Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Международное территориальное право и международное морское право




Территория: понятие и виды.

Территория в международном праве - не только сухопутные пространства и их недра, но также водные и воздушные пространства Земли, космическое пространство, Луна и другие небесные тела. Виды:

- территории государств (расположены в пределах государственных границ и находятся под полной и исключительной властью соответствующих государств);

- территории с международным режимом (на них власть государств не распространяется: воды открытого моря, Международный район морского дна, воздушное пространство над открытым морем, Антарктика и Космос);

- территории со смешанным правовым режимом (подпадают одновременно под действие международных и внутригосударственных нормативных актов: континентальный шельф, прилежащая зона, исключительная экономическая зона государств, международные реки, международные проливы, международные каналы, проходящие по территории некоторых стран;

- территории с особым международным режимом (подчиняются действию особой группы юридических норм, запрещающих использование таковых в военных целях (демилитаризация) или для ведения военных действий либо в качестве базы для таких действий (нейтрализация).

Территории государств: международно-правовой статус, основы и способы их изменения.

Верховная власть государства, его территориальное верховенство — отличительная черта государственной территории. Водное пространство – внутренние воды, принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды, территориальное море. Воздушное пространство – над сухопутной и водной, примерно 100-100 км вверх (точной границы нет). «Условная территория» - расположенные вне пределов территории объекты: воздушные, морские, космические суда, искусственные острова в море, помещения дипломатических и консульских представительств.

Понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция» является более широким, чем «государственная территория». Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).

Границы между территориями: виды, режим, способы установления и изменения.

Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними. В России это Закон «О Государственной границе РФ» 1993г. Он характеризует гос. границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета РФ».

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Предел территориального моря – с учетом требований норм права.

Режим государственной границы включает следующие вопросы.

1. Содержание государственной границы (сохранение и поддержание пограничных знаков и тд). Они должны быть четкими.

2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных. Может осуществляться только в пунктах перехода, открытых для двустороннего движения.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных. Предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

4. Ведение на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Не должна приносить ущерб.

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Защита и охрана государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.

Международные территории, реки и каналы.

Международные реки — это реки, протекающие по территории двух (или более) государств и используемые в согласованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судоходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.

У государств есть суверенитет над частью реки, протекающей по ее территории. Но государство обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным государствам.

Правила пользования реками – в двусторонних и многосторонних договорах. Например, Конвенция о режиме судоходства на Дунае, 1948 г. Свобода судоходства, но не военные суда.

Международные каналы — гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский). Они прокладываются по территории, на которую распространяется власть определенного государства. Страна-собственник канала должна обеспечить судоходство по каналу.

Территории с особым и смешанным режимом. Антарктика и Арктика: правовой режим.

Территории со смешанным правовым режимом подпадают одновременно под действие международных и внутригосударственных нормативных актов. Они подразделяются на пространства, прилежащие к территории государств (континентальный шельф, прилежащая зона, исключительная экономическая зона), и международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальным морем прибрежных государств, а также международные каналы, проходящие по территории некоторых стран.

Территории с особым международным режимом подчиняются действию особой группы юридических норм, запрещающих использование таковых в военных целях (демилитаризация) или для ведения военных действий либо в качестве базы для таких действий (нейтрализация).

Антарктика – район южнее 60-й параллели юж. ш., включающий Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. (не признается суверенитет какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики). Антарктика используется только в мирных целях.

Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, вправе проводить исследовательские работы в Антарктике, на равных основаниях с другими странами. Также действуют Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г.

Что касается Арктики, то её правовой режим определяется международным правом, а также законами арктических государств. Канада и Россия: концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономич. зоне и др.

Международное морское право: источники, субъекты, объекты.

Международное морское право – отрасль международного права, состоящая из норм, устанавливающих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в ходе их деятельности в мировом океане.

Источники: конвенция ООН 1982 по морскому праву, федеральный закон о внутренних морских водах РФ, федеральный закон о континентальном шельфе РФ + много многосторонних и двусторонних договоров.

