Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Правовая природа сроков в потребительских правоотношениях




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

На правах рукописи

 

 

Хуснутдинов Фархат Гусманович

 

Сроки

В потребительских правоотношениях

 

 

Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

 

Диссертация на соискание

ученой степени кандидата юридических наук

 

 

Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор

Валеев Дамир Хамитович

 

Казань-2019


Оглавление

Введение.............................................. 3-13
   
Глава 1. Правовая природа сроков в потребительских правоотношениях.......................................   14-85
   
§1. Правовая природа сроков в системе юридических фактов..... 14-45
§2. Срок как гражданско-правовое средство в потребительских правоотношениях............................................   46-70
§3. Развитие института сроков в потребительских правоотношениях........................................   72-85
   
Глава 2. Виды сроков в потребительских правоотношениях………………………………………………………   86-156
  §1. Классификация сроков в потребительских правоотношениях...   86-104
§2. Гарантийные сроки в системе сроков потребительских правоотношений...........................................   105-122
§3. Сроки удовлетворения требований потребителя в системе сроков потребительских правоотношений......................   123-139
§4. Иные виды сроков в потребительских правоотношениях…………………………………………………......   140-156
   
Заключение............................................ 157-167
   
Список использованной литературы....................... 168-199
   

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. Законодательные изменения последних лет свидетельствуют о поступательном развитии России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социализация законодательства направлена на создание справедливого баланса интересов и закрепление дополнительных гарантий для участников отдельных правоотношений. К числу таких можно отнести потребительские правоотношения, характеризующиеся наличием в качестве обязательного субъекта экономический слабой и зависимой стороны - потребителя.

По данным Всемирного экономического форума, результатом четвертой промышленной революции станет преобразование всей системы производства, распределения и потребления. Эта трансформация позволит создать значительные экономические возможности как в развитых, так и развивающихся экономиках[1]. Будет продолжаться расширение возможностей потребителей, которые смогут более активно влиять на желаемые изменения в сфере розничной торговли на основе собственных знаний[2]. Расширение указанных возможностей будет осуществляться, в первую очередь, благодаря правовым инструментариям, закрепляющим гарантии потребителей.

Ежегодное увеличение объемов производства приводит к необходимости выработки и постоянного совершенствования стандартов, обеспечивающих качество потребляемой продукции и процедуру перехода прав с последующей гарантией приобретаемого товара либо оказанной услуги с учетом баланса интересов продавца и покупателя.

Качество жизни граждан, выступающих повседневно в различных социальных ролях, наиболее отчетливо прослеживается именно в потребительских правоотношениях. Потребитель, приобретающий определенный товар либо получающий услугу, как субъект гражданских правоотношений, находится в формально равных отношениях с продавцом. Баланс интересов продавца и покупателя обеспечивается целым комплексом гражданско-правовых мер, направленных на защиту интересов «добросовестного» потребителя и мотивации продавца к более оперативному разрешению спорных ситуаций, возникающих между продавцом и покупателем. Важную роль в разрешении «потребительского» конфликта играет срочный характер, прямо установленный законом или определенный по соглашению сторон либо в одностороннем порядке потребителем. Срок выступает средством, дисциплинирующим продавца и одновременно создающим гарантии для потребителя.

Как следует из материалов правоприменительной практики, создание для потребителя как более слабой стороны различных правовых гарантий, направленных на недопущение нарушения его прав и законных интересов, а в случае их нарушения устанавливающих оперативный досудебный механизм их восстановления, приводит на практике к уменьшению количества такого рода дел. Так, если в 2015 году на рассмотрение судов общей юрисдикции поступило 471 630 дел о защите прав потребителей, в 2016 году количество таких дел составило 461 108, то уже в 2017 году их количество уменьшилось до 356 862 гражданских дел[3].

