Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иные сроки в потребительских правоотношениях




Сроки в потребительских правоотношениях, обладающие двойственной природой как особый юридический факт и гражданско-правовое средство, как было нами отмечено в первом параграфе второй главы нашего исследования, могут применяться с различной периодичностью. Анализ основного нормативного акта, регулирующего потребительские правоотношения, позволяет выделить ряд сроков, которые наряду с гарантийными сроками и сроками удовлетворения требований потребителя обеспечивают баланс интересов продавца и покупателя.

К числу таких сроков можно отнести сроки службы и сроки годности, являющиеся сроками «повышенной» ответственности продавца, в течение которых потребителю обеспечивается возможность использования товара по назначению. Как считает Е.В. Вавилин, под механизмом осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей следует понимать законодательно санкционированный порядок организации фактических и/или юридически значимых действий участников гражданских правоотношений, обеспечивающий действительное достижение субъектами правовой цели (получение/предоставление блага)[229]. Потребительские отношения направлены на достижение правовой цели – защиты прав потребителей. Для достижения данной цели в механизме защиты прав потребителей установлен алгоритм действий участников потребительских правоотношений, охватываемых различными элементами механизма.

По мнению Е.В. Вавилина, элементами механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей являются субъективные права, субъективные обязанности, юридические факты, способы осуществления прав и исполнения обязанностей (фактические и юридически значимые действия), формы осуществления (установления, деяния, юридические процедуры)[230]. Важным элементом, обеспечивающим функционирование механизма защиты прав потребителя, является гражданско-правовая ответственность за нарушение сроков.

Сроки могут иметь юридическое значение только при наличии ответственности за их нарушение либо несоблюдение. Потребитель, не обратившийся в течение сроков «повышенной» с требованием к продавцу, претерпевает неблагоприятные последствия ответственности в виде невозможности принудительной защиты нарушенного права. Продавец, нарушивший сроки удовлетворения требований потребителя, несет ответственность, выраженную во взысканиях имущественного характера.

Неисполнение продавцом обоснованных требований потребителя в период действия сроков службы или сроков годности влечет за собой негативные правовые последствия для продавца [231]. При этом восстановление справедливого баланса прав и обязанностей участников потребительских правоотношений должно осуществляться исходя из того, что потребитель является полноценным участником гражданского оборота, у которого имеются не только права, но обязанности по отношению к контрагентам, в том числе обязанность при осуществлении прав действовать добросовестно[232]. Однако, как указывает правоприменительная практика, продавцу (исполнителю), с учетом имеющихся доказательственных презумпций (ст. 401 ГК РФ, ст. 1064 ГК РФ, ст. 1095 ГК РФ), затруднительно избежать имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатка товара (работы, услуги)[233]. При этом повышенная ответственность продавца (исполнителя) обеспечивается также системой процессуальных гарантий защиты прав потребителя[234].

Правоприменительная практика как в прекратившем свое действие п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»[235], так в п. 35 действующего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», прямо устанавливала и сейчас предусматривает возмещение вреда причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге), при условии, что он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, то в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если: в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен; потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Таким образом, судебные органы при разрешении потребительских споров могут применять соответствующие санкции к нарушителю прав потребителя только при соблюдении определенных временных периодов в соответствующем юридическом составе. Это означает, что обоснованность требований потребителя будет оцениваться, во-первых, с точки зрения наличия соответствующих материальных предпосылок для удовлетворения требования потребителя, и во-вторых, соблюдения им сроков, в течение которых указанные требования заявлены.

Как следует из решений Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ №1968-О от 28.09.2017г.[236], Определение Конституционного Суда РФ №557-О/2015 от 24.03.2015г.[237], Определение Конституционного Суда РФ №1761-О-О/2011 от 21.12.2011г.[238], Определение Конституционного Суда РФ №1637-О-О/2010 от 16.12.2010г.[239], Определение Конституционного Суда РФ №979-О-О/2008 от 25.12.2008г.[240]), сроки службы и сроки годности могут рассматриваться и как гражданско-правовое средство, обеспечивающее баланс интересов продавца и покупателя. Как следует из позиции органа конституционного контроля, введение законодателем нормы о праве потребителя на предъявление требований в отношении недостатков товара лишь в пределах установленного на него гарантийного срока или срока годности обусловлено необходимостью достижения баланса интересов между изготовителями (продавцами) и потребителями при регламентации вопросов качества (безопасности) товара. Данное правовое регулирование обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права.

