Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Мифология Древней Греции




1. Особенности греческой мифологии. Периодизация

2. Архаические мифологические представления греков

3. Формирование олимпийского пантеона

4. Статус героя в греческой мифологии

 

1. На протяжении своего развития греческая мифология не отличалась статичностью и однородностью, и на отдельных стадиях возможно проследить существенные различия. Греческая мифология, сформировавшаяся на сказаниях крито-микенской эпохи, имеет несколько периодов в своем развитии:

- древнейший, хтонический, доолимпийский (начинается в глубине веков и заканчивается ко II тыс. до н.э.);

- классический, олимпийский, героический (со II тыс. до н.э. до появления предпосылок классового государства).

В качестве особенностей греческой мифологии необходимо отметить: наличие двух основных категорий мифологических образов – бессмертных богах и смертных людях; как и в др. системах у греков определенную роль в мифологии играют животные; греческая мифология не перенасыщена метафизическим рассуждениями; в пределах развития сюжета отдельных мифов прослеживаются фрагменты древних представлений; между элементами, составляющими основу мифа, устанавливаются хронологические, смысловые связи, образующие мифологические комплексы; в греческой мифологии существенное значение имеют географические и исторические особенности.

2. В период архаики в греческой традиции формируется несколько основных космогонических концепций.Одной из наиболее древних являлась пеласгическая (миф о богине всего сущего Эвриноме, восставшей из Хаоса, и великом змее Офионе). В ней отсутствуют еще боги, а только универсальные богини. Причем женщины считались главенствующими. Отцовство еще не признавалось, поэтому причиной зачатия мог признаваться ветер, случайно проглоченное насекомое и т.д.

Следующей является орфическая концепция(Ночь снесла яйцо от Ветра, из которого появляется Эрос и приводит в движение всю Вселенную), которая складывается на основании мистического учения о любви (Эросе).

На основании учений Фалеса, Анаксимандра, Гераклитав «Теогонии» Гесиода представлена философская концепция (из Темноты возникает Хаос, а от их союза Ночь, День, Эреб и Воздух. Ночь с Эребом порождают Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастия, Сон, Радось, мойры и геспериды. Воздух и День порождают Гею-Землю, Небо и Море. От союза Воздуха и Геи-Земли возникают Страх, Труд, Гордость и т.д., а также Океан, Метида, титаны, Тартар и эринии. От Земли и Тартара возникают гиганты). Эта концепция строится как на абстракциях, так и на конкретных персонажах – геспериды (дочери Атланта, охранявшие золотые яблоки), мойры (б. судьбы), эринии (б. мести), титаны (змееногие чудовища, порожденные Геей из капель крови, пролившейся при оскоплении б. неба Урана) и т.д.).

Наибольшее распространение получает олимпийская концепция (из Хаоса возникает мать-Земля, во сне порождает сына Урана, а далее возникают сторукие – Бриарей, Котт и Гиес, киклопы – Бронт, Стероп, Арг). В данной концепции, сформированной на основании олимпийской религиозной системы, отразился процесс завоевания Греции.

3. Классическая мифология – это мифология патриархата. В тот период происходила кон­солидация под эгидой мужчины не только родового коллектива, но также объединение богов под властью одного бога – Зевса. После победы над титанами, Тифоном и гигантами Зевс разделяет власть со своими старшими братьями. Ему самому достается земля и небо, Посей­дону – море, Аиду – подземное царство. Все члены олимпийской семьи наделяются соответ­ствующими функциями, которые направлялись на сохранение установленного Зевсом порядка.

Представляли Зевса в виде величественного мужчины с широкой кучерявой бородой и волнистыми волосами до плеч. Именовали его «громовержец», «отец богов и людей», «гоня­щий тучи». В античности этимология слова Зевс связывалась с корнями греческих слов жизнь, кипение, орошение. Сначала Зевса считала богам неба, богом погоды – грома и молнии, туч, из которых проливались скорее губительные нежели животворные дожди.

Властителем моряявлялся Посейдон, это один из трех (наряду с Зевсом и Аидом) могущественных богов Эллады. Посейдон – это древнее хтоническое бо­жество. Сначала его связывали с землей и изображали в зооморфной ипостаси – в образе быка и коня. Толь­ко некоторые из действий Посейдона были полезными для людей: он подарил земли влагу, спас фесалийцев от потопа. Местом поклонения, где находились его храмы и святилища являлась Атлантида.

