Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Культура Древнего Китая




1. Особенности культуры Древнего Китая.

2. Религиозная-мифологическая система.

1. Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н.э. – 220 г. н. э. (вре­меня крушения империи Хань).

Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических осо­бенностей отраз­ившихся на особенностях развития ее культуры:

– во-первых, это достаточно сложные природные условия повли­явшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возник­новение здесь цивилизации.

– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами за­падного мира.

– древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской ци­вилизаций. Поливное земледе­лие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.

– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древне­китайское государство – это типичная восточная дес­потия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным мо­нархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единствен­ного земле­владельца. В Китае жречество как отдельный социальный инсти­тут отсутствовало, религиозные действия производились гла­вами се­мейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась цар­ской собственностью. Кроме этого все было под­чинено строгой соци­аль­ной иерархии, вне которой находились рабы.

Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были додчинены сложно­му ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. И, как отмече­но в книге “Цзо чжуань”, “ритуал основан на постоянном движении неба, порядке явлений на земле, и поведении народа”, “ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу ”.

Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религи­озным ритуалом отношений живыъ к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед ду­хами предков (им приносились жертвы, первоначально даже чело­веческие).

– идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание дан­ной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Так, скульптурные изо­бражения животных, выполненные в бронзе, повторя­ют черты, про­слеживающиеся в алтайско-скифской культуре. Это же касается и конных колесниц, заимствованных, как считается, у индоевропейцев.

– идея китаецентризма.

В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ сложилась неолитическая культура расписной керамики Яншао. Традиционно Яншао считалась древнейшей из культур, предшеству­ющих китайской цивилизации. Вместе с тем на северо-востоке Китая, в Ляонине, в недавнем прош­лом была открыта, по мнению археологов, еще более древняя куль­тура – Хуншань.

2. Для древнекитайской мифологии характе­рен целый ряд отличительных особенностей в сравнении с другими системами. Прежде всего, это такая черта как эвгемеризация (истори­зация мифологических персонажей, рас­смотрение их как реальных деятелей глубокой древности). Большую роль в мифологии играли тотемистические представ­ления. В качестве наиболее распространенных тотемистических обра­зов высту­пает ласточка, змея, которая постепенно превращается в дра­кона, ставшего символом государя. Основная часть мифологических источников относится к ран­нему периоду. Характерна также относительная неразвитость космогонических представле­ний.

В этой группе наибольшее распространение получают мифы о хаосе – как представлении о первоначальном состоянии мира. Роль упорядоченного хаоса отводится двум космическим силам – небесной Ян и земной Инь. Из легких частиц возникает небо, из тяжелых – земля.

Существуют также и мифы об упорядочении хаоса. Внутри космического яйца – хаоса – зарождается сверхъестественный человек Пань-гу. Он раскалывает яйцо на две части – небо и землю. Из частей умершего Пань-гу возникают: ветер и облака – из вдоха, Гром – из голоса, Солнце – из левого глаза, Луна – из правого глаза, 4 стороны света – из туловища с руками и ногами, реки – из крови, дороги – из жил, созвездья – из волос на голове и усов, люди – из ползающих по телу Пант-гу паразитов, которых разве­ял по миру ветер.

Получает распространение также цикл мифов о прародительнице Нюй-ва. Она изображалась в виде получеловека и змеи или же дракона и считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, людей она вылепила из глины.

У китайцев, как и у других народов, сохранились мифы о потопе. Особенность в этом сюжете состоит в том, что у китайцев потоп не выступает в качестве наказания за грехи, а является обобщенным представлением о водяном хаосе. Первоначально в борьбу с потопом вступает Гунь («большая рыба»), пытавшийся победить потоп с по­мощью саморастущей земли. Побеждает стихию его сын Юй (функ­ция земледелия).

