Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и история культуры




 

1. Понятие культуры.

2. Структура культуры.

3. Основные функции культуры.

4. Классификация искусств.

5. Пространственные искусства.

6. Временные искусства.

7. Пространственно-временные искусства.

8. Представление о культуре в эпоху античности.

9. Представление о культуре в средние века.

10. Изменение представлений о культуре в новое время.

11. Культура в концепциях И.Г. Гердера и Д. Вико.

12. Школа эволюционистов о культуре.

13. Школа диффузионистов о культуре (Ф. Ратцель, Л. Фробениус).

14. Система ценностей неокантианства.

15. Теория контркультуры Ф. Ницше.

16. Локальные цивилизации А. Тойнби.

17. Тотальная история французской школы "Анналов".

18. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского.

19. Цивилизация в концепции культуры О. Шпенглера.

20. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации.

21. Европоцентризм, эгалитаризм, американоцентризм, афроцентризм.

22. Этапы культурной эволюции эпохи палеолита.

23. Происхождение палеолитического искусства и его основные черты.

24. Религиозные воззрения в системе архаического мировосприятия (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм).

25. Основные центры раннеземледельческой культуры (Передняя Азия, Балканы, Туркменистан).

26. Основные черты раннеземледельческих культур.

27. Мифология: происхождение и сущность.

28. Зарождение письменности. Основные этапы в ее развитии.

29. Своеобразие и особенности древневосточных культур.

30. Место канона в жизни египтян.

31. Представление египтян о загробной жизни.

32. Религиозно-мифологическая система Древнего Египта.

33. Научные знания Древнего Египта (астрономия, математика, история, медицина).

34. Система ценностей в Месопотамской цивилизации.

35. Письменность Месопотамии (писцы, глиняные таблички, библиотеки).

36. Основные стереотипы мышления в Древней Индии.

37. Варновая структура древнеиндийского общества и культура.

38. Традиционализм древнекитайской культуры.

39. Культура крито-микенской цивилизации.

40. Архаический период в развитии древнегреческой культуры.

41. Классическая древнегреческая культура.

42. Эллинистический период в развитии древнегреческой культуры.

43. Архаические мифологические представления греков.

44. Формирование олимпийского греческого пантеона.

45. Особенности древнегреческой литературы (источники, систематизация, периодизация).

46. Зарождение театра в Древней Греции.

47. Основные сценические жанры греческого театра.

48. Система ценностей Древнего Рима.

49. Архаические мифологические представления римлян.

50. Классическая римская религия.

51. Место христианства в системе религиозных воззрений римлян.

52. Римские энциклопедисты (Варрон, Плиний Старший, Сенека, Страбон).

53. Зарождение литературы в Древнем Риме, основные периоды ее развития.

54. Римская литература доклассического периода (Ливий Андроник, Гней Невий, Квинт Энний, Плавт, Терен­ций).

55. «Золотой век» в развитии римской литературы. Общая характеристика.

56. Зарождение исторической науки в Древнем Риме (Квинт Пиктор, Луций Алимент, Катон, Квинт Энний).

57. Система образования в Древнем Риме (этапы и их характеристика).

58. Римское сценическое искусство.

 

 

Тема 1. Теория и история культуры: предмет и методы

 

1. Предмет, методы и проблемное поле.

2. Структура культурологии.

3. Категориальный аппарат и основные принципы.

4. Культурология в системе гуманитарного знания

 

1. Всякое научное направление определяется теми объектом и предметом, от которых зависит специфика данной науки. «Объект» и «предмет» – общенаучные категории, поэтому, прежде чем их определитьнеобходимо четко представить, в чем состоит смысл этих понятий.

Изучаемое наукой явление принято называть объектом изучения. Каждая наука будет у одного и того же объекта изучать какую-то специфическую сторону, называемую предметом изучения данной науки. Обозначить культуру как объект изучения культурологии будет явно недостаточно. Культуру изучают историки, философы, искусствоведы, причем каждый обращает внимание только на те стороны изучаемого объекта, которые значимы для его науки. Историка будут интересовать изменения, происходящие со временем в той или иной сфере культуры, связь этих изменений с политическим и экономическим развитием общества. Искусствоведы обратят внимание на формирование художественных принципов, направлений и стилей, их особенности и т. д. Однако ни одна из этих наук не изучает культуру в целом, не дает целостное представление и поэтому не в состоянии глубоко и всесторонне представить внутренние закономерности ее развития, а также проанализировать взаимодействие между культурой и другими сферами жизни общества. Это является предметом (т. е. специфической стороной объекта) специальной отрасли знания, отдельной науки. Следовательно, предметом культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры.