Аид владел царством мертвых и подземным миром. Он же Плутон (богатый) владел человеческими душами и спрятанными в земле сокровищами. Аид не имел наследником, а жену Персефону ему пришлось выкрасть.

Гера, сестра и жена Зевса, являлась покровительницей брака, семьи, утешительницей вдов. Как верховная олимпийская богиня она имела свой храм или алтарь в каждом городе. В мифах она выступает как сварливая, упрямая и очень ревнивая. В образе Геры выступает также самостоятельность и независимость. Наличие в Гере этих черт подчеркивает ее доолимпийское происхождение.

Деметра, вторая сестра Зевса, являлась богиней земледелия и урожая. Первоначально земля выступала только в образе Геи. С развитием же общества и религии появляется специаль­ная богиня, которая содействовала земной урожайности, а с течением времени стала покрови­тельницей земледелия. Когда власть в древней Греции принадлежала родовой аристо­кратии, Деметра вспоминается редко. Возрастает ее роль в VI–V вв. до н.э., когда подобно культу Диониса почитание Деметры распространяется по всей Элладе. Связывается это с возрастанием в обществе роли земледелия.

Гестия – покровительница домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи. Гестию почитали также как покровительницу общины и государства. Ее символом был огонь.

Входили в олимпийский пантеон также и дети Зевса – Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Гермес, Арес, Гефест.

4. В восприятии эллинов герои – это не просто смертный, который совершает мужественные, героические поступки. Конечно, герой отождествлял и мужество, отвагу, воинскую доблесть, но этого было недостаточно, чтобы иметь славу «равного богам». Герой – это сын или потомок бога и смертного человека, который занимает промежуточное положение между богами и людьми и является посредником между ними. Гесиод в своей поэме «Труды и дни» впервые назвал героев «полубогами». Такими полубогами были сыновья Зевса и смертных женщин – Персей, Геракл, Полидевк, Минос. В поздней мифологии некоторые герои рожда­лись от браков смертных мужчин с богинями. Так, самый мужественный герой Троянской войны Ахиллес был сыном морской богини Фетиды и фесалийского царя Пелея, а Эней – сыном Афродиты и смертного Анхиса. Царь Аттики Одиссей – сын смертных родителей Лаэрта и Антиклеи, но его прадедом был олимпийский бог Гермес. Высокородное происхождение героя являлось как бы гарантией, что он будет действовать правильно, безошибочно.

Главная функция героя – охранительная. Архаическая мифология наполнена тератологическими персонажами, угрожающими человеческому существованию. И герои брали над ними вверх благодаря либо физической силе (Персей, Белерафонт), интеллекту (Тесей, Эдип, Одис­сей), творческому гению (Дедал, Орфей).

В тоже время Геракл, Персей, Тесей являются также культурными героями, так как они боролись за упорядочение миропорядка и тем самым участвовали в процессе творения света.

Греки считали героев эпонимами (греч. eрi – после; onoma – имя) племён и городов. Родоначальником нового человечества являлся Эллин, сын Девкалиона и Пиры, которые единственные остались в живых после потопа. От них происходят все греческие племена и их общее название – эллины. Сыновья Эллина Эол и Дор стали праотцами эалийцев (населявших остров Лесбос и побережье Малой Азии) и дорийцев (остров Крит, Родос, северо-восточную часть полуострова Пелопоннес). Внуки Эллина Ахей и Ион стали праотцами ахейского и ионийского племен, которые после длительных путешествий разместились на Пелопоннесе и Аттике.

Начиная с VII в. до н.э. культ умерших героев переходит на реальных людей. В качестве героев греки начинают обоготворять не только мифологических персонажей, но и своих современников, заслуживших эту великую честь.

 

Тема 17. Стереотипы мышления в Древней Греции

 

1. Представления греков о пространстве и времени.

2. Статус семьи и воспитание в Др. Греции.

3. Праздники у греков.

4. Отдых и развлечения греков.

 

1. Архаические представления о пространстве известны из мифологических космогоний. Гесиод измеряет протяженность Вселенной временем падения наковальни, составляющей 9 дней для преодоления расстояния от неба до земли и еще 9 дней от поверхности земли до Тартара, под которым находится Хаос.