Кроме того, отмечается, что конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем.

Действующее законодательство срок службы и срок годности определяет следующим образом. Срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки (ст. 5 Закона о ЗПП), в то время как с рок годности – период, по истечении которого продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) считаются непригодными для использования по назначению (ст. 5 Закона о ЗПП).  

При этом отсутствие в первой редакции Закона о защите прав потребителей легальной дефиниции срока годности[241], срока службы, а зачастую законодательное отождествление этих сроков[242] привело к восполнению пробела судебной практикой.  Так, согласно п. 13 Постановления № 7, устанавливалось, что под сроком годности, исходя из п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», следует понимать период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Такой срок устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о ЗПП, на товар (работу), предназначенную для длительного использования, изготовитель (исполнитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) вправе (а в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 5 Закона о ЗПП, - обязан) устанавливать срок службы - период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Можно отметить, что сроки службы и сроки годности, также как и гарантийные сроки, выступают сроками «ответственности продавца», которые устанавливают определенные временные рамки, в течение которых потребителю гарантируются эксплуатационные качества товара. Вместе с тем, безусловно, следует различать эти сроки по возможностям, которые могут реализовать потребители в течение этих временных периодов.

В течение срока службы продавец обеспечивает возможность использования товара. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В случае неустранения требований потребителя в течение 20 дней, он наделяется дискреционными полномочиями по устранению за счет продавца недостатков товара. Срок годности[243], в отличие от срока службы, устанавливается на товары ограниченного срока действия, истечение которого делает товар непригодным для использования. Соответственно, срок годности гарантирует потребителю возможность употребления товара в обозначенных временных рамках и не предусматривает возможность заявления требований о качестве товара за пределами этого срока. Некоторые авторы срок годности предлагают рассматривать более широко. Так, Е.В. Еремина предлагает использовать более широкое понятие «безопасность продукта питания», нежели «срок годности», которое включает также состав и условия производства[244].

Невыполнение обоснованных требований потребителя в период действия сроков службы и сроков годности влечет за собой применение к продавцу мер гражданско-правовой ответственности[245].

В отличие от этих сроков, гарантийный срок - это период времени, в течение которого обнаруженные недостатки товара влекут за собой обязанность продавца удовлетворить требование потребителя. При этом, в отличие от срока службы, речь не идет о существенных недостатках, и изначально у потребителя диспозитивный набор вариантов устранения недостатков шире, нежели при устранении существенных недостатков, обнаруженных в период срока службы. Лишь пропуск 20-дневного срока устранения существенных недостатков, когда требование потребителя возникло в период службы товара, открывает перед потребителем возможности диспозитивного выбора вариантов устранения недостатков по аналогии с гарантийными сроками.

При этом во всех случаях установление «сроков ответственности» продавца является правом, а не обязанностью изготовителя. Отсутствие «добровольно» установленного срока ответственности продавца предполагает использование легально установленных сроков, которые охватывают более широкие временные рамки. Так, согласно положению п. 6 ст. 19 Закона о ЗПП, требование о наличии существенных недостатков товара может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

В данном случае «добровольно» установленные сроки ответственности как гражданско-правовое средство ограничивают временные рамки, в течение которых на изготовителя возлагается обязанность по устранению недостатков или существенных недостатков по требованию потребителя. При этом отсутствие «добровольно» установленных сроков со стороны изготовителя не освобождает его от ответственности перед потребителем в случае возникновения недостатков во временном промежутке, определенном законом.

К числу иных сроков в потребительских правоотношениях можно отнести также претензионные сроки, выступающие своеобразными сроками «ответственности потребителя». В соответствии со ст. 19 Закона о ЗПП, претензионные сроки - это сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, возможные в период действия гарантийных сроков, сроков службы и сроков годности.

Претензионный срок выступает в качестве гражданско-правового средства, способствующего исполнению обязательства с учетом формального признания юридического равенства сторон с целью предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне – потребителю, но вместе с тем, устанавливающий, что у потребителя имеются встречные обязательства, и совершаемое потребителем действие будет иметь правовое последствие, только если оно заявлено в определенный законом период (гарантийный срок, срок годности, срок службы).

