Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Культура Древней Индии




 

1. Особенности культуры Древней Индии.

2. Культура хараппской цивилизации.

3. Ценностные ориентации ведической культурной традиции.

4. Неортодоксальные установки в индийской культуре.

5. Место буддизма в индийской культуре.

6. Индуизм и образ жизни индийского общества.

 

1. Индия является одним из древнейших очагов культуры на Востоке. Достижения археологической науки позволяют утверждать, что этот регион заселен с глубокой древности и на его территории имела место последовательная смена культур. Признаки оседлых земледельческих культур относятся уже к VII тыс. до н.э. И с этого времени начинается процесс формирование специфического культурного облика, столь непохожего даже на близлежащие регионы.

Как и другие азиатские страны, Индия относится к странам традиционной культуры, то есть культуры, которая на протяжении длительного времени практически не изме­няется, в отличие от европейской культуры, в которой наука и искусство чувствительны на преобразования внешнего мира. В то же время отмечаются тесные историко-культурные контакты Индии со странами Востока и антич­ного мира, что сказалось на культуре этих стран.

На формирование культурных установок в Древней Индии существенное влияние оказала специфическая система социальной градации, которая наложила отпечаток на мировоззрение, художественную культуру, ценностные ориентации, на весь образ жизни Древней Ин­дии.

С течением времени все общество в соответствии с этой системой стало подразделяться на четыре варны – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые две варны относятся к высшим. Брахманы являлись хранителями духовных традиций, представителями умственного труда, в их подчинении находилось отправление религиозной обрядности. К высшим варнам относятся и кшатрии, куда входили представители военно-племенной аристократии. Промежуточное положение в этой системе занимали вайшьи, которые представляли торгово-земледельческие и ремесленные слои индийского населения. Низшей из варн являлись шудры, неполноправные, зависимые землевладельцы и ремесленники. Кроме этого в индийском обществе существовала еще одна группа людей, которая вообще не включалась в систему варнового деления, это каста отверженных, бесправных людей, называемых «неприкасаемыми» или пария.

Значимое место в системе древнеиндийской культуры занимает человек и его совершенствование, этот аспект составляет основополагающий стержень культуры и мировоззрения.

Для Древней Индии характерно распространение значительного количества религиозно-философских систем – ве­дизм, брахманизм, адживикизм, джайнизм, буддизм, индуизм, которые в системе индийской культуры, формируют и мировоззрение, и образ жизни.

2. До начала XX в. господствовала точка зрения о сравнительно позднем возникновении индийской цивилизации. В результате планомерных раскопок в долине Инда, начатых с 1921 г. ин­дийскими археологами Д.Р. Сахни и Р.Д. Банерджи, происходит открытие в долине Инда древней вы­сокоразвитой культуры, которая сложилась задолго до проникновения в страну индоарийских племен, создателей «Ригведы». В настоящее время термин «индоарийцы» употребляется как синоним понятия «индоевро­пейцы».

Большинство исследователей считают, что хараппская цивилизация выросла на основе местной раннеземледельческой культуры. В бассейне Инда найдено около 200 поселений с местным колоритом. Долгое время бытовало мнение о еди­нообразии хараппской культуры, но раскопки последних лет показали, что от­дельные зоны имели свои специфические черты и периоды. Эти особенности просле­живаются в результате исследований, проведенных в Рангпуре и Лотхале. Что касается времени существования данной культуры, то она датируется приблизительно 2500/2300–1800/1700 гг. до н. э.

О достаточно высоком уровне развития хараппской куль­туры свидетельствуют многие факторы. Подтверждением этого является внешний вид и система поселений. Так, площадь поселений составляет около 80 га и более. При строительстве со­блюдалась строгая планировка городов. Ширина основных улиц составляет около 10 м. В узких улочках углы домов закруглены. Дома почти все 2-х этажные, состоящие из 5–9 комнат, в которых имеется душ и туалет. О наличии канализационной сис­темы свидетельствуют каналы, стоки, отстойники, трубопроводы, изготавливавшиеся из глины. В Мохенджо-Даро обнаружен бассейн с системой стока воды.

Кроме перечисленных достижений материальной культуры, хараппская цивилизация располагала и своей системой письменности.

3. В религиозно-мифологической системе древнеиндийской цивилизации зна­чительное место отведено «Ведам». Это древнейший литературный памятник, который сложился в III тыс. до н. э., и представляет собой гимны в честь богов. С санскрита «веды» – «знание». Те системы, которые признают авторитет «Вед» именуются ортодоксальными. Те системы, которые отрицают «Веды» и ведизм, считаются еретическими системами (буддизм, джайнизм, адживикизм).