Перед культурологией как самостоятельной наукой стоит ряд задач: всестороннее исследование феномена культуры, ее основных характеристик и структуры; обобщение происходящих в культуре процессов, выделение и обоснование важнейших тенденций ее развития; описание и сопоставление различных типов культур, выявление общих черт для определения исторических типов культуры, выделение типологических характеристик, определение общих признаков и особенностей для различных типов культуры; создание категориального аппарата науки; создание методологической базы для прикладных исследований в области культуры; разработка фундаментальных проблем.

Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.

Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития – все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.

Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики – системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т. д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь. Специфика науки определяет и ее проблемное поле:

– изучение отдельных форм существования культуры, таких, как наука, техника, искусство, религия и т. д., их взаимодействия, их места в системе культуры и их исторического развития;

– сравнительное описание различных типов культуры, изучение их исторического развития;

– исследование вариантов взаимодействия и взаимовлияния между культурами как во времени – между этапами, сменяющими друг друга так и в пространстве – между культурами, сосуществующими одновременно;

– изучение процессов, происходящих в современной культуре, что дает возможность научного прогнозирования дальнейшего развития мировой культуры и отдельных форм культуры.

2. Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая часть включает в себя: философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры; теорию культуры – изучение закономерностей развития и функционирования культуры; морфологию культуры – изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая часть, в свою очередь, включает: историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов; социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов; практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

3. Категории являются важнейшим показателем того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии; также через категориальный аппарат науки можно проследить ее генезис и взаимодействие с другими отраслями знания.

Культурологические категории можно разделить на следующие группы:

всеобщие. Это философские понятия, которые используются во всех отраслях знания, например: сознание, бытие, развитие.

общенаучные. К ним относятся понятия, составляющие методологическую основу научного знания: закономерность, процесс, типология, система.

заимствованные из других наук: эпоха, период, стиль, конфессия.

собственно культурологические. Эти категории либо отражают процессы, наблюдаемые при изучении культуры – глобализация, синтез культур, либо фиксируют какие-то явления – культурная динамика, архетип, гуманизм.

4. Культурология тесно связана с социально-гуманитарными науками, изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее анализировать изучаемые культурологами проблемы, а также дает другим наукам, как эмпирический материал, так и теоретические подходы в их исследовании.

В процессе диалога культурологии с философскими науками разрабатываются философия культуры, а также очень близкие по проблематике сферы – философские проблемы творчества, философия искусства, философия религии. Такие философские науки, как этика, эстетика, религиоведение, создают основы для изучения морали, искусства, религии в системе культуры.

История как наука отмечает достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. Историка интересуют конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, и это составляет эмпирическую базу для культурологии. Но то, как отразились социально-политические изменения на духовной жизни людей, как изменились сам человек, мир повседневности, его окружающий, – это уже культурологический аспект, крайне необходимый и историкам.

Литературоведение и искусствознание показывают, как происходит через художественную среду отражение и постижение основных социально-психологических характеристик культурно-исторического контекста, нравственных ценностей, мировоззренческих ориентации и особенностей повседневной жизни эпохи. Через литературу, архитектуру, живопись, музыку проступают основные закономерности существования многообразных форм культуры и формирования ее различных духовных элементов, в свою очередь тесно взаимодействующих между собой.

В рамках социологии проводится исследование структуры общества, что является основой для выделения различных субкультур в рамках исследуемого типа культуры. Применение конкретно-социологических методов позволяет наблюдать динамику процессов, происходящих в культуре, а использование прикладных методов и количественного анализа дает возможность получить достаточно глубокие теоретические выводы.

Психология и культурология могут соприкасаться при изучении процессов творчества или при исследовании механизмов распространения в обществе каких-то явных или латентных идей или настроений. Социальная психология, называя эти механизмы «внушением», «подражанием» или «заражением», может объяснить причины и сущность целого ряда процессов и явлений – массовая культура, изменения в системе религиозности, влияние такого феномена, как мода. Психология личности помогает понять процессы, идущие на уровне индивидуального сознания и восприятия, дать психологическую характеристику личности, представляющей различные временные и культурные пласты. Культурология же дает психологам те данные, которые необходимы для понимания того, как и почему идет формирование у личности какого-то актуального набора ценностей, навыков и даже индивидуальных особенностей.