Дальнейшее развитие понятие пространства получает в философии. В философском плане у греков взгляд на пространство представляется атомистикой Левкиппа и Демокрита, видевших в пространстве пустоту, в которой движутся реальные единицы, образующие все существующее. Для ПлатонаТимей») пространство отожествлялось с тем несуществующим, в котором он видел материю чувственно-являемого мира. В сущности это сводилось к тому же представлению пустоты или реального ничто. Аристотель отрицает этот взгляд, но не предлагает чего-то определенного. Настоящего философского объяснения пространство у греков не сформировалось: определение места, как границы объемлющего тела по отношению к объемлемому, есть только вербальное.

Категория время у греков вступает как одно из основных понятий физики и философии, одна из координат, вдоль которой протянуты линии физических тел. В философии время понимается как необратимое явление, протекающее только в одном направлении: из прошлого через настоящее в будущее. Внутри него происходят все существующие в бытии процессы, предстающие в виде фактов. В количественном отношении (метрологическом) понятие время имеет два аспекта:

- координаты события на временной оси. В данном плане оно представляет текущее время (календарное и время суток);

- относительное время, временной интервал между двумя событиями.

2. Первобытная греческая семья была основана на материнском праве и на экзогамии. По Варрону, до Кекропа новорожденным давали имена их матери, тот же обычай, по Страбону, существовал у беотийцев. Плутарх и Павзаний говорят, что критяне и мессинцы, желая обозначить свою родину, не называли ее отечеством, a говорили: земля моей матери. В поэмах Гомера родство по матери ставится гораздо выше родства по отцу.

Картина старого материнского права развертывается в культе Деметры, носительницами которого были женщины, в сказаниях о героинях, воспетых Гесиодом, об амазонках и др. Творцом ребенка, виновником рождения, а потому и носителем прав был признан отец: отныне долг матери — питать то, что посеяно, сохранять воспринятый зародыш. Форма семьи, которая существовала в период матриархата была пуналуальная. Пережиток этой стороны патриархальной семьи сохранился в афинском законе, разрешавшем брату жениться на сводной единокровной, но не единоутробной сестре.

Подкидывание детей практиковалось греками даже в позднейшее время и было вызываемо боязнью материальных лишений, являющихся результатом густоты населения. Чаще всего выбрасывались дети уродливые или хилые (как это практиковалось в Спарте), особенно девочки. Обычай подкидывания детей Аристотель вводит в свое государство. О принесении в жертву детей мы узнаем из многих сохранявшихся в предании обрядов и мифов.

С разложением пуналуальной семьи связывается возникновение отцовской власти, которая впервые проявляется в синдиасмической форме семьи. Переход от материнства к патриархату сопровождался постепенным закреплением супружеских отношений и прогрессивным усилением власти мужа над женой и отца над детьми. Отношения супругов стали упрочиваться лишь тогда, когда они были поставлены под покровительство богов и особенно обожествленных предков. Освящение брака религиозными обрядами является отличительною чертой последней стадии его эволюции.

Почитание предков и культ священного огня были неразрывно связаны с существованием патриархальной семьи. Центром культа был домашний очаг, около которого происходили семейные собрания и сосредоточивалась внутренняя жизнь дома. Постоянно горевший огонь был символом вечности и чистоты семейного союза. Брак, освященный религией, признавался нерасторжимым. По той же причине безбрачие считалось нечестием, за которое в Афинах (по закону Солона) и в Спарте подвергали суровому наказанию. Цель брака заключалась в продолжении рода для сохранения культа. Если семья вымирала, то наследниками ее делались без завещания ближайшие из родственников по мужской линии.

К этому же времени относится установление фиктивного родства по усыновлению с целью продолжения рода и семейного культа, так как женщина не могла быть представительницею семейного начала и в религии очага играла лишь второстепенную, служебную роль. Муж мог развестись с женой, если она в течение известного срока не рождала ему детей. Если неимение детей было обусловлено болезнью или бессилием мужа, последний отдавал свою жену в распоряжение других мужчин. Будучи главой семьи и носителем культа, отец имел власть над детьми. По афинским законам он мог даже продать сына. Изгнание сына из семьи могло произойти не иначе, как с согласия семейного совета.

Греческая моногамная семья не смогла, однако, развиться до того супружеского равенства, которое отличает новейшую семью. Греки требовали от своих жен главным образом целомудрия, допуская в то же время для себя конкубинат, хотя это правовое неравенство нередко вызывало гнев жены. Женщины времен Гомера пользовались лишь немногими правами и в общем находились в подчинении у мужа или старшего мужчины в семье.

