Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заколдованный язык. Все расставим по местам. Пожалуйста. Поймай звук. Первый звук. Подбери картинки. Разложи картинки. Собери и разбросай




Заколдованный язык

Цель: развитие фонематического восприятия.

Процедура: ребенку предлагается поговорить на «заколдованном языке» (воспроизведение     слогового ряда со сменой ударного слога);

та—та—та та—та—та та—та—та (ва—ва—ва ба—ба—ба) па—па—па па—па—па па—па—па (ма—ма—ма га—га—га) ка—ка—ка ка—ка—ка ка—ка—ка (фа—фа—фа на—на—на)

(воспроизведение слоговых сочетаний с одним соглас­ным и разными гласными звуками)

та—то—ту       ну—ны—на     бо—ба—бы

ты—та—то       но—на—ну      бу—бо—ба

му—мы—ма         да—ды—до     па—пу—по

мо—ма—мы         ду—ды—да     ку—ко—ка

ва—ву—во

И т. п.


Все расставим по местам

Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.

Процедура: взрослый читает стихотворение. Ребенок должен вы­брать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может всё, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:

Вот печать на простыне —...

Зеленеет на окне...

Волейбольная висит...

Канарейка в ней сидит —...

(СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

Эхо

Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.

Процедура: ребенку предлагается точно, словно эхо,  повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так

моток—каток—поток

ток—тук—так

батон—бутон—бетон

бык—бак—бок

будка—дудка—утка

дам—дом—дым

нитка—ватка—ветка

ком—дом—гном

клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

Примечание. При воспроизведении слов необязательно зна­ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд­нопроизносимых звуков.

 

Пожалуйста

Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.

Процедура: водящий просит игроков выполнять разные движения - поднять руки вверх, попрыгать, присесть. Но игроки выполняют команду, только если водящий произносит слово " пожалуйста". Если водящий забыл произнести вежливое слово то движение выполнять нельзя.

 

Поймай звук

Цель: формирование и развитие навыка выделения заданного звука (А, О, У, И, Ы, Э) в ряду слов.

Процедура: взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди дру­гих звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ* и т. п. ). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произно­сит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый глас­ный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

 

Первый звук

     Цель: формирование фонематических представлений, навыков фонематического анализа.

Процедура: ребенку предлагается назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уго­лок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, ут­ренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, уро­жай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинают­ся со звука У.

Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5—8 слов с первым звуком А.

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, иг­рушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, ин- дюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Ита­лия, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5—6 слов с первым звуком И.

Подбери картинки

     Цель: формирование фонематических представлений; закрепление умения определять первый ударный гласный звук в словах.

     Процедура: среди изображений различных предметов ребенку предлагается выбрать картинки, названия которых начинаются с заданного гласного звука.

 

Разложи картинки

Цель: формирование фонематических представлений; закрепление умения определять первый ударный гласный звук в словах.

Процедура: детям нужно разложить картинки на две (или более) групп, в зависимости от того, с какого звука начинается название изображенных на картинках предметов.

 

Собери и разбросай

Цель: формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Процедура: ведущий предлагает детям «разбросать» звуки из сочетаний, назвать их не вместе, а отдельно друг от друга, по порядку; чтобы «собрать» звуки нужно из названных по отдельности гласных составить сочетание и произнести его слитно.

АУ               УАИ  
УА               АИУ  
АИ               АУИ  
ИА               ИУА  
ИУ               УИА  
УИ               ИАУ  

Примеры: АУИ – 1-й А, 2-й – У, 3-й – И;

1-й – У, 2-й - А, 3-й – И – получилось УАИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...