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким образом, систематическая работа по формированию и развитию фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие данных функций, система планирования, контакт с педагогами и родителями способствовали положительной динамике развития фонематических процессов у дошкольников с ОНР, что отражено на рисунке 3.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии постоянно увеличивается. Среди них значительную роль составляют дети с общим недоразвитием речи. У этих детей вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает мелкая и артикуляционная моторика, наблюдается недоразвитие речевых и неречевых психических функций.

В специальной литературе, посвященной проблеме общего недоразвития речи (работы) описываются и анализируются нарушения формирования фонематических процессов.

Для исследования фонематических процессов была использована методика Быховской А. М, Казовой Н. А. [2].

В эксперименте принимали участие 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенное исследование уровня сформированности фонематических процессов показало, что детям с ОНР свойственно недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Результаты обследования позволили прогнозировать особенности развития ребенка и подбирать оптимальное содержание обучения и воспитания, средства и приемы адекватного коррекционного воздействия. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволила определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального речевого развития. Работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по проблеме формирования и развития фонематических процессов осуществлялась в процессе коррекционно- развивающих занятий с использованием разнообразных игр и упражнений. Работа велась еженедельно, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в течение учебного года. В результате систематической работы была достигнута положительная динамика развития фонематической системы каждого ребенка.

Таким образом, система работы по формированию фонематического компонента речи с использованием разнообразных игр, методов и приемов, системы планирования, контакту с педагогами и родителями способствовала тому, что наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей с ОНР.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой – М: Издательский центр, Академия», 2004

2. Быховская А. М., Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. С. -П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

4. Волкова Л. С. Логопедия М., 1989

5. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприя­тия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва, 1990

7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии М., 1968.

8. Степанова О. А. Игровая школа мышления. Методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей. тМосква, «ТЦ Сфера», 2003

9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. Москва, «ТЦ Сфера», 2003

10. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. Методическое пособие. С. -П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999

11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С. -П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999

12. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навы­ков звукового анализа. СПб., 1999.

13. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии М., 1989

14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М., 1993


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...