Все вышеизложенное предопределяет актуальность исследования сроков в потребительских правоотношениях.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Отдельные аспекты потребительских правоотношений и защиты прав потребителей освещались иными представителями цивилистической науки, в частности: проблемы удовлетворения имущественных потребностей граждан (Баринов Н.А.); гражданско-правовые средства в потребительских правоотношениях (Баранов С.Ю.); права потребителей как фактор регулирования предпринимательской деятельности (Безлепкин П.А.); гражданско-правовая охрана прав потребителей технически сложных товаров (Гильфанова Д.М.); гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России (Богдан В.В.); гражданско-правовое регулирование прав потребителей при оказании медицинских услуг (Болотина М.В.); гражданско-правовые проблемы участия потребителей в дистанционных договорах (Зак А.Ю.); гражданско-правовое обеспечение прав потребителей на надлежащее качество товара (Иваненко Л.Н.); правовой статус потребителя и его реализация в гражданском праве (Кирюшина И.В.); система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг (Курепина М.В.); правовое положение граждан-потребителей по действующему российскому законодательству (Левицкий В.Б.); основы законодательства о защите прав потребителей (Левшина Т.Л.); гражданско-правовые средства охраны интересов потребителей в отношениях с предприятиями (Романец Ю.В.); защита прав потребителей в сфере рекламной деятельности (Свинцова Е.Ю.); права потребителя и их защита гражданско-правовыми средствами (Шашкова Л.А.); гражданско-правовое положение потребителя как субъекта кредитного договора (Швачко Н.А.); гражданско-правовая охрана прав потребителей (Шерстобитов А.Е.); судебная защита прав потребителей в сфере торговли (Шумова О.В.).

Теоретические вопросы правовой природы сроков в рамках различных гражданских правоотношений поднимались в трудах отечественных ученых-цивилистов. Можно выделить работы, посвященные гражданско-правовым срокам в предпринимательских отношениях (Бадиков Д.А.), срокам действия гражданско-правового договора (Батянов М.В.), срокам действия исключительных гражданских прав (Гаврилов К.М.), срокам в наследственном праве (Гаджиев В.А.), срокам осуществления защиты гражданских прав (Вострикова Л.Г.) и др.

Вместе с тем, анализ этих и подобных работ указывает на отсутствие в отечественной цивилистической доктрине специальных работ, посвященных проблеме сроков именно в потребительских правоотношениях.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования являются сроки в потребительских правоотношениях.

Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующие сроки в потребительских правоотношениях, нормы законодательства о защите прав потребителей, доктрина, правоприменительная практика.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является формирование и обоснование целостного научного представления о сроках в потребительских правоотношениях как о юридическом факте и гражданско-правовом средстве.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

· определить понятие и выявить правовую природу сроков в системе юридических фактов;

· обосновать дуализм срока в потребительских правоотношениях как юридического факта и гражданско-правового средства;

·  определить значение срока в потребительских правоотношениях как гражданско-правового средства;

· выявить и показать закономерности развития института сроков в потребительских правоотношениях;

· провести научную классификацию сроков в потребительских правоотношениях;

· раскрыть сущность, содержание и направленность гарантийных сроков в потребительских правоотношениях;

· выявить сущность, содержание и направленность сроков удовлетворения требований потребителя;

· выявить и раскрыть особенности иных сроков в потребительских правоотношениях.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных ученых-теоретиков: С.С. Алексеева, Б.Т. Базылева, С.Н. Братуся, В.Б. Исакова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, О.Э. Лейста, Д.А. Липинского, В.Ф. Тарановского и др.

Использованы труды представителей науки гражданского права: Н.А. Баринова, А.В. Баркова, А.М. Беляковой, Е.В. Вавилина, В.Н. Васецкого, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Т.Л. Левшиной, Г.К. Матвеева, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого, В.А. Хохлова, М.Ю. Челышева, А.Е. Шерстобитова и др.

Методологическая основа диссертационного исследования. Диалектический метод раскрывает взаимозависимость развития общества на примере института сроков в потребительских правоотношениях с учетом постоянного развития указанного института.

