Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарантийные сроки в системе сроков потребительских правоотношений




 

Центральным сроком в системе сроков в потребительских правоотношениях, на наш взгляд, выступает гарантийный срок. Это связано с тем, что гарантийный срок определяет основную цель потребительских отношений: (1) возможность использования потребителем товара (работы) по назначению; (2) ответственность продавца (изготовителя) за существенные недостатки товара (работы).

В отечественной цивилистике выделяются различные подходы в определении понятия и правовой природы гарантийных сроков, которые условно можно разделить на четыре группы: (1) гарантийный срок как подвид претензионного срока; (2) гарантийные сроки как условие качества (качественная характеристика); (3) гарантийный срок как подвид пресекательного срока; (4) гарантийный срок в качестве самостоятельного срока в системе сроков осуществления прав

Первая группа авторов гарантийные сроки связывает со сроками предъявления претензий. Как отмечает Е. Шешенин, в случае, когда для вещей, продаваемых через розничные организации, установлены гарантийные сроки, покупатель в течение гарантийного срока может предъявить претензию по поводу недостатков проданной вещи и требовать безвозмездного устранения недостатков вещи либо ее замены вещью надлежащего качества или принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы[183].

На наш взгляд, рассмотрение гарантийных сроков в качестве претензионных приводит к расширительному толкованию понятия гарантийного срока. Действительно, в случае обнаружения потребителем недостатка в период действия срока, он может адресовать свое требование продавцу. Такое же право есть у покупателя и по истечении гарантийного срока при обнаружении существенных недостатков в товаре. И в первом, и во втором случае потребитель направляет продавцу претензию, и, в случае обоснованности претензии, продавец обязан выполнить требование потребителя[184]. Исполнимость требования потребителя, заявленного в пределах претензионного срока, обусловлена, в свою очередь, соблюдением гарантийного срока. Безусловно, требование потребителя в период действия гарантии облекается в форму претензии, но претензия, предъявленная в период действия гарантийных сроков, имеет установленные законодателем строго обязательные для продавца варианты разрешения спорной ситуации потребителя с продавцом. В этой связи гарантийный срок в качестве претензионного рассматривать нельзя, так как по своей природе гарантийные сроки выступают сроками, обеспечивающими эксплуатационные характеристики товара, и возможность предъявления претензии лишь предполагается при обнаружении недостатков товара (услуги).

Такого же подхода придерживается К.Ю. Лебедева, выделяющая в два самостоятельных вида гарантийный срок и претензионные сроки в классификационной группе сроков осуществления прав[185]. Вторая группа авторов гарантийные сроки рассматривает как условие качества. Так, Н.А. Яхнина считает, что при уяснении понятия гарантийного срока как правового института следует исходить из того, что гарантийный срок является правовым выражением большой технической проблемы – проблемы надежности и долговечности выпускаемых промышленных изделий длительного пользования, и по своему существу представляет собой гарантию изготовителя на безотказную надежную работу или службу изделия, на стабильность его качества. Гарантийный срок должен быть тесно связан с надежностью изделия, являясь одной из его технических характеристик.

По мнению автора, внутри гарантийных сроков следует различать: (1) гарантийные сроки эксплуатации, годности, предполагающие обеспечение заданного качества изделия в процессе его эксплуатации; (2) гарантийные сроки хранения как период времени, в течение которого гарантируется качество изделия, независимо от того, эксплуатировалось изделие или находилось в стадии транспортировки или хранения[186].

Отождествление гарантийного срока с технической характеристикой считаем не совсем корректной. Потребитель, приобретая товар, безусловно, имеет целью извлечение полезных свойств и исправную эксплуатацию приобретаемого товара, исходя из его технических характеристик. Однако гарантийный срок выступает не характеристикой, так как это не объект материального мира, создающий дополнительное полезное свойство для потребителя, а является временным тестом для товара на предмет соответствия заявленной технической характеристике.

