Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Раннеземледельческие культуры




1. “Неолитическая революция” в культуре первобытного об­щества.

2. Зарождение мифологии.

3. Основные этапы развития письменности.

4. Мегалитические сооружения.

5. Центры раннеземледельческих культур.

 

1. Следующий период в развитии человечества, повлиявший на дальнейшее куль­тур­ное развитие в значительной степени неолит. Основное собы­тие, подчеркивающее значимость этого периода – переход от присвоения готовых про­дуктов посредством охоты, рыболовства, собирательства к производству продуктов питания с помощью орудий труда. В 30-е гг. ХХ в. английский археолог Г. Чайлд дал этому процессу определение – "неолитическая революция". В отношении хронологии этого явления среди ученых отсутствует единство. Они сходятся только во мнении, что наступ­ление неолитической революции было не одновременным в различных регионах. Что ка­сается ближневосточного региона, то здесь неолитическая революция датируется X–V тыс. до н. э.

Качественные изменения в технике производства привели к следующим явлени­ям, которые выступают как основ­ные характеристики раннеземледельческих культур: переход к земледелию и скотоводству; переход к оседлому образу жизни, что обусловило демографический взрыв; накопление знаний и опыта и передача их от поколения к поколению; появление перспективы в материальном производстве; зарождение мифологии; закрепление рациональных знаний о мире; появление письменности; развитие в изобразительном искусстве орнамента; появление первых архитектурных сооружений.

2. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология пред­ставляет основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропо­нимание эпохи его создания. Человек, осмысливая окружающий его мир, создает форму мировосприятия, понимания мира и самого себя.

Что являли собой первобытные представления о мире? Первичные модели мира стали возникать в эпоху неолитической революции. На первых порах представления о мире укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы, человека, общества, культурных традиций.

Мифологическая картина мира шире, чем религиозная, она включает в себя уже понятия о космосе, пространстве. В раннепервобытных человеческих коллективах поня­тие вселенной ограничивается территорией племени – мезокосм. Позднее форми­руется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнею. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры в виде взаимосвязанных противоположностей: мужское – женское, левое – правое, верх – низ, жизнь – смерть, свои – чужие. Существует целая система таких бинарных противополож­ностей (до 20 пар). Проецируя эти принципы на первоначальный хаос, человек посте­пенно приходит к систематизации знаний о мире.

3. Следующим важным признаком является письменность. Существует несколько гипотез по вопросу появления письменности. По одной из них, причиной зарождения письменности стало появление собственности, т.к. самые ранние письменные памятни­ки представляют собой печати. Письменность выпол­няла роль мнемо-технического средства, то есть использовалась для ведения расчетов, займов, долгов.

В соответствии с другой теорией, письменность формируется, чтобы обеспечить функционирование социальных организмов и управление ими (законы). Законы и обязанности граждан должны фиксироваться. Как происходит этот процесс: выделение графической символики среди других форм коммуникаций; выработка графических средств для передачи общего смысла сведений; создание устойчивой системы устойчивых знаков для передачи речевой инфор­мации.

Первоначально сложилось пиктографическое письмо или пиктография. Содер­жание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография сохранилась и до нашего времени (знаки дорожного движения). Пиктогра­фия еще не представляла собой письма в собственном смысле слова, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством условной символики.

Идеографическое письмо. В этом случае происходит фиксация не отдельных звуков или символов, а целых слов или их частей – морфем. Первоначально идеограммы означали понятия вне зависимости от их устного звучания, то есть звуки и значения могут не совпадать. Разновидностью идеографии является иероглиф.

Иероглифическое письмо получило распространение в Шумере, Египте, Урарту, Крите, Китае. На рубеже IV–III тыс. до н.э. происходит переход от рисунчатых иероглифов к скорописной клинообразной графике. На завершающих стадиях развития идеографическое письмо стало словесно-слоговым.

Фонографическое письмо – письменность с помощью букв и слогов. Две раз­новидности: слоговое письмо, когда знак обозначает слог (шумерская клинопись); буквенное письмо. Первое буква – знак – письмо - письменность финикийцев, которая известна с 12–10 в. до н. э. Все звуки и буквы в ней согласные.

Изменения в искусстве. На смену палеолитическому изобразительному искусству (пещерным росписям) приходит геометрический орнамент, имевший ритуально-символи­ческое значение.

4. Появляются монументальные сооружения – дольме­ны, менгиры, кромлехи, построенные из огромных каменных плит и камней.

Менгир – отдельно стоящий на поверхности земли камень, весом в несколько тонн. Возводятся в знак дара божеству, как символ преклонения, чтобы умилостивить божес­тво, или как символ победы. Создавались и своеобразные каменные аллеи – это менгиры, расположенные в ряд, под ними не бывает захоронений. Иногда на них выбивают символ или орнамент.

Дольмены – своеобразные погребальные сооружения. Они создавались из плит весом от 3 до 30 т, которые соединены между собой с точностью до миллиметра. Для постройки дольменов выбираются определенные породы песчаника и перемещаются порою за десятки километров. Существует четыре типа дольменов: плиточные, составные, корытообразные и монолиты. Отверстия дольменов закрывались каменными пробками-втулками весом до 150 кг.

Кромлехи – многотонные, поставленные по кругу высокие вертикальные камни (плиты) стоят вплотную друг к другу и эти камни между собой перекрыты камнями в виде тщательно обработанного параллелепипеда. Кромлех Стоунхендж (1900–1600 гг. до н. э.) по предположениям мог использоваться для астрономических наблюдений. Высота плит составляет до 20 метров, вес одного камня - 200 тон. На высоте человеческого роста вы­биты после установки изображения.

С VII тыс. до н. э. в Передней Азии, Сирии, Палестине появляются жилища, по­строенные с помощью сырцового кирпича.

5. Древнейшим центром раннеземле­дельческих культур является Ближний Восток и некоторые, прилегающие к нему области.

Для самой Передней Азии выделяется 3 центра: иордано-палестинский комплекс (Иерихон А, Иерихон Б), Малая Азия (Чейюню-Тепеси, Чатал-Хююк), Северная Месопотамия с примыкающими к ней горными областями западного Ирана (Джармо).

В Европе – это Балканы. Туркменистан – джейтунские поселения, культура яншао – в течении реки Хуанхэ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...