Межотраслевой метод отражает взаимосвязь отраслей российского права на примере института сроков в потребительских правоотношениях с учетом придания данному гражданско-правовому институту особого охранительного потенциала.

Социологический метод с учетом промежуточного количественного результата раскрывает состояние правового института сроков в потребительских отношениях.

Статистический метод на примере правоприменительного среза выявляет тенденции развития правового института сроков в потребительских отношениях.

В работе использовались также следующие общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, сравнительно-правовой метод, метод сравнительного правоведения и системного анализа правовых явлений.

Эмпирическая основа диссертационного исследования. Эмпирической базой диссертационного исследования выступили правоприменительные акты федеральных судебных органов: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, судов субъектов РФ, а также правоприменительные акты федеральных органов исполнительной власти (Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Научная новизна диссертационного исследования. На основе проведенного исследования обоснованы новые положения в теории гражданского права, уточняющие правовую природу сроков применительно к потребительским правоотношениям. Доказано, что сроки в потребительских правоотношениях обладают двойственной природой как особого юридического факта и как гражданско-правового средства. Как особый вид юридического факта, срок в потребительских правоотношениях, наряду с событием или действием выступает элементом юридического состава. Впервые обосновано, что сроки как гражданско-правовое средство в потребительских правоотношениях раскрываются в трех значениях: 1) определение временных рамок; 2) дисциплинирующее воздействие на участников правоотношения; 3) охранительная функция, направленная на защиту интересов потребителя как слабой стороны. Впервые проведена систематизация сроков в потребительских правоотношениях, имеющее большое теоретическое и практическое значение. Определено значение сроков в механизме защиты прав потребителей.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Срок является особым юридическим фактом, который в совокупности с действием и (или) событием выступает обязательным элементом юридического состава, необходимым для возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений.

2. Выделение заведомо слабой стороны с учетом формального признания юридического равенства сторон с целью предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне предполагает наличие определенного набора инструментариев, которые зависят от предмета регулирующего воздействия соответствующей отрасли. Важное место в системе правовых средств, обеспечивающих охрану прав участников гражданских правоотношений занимают сроки. Это отчетливо проявляется в правоотношениях, в которых участвуют заведомо неравные участники правоотношений – потребитель и продавец (предприниматель).

3. Юридическое значение сроков в потребительских правоотношениях выражается в том, что срок имеет двойственную природу: помимо того, что он является особым юридическим фактом, он также выступает в качестве гражданско-правового средства, способствующего исполнению обязательства с учетом формального признания юридического равенства сторон с целью предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне – потребителю.

4.  Система сдержек и противовесов, созданная в потребительских правоотношениях, реализуется, в первую очередь, благодаря системе взаимосвязанных и взаимообусловленных сроков; каждый срок имеет свою определенную функциональную направленность – достижение определенной цели в рамках общего механизма защиты прав и законных интересов потребителя. При этом, логически выстроенная система сроков присутствует во всех нормативно-правовых актах, регулирующих потребительские правоотношения. Определение временных рамок в регулировании как действий потребителя, так и продавца (исполнителя) создает систему гарантий по защите прав добросовестного потребителя и добросовестного продавца (исполнителя).

5. Система сроков в потребительских правоотношениях – это определенный порядок установления взаимосвязанных сроков, нацеленных на защиту прав и законных интересов потребителя. Анализ указанных сроков позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении продолжительности сроков, регулирующих различные участки общественных отношений с участием потребителя, что проявляется также в порядке исчисления сроков, которые могут измеряться как в сутках, так и рабочих и календарных днях.

6. Сроки, выступая одновременно в двух плоскостях - как юридический факт особого рода и гражданско-правовое средство, - образуют единую систему, так как во всех потребительских правоотношениях присутствует две группы сроков, обеспечивающих правоохранительный потенциал потребительских правоотношений и устанавливающих развернутую систему санкций в случае нарушения сроков исполнения обязательств перед потребителем. При этом данная взаимообусловленная система сроков устанавливается специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права, а при их отсутствии применяются общие положения Закона о ЗПП. Сроки, установленные в потребительских правоотношениях, при этом не носят универсального характера, а регулируются применительно к специфике конкретного правоотношения.