И.Н. Петров, анализируя различные подходы к определению гарантийного срока, отмечает, что гарантия доброкачественности изделия в течение гарантийного срока является обязанностью поставщика. Этой обязанности соответствует право покупателя установить в течение того же срока скрытые недостатки поставленной ему продукции. Причем, по мнению автора, обязанности изготовителя являются первичными, а права покупателя – вторичными, производными от обязанностей. В качестве основного предлагается вариант определения понятия гарантийного срока как условия качества продукции, по которому изготовитель (поставщик) гарантирует, при надлежащем хранении и использовании поставленной продукции, соответствие ее качества требованиям ГОСТа, технических условий или договора в течение определяемого ими времени[187].

Рассмотрение гарантийного срока как обстоятельства, от которого зависит доброкачественность изделия, нам представляется не совсем верным. Доброкачественность изделия – это категория, связанная с объектами материального мира, характеризующаяся определенными свойствами и приобретаемая для удовлетворения потребительского спроса.

Так, в соответствии с пп.б п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под товаром следует понимать вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот. В данном случае доброкачественность будет определяться родовыми или индивидуальными признаками[188].

Кроме того, И.Н. Петров в зависимости от технической характеристики продукции, ее назначения, потребительских свойств различает следующие виды гарантийных сроков: (1) сроки хранения; (2) сроки эксплуатации; (3) сроки годности; (4) сроки службы, работы (ресурс)[189]. В другом своем научном труде данный автор дает следующие определения различным видам гарантийных сроков. Срок хранения – время до ввода изделия в эксплуатацию (до потребления); срок эксплуатации – время с момента ввода изделия в эксплуатацию; срок годности – время с момента изготовления продукции до завершения ее использования; срок службы – время с момента изготовления продукции до прекращения эксплуатации, обусловленного нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации из-за резкого увеличения интенсивности отказов прибора за счет износа и старения его элементов; срок работы – время использования продукции в работе[190].

По мнению В.С. Шелестова, гарантийные сроки следует рассматривать в узком смысле как гарантийные сроки службы, так как нормы действующего права фиксируют лишь отрицательные правовые последствия, наступающие в связи с нарушением требований по качеству в период действия гарантийного обязательства и состоящие преимущественно в обязанности по безвозмездному устранению обнаруженных в изделиях дефектов. Гарантийный срок службы В.С. Шелестов определяет как период времени, в течение которого изготовитель при определенных режимах и условиях эксплуатации обеспечивает надежную работоспособность технических изделий. Эти сроки установлены не для выявления в предметах недостатков и распределения имущественной ответственности при обнаружении отклонений; их назначение иное: обеспечение безотказного функционирования технических изделий, самой высокой их надежности и эффективности[191].

Следует согласиться с позицией В.С. Шелестова, определяющего гарантийный срок как период времени, обеспечивающий надежную работоспособность технических изделий. Только необходимо сделать оговорку, что работоспособность обеспечивается не сроком, а качественными характеристиками изделия. Гарантийный срок же выступает периодом времени, в течение которого недостатки будут гарантированно устранены, что, однако, не может говорить о надежной работоспособности изделия[192].

Автор предлагает разграничивать два вида гарантийных сроков: (1) гарантийные сроки ремонта; (2) гарантийные сроки службы. Гарантийные сроки ремонта начинают исчисляться по истечении гарантийных сроков службы, так как фактические сроки эксплуатации технических устройств значительно выше гарантийных сроков службы. При этом отличием данных двух видов гарантийных сроков является необходимость производства мелкого, среднего или капитального ремонта в период гарантийных сроков ремонта, в то время как в период гарантийных сроков службы изделие не нуждается в каком-либо ремонте[193].

Классификация В.С. Шелестова частично нашла отражение в современном законодательном подходе в исчислении гарантийных сроков. Однако спорным представляется утверждение автора о том, что в период гарантийных сроков службы изделие не нуждается в каком-либо ремонте. Ремонт, как это понятие определяет С.И. Ожегов, это починка, устранение неисправностей[194]. Потребитель в течение гарантийного срока вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков вещи при обнаружении недостатка в ходе эксплуатации. Устранение недостатка тем самым охватывается понятием ремонта. Так, Ново-Савиновский районный суд по гражданскому делу №2-1879/2014 установил, что в период гарантийного срока истцом было обнаружено, что кондиционер в приобретенном автомобиле не работает. Недостаток был устранен за пределами установленного договором купли-продажи срока гарантийного ремонта. Оценив доказательства в их совокупности, учитывая, что автомобиль истицы был передан ответчику для проведения гарантийного ремонта и был возвращен истице после проведения ремонта, суд считает, что срок устранения недостатков, обнаруженных в автомобиле, ответчиком нарушен, поэтому имеются законные основания для привлечения продавца к ответственности[195].