По мнению К.Ю. Лебедевой, претензионный срок - это период времени, в течение которого обладатель нарушенного субъективного права вправе обратиться с претензией к нарушителю его прав, не обращаясь в юрисдикционные органы[246].

Необходимо отметить, что, за некоторым исключением, досудебный порядок урегулирования спора о праве путем обращения потребителя к продавцу не является обязательным. Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 ФЗ от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»[247]), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ[248]). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ[249].

О расширении обязательности претензионного досудебного порядка в потребительских правоотношениях высказывается ряд авторов. Так, Е.Я. Савченко отмечает важность досудебного порядка рассмотрения требований с целью побуждения урегулирования возникших разногласий. Добровольное удовлетворение претензионных требований потребителя – обязанность продавца. И хотя предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей не обязательно, оно рекомендуется как способ конкретизации требований к ответчику и документальной фиксации начала отсчета удовлетворения требования потребителя[250].

Во всех случаях предъявления претензии правовое последствие возможно только при условии соблюдения временных рамок потребителем для совершения указанного юридически значимого действия. Пропуск срока предъявления претензии вызывает, вместе с тем, ряд вопросов. Ю.П. Свит указывает, что само наличие норм о порядке предъявления претензий, в том числе и для случаев перевозки пассажира и багажа, помогает защитить потребителя от необоснованных отказов перевозчика в рассмотрении предъявляемых к нему требований. Однако указанные нормы должны носить диспозитивный для потребителя характер, а право на предъявление претензии должно действовать в течение срока исковой давности. Непредъявление претензии гражданином (потребителем) не должно препятствовать обращению в суд[251].

Необходимо еще раз подчеркнуть, что предъявление претензии в пределах гарантийного срока, срока службы и срока годности является правом лица, и лишь в случаях, прямо определенных законом, это обязанность, обуславливающая возможность реализации права на судебную защиту (например, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Вместе с тем, в отличие от иных сроков, например, сроков исковой давности, предусматривающих правоприменительную деятельность со стороны специально уполномоченного органа государственной власти - суда, претензионные сроки, в первую очередь, исходя из содержания ст. 18 Закона о ЗПП, предполагают установление временных рамок в правоотношениях непосредственно потребителя и продавца с целью урегулировании возникших разногласий без привлечения уполномоченных органов государственной власти. В случае невозможности достижения согласия между сторонами в пределах претензионных сроков принудительная защита потребителя будет осуществляться в судебном порядке. При этом бездействие либо действие, направленное на ущемление прав потребителя, выразившееся в несоблюдения сроков удовлетворения требований потребителя, влечет за собой наложение на продавца дополнительных мер гражданско-правовой ответственности[252].

Необходимость повышенной ответственности продавца также обосновывается отдельными положениями проекта концепции Государственной политики России в сфере защиты прав потребителей, разработанной международной конфедерацией обществ потребителей. В соответствии с п.1 данного проекта, права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, при этом потребитель – единственный из всех субъектов рынка - не является его профессиональным участником и без государственной поддержки не в состоянии эффективно защитить свои законные права. Потребительская политика является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики любого государства, касается всего населения страны, каждого человека, более того, решительным образом влияет на изменение направления вектора всей политики государства в сторону интересов людей[253]. Повышенная ответственность продавца (исполнителя) обеспечивается также системой процессуальных гарантий защиты прав потребителя[254].

Последние годы охарактеризовались массовым всплеском интернет продаж. На повестке дня стоит вопрос развития информационных технологий и, как следствие, необходимость выработки правовых регуляторов, обеспечивающих их эффективное функционирование. Как отметил Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 05 июля 2017 года, «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества». Соответственно, требования времени, изменяющие уклад жизни, коснулись и потребительских правоотношений. Так, покупка товаров посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является наиболее востребованным сегментом массового потребления, что приводит к возникновению ряда вопросов, связанных с покупкой товаров «в слепую», без ознакомления с товаром. Важное значение в системе гражданско-правовых гарантий в потребительских правоотношениях, в этой связи, приобретают сроки, обеспечивающие защиту потребителя при покупке товара дистанционным способом.