7. На основе анализа имеющихся нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что сроки в рамках потребительских правоотношений можно классифицировать по их месту в механизме правового регулирования, выделив две группы: (1) сроки осуществления прав в потребительских правоотношениях; (2) сроки защиты прав в потребительских правоотношениях.

8. Несмотря на представленную разветвленную систему сроков в потребительских правоотношениях, сроки по своему значению и правоохранительному потенциалу различны. Они могут применяться с различной периодичностью в зависимости от своей востребованности потребителями и специфики конкретных потребительских правоотношений. Особенности срока как особого юридического факта и правового средства, применимого во всех потребительских отношениях с целью создания дополнительных гарантий для потребителя в качестве более слабой стороны, наиболее полно раскрываются на примере гарантийных сроков и сроков удовлетворения требований потребителя. Указанные виды сроков выступают своего рода векторами, обеспечивающими баланс интересов потребителя и продавца. Потребитель, не обратившийся в течение гарантийного срока с требованием к продавцу, претерпевает неблагоприятные последствия в виде невозможности принудительной защиты нарушенного права. Продавец, нарушивший сроки удовлетворения требований потребителя, несет ответственность, выраженную во взысканиях имущественного характера.

9. Гарантийный срок выступает самостоятельным сроком в системе сроков осуществления прав в потребительских правоотношениях. Указанный срок определяет основную цель потребительских отношений: (1) возможность использования потребителем товара (работы) по назначению; (2) ответственность продавца (изготовителя) за существенные недостатки товара (работы). Гарантийный срок по своей природе не однороден и может быть представлен двумя подвидами: (1) абсолютный гарантийный срок; (2) относительный гарантийный срок.

10. Для обеспечения оперативного восстановления нарушенных прав потребителя законодатель устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя, нарушение которых приводит к применению по отношению к продавцу дополнительных мер гражданско-правовой ответственности: (1) неустойка в привязке к каждому дню срока, исчисляемого за сроками удовлетворения требований потребителя; (2) денежный штраф в размере пятидесяти процентов от суммы за несоблюдение в добровольном порядке срока удовлетворения требований потребителя. Связь со сроками как основание применения мер гражданско-правовой ответственности проявляется и в отношении замены технически сложного товара в случае нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что установлена правовая природа сроков в потребительских правоотношениях, которая до этого была мало изучена в отечественной доктрине. Важное значение имеет выделенная в работе система взаимосвязанных и взаимообусловленных сроков, направленных на защиту прав потребителя. Полученные в рамках диссертационного исследования научные положения и теоретические выводы будут способствовать дальнейшему развитию российской цивилистической науки.

Практическая значимость диссертационного исследования. Практическая значимость работы состоит в возможности применения основных положений и выводов, содержащихся в исследовании, в правоприменительной практике и законотворческой деятельности, а также при подготовке разъяснений Верховного Суда РФ возникающих в судебной практике вопросов.

Кроме того, сформулированные в исследовании выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности и в рамках преподавания курса отечественного и зарубежного гражданского права в высших учебных заведениях. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий по курсам «Гражданское право», «Охрана прав потребителей», «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел», а также иных дисциплин гражданско-правовой направленности.

В целях достижения справедливого баланса интересов потребителя и предпринимателя, в связи с возможными злоупотреблениями со стороны потребителей, представляется возможной формулировка части 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» в следующем виде:

«При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения обоснованных требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационное исследование выполнено на кафедре экологического, трудового права и гражданского процесса юридического факультета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», где было проведено его рецензирование и обсуждение.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в семи научных статьях, в том числе в шести статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертационное исследование содержит введение; две главы; заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Правовая природа сроков в потребительских правоотношениях

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...