Т. Митрейкина, анализируя типовой договор, определяющий порядок обслуживания бытовых машин и приборов, гарантийный срок ограниченно рассматривает лишь в качестве срока эксплуатации, в пределах которого возможно техническое обслуживание и ремонт[196].

Третья группа авторов гарантийные сроки рассматривает в качестве самостоятельного вида сроков. Х.Э. Бахчисарайцев считает необходимым различать гарантийный срок «службы», «работы» или «годности» изделия и на этом основании выделять два срока: один, более краткий, – так называемый «гарантийный срок», и другой, ожидаемый потребителем и многократно наблюдаемый на практике, более длительный, – фактический срок стабильности качества тех или иных видов изделий. Отсюда можно сделать вывод, что первый из них является как бы нижним лимитом второго, его минимумом, за случаи нарушения которого поставщик и обязан нести ответственность[197].

Автор данного подхода гарантийный срок понимает очень широко, включая в это понятие и срок службы, определяя гарантийный срок как срок возможной эксплуатации товара. Законодатель подобную трактовку гарантийного срока, с отдельной оговоркой, формулирует в ч.5 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данной норме, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В данном случае речь идет о гарантии, распространяемой за пределами гарантийного срока, определенного соглашением, и имеющей охранительный потенциал благодаря возможности принудительного осуществления, но реализуемой только при условии, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю[198]. Это дает основание полагать, что гарантийный срок по своей природе не однороден и может быть представлен двумя подвидами:

(1) абсолютный гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя путем: (1) безвозмездного устранения недостатков вещи; (2) замены вещью надлежащего качества; (3) принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы;

(2) относительный гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя путем: (1) безвозмездного устранения недостатков вещи; (2) замены вещью надлежащего качества; (3) принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы при условии, что: (а) недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю; (б) недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Как считает В.П. Грибанов, гарантийный срок – это необычный юридический факт, представляющий собой период времени, имеющий значение лишь в сочетании с другими юридическими фактами: только обнаружение недостатков в приобретенной (отремонтированной) вещи в течение гарантийного срока влечет за собой определенные последствия. Под гарантийным сроком следует понимать срок, в течение которого изготовитель (поставщик, продавец) гарантирует безотказную службу изделия, а приобретатель при обнаружении в изделии в течение указанного срока неисправностей вправе потребовать их исправления либо замены вещи на доброкачественную. С технико-экономической стороны, гарантийный срок следует понимать как технически обоснованный прогрессивный срок безотказной службы изделия. При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капитального ремонта.

Это различие важно иметь в виду потому, что срок службы изделия обычно много больше гарантийного срока. При этом, по мнению В.П. Грибанова, гарантийный срок следует рассматривать как срок испытания изделия на прочность при соблюдении нормальных условий его эксплуатации[199].

Поэтому гарантийные сроки можно рассматривать в качестве элемента сложного юридического состава наряду с претензией потребителя приводящей в действие механизм защиты прав потребителя по устранению недостатков товара (работы).

Л. Вострикова, рассматривая гарантийные сроки как период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатков, продавец обязан удовлетворить требования покупателя, выделяет два вида гарантийных сроков: (1) законный гарантийный срок; (2) договорный гарантийный срок. Законная гарантия – ручательство продавца (подрядчика) за отсутствие в товаре (работах, услугах) в момент его передачи недостатков, снижающих стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре. Дополнительная гарантия – это дополнительное обязательство, по которому продавец ручается, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение определенного времени (гарантийного срока) [200].

Автор отмечает в качестве положительной динамики отказ от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения и выделяет их в самостоятельный вид. Так, срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию, а срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине[201]. Такого же подхода придерживается правоприменительная практика[202].