В силу ст. 26.1 Закона о ЗПП, договор розничной купли-продажи может быть заключен посредством ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными средствами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. При дистанционном способе продажи товара ключевым является срок, в течение которого потребитель, ознакомившийся воочию с полученным товаром и сопоставивший ожидаемое с действительным, может сделать вывод о качестве товара и соответствии заявленным продавцом характеристикам. В соответствии с ч. 4 ст. 26.1 Закона о ЗПП, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Необходимо обратить внимание, что в данном случае происходит увеличение сроков возврата товаров надлежащего качества с 14 дней (как это предусмотрено в общем порядке ст. 25 Закона о ЗПП) до трех месяцев, что также выступает дополнительной гарантией защиты прав потребителей. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Соответственно, в течение семи дней потребитель, неудовлетворенный качеством товара или понявший, что товар не соответствует желаемым характеристикам, сообщает об этом продавцу, который в течение десяти дней обязан вернуть потребителю денежную сумму. Дистанционный способ продажи товара также приводит к определенным особенностям в практической реализации сроков, в течение которых могут быть заявлены данные требования, сроков удовлетворения требований потребителя и возможности применения гражданско-правовых санкций в случае нарушения 10 дневного срока удовлетворения требований потребителя.

В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 27.04.2017 № 01/5278-17-29 «О разъяснении отдельных положений законодательства о защите прав потребителей»[255], вопрос о соблюдении продавцом десятидневного срока, исчисляемого со дня предъявления потребителем соответствующего требования, не позднее которого он должен возвратить потребителю уплаченную по договору денежную сумму, подразумевает его зависимость от добросовестности потребителя при совершении действий, связанных с возвратом товара продавцу, и факта получения возвращенного товара продавцом, поскольку сумма, подлежащая возврату, исчисляется «за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара». Тем самым возможность применения гражданско-правовых санкций возможна лишь в случае пропуска десятидневного срока с момента получения возвращенного товара обратно продавцом.

Правильность данного подхода подтверждается также правоприменительной практикой Конституционного суда РФ. Так, в своих Определениях (№ 1966-О от 28.09.2017[256], № 1969-О от 28.09.2017[257]) орган конституционного контроля, рассмотрев обращения граждан в части нарушения их прав сроком возврата товара, купленного дистанционным способом, отмечает, что принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем. Содержащееся в абзаце пятом пункта 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" правовое регулирование - с учетом специфики предусмотренного данной статьей способа продажи товара - направлено на защиту прав граждан (потребителей) как менее защищенной стороны договора розничной купли-продажи и само по себе не может расцениваться как нарушающее перечисленные в жалобе конституционные права заявителя.

Анализ отдельных видов сроков в потребительских правоотношениях показал, что выявленная нами двойственная природа сроков в потребительских правоотношениях как особого юридического факта и гражданско-правового средства, способствующего исполнению обязательства с учетом формального признания юридического равенства сторон с целью предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне – потребителю, присуща всем исследованным срокам.


Заключение

Проведенное исследование сроков в потребительских правоотношениях позволило определить роль и значение института сроков в потребительских отношениях. Сроки имеют важное значение в упорядочивании гражданско-правовых отношений. Создается своеобразная аналогия «процессуального формализма», обусловленного детальной регламентацией процессуальных отношений. Как известно, развитие любого процессуального правоотношения происходит в рамках строго определенных стадий, ограниченных определенным временным периодом. В отличие от процессуальных отношений, материальным отношениям присуща диспозитивность, однако данная свобода усмотрения, в любом случае имеет определенные пределы, рамки. Срок выступает важным элементом материальных процедур, определяющим для субъектов материальных правоотношений временные пределы, в течение которых их действия будут иметь юридические последствия.

 Срок может, с одной стороны, рассматриваться в качестве периода времени, в течение которого происходит осуществление прав, возникновение, изменение, прекращение существующих правоотношений. В этой связи срок можно рассматривать как событие. Но в то же время срок может носить волевой характер, так как стороны сами могут определять сроки совершения юридически значимых действий. Вместе с тем, попытка рассмотреть сроки как юридические факты, выступающие, в зависимости от ситуации, как события или действия не раскрывает место сроков в системе юридических фактов.