Культурологическое знание – сложный комплекс гуманитарных дисциплин, изучение которых требует определенной эрудиции, овладения основами философской методологии, а также четкого понимания специфики предмета и задач культурологии.

 

Тема 2. Морфология и типология культуры

1. Понятие культуры.

2. Морфология культуры.

3. Виды искусства.

4. Функции культуры.

5. Основные эпохи в развитии культуры.

 

1. Термин «культура» входит в активный категориальный аппарат обще­ственных и гуманитарных наук в начале XX в. Первоначально понятие "культура" обозначал обра­ботку земли, возделывание поч­вы, занятие земледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. Расширение сферы человеческой деятель­ности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направ­лений куль­турного прогресса, куда стало вводиться все то, что связывается с активной, преобра­зующей деятель­ностью человека. Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспи­танием, прос­вещением, образованностью человека и начинает пред­ставлять собой как бы вторую природу, создан­ную человеком, мир его матери­альных и духовных ценностей.

Несмотря на то, что к настоящему времени определены основные сферы культуры, по-преж­нему не прекращаются споры по поводу определения понятия «культура». Так, в Англии термин культура заменяется «цивилизацией». Для американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона основным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше – куль­тура это жизненная активность, подчиненная двум императивам – поддержанию жизни и утвер­жде­нию ценности. Для П. Сорокина – это язык, наука, искусство, религия, этика. Для Марга­рет Мид – исходным элементом выступает семья. Вообще же в англо-американской литературе наиболее употребимо определение, данное Э. Тэйло­ром: «Культура или ци­вилизация в широком этногра­фическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, ис­кусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоен­ных человеком как членом общества».

В российской историографии большинство исследова­те­лей исходило из марксистской концеп­ции и придер­жива­лось деятельного подхода. В тоже время, Эдуард Маркарян, признавая человеческую деятельность основой для существования культу­ры, за системообразующий принцип принимает отличие чело­веческого существования от биологи­ческого. М.С. Каган за основу принимает творчес­кую деятельность человека. Наиболее обобщен­ное определение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как «совокупность прогресса чело­века и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духов­ному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов».

Наиболее распространенным является понятие культуры как совокупного результата чело­веческой деятельности. В культуру включают и саму деятельность, а также гамму общественных отношений между людьми, возникающих в процессе этой деятельности (экономические, полити­ческие, моральные и др.), то есть человек наряду с материальными и духовными ценностями создает и культуру отношений.

2. Широко распространенным да недавнего времени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную и духовную. Нельзя однозначно утверждать, что такой подход является неправомерным, в данном случае фиксируются самые содержательные, суще­ственные, принципиальные различия между двумя типами деятельности – материальной и духовной. Ряд иссле­дователей (Ц. Арзаканьян, М. Каган) углубляют структу­риро­вание куль­туры и вво­дят понятие “ слои культуры ”. В соответствии с данной трактовкой в культуре выде­ляется 3 основных морфологических слоя: материальный, духовный и художес­твенный.

Материальная культура охватывает сферы материально-производственной дея­тельности че­ловека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. д. Однако материальная культура существует не только в предметной форме, но и в виде реальных способностей, навыков, знаний практически действующего человека, осуществ­ляю­щего процесс производства. Состав­ным элементом материальной культуры является и культура фи­зического развития чело­века. В целом материальная культура связана с преобразовательной и комму­ни­кативной деятельностью.

Обращаясь к следующему культурному слою, духовной культуре, следует отме­тить, что сферы ее распространения шире предыдущего, она включает преобразо­ватель­ную, познавательную, цен­ностно-ориентационную и коммуникативную дея­тель­ности. Т. е духовная культура охватывает сфе­ры духовного производства, по ино­му сфе­ры общественного сознания – науку, нравственность, вос­питание и просве­щение, право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести и отношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются в процессе мате­риальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается и такой важный компо­нент духовной жизни как язык. Духовной культуре присуща и нормативность, которая вклю­чает в себя обычаи, обряды, традиции.