Широкое распространение получают мифы о культурном герое Фу-си. Ему при­писывается изобретение рыболовных сетей, он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи. К началу новой эры Фу-си фигурирует в паре с Нюй-ва. Кроме Фу-си упоминаются такие культурные герои, как Суй-жэнь – изобретатель огня, Шэнь-нун – по­ложивший начало земледелию, функции культурного героя приписываются и Хуан-ди, с ним связывается изобрете­ние пись­мен­ности. Однако необходимо отметить, что фун­кции и дея­ния культурных героев могут изменяться. Всем героям приписывается изготов­ление глиняных сосудов, музы­кальных инструментов. Имеют­ся и божества стихий и явлений природы. В качестве наиболее рас­пространенного выступает бог грома – Лэй-чун, вероятно, отец перво­предка Фу-си.

Постепенно разрозненные мифологические образы отдельных племен склады­ваются в единую систему, во многом это связано с раз­витием натурфилософских представлений, в частности, пятирич­ной системы. Складывается пятиричная модель мира, основой которой выступают 5 стихий – 4 стороны света и середина, центр. Почитание 5 божеств ди, которые отож­дествлялись с 5 царями древности, 5 цвета­ми, 4 сторонами света и центром приобретает статус официальных культов.

Религиозные воззрения претерпевают эволюцию в эпоху Цинь и Хань, время цен­трализованной империи. Религиозные традиции фор­мируются под воздействием двух факторов: наследие архаических шаманских обрядов и верований; тенденции к рационализации древней религии и мифологии, прежде всего под влиянием таких школ, как конфуцианство и дао­сизм.

Несмотря на эклектизм в китайской религии присутствует единое представление о потустороннем мире как продолжении жизни земной. Это проявляется в том, что у богов по образцу земной империи также существует штат чиновников и правителей. К богам обращаются посредством отправления им письменных посланий. В соответствии с этими представлениями у человека имеется две души: одна остается в теле после смерти и попадает в подземное царство Желтого источника, а другая возносится на небо.

Обитель душ, достигших бессмертия, связывается с тремя мифическими островами в Восточном море или горой Куньлунь, расположенной на западной окраине мира.

В соответствии с данными археологических раскопок, производившихся в 1974 г. в провинции Хунань, имеется возможность реконструировать представления о загробном мире (на основании изображения на шелковом полотенце). В соответствии с данным источником, подземный мир населен рыбами, змеями, рогатыми зверями, атлантами, поддерживающими землю. Небесное царство находится между солнцем и луной, где восседает богиня Нюй-ва. Душа усопшей знатной женщины возносится на небо с помо­щью драконов, протянутых с небес лент и других фантас­ти­ческих существ.

Китайскую мифологию и религию пронизывает символизм. Так, каждой стороне света соответствует свое существо и цвет: зеленому дракону – восток, красной птице – юг, белому тигру – запад, черепахе, обвитой змеей – север.

В религии значительную роль играли шаманы, являвшиеся посредниками между живыми и мертвыми. Правда, постепенно шаманская практика приобретает оппози­ционный характер и связывается с попытками оспорить существующую власть. В эпохи Цинь и Хань значительное место начинает отводиться разного рода магам, гадателям, всем тем, кто претендовал на право гармонизации в сфере мироздания, а также земной и загробной жизни. Большую популярность приобретают поиски средств достижения состояния бессмертного небожителя (Шэнь­сянь), освободившегося от бренной телесной оболочки.

К рубежу нашей эры в религии Ханской империи первостепенное значение при­обрели жертвоприношения Небу и Земле, совершавшиеся соответственно у южной и северной ворот столицы.

Вообще же формы официальной религии в императорском Китае создавались пра­вительством больше по мере появления практической надобности, они не имели особой догматичности и могли рационализироваться. Основная же тенденция заключалась в совмещении божественного и природного, что нашло отражение в совмещении астро­номического и религиозного календаря в отношении официальных праздников им­перии.

Государство подчиняло религиозные запросы политике, давая санкцию на покло­нение одним божествам, и запрещая некоторые локальные. Имперские власти взяли на себя также «миссию» исправления народной религии. В официальных источниках встре­чаются упоминания о так называемых «непристойных культах», т. е. о тех, которые с позиции верховных властей подлегали запрету и искоренению. К таковым относились кровавые жертвоприношения, экстатические общения людей с богами. Т. е. те элементы архаической религии, которые представлявшие угрозу нормам цивилизации. В тоже время следует отметить, что в Китае это происходит не в плане догматической рели­гиозной нетерпимости, а отвергаются лишь крайности культовой практики, мешав­шие осуществлению мироустроительной миссии императора, установлению этической ди­станции между человеком и богами.

