Классификация сроков в потребительских правоотношениях
Срок в потребительских правоотношениях, являясь одновременно особым юридическим фактом и гражданско-правовым средством, образует целостную и взаимосвязанную систему сроков, направленных на достижение определенной цели – защиты прав и законных интересов добросовестных потребителей. Развитие законодательства России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека не означает, что в потребительских правоотношениях гарантии существуют только у более слабой стороны – потребителя, гарантии существуют также у субъекта, реализующего свою продукцию, оказывающего соответствующую услугу. Это связано с тем, что взаимосвязанная система сроков дисциплинирует как продавца (исполнителя), который обязан принять меры реагирования на обращения потребителя, в противном случае несоблюдение срока будет выступать основанием для применения санкций, так и потребителя, который может заявить о своих обоснованных претензиях, только в рамках отведенных сроков, пропуск которых влечет утрату права на принудительное восстановление нарушенного права. Система сдержек и противовесов, созданная в потребительских правоотношениях, реализуется, в первую очередь, благодаря системе взаимосвязанных и взаимообусловленных сроков, придающих потребительским правоотношениям, являющимся гражданско-правовыми по своей природе процедурный характер, столь необходимый для реализации охранительного потенциала этих отношений. Законодатель определяет срок, в течение которого гарантируется надежность товара или оказанной услуги. В случае же обнаружения недостатков в указанный срок удовлетворение обоснованных требований потребителя обеспечивается мерами государственного принуждения, в первую очередь, гражданско-правовыми санкциями.
Сроки в потребительских правоотношениях являются неоднородными, и каждый срок имеет свою определенную функциональную направленность – достижение определенной цели в рамках общего механизма защиты прав и законных интересов потребителя. Развернутую систему сроков в потребительских правоотношениях раскрывает основной законодательный акт, регулирующий потребительские правоотношения, из анализа которого можно сделать вывод о наличии следующих видов сроков: Ø Срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки (ст. 5 Закона о ЗПП); Ø Срок годности – период, по истечении которого продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) считаются непригодными для использования по назначению (ст. 5 Закона о ЗПП); Ø Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя (ст. 5 Закона о ЗПП); Ø Срок, установленный на основании дополнительного обязательства – срок в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство) (ст. 5 Закона о ЗПП); Ø Срок производства товара – срок, обеспечивающий выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей (ст. 6 Закона о ЗПП);
Ø Срок на возмещение убытков, причиненных потребителю – сроки, в течение которых потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (ст. 18 Закона о ЗПП); Ø Срок на устранение недостатков товара: – срок, в течение которого потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков при непредоставлении при заключении договора информации о товаре (работе, услуге) (ст. 12 Закона о ЗПП); – сроки, в течение которых при обнаружении в товаре недостатков потребитель по своему выбору вправе: (1) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; (2) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; (3) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; (4) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (ст. 18 Закона о ЗПП); Ø Сроки проведения экспертизы – срок для проведения экспертизы продавцом (изготовителем) в случае спора о причинах возникновения недостатков товара (ст. 18 Закона о ЗПП); Ø Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара – претензионные сроки, возможные в период действия гарантийных сроков и сроков службы (ст. 19 Закона о ЗПП); Ø Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя – сроки, в течение которых возможны требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре (ст. 22 Закона о ЗПП);
– сроки для удовлетворения требований потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора (ст. 31 Закона о ЗПП); Ø Сроки передачи предварительно оплаченного товара потребителю – сроки, установленные в договоре купли-продажи, предусматривающем обязанность потребителя предварительно оплатить товар (ст. 23.1Закона о ЗПП); Ø Сроки на обмен товара надлежащего качества – сроки, в течение которых потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона о ЗПП); Ø Сроки, в течение которых действует предложение о заключении договора, установленные при дистанционном способе продажи товара – сроки, применяемые при заключении договора розничной купли-продажи с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами (ст. 26.1 Закона о ЗПП); Ø Сроки выполнения работ (оказания услуг) – срок, в течение которого исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги), установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг (ст. 27 Закона о ЗПП); Ø Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) – срок устранения недостатков исполнителем, назначенный потребителем (ст. 30 Закона о ЗПП); Ø Сроки выполнения работы из материала (с вещью) потребителя – срок для устранения недостатков в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя (ст. 35 Закона о ЗПП).