При выборе невесты решающее значение принадлежало родителям жениха и невесты, причем главным образом имелось в виду социальное равенство сторон. Брак бедного на богатой ставил жениха обыкновенно в ложное и смешное положение. Единственною допустимою формою брака была моногамия. Запрещенных степеней брака было немного: нельзя было жениться на прямой родственнице по восходящей и нисходящей линии и на единоутробной сестре, но разрешался брак с племянницей единокровной сестрой (по отцу). Для развода было достаточно при свидетелях отослать жену к ее опекуну и отдать ей ее приданое. Простить жене прелюбодеяние законом не дозволялось, или в таком случае муж подвергался атимии.

3. У греков всякая борьба или состязание именовалась агоном. Агонами обозначались и игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств. Они существовали у греков еще в доисторические времена. Так, при осаде Трои в честь павшего Патрокла устраиваются состязания. В историческое время почти каждый значительный город Греции имел свои периодические игры, происхождение которых по большей части находится в связи с национальной мифологией. С VIII в. до н.э. четыре таких агона превратились в настоящие национальные празднества: Олимпийские игры (с 776), Пифийские (с 586), Истмийские (с 582), Немейские (с 573). Олимпийские и Пифийские игры праздновались каждые четыре, а Истмийские и Немейские — каждые два года.

Основными состязаниями на играх являлись гимнастические. Они заключались в беге на колесницах, простом беге, кулачном бою, борьбе, прыганье и бросании диска и копья. На Пифийских, Истмийских, Немейских и местных играх происходили также состязания в музыке, пении и танцах, а на празднествах в честь Диониса ставились драматические представления. Агоны происходили в соответствие с программой, за соблюдением которой смотрели агонофеты.

Кроме развития физических сил и мужества, игры содействовали усилению национального самосознания эллинов, так как в них запрещалось участвовать не эллинам. Победители (гиероники) прославлялись в песнях и увековечивались в произведениях пластики.

4. В Греции существовало особенное понимание свободного времени или досуга. У них досуг – это необходимое предварительное условие для занятий научным трудом и наслаждения искусством. Радость досуга состояла не в безделии, а в отсутствии необходимости зарабатывать на жизнь. Поэтому понятие досуга распространялось только на свободных граждан.

Свое свободное время греки проводили в театре, термах, массовых мероприятиях. Важное место в их жизни занимают всевозможные игры. Известно о существовании до полусотни разных игр, из которых около половины детские: куклы, лошадки и т. п. Самые употребительные игры взрослых: игра в кости или зернь, игра, аналог шашек и шахмат, азартная игра, тожественная современным, состоящим в угадывании числа денег – чет и нечет, игра в мяч.

 

Тема 18-19. Эллинистическая культура

 

1. Трактовка эллинизма.

2. Особенности эллинистической куль­туры.

3. Морально-этические искания в эллинистичеcкой культуре.

 

1. Со времени известного немецкого историка И.Г. Дройзена (1808–1884) термином эллинизм в современной науке обозначают культурные и политические образования, развившиеся из смешения греческих элементов с восточными на почве сначала единого, а затем ряда однородных государств, объединенных единой культурой, единым правом, единой государственностью. Во всех этих образованиях эллинизм преобладает, но различную окраску придает отдельным комплексам примесь разнообразных восточных элементов: общеэллинское, выработанное соединенными силами отдельных эллинских племен и политий, окрашивается в разнообразные оттенки соответственно примеси того или другого восточного элемента. Основанное Александром Македонским на развалинах персидского государства греко-македонское государство, при организации которого Александром немалую роль сыграли персидские государственные и культурные элементы, распалось немедленно после его смерти на ряд частей, естественно выделившихся из огромного комплекса. Эти отдельные политические образования, несмотря на разнообразие географическое и этнографическое, несмотря на противоположность и постоянное столкновение политических интересов, выражающееся в ряде почти непрерывных войн, живут однородной культурной и политической жизнью, одними и теми же интересами и идеалами, и это единство и определяется термином эллинизм.