Третий морфологический слой культуры представлен художественной культу­рой, которая часто отождествляется с миром искусства. Но это не совсем так, искусство составляет основу худо­жественной культуры, но не все ее содержание. Точнее будет определить ее как мир искусства, взятый во взаимодействии с обществом и другими слоями культуры. Т. е. художественную куль­туру можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура связа­на с функционированием и развитием всех областей искусства – литературы, живописи, музыки, театра и т.п. В каждую эпоху между ними существует прочная внутренняя связь, определенная общим характером данной культуры. Исходя из этого, художес­твенная жизнь общества выступает как единый организм, а не простое соединение отдельных форм искусства. Кроме этого художественная культура включает в себя все процессы, протекающие “вокруг” искусства, – созидание, хранение, распрос­транение, восприятие, оценку, изучение художес­твенных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее функционирование, – воспитание художников, публики, искусствоведов. Т. е. художес­твенная культура включает в себя 4 состав­ляющих: худо­жественное производ­ство, потребление произведений искусства (зрителями), художест­венная критика, искус­ство­ведческие науки. Все эти четыре составляющих формируются вокруг по­рождающего их центра – искусства.

3. Художественная культура представлена определенными видами искус­ства, которые представляют формы художественно-творческой деятельности. Различные виды искусства подразделяются на пространственные (пластические), временные и пространственно-временные (синтетические или зрелищные).

Пространственные (пластические) искусства включают: изобразительное искусство (живо­пись, скульптура, графика), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художествен­ная фото­графия. Временные искусства – художественная литература, музыка. Пространствен­но-времен­ные (синтетические) искусства – театр, танец, киноискусство, эстрадно-цирковое искус­ство.

4. Функции культуры достаточно многообразны. Тем не менее, как наиболее существенные можно отметить следующие:

– Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это каса­ется и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода).

­– Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существова­ния. Наглядно это проявляется на примере архитектуры. Стремление к творческому преобра­зованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы. Пример – появления садов (вися­чие сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк).

Нормативная. Выработка норм, способствующих регули­рова­нию поведения людей. Нормы поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимо­отношений, сплоченность обще­ства, позволяют оценивать поступки, указывают на наи­более приемлемые формы поведения.

Важные проявления культуры отражаются также в ее коммуникативной функции, а также в накоплении и хранении информации.

5. В настоящее время историками выделяются следующие основ­ные этапы исторического развития: архаика (IV–I тыс. до н.э.); классика (V в. до н. э. – V в. н. э.); средневековье (V–XV вв.); новое время (XVI – начало XX в.); новейшее время (с начала XX в.)

Культурологами внутри каждого из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи. В рамках архаикиэпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), м егалитическая культура Европы; в рамках классикиэпоха античности (греческая и римская), эпоха великих импе­рий Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма; в рамках средневековьясредневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения; в рамках нового времениэпоха барокко (XVII в.), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в. (1789–1914 гг.); в рамках новейшего времени – сов­ременная эпоха с начала ХХ в.

 

Тема 3. Эволюция представлений о культуре

1. Античные представления о культуре.

2. Представления о культуре в эпоху средневековья.

3. Понимание культуры в новое время (И.Г. Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы).

4. Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Той­нби).

5. Теория культуры Ф. Ницше.

6. Теория игры Й. Хейзинга.

7. Культура в понимании французской школы “Анналов”.

 

1. Формиро­ва­ние понимания культуры начинается в эпоху Древней Греции. По первоначальным представлениям греков культу­ра – это влияние чело­века на природу, как совокупность навыков умений, как ре­зультат деятельности человека, который видоизменяет природу. В процессе рекон­струкции исто­рико-культурного контекста самого понятия «культура» эпохи Древней Греции следует отметить, что в него входит и воспитание, и возделывание (первичное значение) и культ (поклонение, почитание).

Сами греки воспитание, обучение, а в более широком смысле образование, обра­зованность, просвещение, культуру – определяли термином «пайдейя» (процесс ста­нов­ления гражданина в антич­ном полисе). Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за рамки педагогической сферы. В основании лежит аристократический тип культуры, который культивирует генеало­гические тради­ции, с ним связанна красота и физическое совершенство, высокое понима­ние чести, стремление к славе.

Определенные изменения в понимании культуры были внесены римлянами. Именно ими слово “культура” начинает использоваться в терминологическом плане. Ро­доначальником этого становится Цицерон, который в своей работе “Тускуланские диспуты”, используя термин “ cultura animae ”, переносит понятие возделы­вания, обработки поля и на человечес­кую душу. Следуя тра­диции, заложенной Сократом, Цицерон понимает философию как науку о жизни, и предполагает, что философия спо­собна ответить на вопрос о том как правильно жить.