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.

Конвенция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

- территориальное море и прилежащая зона (24 мили);

- проливы, используемые для международного судоходства;

- архипелажные воды;

- исключительная экономическая зона (200 миль от берега)

- континентальный шельф;

- открытое море;

- международный район морского дна.

Внутренние морские воды и морские порты государства: международно-правовые аспекты режима.

Внутренние морские воды – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря. Исходной линией территориального моря является линия наибольшего отлива. Там, где берег глубоко изрезан или в непосредственной близости к нему имеется цепь островов, для определения исходных линий территориального моря применяется метод «прямых исходных линий», соединяющих наиболее выдающиеся в море точки.

Кроме того, в состав внутренних вод входят воды портов, воды заливов и бухт, ширина входов в которые не превышает 24 морские мили (исключение - воды заливов и бухт, исторически принадлежащие прибрежному государству – здесь может превышать).

На внутренние воды не распространяется право мирного прохода. Заход в них возможен лишь с согласия прибрежного государства. Обычно оно выражается в объявлении того или иного порта открытым. На внутренние воды и находящиеся в них иностранные торговые суда по общему правилу распространяется юрисдикция прибрежного государства. Исключение составляют военно-морские корабли.

Территориальные воды и прилежащая зона: границы, международно-правовые аспекты режима.

Территориальное море, или территориальные воды – полоса морских вод шириной не более 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. По доброй воле государство может уменьшить их. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия.

Территориальные воды находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, с исключениями, устанавливаемыми правом мирного прохода. На борту иностранного торгового судна, проходящего через территориальные воды, по общему правилу действует юрисдикция государства флага, за исключением следующих случаев: 1. последствия происшествия на судне распространяются на прибрежные государства; 2. капитан или консул обратятся к властям прибрежного государства за помощью; 3. если вмешательство властей прибрежного государства необходимо для борьбы с торговлей наркотиками.

Прилежащая зона – морской район, прилагающий к территориальному морю и совместно с ним имеющий ширину не более 24 морских миль. В прилежащей зоне прибрежное государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в 4х сферах в том же объеме, что и на своей территории: 1. Таможенная; 2. Фискальная; 3. Иммиграционная; 4. Санитарная. Остановить судно тут можно, но применять какие бы то ни было меры нельзя.

 

 

Открытое море: понятие, правовой режим.

Открытое море – часть мирового океана, которая не в коей мере не подпадает под юрисдикцию какого-либо государства. Деятельность государств и частных лиц в открытом море регулируется принципом свободы открытого моря. По Конвенции 1982 года дно открытого моря объявлено общим наследием всего человечества => все человечество имеет право получать дивиденды. Ранее это дно считалось никому не принадлежащим. Для контроля за использованием его ресурсов была создана специальная международная организация – Международный Орган по морскому Дну.

Государства и частные организации, желающие добывать полезные ископаемые и использовать иные природные ресурсы дна открытого моря должны приобрести лицензию на это у Органа. Конвенция предусматривает, что часть своих доходов этот Орган должен направлять развивающимся государствам, не имеющих технических возможностей для использования природных ресурсов дна открытого моря. Ведущие государства особо не ратифицируют эту Конвенцию => не признают море общим наследием и не платят.

Морская экономическая зона и континентальный шельф.

Исключительная экономическая зона - э то полоса морских вод шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий территориального моря. В ней прибрежное государство имеет исключительные права на ее экономическое использование, в том числе на разведку, разработку природных ресурсов, как живых, так и не живых, в водах, морском дне и в его недрах. Также прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов и сооружений, проведения морских научных исследований и охраны окружающей среды. Остальные свободы открытого моря сохраняются в экономической зоне за всеми государствами.