Данные сроки являются взаимообусловленными и образуют систему. В частности, одна группа сроков обеспечивает надлежащее исполнение обязательств потребителем, который может заявить свои требования только в рамках строго отведенных сроков, другая группа сроков обеспечивает исполнение обоснованных требований потребителя со стороны продавца(исполнителя) под угрозой применения к нему имущественных санкций за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя. Сроки, установленные в Законе о ЗПП, при этом не носят универсального характера, а могут регулироваться применительно к специфике конкретного потребительского правоотношения соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, претензионные сроки в одном случае могут составлять 6 месяцев (к перевозчику на внутренних рейсах), а в других могут быть более сокращенными (например, 20 дней по результатам реализации туристского продукта). Указанный подход в целом согласуется с правоприменительной практикой. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Тем самым обеспечивается баланс в системе сроков. В частности, сроки имеют правовые последствия как для потребителя, который связан временными рамками, в течении которых его требование может быть обеспечено мерами государственного принуждения (сроки, осуществления прав потребителей), так и для продавца(исполнителя), который должен удовлетворить обоснованное требование потребителя в рамках строго отведенных сроков (сроки, защиты прав потребителей). Данная система сроков бесперебойно обеспечивает защиту прав потребителя как экономически более слабой стороны в потребительских правоотношениях. При наличии особенностей того или иного участка потребительских правоотношений защита прав потребителя обеспечивается, в том числе, установлением специфичных сроков в специальных нормативно-правовых актах. Анализ действующего нормативного материала, регулирующего отношения с участием потребителей, позволяет заключить, что в рамках специального нормативного регулирования такие специальные виды сроков выделяются. Так, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[167] выделяет следующие виды сроков:
1) сроки предъявления требований потребителем – лицо вправе считать груз недоставленным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию: в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях; в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении (ст. 14); - в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, возобновить действие билета на другое транспортное средство за вычетом 25 процентов стоимости билета (ст. 23); - возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезда в случае задержки отправления транспортного средства более чем на час (ст. 23); 2) сроки исполнения обязательств перед потребителем - принятый для перевозки отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт в соответствии с договором перевозки пассажира (ст. 22); 3) сроки удовлетворения требований потребителя - возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади осуществляется не позднее чем в течение десяти дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира (ч. 2 ст. 23); - штраф, начисленный за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час уплачивается не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования (ч. 13 ст. 34); 4) сроки, определяющие временные периоды ответственности исполнителя - перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади в период нахождения пассажира в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства (ч. 18 ст. 34). 5) претензионные сроки - перевозчики, фрахтовщики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии (ст. 40). 6) сроки, определяющие основание и дату начала начисления штрафов - просрочка доставки багажа, которая является основанием для начисления штрафа, исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж (ч. 12 ст. 34). - за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки (ч. 13 ст. 34). На примере данного федерального закона видим, что в случае наступления предусмотренных в законе оснований потребитель имеет право заявить свое требование по качеству оказываемой услуги. При этом законодатель предельно четко определяет временные рамки, в течение которых данное требование будет иметь правовое значение (сроки предъявления требований потребителя). В дальнейшем значение, с точки зрения правовых последствий, будет иметь соблюдение временных рамок уже со стороны лица, оказывающего услуги (сроки исполнения обязательств перед потребителем, сроки удовлетворения требований потребителя, претензионные сроки). Несоблюдение временных рамок в удовлетворении обоснованных требований потребителя влечет за собой применение к исполнителю имущественных санкций (сроки, определяющие основание и дату начала начисления штрафов). В зависимости от специфики регулируемого отношения могут выделяться дополнительные сроки, отражающие особенности определенной области потребительских правоотношений. Так, например, срок, определяющий временные периоды ответственности исполнителя, устанавливает ответственность перевозчика, начиная с момента посадки и поездки и заканчивая моментом высадки из транспортного средства. Данная логически выстроенная система сроков присутствует во всех нормативно-правовых актах, регулирующих потребительские правоотношения. Определение временных рамок в регулировании как действий потребителя, так и продавца создает систему гарантий по защите прав добросовестного потребителя. Так, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[168] содержит сроки: 1) сроки исполнения обязательств перед потребителем: в случае, если строительство многоквартирного дома не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию (ч. 3 ст. 6); - застройщик не менее чем за месяц до наступления установленного договором срока передачи объекта долевого строительства или в случае, если договором предусмотрен срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства, не менее чем за четырнадцать рабочих дней до наступления срока начала передачи и принятия обязан направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома (ч. 4 ст. 8); - застройщик в случае расторжения договора в течение двадцати рабочих дней со дня расторжения договора обязан возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора (ч. 2 ст. 9). 