2. В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому воп­росу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от пред­шествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следую­щие черты: монотеизм, духовность, утверждение аскетического идеала, книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опира­юще­еся на логику в эпоху античности).

На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан еди­ным и везде­су­щим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге. Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную челове­чес­ко­му разуму. Нормы и зако­ны античного мира с его рациональным поиском пути к дости­жению добродетели выступают уже не­приемлемыми в эпоху средневековья. Развернутое христианское представление о культуре принадлежит Августину Бла­женному (354–430).

3. Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка: господство над природой с помо­щью знаний и ремесла, так как культура вы­ступала как материальное достояние общества; внутрен­ние духовные богатства личности.

В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории куль­туры. В 1725–44 гг. выходит книга итальянского философа Д. Вико (1668–1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры. Вико пришел к выводу, что история культуры определяется вечными объективными законами, развитие культуры идет поступательно и беспрерывно. Каждая ступень развития человеческой культуры обла­дает самостоятельной ценностью.

Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения И.Г. Гердер (1744–1803). В своем труде «Идеи к философии истории челове­чес­тва» он предпринял по­пытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, обо­сновав идею прогресса. В процессе реализации этой цели использовался конкретный ма­териал истории культуры.

Определяющим звеном в процессе развития культуры, по мнению Гердера, является язык. Ра­зум начинается с языка (общение). Благодаря языку человек не только разумное, но и деятельное существо. При ответе на третий вопрос Гердер считает, что смысл культуры в гуманизации человека и общества, в сферы культуры нельзя включать войны. Смысл культуры – добиваться пользы для человека

Гердер показал путь развития культуры от древнейших обществ до XVIII в. В отличие от сто­ронников европоцентризма считал, что человеческий род возник в Азии, так как отсюда пошли языки, письменность. Европа не является единственным и первым образцом культуры. Развитие культуры Гердер пытается представить как естественный ход вещей и необходимостью удовлетво­рения насущных потребностей человека (а не божественным началом). В концепции Гердера понятие “культура” применима ко всему человечеству. Становление культуры Гердер имено­вал вторым рож­дением человека.

Традицию Гердера в понимании культуры продолжили немецкие романтики – Шиллер, Шле­гель, поздний Шеллинг, представители немецкой классической философии. Пытаясь найти выход из существующих противо­речий своего времени, Кант обращается к сфере «духа», сфере морального, Шиллер – эстетического, Гегель – философии созна­ния. Культура с их точки зрения предстает как область духовной свободы человека. Они признавали существование множества своеобразных типов и форм развития культуры, расположенных в определенной исторической последовательности и образу­ющих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества, то есть эти предста­вители отстаивали линейную эволюцию культуры.

Школа эволюционистов. Середина XIX в. отмечена появлением школы эволюцио­нистов (И. Бáхофен, Л.Г. Мор­ган, Э. Тейлор). Данное направление сложилось под влиянием позити­визма О. Конта, Г. Спенсера и теории Ч. Дарвина.

Эволюционисты, обращаясь к культурному наследию различных народов, пыта­ются выявить общие, сходные черты в развитии культуры, представляемой ими как результат психического единства человечества. Отдельные элементы культуры рассмат­риваются как индикаторы общекультурного развития, которые позволяют отнести данное общество о определенному этапу эволю­ционного процесса.

Школа диффузионистов. В конце XIX – начале XX вв. эволюционные представ­ления о куль­туре были подвергнуты критике немецкими исследо­вате­лями Ф. Ратцелем и Л. Фро­бениусом.

Ф. Ратцел поднимает вопрос о культур­ных контактах, заимствованиях, подражании как проявлении содержания культурно-исторического процесса. Л. Фробениус выдвигает теорию “ культурного кру­га ”. В соответствии с ней любой пред­мет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, он распространяется по всему миру. Исследователь проводит аналогию кругами от бро­шенного в воду камня. Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не зако­номерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования. Авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей. Эта школа опровергает эволюционный подход к понятию культуры, пы­таясь представить ее не как систему, а как сочетание разрозненных моментов.

Неокантианство (баденская школа). Представители этой школы (Г. Рик­керт, В. Виндельбанд) формируют аксиологическое осмысление культуры. В соответствии с их подхо­дом, природа – это действительность вне ценностей, а культура – это действительность с точки зре­ния ценностей. В связи с этим необходимы различные подходы для постижения данных реальностей.