Главными центрами развития эллинизма были столицы отдельных государств – Александрия в Египте и Антиохия в Сирии, малоазийский Пергам, островной Родос, сицилийские Сиракузы и др. Для эллинистических городов характерно почти полное однообразие внешнего вида. Как показали раскопки в Александрии, Эфесе и др. городах, все они вполне благоустроенные, с правильными, сравнительно широкими, мощеными улицами, с канализацией, с каменными домами иногда в несколько этажей, с роскошными площадями, богатыми храмами и общественными зданиями, среди которых научные и образовательно-воспитательные учреждения играют значимую роль. Их население может быть названо эллинским, частью по составу, частью по укладу и внутреннему содержанию жизни. Большинство составляло, однако, не городское население, а сельское. Житель комы (деревни), с трудом воспринимал эллинизм и эллинизировал только чисто внешним образом.

Здесь сделалась возможной такая культурная экспансивность, какой не могли дать греческие города-государства. Формы эллинского быта, вместе с городами, возникавшими повсюду от Кирены до Инда и от Аравии до Галлии, проникали в страны другой культуры или лишь с зачатками культуры — а с этими формами шли и греческая литература, и греческое искусство, и греческая наука. Все эти части греческого культурного бытия теряли свой национальный характер, приспособляясь к новой жизни и новым условиям; вырастала культура вненациональная, мировая, космополитическая. Сирийцы, евреи, египтяне и др. начинают писать на греческом языке, пользоваться греческими методами исследования, развивать возникшие в Греции литературные формы; элементы греческой архитектуры, скульптуры, живописи сливаются с местными, причем, несмотря на всю оригинальность новообразований, в основе лежит все-таки греческий шаблон. В Бактрии и Египте, Боспоре и Сиракузах культурный человек того времени находил тот или иной, более или менее знакомый ему ответ на свои запросы.

2. Во всех центрах эллинистической жизни расцвела наука. Число ученых чрезвычайно велико, количество книг и научных работ необозримо. В ряде наук становится возможной (в истории, географии) мировая точка зрения; входит в общий обиход сравнительный метод (в этнографии); открывается широчайшее поле деятельности в эмпиризме.

В точных науках все прочнее ставится кропотливое научное исследование в области астрономии, механики, математики, медицины. Особое развитие приобретает применение научных открытий и научного метода к обыденной жизни в области техники. Остроумнейшие приборы и машины в значительной степени меняют жизненный уклад горожанина. Широкая фабрикация бумаги и пергамента дает книге такое распространение, какого она не могла иметь до того времени, а мировая торговля рассылает научные продукты по всем культурным центрам не одного только Средиземноморского бассейна. Наука, таким образом, становится ближе к жизни и вместе с тем все более и более дифференцируется и специализируется.

Все больше и больше сближается с жизнью литература. Вся интеллигенция воспитывается на одних и тех же литературных образцах. В основе находился Гомер, трагики и лирики, из философов главными авторитетами признавались Платон и Аристотель, из историков Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Основной чертой новой литературы была бóльшая и более интимная близость с окружающей средой, прежде всего — с природой, правда, с сильно сентиментальным оттенком. Роман сближается с историей, история сближается с романом.

В искусстве наблюдаются те же явления. Оно проникает в жизнь человека. Копии знаменитых статуй, картин и даже зданий находятся постоянно перед глазами городских жителей. Создаваемое вновь составляет продолжение эволюции разных направлений греческого искусства. Наибольший успех имеет направление Праксителя в области идеальных фигур, с превращением его нежности и изящества в сентиментальность и расплывчатость.

Такое движение культурной жизни тесно связано с изменением экономических устоев существования. Слияние Востока с эллинством в одной общей государственности открыло эллинской промышленности новые рынки внутри комплекса эллинистических государств в местном населении, с одной стороны, и вне этого комплекса — в соседних странах Центральной Азии, Индии и даже Китая на восток и Центральной Африки на юге. Усиление спроса вызвало усиленную торговую и промышленную деятельность, увеличило количество фабричных центров, способствовало росту городов. Усиленный обмен все более и более вытеснял домашние устои хозяйства, все более и более вводил взамен натурального хозяйства чисто денежное.

3. В эллинистической традиции насущным становится поиск ответа на вопрос о возможностях достижении счастливой жизни. Для социальных верхов свои варианты предлагают такие течения, как стоицизм, скептицизм и эпикуреизм.

Возникновение стоицизма связывается с Зеноном из Кития (ок. 340–265). Учеником Зенона являлся Хризипп (281/76–208/4), многочисленные ученики которого распространили стоическое учение на восток и на запад. В период римской империи стоицизм обратился в популярную просветительную философию (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет). Задача стоической философии состояла в том, чтобы найти разумное основание для нравственной жизни. Вместе с киниками они поставили себе задачу сделать человека свободным и счастливым посредством добродетели.