«Веды» начали складываться в III тыс. до н. э., но оформлены были в сере­дине I тыс. до н. э. В них заключались мировоззренческие, художествен­ные, мифологические, религиозные представления индоарийцев, а также магия. Этот памятник состоят из четырех сборников – «самхит». Древнейшей из самхит является «Ригведа». Это основной источник ведий­ской мифологии. В Ригведе упоминается примерно 3339 божеств, в то же время большая часть имен, это всего лишь эпитеты основных богов, которых насчиты­вают примерно 33. Все божества подразделяются в соответствии с тремя сферами Вселенной. То есть трем сферам (небу, земле и воздушному пространству) соответствуют три группы богов.

Наиболее важной является промежуточная сфера – воздуш­ное пространство, соединяющее небо и землю, олицетворяющее связь земного и небесного. К этой сфере относятся: Индра – бог грома и молнии, разрушитель стихии, Ваю – бог ветра и Рудра – бог грозы. К небесной сфере принадлежат – Сурья (солнце), Ушас (заря), Варуна (бо­жество вод и миропорядка). К земной сфере принадлежал бог жертвенного огня – Агни. Часть божеств связывалась с определенными варнами: Варуна – бог брахманов, Индра – бог кшатриев, Рудра – бог вайш.

К особенностям ведийского мировоззрения относятся: обожествление природы – пантеизм; большинство божеств олицетворяют отдельные природные явления и сти­хии, выступает чаще в антропоморфном (реже зооморфном) виде; божества не имели постоянных атрибутов, легко приобретали новые свой­ства и также легко их теряли. При обращении к божеству, он назывался самым могущественным, царем над всеми богами. В данный момент это бо­жество как бы воплощало в себе качества прочих властителей мира.

4. Недовольство ведийско-брахманискими идеями проявляется в возникнове­нии самостоятельных «еретических» направлений. Реформаторы стремились найти истину на пути полного разрыва с авторитетом Вед. Создателями новых док­трин выступали не только кшатрии, но и представители непривилегированных групп общества. Это аскеты, порвавшие с миром и проводившие жизнь в скита­ниях по стране, которых называли шраманами.

Постепенно образ одинокого аскета сменяет образ шрамана, живущего в своей обители и окруженного учениками. К этому вело разочарование многих индийцев в официальной брахманской идеологии и в традиционной системе со­словно-кастового деления.

В соответствии с доктриной шраманов, ими отрицался авторитет «Вед» и покоящиеся на нем идеология и социальные нормы. Они не признавали притязаний брахманов на особое положение в обществе, как единственного носителя божественной истины в обществе. Шраманами отрицались социальные привилегии жречества. Они также утверждали, что каждый ученик может овладеть истинной. Особое внимание ими уделялось этической проблематике. Они считали, что мир богов не возвышается над миром людей. И начали уделять значительное внимание аскетическим общинам.

В преддверии создания двух реформаторских систем – джайнизма и буддизма распространено упоминание о шести учителях, ставших главными оппонентами Будды. Среди них Госала – основатель направления аджи­виков, которое просуществовало два тысячелетия. Первоначально термин «ад­живика» – обозначал аскета, мудреца, порвавшего с ортодоксальными доктри­нами и ведущего особый образ жизни (аджива). Родиной нового учения является северо-восточная Индия. Имя основателя нового течения происходит от слова коровник – «го-сала» (мать была настолько бедна, что жила с ребенком в хлеву). В молодости Госала был рабом. Согласно традиции, Госала, прежде чем окончательно сформировать пункты своей док­трины, посетил шесть проповедников и внимательно изучил их доктрины. Он сознательно стремился к тому, чтобы объединить независимые реформаторские направления.

Адживикизм выдвигает единый принцип – всеобъемлющею и безликую судьбу нияти. Прошедшее, настоящее и будущее всех существ заложено в ней. Фата­лизм приводит у адживиков к отрицанию этического начала. Всякая нравственная оценка поведения человека является с их точки зрения бессодержательной, то есть все предопределено. Карма у них – не воздаяние за грехи или добродетельная сила, а выражение естественного круговорота вещей. Успехи адживикизма временны, уже при Ашоке буддизм становится преобладающей религией.

Следующее неортодоксальное направление – джайнизм (VI–V вв. до н. э.) со­хранился и до сегодняшнего дня, но превратился в замкнутую организацию мо­нахов. Основные принципы джайнистов, так называемые «три жемчужины», которые обеспечи­вают освобождение еще при жизни, – это правильное поведение, правильное познание, правильная вера. Правильное поведение состоит в соблюдении пяти обетов, к которым относится невреждение, непривязанность, неворовство, правди­вость, целомудрие. Правильное познание – это допущение «сверхнепосредственного знания», в достижении которого душа смыкается с предметами познания без всякого по­средничества чувств и ума. Оно состоит из трех этапов. На третьем достигается абсолютное знание, доступное лишь джинам, освобожденным душам. Правильная вера – это вера в авторитет пророков.

5. К неортодоксальным системам относится и буддизм. Возник он как антибрахманистское на­правление в VI–V вв. до н.э. Буддизм получил распространение в долине Ганга, особенно в Магадже. Его проповедником становится сын царя из рода Гаутамы, на которого снизошло просветление и он становится «буддой» – просветленным. Он основывает общину и начинает проповедовать новую веру.