4. С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась предста­вите­лями теории культурно-ис­торических типов. Для них существовали не абстрактные, а множество реально существу­ющих типов культур. Объектом изучения выступали крупные социальные и культурные фено­мены, существующие в виде целостностей.

Русский философ Н.Я. Данилевский (1822–1855) в книге «Россия и Европа» (1868) предпренимает попытку отойти от деления истории на «древнюю», «среднюю» и «новую», вводится новая единица измерения – культурно-истори­ческий тип, идея которого возникла по аналогии с естественным миром – зоологическим типом (Данилевский по образованию зоолог). Исто­рию Данилевский воспринимает как суще­ство­вание обособленных локальных «культурно-истори­ческих ти­пов» (цивилиза­ций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Так же как и биологические виды они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этно­гра­фического состояния к государственному и от него к цивили­зации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исто­ричес­ких типов. Данилевский выделяет 10 основных типов (египетский, иранский, древ­несе­митский, ки­тайский, индийский, еврейский, греческий, римский, но­восемитский, или аравийский, романо-германский, или европейский), два – перуанский и мекси­канский погибли соб­ственной смертью. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории Дани­левский считает «славянский тип». Цикл развития каждого типа составляет около 1500 лет. 1000 лет приходится на этнографический период, около 400 лет на государ­ственный, 50–100 лет – циви­лизационный.

Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика О. Шпенглера (1880–1936), которые нашли отражение в его книге «Закат Евро­пы» (1914). Им также отрицается идея единства человеческой истории, которая не явля­ется поступатель­ным процессом, а представляющая собой процесс смены незави­симых великих культур.

Шпенглеровские культуры имеют 3 стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок). Цивилизация при­водит к упадку всех духовных сил: вместо поэзии, музыки, философии на первое место выступают военное дело, поли­тика, бухгалтерия. На первом месте оказываются приклад­ные науки.

У Шпенглера у каждой культуры есть своя душа, характеризующаяся опреде­ленным первосим­волом, который и формирует ее составляющие элементы. Душа культу­ры выражается в архитек­турных, художественных, языковых, политических, философ­ских формах. Так античная (апполоновская) душа, родившаяся на фоне зам­кнутого горного ландшафта, выбирает своим первосимволом единичное прекрасное тело. Отсюда, по Шпенглеру, грек живет в рациональном мире.

Шпенглер называет 8 локальных культур (египетскую, китайскую, индийскую, ва­вилонскую, греко-римскую (апполоновскую), майя, византийско-арабскую (магичес­кую), западно-европейскую (фаустовскую) – современный ему тип культуры). Отмечал, что зарождаются признаки русского типа культуры. Единственное что может спасти западноевропейскую культуру – утверждение сильной власти, которая сможет устранить противоречия.

Продолжателем линии Данилев­ского и Шпенглера является ан­глийский культуро­лог А. Тойнби (1889–1975). Если Шпенглер определял целос­тные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация у него стадия), то Тойнби – цивили­зации. Ученый утверждает, что объектом исследования выступают общества, имеющие как в пространстве, так и во времени протяженность большую нежели национальные госу­дарства. Они называются «локаль­ными цивилизациями».

В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникно­вение), рост, надлом, падение. Время существования культуры предопределить не возможно. Критерий развития культуры и цивилизации, по мнению исследователя, – наличие творческой элиты. Рассматривает 21 развившихся цивилизации (западную, 2 пра­вослав­ных (русскую и визан­тийскую), иранскую и т.д.). Вводит ученый также по­нятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эски­мос­ская, отто­манская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др. Тойнби пытался найти модель эволюции локальных цивилизаций – за основу брал западную, затем китайскую. В итоге останавливается на диаспорической модели (евреи, цыгане).

5. Немецким философом Ф. Ницше (1844–1900), автором произ­ведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Зара­тустра» был поднят вопрос о соотно­шении культуры и жизни. С точки зрения Ницше, жизнь выступает хаотичным, трагическим процессом, уп­равляемым не законами, а судьбой. Культура же предстает как форма и выражение жизненных сил человека и, следовательно, также не может рассматриваться как гармо­ничное, непротиворечивое и целостное явление.

Корни любой культуры в античности, в ее внутреннем противоречии, которое характеризуется наличием в ней двух противоположных начал: аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское связано с разумом, стремлением к прекра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...