Континентальный шельф – подводная окраина материка. Самостоятельный правовой статус континентальный шельф имеет только в том случае, если он удален от берега больше, чем на 22 морских миль (юридический смысл отличен от геологического). В соответствии с конвенцией 1982 года, внешне границей континентального шельфа является: а) линия, удаленная от исходных линий территориального моря не более чем на 350 морских миль; б) линия, удаленная не более чем на 100 морских миль от линии глубины в 2500 метров. В конвенции 1958 г. внешней границей континентального шельфа определена линия, за пределами которой уже невозможна добыча полезных ископаемых.

Прибрежное государство имеет право на исключительное экономическое использование живых и неживых ресурсов континентального шельфа, но не водных массивов над ним.

Прибрежное государство должно выплачивать международному органу по морскому дну определенную сумму за использование природных ресурсов континентального шельфа за пределами 200 мильной экономической зоны. Максимальный размер этой суммы – 7 % от стоимости добытых на шельфе природных ресурсов.

Международный район морского дна и его недра.

Район морского дня - дно морей и океанов (под открытым морем) и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. Общее наследие человечества. Использование, согласно конвенции 1982, только в мирных целях. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет Района.

Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Международные проливы, каналы, архипелажные воды.

Международный пролив - пролив, представляющий собой единственный или наиболее удобный путь из одного участка открытого моря в другой или из территориальных вод и исключительной экономической зоны одного государства в открытое море или территориальные воды и экономическую зону другого государства.

Международные проливы с правовой точки зрения подразделяются на те, правовой статус которых урегулирован специальным соглашением (Черноморские и Балтийские) и те, плавание через которые регулируется нормами общего морского права.

Черноморские проливы: (по конвенции в Монтрё 1936 г. ) Турция обязуется в мирное время беспрепятственно пропускать торговые суда всех стран, и, после предварительного уведомления, военные корабли Причерноморских государств. Должно Общее число находящихся в Черном море военных кораблей непричерноморских государств не должно превышать определенного Конвенцией размера. За проход через эти проливы Турция взимает плату не за само плавание, а за лоцманское обслуживание и иные услуги, причем имеет право поднимать плату без ограничений. Также Турция в целях безопасности приняла решение не пропускать танкера по ночам.

Балтийские проливы: (по Копенгагенскому трактату 1857 г. ) Дания отказалась от взимания любых пошлин за проход иностранных торговых судов через балтийские проливы. Проход военных кораблей регулируется датским законодательством.

Плавание через проливы, в отношении кот нет специальных межд. соглашений, регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В таких проливах суда всех стран имеют право транзитного прохода. В отличие от права мирного прохода, это значит, что прибрежное государство ни в коме случае не может останавливать плавание через межд. пролив, даже для обеспечения своей безопасности.

Международный канал – искусственное сооружение, прокладываемое по территории государства. Плавание через канал регулируется законодательством соответствующего государства. Межд. статус канал может приобрести только при стечении определенных межд. обстоятельств, говорящих о слабости государства. В настоящее время это: Суэцкий, Панамский, Кильский каналы. Плавание по этим каналам открыто для торговых и военных судов всех стран, причём для Суэцкого – даже в военное время. Плавание через Суэцкий и Панамский канал платное. Плавание через Кильский канал регулируется законодательством Германии.

Архипелажные воды. Конвенция 1982 года определяет особый правовой статус вод государств-архипелагов, то есть государств, целиком расположенных на островах, кот настолько тесно взаимосвязаны, что образуют географическое и экономическое единство. Наиболее крупными государствами-архипелагами являются Индонезия и Филиппины.

Архипелажными водами является воды, расположенные в сторону берега от архипелажных исходных линий. Архипелажные исходные линии проводятся между наиболее выдающимися в море точками наиболее отдаленных островов и коралловых рифов, с определёнными условиями. Если бы линии проводились линии по обычным правилам, то между островами образовывались бы участки открытого моря => иностранные суда имели бы право плавать.

Правовой статус архипелажных вод совпадает со статусом территориальных вод. На архипелажные воды распространяется суверенитет государства-архипелага. Иностранные суда пользуются правом прохода через архипелажные воды, но при этом государство-архипелаг вправе определять направление данного прохода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...