А. Сметанников гарантийный срок рассматривает в рамках этапов удовлетворения требований получателя товара применительно к договору поставки: (1) приостановка эксплуатации неисправного (некачественного) товара; (2) уведомление продавца об указанных обстоятельствах; (3) вызов представителя продавца в сроки, определенные в договоре; (4) фиксация факта неисправности для закрепления даты возникновения неисправности; (5) составление совместного акта по результатам проверки качества; (6) в случае отсутствия представителя продавца в срок, определенный в договоре, проведение независимой оценки; (7) проведение независимой экспертизы при отсутствия согласия по результатам осмотра товара[203].

Рассмотрение гарантийного срока в качестве элемента процедуры удовлетворения требований потребителя считаем вполне оправданным. Как отмечал О.А. Красавчиков, организационные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с отношениями имущественными, выполняя своего рода служебную роль по отношению к последним. Организационные отношения обладают относительной самосто­ятельностью в связи с тем, что в целом ряде случаев они являются лишь элементом, стороной имущественных отношений[204]. Если понимать механизм защиты прав потребителей как совокупность последовательно совершаемых действий, нацеленных на достижение желаемого результата – защиты прав потребителя, то гарантийный срок в этом механизме выполняет роль юридического факта, являющегося основанием для удовлетворения требований потребителя:

(1)  выявление недостатка в товаре (работе);

(2) обращение с требованием к продавцу;

(3) установление факта обращения в пределах гарантийного срока либо в течение двух лет с даты приобретения (выполнения) работы (услуги);

(4) удовлетворение требований потребителя либо отказ в удовлетворении требований потребителя;

(5) принудительное удовлетворение требований потребителя в случае невыполнения своих обязанностей продавцом (исполнителем).

Как считает Э. Мкртумян, суть гарантийного срока сводится к временному периоду, в течение которого заказчик, при обнаружении недостатков в работе, вправе предъявить подрядчику любое из альтернативных требований, будь то безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов на их устранение. Однако понимание конструкции «гарантия качества» в ее взаимосвязи с определенным сроком, на который она распространяется, изначально неверно. Очевидно, что заказчик рассчитывает эксплуатировать объект на протяжении всего срока службы (при условии правильной эксплуатации). Таким образом, для заказчика под качеством понимается возможность эксплуатации объекта по назначению на протяжении всего срока службы[205].

Т. Петрухина гарантийные сроки рассматривает в качестве разновидности сроков осуществления гражданских прав наряду со сроками существования гражданских прав, пресекательными сроками, претензионными сроками. При этом в одном ряду с гарантийными сроками автор выделяет сроки службы и годности и дает им общее определение сроков, в течение которых потребитель при обнаружении недостатков может реализовать свои права на надлежащее качество проданных ему товаров, выполненных работ, оказанных услуг[206].

По мнению Ю.К. Лебедевой, гарантийный срок по своей правовой природе выполняет побудительную функцию (как и пресекательный срок), но предназначен для достижения иной цели – восстановления и защиты субъективного гражданского права в рамках регулятивного правоотношения (без обращения в юрисдикционные органы). Поэтому он (1) не может быть продлен даже в исключительных случаях и (2) может быть установлен не только в законе, но и в договоре. По мнению автора, следует разграничивать гарантийный срок и срок годности, транспортабельности, службы, работы, хранения и эксплуатации, так как гарантийный срок, помимо защиты субъективных прав приобретателя на получение качественного товара, дополнительно является сроком для обнаружения недостатков товара, предоставляющим возможность предъявления комплекса требований для восстановления нарушенного права[207].

Четвертая группа авторов гарантийные сроки определяет как разновидность пресекательных сроков. По мнению М.А. Гурвича, гарантийные сроки это составная часть обязательства, имеющая явно выраженный материально-правовой характер. Являясь одним из определяющих условий, гарантийное обязательство соответствует определенной твердой длительности, практической потребности и возможности обеспечения хозяйственных интересов. М.А. Гурвич указывает на целесообразность установления в рамках гарантийного срока двух различных сроков: одного - пресекательного, ограничивающего по времени возможность сообщения об обнаруженных недостатках проданной вещи продавцу, и другого – давностного – для предъявления требований (исков) по поводу недостатков[208].