На наш взгляд, события и действия не охватывают собою всех юридических фактов. В ряде случаев претворение в жизнь модели поведения, установленной в диспозиции правовой нормы, возможно при наличии системы фактов, каждый из которых может иметь значение особого юридического факта. Все это позволяет заключить, что срок является особым юридическим фактом, который в совокупности с действием и (или) событием выступает обязательным элементом юридического состава необходимым для возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений.

Выделение заведомо слабой стороны с учетом формального признания юридического равенства сторон с целью предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне предполагает наличие определенного набора инструментариев, которые зависят от предмета регулирующего воздействия соответствующей отрасли. Важное место в системе правовых средств, обеспечивающих охрану прав участников гражданских правоотношений, на наш взгляд, занимают сроки. Это отчетливо проявляется в правоотношениях, в которых участвуют заведомо неравные участники правоотношений – потребитель[258] и продавец (предприниматель).

Срок в рамках потребительских правоотношений в качестве гражданско-правового средства может выполнять несколько функций. Срок выступает средством, определяющим временные рамки: 1) в течение которых допускается совершение действий, с тем чтобы они приобрели характер юридически значимых действий; 2) в течение которых отсутствуют какие-либо действия, также приобретающие характер бездействия, имеющего правовые последствия; 3) в течение которых нарушенное право может быть принудительно восстановлено.

Вместе с тем, создание гарантий для потребителя не должно осуществляться в ущерб интересам продавца (предпринимателя), а должно быть направлено на достижение баланса интереса сторон.

Проанализировав все имеющиеся точки зрения, можно отметить, что гражданско-правовые средства выступают инструментариями, устанавливающими правовые гарантии, направленные на исполнение прав и законных интересов участников гражданско-правовых отношений. При этом, в зависимости от участка общественных отношений, подлежащих правовому воздействую, набор этих средств может меняться с целью достижения главной своей цели – соблюдения прав и законных интересов. В потребительских правоотношениях, гражданско-правовых по своей природе таким дополнительным дисциплинирующим средством, стимулирующим продавца как более «сильную» сторону в формально равных потребительских правоотношениях к учету мнения более «слабой» стороны, выступает срок, являющийся «юридическим усилителем и ускорителем действий субъектов». Именно установление системы сроков в рамках потребительских правоотношений, в течение которых должны быть выполнены обоснованные требования потребителя, и установление ответственности за нарушение указанных сроков способствует достижению законодательно установленной цели – защиты прав потребителей.

Юридическое значение сроков в потребительских правоотношениях выражается в том, что срок имеет двойственную природу: помимо того, что он является особым юридическим фактом, он также выступает в качестве гражданско-правового средства, способствующего исполнению обязательства с учетом формального признания юридического равенства сторон с целью предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне – потребителю.

Из анализа истории развития потребительских правоотношений можно сделать вывод, что институт сроков в потребительских отношениях находится в постоянном развитии. Безусловно, на начальных этапах развития общества отсутствовали нормы, обеспечивающие защиту прав и интересов потребителя. Дореволюционное законодательство характеризуется отсутствием какой-либо системы в защите прав потребителей, его доктринальным сопровождением. Выделяемые сроки того периода ограничивались сроками давности по требованиям гражданско-правового характера. В советский период начинают обособляться нормы гражданского права, регулирующие потребительские отношения. Развитие этих норм происходило путем законодательного установления сроков для их реализации. Необходимо отметить, что все нормы, регулирующие отношения продавца и покупателя, уже в момент своего зарождения имели защитную функцию. Защитная функция достигалась за счет установления сроков возможной принудительной реализации нарушенных прав покупателя.

С момента своего нормативного обособления потребительские правоотношения как отношения, направленные на защиту более слабой стороны – потребителя, наделяются дополнительным защитным потенциалом благодаря установлению сроков, в течение которых может быть обеспечена защита интересов потребителя.

Проведенное исследование наглядно демонстрирует, что в дореволюционный период развития нашего государства начинают лишь складываться предпосылки для формирования потребительских отношений как предмета правового регулирования. Во многом это связано с отсутствием системы сроков, которые могли бы выступить ядром этих отношений, позволяющих с помощью норм различных правовых отраслей обеспечить комплексную защиту прав покупателей.