2) гарантийный срок - гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет (ч. 5 ст. 7). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[169] устанавливает срок на предоставление возражения - оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения и рассмотреть такое возражение в течение тридцати дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения (ст. 16). Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[170] устанавливает следующие виды сроков: 1) сроки исполнения обязательств перед потребителем - страховщик обязан обеспечить рассмотрение обращения заявителя, отправленного в виде электронного документа, и направление ему ответа в течение срока, согласованного заявителем со страховщиком, но не позднее трех рабочих дней со дня поступления указанного обращения (ч. 1 ст. 12); - в течение пяти календарных дней после окончания срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик осуществляет страховую выплату (ч.8 ст. 12). Важным является конкретизация исчисления сроков календарными днями, что вносит правовую определенность в регулируемые отношения; - в течение 20 календарных дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате (ч. 21 ст. 12); - по запросам в письменной форме граждан профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, не содержащие персональных данных (ч. 3.2 ст. 30). 2) сроки удовлетворения требований потребителя - профессиональное объединение страховщиков рассматривает заявление потерпевшего об осуществлении компенсационной выплаты в течение 20 календарных дней со дня их получения и в течение указанного срока профессиональное объединение страховщиков обязано произвести компенсационную выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате (ст. 19); 3) сроки предъявления требований потребителем - страховщик в течение 15 календарных дней со дня принятия первого заявления о страховой выплате в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховой выплате от других выгодоприобретателей (ч.8 ст. 12); Правоохранительный потенциал потребительских правоотношений на примере указанного федерального закона раскрывается в привлечении к ответственности (неустойка за каждый день просрочки) страховщика при несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре. Кроме того, при несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за каждый день просрочки несет «финансовые санкции». Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»[171] прямо раскрывает дефиницию срока оказания услуги почтовой связи - совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи. Кроме того, закон прямо выделяет претензионные сроки - при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, письменный ответ на которую должен быть дан в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней (ст. 37). Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[172] устанавливает претензионный срок - претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и срок удовлетворения требований потребителя – претензия подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. Увеличенные претензионные сроки установлены Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ[173] претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев (ст. 126). В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках уведомление в письменной форме должно быть заявлено не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. Выделяются также сроки удовлетворения требований потребителя - перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии. В соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»[174] в отношении потребителя устанавливается два вида сроков: 1) сроки исполнения требования потребителя - потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета не позднее месяца, следующего за днем его установки (пп.е); 2) сроки удовлетворения требований потребителя – потребитель вправе требовать от исполнителя проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (пп.к.4). Как видим, в данном случае устанавливается конкретный 10-дневный срок на удовлетворение требований потребителя. Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»[175], устанавливается срок предоставления информации потребителю - информация о реализуемой потребителю услуге располагается в доступном для посетителей месте и оформляется таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени гостиницы (п. 11). Срок охватывается в данном случае временными рамками, в течение которых потребитель вправе требовать предоставления информации. Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»[176] можно сделать вывод о наличии срока удовлетворения требований потребителя, который, вместе с тем, не содержит конкретного срока исполнения и предполагает наличие диспозитивного начала в возможностях потребителя самому установить срок удовлетворения его требований. Потребитель имеет возможность установить сроки начала и окончания и промежуточные сроки оказания услуг. Недостатки оказанных услуг по вывозу бытовых отходов, обнаруженные в ходе их предоставления, должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем. Вместе с тем существует и императивное начало несоответствие услуги по вывозу бытовых отходов стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги должно быть устранено исполнителем в течение суток со дня предъявления требования потребителя (п. 20). Хочется обратить внимание, что исчисление срока происходит в сутках, что не характерно для гражданско-правовых отношений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 676 «О Правилах обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности»[177] устанавливается претензионный срок - в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) вещей в период их хранения в морском порту потребитель представляет исполнителю претензию, которую тот обязан рассмотреть и уведомить заявителя в письменной форме о результатах ее рассмотрения в течение 30 дней с даты получения претензии (п.п. 28,29). Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»[178] устанавливается срок исполнения обязательств перед потребителем - заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем (п. 18). При этом в самом нормативно-правовом акте отсутствует какой-либо императивный срок, так как предполагается,что сроки исполнения обязательств устанавливаются в гражданско-правовых соглашениях. Сроки оказания платных образовательных услуг дифференцируются на сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»[179], выделяются 1) претензионные сроки - претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании телематических услуг связи предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания телематических услуг связи, отказа в их оказании или выставления счета за оказанную услугу. 2) сроки удовлетворения требований потребителя - претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии. Из содержания Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»[180] можно сделать вывод о наличии: 1) срока исполнения обязательств перед потребителем - исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем (п. 18); 2) сроки удовлетворения требований потребителя - потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги (п. 25); 3) аннулирующие сроки - п отребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем (п. 26). В соответствии с п.п. 28, 29 Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»[181], установлен срок удовлетворения требований потребителя - требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления соответствующего требования. В случае, если исполнитель нарушил срок оказания услуги (срок начала и (или) окончания оказания услуги), потребитель по своему выбору в качестве одного из способов реагирования на пропуск срока вправе назначить исполнителю новый срок. Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи»[182], устанавливается срок исполнения обязательств перед потребителем - оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации им заявления о заключении договора об оказании услуг местной телефонной связи, осуществляет в соответствии с заявлением проверку наличия технической возможности предоставления доступа к сети местной телефонной связи (п. 60). Анализ указанных сроков позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении продолжительности сроков, регулирующих различные участки общественных отношений с участием потребителя, что проявляется также в порядке исчисления сроков, которые могут измеряться как в сутках, так и рабочих и календарных днях. В частности, Закон РФ «О защите прав потребителей» как основной нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу общественных отношений, определяет различные сроки, продолжительность которых устанавливается на основе соглашений сторон либо императивного указания в отраслевых нормативно-правовых актах. Несмотря на отсутствие единого подхода в исчислении и продолжительности сроков в потребительских правоотношениях, сроки, выступая одновременно в двух плоскостях - как юридический факт особого рода и гражданско-правовое средство, - образуют единую систему, так как во всех потребительских правоотношениях присутствует две группы сроков, обеспечивающих правоохранительный потенциал потребительских правоотношений и устанавливающих развернутую систему санкций в случае нарушения сроков исполнения обязательств перед потребителем. При этом, данная взаимообусловленная система сроков устанавливается специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права, а при их отсутствии применяются общие положения Закона о ЗПП. На основе анализа имеющихся нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что сроки в рамках потребительских правоотношений можно классифицировать по их месту в механизме правового регулирования выделив две группы: (1) сроки осуществления прав в потребительских правоотношениях (гарантийный срок; сроки предъявления требований потребителем; сроки исполнения обязательств перед потребителем; срок на предоставление возражения; срок предоставления информации потребителю; срок службы; срок годности; срок, установленный на основании дополнительного обязательства; срок производства товара; сроки передачи предварительно оплаченного товара потребителю сроки на обмен товара надлежащего качества; сроки, в течение которых действует предложение о заключении договора, установленные при дистанционном способе продажи товара; сроки выполнения работ (оказания услуг); сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);сроки выполнения работы из материала (с вещью) потребителя); (2) сроки защиты прав в потребительских правоотношениях (сроки удовлетворения требований потребителя; сроки, определяющие временные периоды ответственности исполнителя; претензионные сроки; сроки, определяющие основание и дату начала начисления штрафов; срок на устранение недостатков товара при отсутствии информации о товаре; срок на возмещение убытков, причиненных потребителю; срок на устранение недостатков товара; сроки проведения экспертизы; сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков). Необходимо отметить, что несмотря на представленную разветвленную систему сроков в потребительских правоотношениях, сроки по своему значению и правоохранительному потенциалу различны. Они могут применяться с различной периодичностью в зависимости от своей востребованности потребителями и спецификой конкретных потребительских правоотношений. Особенности срока как особого юридического факта и правового средства, применимого во всех потребительских отношениях с целью создания дополнительных гарантий для потребителя в качестве более слабой стороны, наиболее полно раскрываются на примере гарантийных сроков и сроков удовлетворения требований потребителя. Указанные виды сроков выступают своего рода векторами, обеспечивающими баланс интересов потребителя и продавца. Потребитель, не обратившийся в течение гарантийного срока с требованием к продавцу, претерпевает неблагоприятные последствия в виде невозможности принудительной защиты нарушенного права. Продавец, нарушивший сроки удовлетворения требований потребителя, несет ответственность, выраженную во взысканиях имущественного характера. Иные виды сроков в потребительских правоотношениях, являясь либо сроками защиты, либо сроками осуществления прав, обеспечивают баланс интересов продавца и покупателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|