Количественные данные развития фонематических процессов
Количественные данные развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи (итоговая диагностика) Таблица 3
Примечание: Шкала оценки результатов исследования фонематических процессов по степени сформированности: 2, 5 - 3 балла (уровень выше среднего) 1, 9 - 2, 4 балла (средний уровень) 1, 0 - 1, 8 балла (уровень ниже среднего) 0 – 0, 9 балла (низкий уровень) Сравнительные данные о формировании и развитии фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в таблице 4. Таблица 4
Примечание: Шкала оценки результатов исследования фонематических процессов по степени сформированности: 2, 5 - 3 балла (уровень выше среднего) 1, 9 - 2, 4 балла (средний уровень) 1, 0 - 1, 8 балла (уровень ниже среднего) 0 – 0, 9 балла (низкий уровень) Разброс баллов по уровню сформированности фонематических процессов у испытуемых можно проследить на рисунке 3.
Рисунок 3 Анализируя и сравнивая результаты обследования, можно отметить значительную динамику развития фонематических процессов каждого ребенка. По итогам обследования отмечается, что трое детей перешли со среднего уровня и один с уровня ниже среднего на уровень выше среднего, трое детей с низким и трое детей с уровнем ниже среднего показали средний уровень развития фонематических процессов. Эти данные показывают значительный рост уровня сформированности и развития фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи. Таким образом, систематическая работа по формированию и развитию фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза с использованием разнообразных игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие данных функций, система планирования, контакт с педагогами и родителями способствовали положительной динамике развития фонематических процессов у дошкольников с ОНР, что отражено на рисунке 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии постоянно увеличивается. Среди них значительную роль составляют дети с общим недоразвитием речи. У этих детей вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает мелкая и артикуляционная моторика, наблюдается недоразвитие речевых и неречевых психических функций. В специальной литературе, посвященной проблеме общего недоразвития речи (работы) описываются и анализируются нарушения формирования фонематических процессов.
Для исследования фонематических процессов была использована методика Быховской А. М, Казовой Н. А. [2]. В эксперименте принимали участие 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенное исследование уровня сформированности фонематических процессов показало, что детям с ОНР свойственно недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза. Результаты обследования позволили прогнозировать особенности развития ребенка и подбирать оптимальное содержание обучения и воспитания, средства и приемы адекватного коррекционного воздействия. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволила определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального речевого развития. Работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по проблеме формирования и развития фонематических процессов осуществлялась в процессе коррекционно- развивающих занятий с использованием разнообразных игр и упражнений. Работа велась еженедельно, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в течение учебного года. В результате систематической работы была достигнута положительная динамика развития фонематической системы каждого ребенка. Таким образом, система работы по формированию фонематического компонента речи с использованием разнообразных игр, методов и приемов, системы планирования, контакту с педагогами и родителями способствовала тому, что наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей с ОНР. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой – М: Издательский центр, Академия», 2004 2. Быховская А. М., Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. С. -П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 4. Волкова Л. С. Логопедия М., 1989 5. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва, 1990 7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии М., 1968. 8. Степанова О. А. Игровая школа мышления. Методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей. тМосква, «ТЦ Сфера», 2003 9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. Москва, «ТЦ Сфера», 2003 10. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. Методическое пособие. С. -П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С. -П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 12. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1999. 13. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии М., 1989 14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М., 1993
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|