 

Тема 12-13. Развитие крито-микенской культуры

 

1. Исследование крито-микенской культуры.

2. Особенности минойской культуры.

3. Духовная культура минойцев.

4. Микенская культура.

5. Письменность микенского периода.

6. Мифология крито-микенского периода.

1. Началом исследования крито-микенской культуры считаются исследования Г. Шлимана (1818/22–1890) по обнаружению местонахождения Трои. Он первым доказал, что упомянутые античной мифологией города следует искать там, где их местонахождение указывают античные авторы. Первые действия Шлимана относятся к 1868 г., когда он делает два важных вывода: Троя несомненно находилась на холме, называемом Гиссарлык; гробницы микенских царей, о которых упоминает греческий географ II в. н. э. Павсаний, должны находиться внутри укреплений Микен. С октября 1871 г. Шлиман начинает архе­ологическое исследование Трои и в течение двух последующих лет им были обнаружены следы укрепленного поселения. Среди найденных там изделий эпохи бронзы наиболее знаменито собрание драгоценностей, известных под названием «клад Приама». С 1873 г. Шлиман начинает исследование Микен, в результате чего в 1874 г. ему удалось обнаружить внутри крепостных стен Микен большой круг захоронений.

С 1882 г. Шлиман привлекает к сотрудничеству своего соотечественника В. Дёрпфельда, который внес основной вклад в идентификацию семи пластов Трои. В 1884 г. Шлиман и Дерпфельд отправились в Тиринф, где обнаруживают фундамент дворца эпохи бронзы с обширным комплексом коридоров, дворов, больших и малых колонных залов и примы­кающих к ним комнат.

Вместе с тем открытие минойской культурыпринадлежит А. Эвансу (1851–1941). Раскопки Кносса осуществлял под общим руководством Эванса археолог Д. Дж. Хогарт. Уже в самом начале своих исследований Кносса британские археологи нашли среди развалин Кносского дворца большое количество письменных документов. Эванс смог выде­лить среди этих памятников письменности три различные связанные между собой системы письма: иероглифическое (пиктографическое, рисуночное) и так называемые линейное письмо А и линейное письмо Б. Кроме этого ученый приступил к изучению Кносского дворца.

Раскопки Эванса, основная часть которых приходится на 1900–1904 гг., не были, однако, единственными раскопками, проводившимися на Крите. Остров привлекал к себе и других исследователей. Так, итальянцы стали проводить раскопки на юге острова, где открыли обширный дворец в Фесте. Американцы раскопали в Гурнии, целый минойский город с сетью улиц и жилых домов, но без следов дворца. Англичане провели раскопки минойских захоронений у Палекастро и Закро. Французские археологи начали изыскания на Крите только в 20-е годы, раскопав дворец в Маллии к востоку от Кносса.

Изучение археологического материала позволило англичанину А. Дж. Б. Уэйсу (р. 1879) и американцу К. У. Блегену (р. 1887) прийти к выводу, что ранние материковая, островная и критская культуры восходят к единому более древнему источнику. А с начала II тыс. до н. э. стало ощущаться явное преобладание критской ветви.

Наиболее значительное открытие было летом 1939 г. – был найден Пилос – резиденция царя Нестора, где было найдено около 600 глиняных табличек, что значительно превышало все находки Эванса. Десятилетие спустя в число систематически исследованных микенских центров вошли Фивы. В послевоен­ный период значимые раскопки проводились под руководством С. Маринатоса на острове Фера близ Акротири.

2. Греческая культура возникла не сразу, у нее длительная предыстория. В III–II тыс. до н. э., т. е. одновременно с древневосточными культурами, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая критская культура, которую принято называть эгейской или крито-микенской.

Центрами эгейской цивилизации были монументальные дворцовые комплексы критских правителей, среди которых наиболее известны дворцы в г. Кносс, Маллия, Фест и Закро. были украшены колоннадами и фресками. Дворцы несут на себе признаки восточной пышности, их архитектура напоминает древнеегипетскую храмовую архитектуру с огромным количеством залов, открытыми дворами, многочисленными коридорами и переходами. Одной из достопримечательностей были световые дворики и колодцы. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками.