По мысли М.Я. Кирилловой, гарантийные сроки означают высокое качество товара, его исправность и безотказность в процессе использования. Одновременно это означает, что покупатель при обнаружении недостатков купленной вещи вправе требовать исправления их безвозмездно, либо замены другой вещью надлежащего качества, либо возврата вещи и получения ее стоимости[209].

На наш взгляд, подобный подход в части рассмотрения гарантийного срока в двух плоскостях (пресекательном и давностном), с учетом действующего законодательства, оправдан: во-первых, гарантийный срок выполняет специфическую задачу – гарантирует качество товара, и предъявление претензии носит экстраординарный характер, во-вторых, защита права потребителя возможна в строго определенных законодателем способах; в-третьих, возможность применения отлагательного условия (недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента) в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

М. Нихматулаев гарантийные сроки определяет как пресекательные сроки, установленные стандартами, техническими условиями либо иной нормой или соглашением сторон, в течение которых покупатель или заказчик вправе предъявить продавцу, поставщику или подрядчику претензию по поводу недостатков проданной вещи, поставленной продукции или выполненной работы, препятствующих их нормальному использованию. При обнаружении недостатков проданной вещи, на которую установлен гарантийный срок, продавец обязан безвозмездно устранить недостатки, либо заменить ее вещью надлежащего качества, либо принять ее обратно с возвратом уплаченной за нее суммы[210].

Таким образом, в отечественной доктрине сложились различные подходы в определении понятия и правовой природы гарантийных сроков. На наш взгляд, рассмотрение гарантийных сроков в качестве претензионных приводит к расширительному толкованию понятия гарантийного срока. Исполнимость требования потребителя, заявленного в пределах претензионного срока, обусловлена, в свою очередь, соблюдением гарантийного срока. Безусловно, требование потребителя в период действия гарантии облекается в форму претензии, но претензия, предъявленная в период действия гарантийных сроков, имеет установленные законодателем строго обязательные для продавца варианты разрешения спорной ситуации потребителя с продавцом. В этой связи гарантийный срок в качестве претензионного рассматривать нельзя, так как по своей природе гарантийные сроки выступают сроками, обеспечивающими эксплуатационные характеристики товара, и возможность предъявления претензии лишь предполагается при обнаружении недостатков товара (услуги).

Отождествление гарантийного срока с технической характеристикой считаем также не совсем корректной. Потребитель, приобретая товар, безусловно, имеет целью извлечение полезных свойств и исправную эксплуатацию приобретаемого товара, исходя из его технических характеристик. Однако гарантийный срок выступает не характеристикой, так как это не объект материального мира, создающий дополнительное полезное свойство для потребителя, а является временным тестом для товара на предмет соответствия заявленной технической характеристике.

Гарантийный срок выступает самостоятельным сроком в системе сроков осуществления прав в потребительских правоотношениях. Указанный срок определяет основную цель потребительских отношений: (1) возможность использования потребителем товара (работы) по назначению; (2) ответственность продавца (изготовителя) за существенные недостатки товара (работы). Гарантийный срок по своей природе не однороден и может быть представлен двумя подвидами: (1) абсолютный гарантийный срок – период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, предприниматель обязан удовлетворить требования потребителя; (2) относительный гарантийный срок – период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, предприниматель обязан удовлетворить требования потребителя при условии, что: (а) недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю; (б) недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Тем самым гарантийный срок выступает необходимым элементом юридического состава, наличие которого необходимо для выполнения обоснованного требования потребителя, выраженного в возможности выбора определенного альтернативного варианта поведения и обязанности продавца выполнить указанное требование как в период действия абсолютного гарантийного срока, так и относительного, при наличии предусмотренных предпосылок. Кроме того, гарантийный срок выступает правовым средством, обеспечивающим потребителю возможность извлечения полезных свойств и исправную эксплуатацию приобретаемого товара, исходя из его технических характеристик в рамках определенного проверочного периода.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...