Однако стоики вместе с киниками не отвергали полностью ценность внешних, относительных благ. Уже Зенон признавал возможность различной расценки "безразличных" предметов: так, например, здоровье и богатство безразличны в нравственном смысле, но было бы безумием предпочитать им болезнь или бедность.

Еще одна модель функционирования социальной сферы предлагается в рамках скептицизма. Скертицизм вырастает из скепсиса и проявляется религиозной, этической и научной сферах. Его родоначальником считается Пиррон. Его скептицизм старается доставить человеку полную независимость от знания. Не потому знанию приписывается малое значение, что оно бывает ошибочным, а потому, что польза его для счастья людей, как цели жизни, сомнительна. Искусству жить, единственно ценному, научиться нельзя, и такого искусства в виде определенных правил, которые могли бы быть передаваемы, не существует. Самое целесообразное – это возможно большее ограничение знания и его роли в жизни.

Важное место в эллинистической культуре принадлежит эпикуреизму, зарождение которого связывается с греческим философом Эпикуром (р. 342 г. до н.э.). Философия Эпикура имеет исключительно практическую цель. Он определяет ее как деятельность, которая посредством рассуждений приводит к счастливой жизни. Все, что не касается этой цели, все науки, например математика или история, им пренебрегаются. Логика дает критерий для отличия истины от заблуждений и убеждает в возможности познания, без которого разумная жизнь и деятельность были бы немыслимы; физика избавляет от суеверных страхов, от веры в сверхъестественное и дает верное понимание человеческой природы.

Важное место в эпикуреизме занимает трактовка наслаждения: "…когда мы признаем удовольствие конечной целью, мы разумеем не удовольствия развратников, заключающиеся в наслаждении, как это полагают некоторые незнающие, несогласные с нами или дурно усвоившие наше учение. Мы разумеем под удовольствием то, чтобы не болеть телом и не смущаться душой; ибо не попойки, не непрерывные кутежи, не любовные наслаждения или пышный стол рождают приятную жизнь, а трезвое рассуждение, исследующее основания всякого нашего стремления и отвращения и изгоняющее те мнения, которые порождают наибольшее смятение души. Начало всего этого и величайшее благо есть мудрость, источник всех прочих добродетелей, которая учит нас, что нельзя жить приятно, не живя разумно, и хорошо, и праведно, и наоборот, нельзя жить разумно, и прекрасно, и справедливо, не живя приятно". Эпикур также считает, что добродетели избираются не ради их самих, а ради удовольствия, с которым они нераздельны

В низших слоях общества широкое распространение получает кинизм. Основатель кинической школы, Антисфен, был первоначально учеником софистов, в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Самый известный ученик Антисфена – Диоген из Синопа. Кинизм существовал до конца III в., когда слился со стоицизмом. Киники утверждали, что счастье и добродетель суть тожественные понятия, ибо не может быть счастья без добродетели, а добродетель всегда ведет к счастью; единственное зло — порочность; что не относится ни к добродетели, ни к порочности, то для человека безразлично; внешние блага – богатство, почести и т. д. – дело случая и не имеет значения; для счастья они не нужны, а без добродетели они даже вредны. Самое вредное и тщетное – это наслаждение, считаемое обыкновенно людьми за нечто особенно ценное.

Труд и бедствия – блага, ибо они освобождают человека от подчинения внешним условиям и от страстей. Итак, счастлив только тот, кто равнодушен к бедности и богатству, к почестям или позору, к работе или наслаждению, к жизни или смерти. По своему существу добродетель состоит в знании – не теоретическом, а жизненном, т. е. понимании. Добродетель едина; она может быть приобретена путем обучения и не может быть утрачена. Семью киники должны были отрицать, как налагающую узы на свободу мудреца. Так как мудрец не может стать рабом, даже будучи проданным в рабство, то разницы между свободным и рабом для киников не существует. Вместе с тем нужно отметить, что они первые признали рабство неестественным явлением.

К государству киники также относились, как к чему-то безразличному; мудрец-киник выше государственных ограничений. К народной религии, с ее многобожием и человекообразностью богов, киники относились отрицательно. Единственный род служения Божеству, признаваемый киниками, это – добродетель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...