Только с принятием первых кодифицированных актов советского государства начинают обособляться нормы гражданского права, регулирующие потребительские отношения. Причем развитие этих норм происходило путем законодательного установления сроков для их реализации, а зачастую возможность удовлетворения требования потребителя ставилось в прямую зависимость от своевременности заявленного требования. Начинает выстраиваться система защиты прав покупателя в привязке со сроками возможной принудительной защиты нарушенного права. Законодатель отдельно выделяет сроки, в течение которых могут заявляться претензий в общем порядке, а также в случае обмана покупателя. Сама логика построения потребительских отношений указывает на неразрывную связь с институтом сроков.

В дальнейшем в результате кодификации 60-х годов ХХ столетия выстраивается взаимосвязанная система сроков, обеспечивающая права и законные интересы потребителей. В частности, устанавливается срок предъявления претензии по продаже товара ненадлежащего качества, вводится понятие гарантийного срока применительно к вещам, реализуемым через розничные торговые организации, устанавливается срок давности по искам о недостатках проданной вещи.

Все это свидетельствует о прямом влиянии института сроков на развитие потребительских правоотношений и их роли в регулировании общественных отношений с участием потребителей.

Система сроков в потребительских правоотношениях – это определенный порядок установления взаимосвязанных сроков, нацеленных на защиту прав и законных интересов потребителя. Анализ указанных сроков позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении продолжительности сроков, регулирующих различные участки общественных отношений с участием потребителя, что проявляется также в порядке исчисления сроков, которые могут измеряться как в сутках, так и рабочих и календарных днях. В частности, Закон РФ «О защите прав потребителей» как основной нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу общественных отношений определяет различные сроки, продолжительность которых устанавливается на основе соглашений сторон либо императивного указания в отраслевых нормативно-правовых актах. Несмотря на отсутствие единого подхода в исчислении и продолжительности сроков в потребительских правоотношениях, сроки, выступая одновременно в двух плоскостях - как юридический факт особого рода и гражданско-правовое средство, - образуют единую систему, так как во всех потребительских правоотношениях присутствует две группы сроков, обеспечивающих правоохранительный потенциал потребительских правоотношений и устанавливающих развернутую систему санкций в случае нарушения сроков исполнения обязательств перед потребителем. При этом данная взаимообусловленная система сроков устанавливается специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права а при их отсутствии применяются общие положения Закона о ЗПП. Сроки, установленные в потребительских правоотношениях при этом не носят универсального характера, а регулируются применительно к специфике конкретного правоотношения.

На основе анализа имеющихся нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что сроки в рамках потребительских правоотношений можно классифицировать по их месту в механизме правового регулирования, выделив две группы: (1) сроки осуществления прав в потребительских правоотношениях; (2) сроки защиты прав в потребительских правоотношениях.

Необходимо отметить, что несмотря на представленную разветвленную систему сроков в потребительских правоотношениях, сроки по своему значению и правоохранительному потенциалу различны. Они могут применяться с различной периодичностью в зависимости от своей востребованности потребителями и специфики конкретных потребительских правоотношений. Особенности срока как особого юридического факта и правового средства, применимого во всех потребительских отношениях с целью создания дополнительных гарантий для потребителя в качестве более слабой стороны наиболее полно раскрываются на примере гарантийных сроков и сроков удовлетворения требований потребителя. Указанные виды сроков выступают своего рода векторами, обеспечивающими баланс интересов потребителя и продавца. Потребитель, не обратившийся в течение гарантийного срока с требованием к продавцу, претерпевает неблагоприятные последствия в виде невозможности принудительной защиты нарушенного права. Продавец, нарушивший сроки удовлетворения требований потребителя, несет ответственность, выраженную во взысканиях имущественного характера.

Центральным сроком, являющимся ядром системы сроков осуществления прав в потребительских правоотношениях, на наш взгляд, выступает гарантийный срок. Рассмотрение гарантийных сроков в качестве претензионных приводит к расширительному толкованию понятия гарантийного срока. Исполнимость требования потребителя заявленного в пределах претензионного срока обусловлена в свою очередь соблюдением гарантийного срока. Безусловно, требование потребителя в период действия гарантии облекается в форму претензии, но претензия, предъявленная в период действия гарантийных сроков, имеет установленные законодателем строго обязательные для продавца варианты разрешения спорной ситуации потре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...