По Будде существовуют 4 «благородные истины»: жизнь есть страдание; источник страдания – жажда наслаждений; возможно прекращение страданий; существует путь, ведущий к освобождению от страданий. Этот путь вось­меричен. Для того чтобы преодолеть жажду жизни, необходимо избрать правильный путь, который состоит в должном понимание 4 истин; правильная решимость – способность преобразовать свою жизнь в соот­ветствии с усвоенными истинами; правильная речь – воздержание от лжи и клеветы; правильное действие – не причинение зла живому (ахинса), воздержа­ние от воровства; правильный образ жизни – привычка жить истинным трудом; правильное усилие – борьба с соблазнами и дурными мыслями; правильное направление мысли – понимание временности всего и отре­шенность от того, что привязывает человека к жизни.

Достигается это в че­тыре этапа, приводя к состоянию полной невозмутимости и безразличия, ко­торое Будда называет нирваной. По существу, все учения Будды отвечают на вопрос: как достичь нирваны. Задача Будды, его высшая миссия – довести все души до нирваны. Буддизм ввел понятие «бодгисаттв» (подобие ангелов в христианстве). Это люди, кото­рые уже достигли нирваны, но добровольно на какой-то час отказались от нее и остались на земле, чтобы помогать другим людям. Когда благодаря их стара­ниям мир достигнет совершенства, тогда явится последний Будда Майтрея, ко­торый сейчас живет в высших сферах и установит рай, прекрасную страну Шамбалу, в которой все превратятся в «буд» – просветленных.

В отличие от других религий буддизму чужды идеи фатализма и абсолютного детерминизма, характерен интерес к этической проблематике. Буддийский подход признавал неограниченные воз­можности человека для изменения своей внутренней природы и «освобожде­ния». И это привлекло к буддизму больше, чем к адживикизму. Буддизм отличается и от джайнизма. Он отрицает крайний аскетизм, вы­двигает идею «срединного пути». Отличается буддизм и от брахманизма, однако, признает центральные по­нятия, карму, закон перерождения. Сходны эти системы и определением цели бытия, в буддизме – нирвана, в брахманизме – мокша.

Новое учение отражало и сдвиги в духовной и социально-политической сферах общества. Зарождение буддизма совпало с возникновением крупного го­сударства в долине Ганга. В этой системе впервые в индийской традиции сложилось представле­ние о сильном правителе – чакравартине. По-новому буддизм подходит к принципу варнового деления. По буддизму люди равны по рождению, а варны рассматриваются как наследст­венные профессиональные группы. В процессе духовного совершенствова­ния сословные различия не принимаются во внимание. На первое место ста­вятся нравственные заслуги человека. Это было вызовом традиционному представлению. Не исключал буддизм и проблем материального плана. Но в основном эти вопросы обсуждались с вайшьями и шудрами.

Мифология. Буддизм признавал наличие богов. Источники указывают, что это в основном боги ведийского пантеона. Однако связь каждого божества с той или иной сферой жизни и природы утраивается. Боги скорее у Будды напоминают обожествленных героев или святых, нежели сверхъестест­венных лиц.

Есть и специфические буддистские божества. Мара – бог чувств, желаний и бренных радостей. Он выступает как искуситель. Это божество оттеняло мо­ральную высоту Будды, одержавшего над ним полную победу. Божества могущественны только в мирских делах, в достижении же нир­ваны они не способны помочью.

6. Основываясь на авторитете ведизма в VII – VI вв. до н. э. оформляется новое религиозное на­правление – индуизм. Основным сочинением индуизма является «Бхагавадгита», являющаяся частью эпической поэмы «Махабхарата».

На первый план в индуизме выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия пантеона. Основную роль играют культы Брахмы, Вишну и Шивы. Складывается триединство этих богов, которое воспринимается, как прояв­ление единого высшего божества. Но сохраняются и древние арийские боги, которых изображали многорукими и многоногими. В индуизме вообще стимулировалось стремление к художественному изображению божеств, это в свою очередь способствовало взлету искусства.

Значительную популярность приобретает в индуизме и культ Шивы, олицетворяющего собой разрушения. В тоже время он обладает качествами бога плодородия, связан со скотом, покровительствует музыкальному искусству, известен как целитель, шаман, аскет. Принимая во внимание разнообразие его образа, можно говорить об амбивалентности данного божества. По отношению к нему используется сравнение «индийский Дионис». Созидательные функции Шивы выступают как символ мужского начала. К нему обращаются женщины с просьбами о помощи в зачатии. Как символ творческого движения Шива предстает в танце. В ритуалах шиваизма постоянно присутствует идея рождения и гибели света. Этот бог вбирает в себя философию и идею жизни и смерти.

В средние века индуизм превращается в основную индийскую религию и распространяет свое влияние на все сферы культурной жизни. Считается, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...