3. Что касается религии, то нужно отметить, что в пантеоне на первом месте стояли женские божества, в которых ученые видят прототипы греческих богинь. Критяне поклонялись богине со щитом, прототипом которой является Афина; богине со змеями – Гестии (богине домашнего очага).

В минойских дворцах имелись специальные помещения для культовых церемоний. Вне дома для поклонения служили алтари. Культовые церемонии осуществлялись с присутствием жрецов или жриц. В дар богам приносилась пища, скульптурные фигурки, топорики лабрисы. Верховным жрецом, вероятно, был правитель, живший во дворце.

Археологические изыскания позволили открыть, что минойцы разработали свою систему письменности. Первый шрифт появился во II тыс. до н.э. и имел вид иероглифического письма. В XIX в. до н. э. был создан другой шрифт, получивший название линейного письма А, которое не расшифровано до настоящего времени.

4. К концу XV в. до н. э. Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. Они подверглись опустошительному завоеванию материковых племен-ахейцев и стихийному бедствию. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий существовала близкая ей микенская культура на греческом материке. Она значительно отличалась от критской – росписи суше, строже, архитектура более сурова. Население этих мест составляли греки-ахейцы, которые выделялись своей воинственностью. Города микенцев принято называть цитаделями. Наиболее известны среди них Микенский и Тиринфские дворцы. При их возведение использовалась кладка, называемая "циклопической". Центром микенских дворцов являлся мегарон (зал с очагом), окруженный колоннами. Стены дворцов покрыты фресками с изображением охотничьих и батальных сцен. Достопримечательностью Микен являются "Львиные ворота".

Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы или толосы. К наиболее пышным усыпаль­ницам относится гробница Агамемнона (ее купол выложен из 33 каменных колец). В гробницах найдено много предметов быта, ювелирных украшений, сосудов, похоронных масок ("Золотая маска").

5. Микенцами на основе линейного письма А было разработано свое слоговое письмо, названное линейным письмом Б, которое расшифровано в 1952 г. англичанином М. Вентрисом (1922–1956), изучавшим таблички пилосского архива.

Вентрис установил слоговой характер критских надписей, а также связь между критским и кипрским письмом. Поскольку за почти тысячелетие знаки сильно эволюционировали, лишь около десятка кипрских знаков можно было с разной степенью надёжности сопоставить с критскими. Опираясь на работы американской исследовательницы А. Кобер, Вентрис составил таблицу, где в столбцах располагались знаки с предположительно совпадающими гласными, а в строках – с предположительно совпадающими согласными. Благодаря сопоставлению с кипрскими знаками Вентрис предположил чтение нескольких десятков знаков.

Далее Вентрис проанализировал структуру текстов линейным письмом Б, кроме того, он предполагал, что за более ранними надписями стоит другой язык. Это были бюрократические документы, в основном учётного характера. Тексты были снабжены большим количеством идеограмм, а также знаками числительных. Важным моментом было то, что Вентрис обнаружил слова, которые можно было идентифицировать как топонимы: их употребление было чётко привязано к местам нахождения табличек. С помощью своей таблицы он прочёл топонимы «Кносс», «Пилос» и др. Дальнейший ход дешифровки показал, что за надписями, вероятно, стоит ранняя форма греческого языка.

Помощь в дешифровке текстов оказал Вентрису лингвист Дж. Чедвик, который довёл дешифровку до конца и совершил перевод корпуса надписей линейным письмом Б. Заслугой Чедвика кроме этого является восстановление исторической фонетики древнегреческого языка. После дешифровки линейного письма Б стало возможно прочесть и большинство надписей более ранним письмом линейного письма А.

6. В религии микенцев было много общего с минойцами. Они также верили в существование загробной жизни, более могущественными признавались женские божества. В глиняных табличках упоминаются уже такие боги, как Зевс, Посейдон, Дионис. Но в отличие от минойцев микенцами не строились храмы, а в домах сооружались специальные помещения для поклонения богам. На открытой местности для этих целей устанавливались специальные святыни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...