Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Морфология греческой культуры




1. Факторы формирования греческой культуры. Периодизация.

2. Древнегреческая культура периода архаики.

3. Классический период древнегреческой культуры.

 

1. Под античностью принято понимать греческо-римские древности, получившие свое развитие с начала I тыс. до н. э. по V в. н. э. В развитии истории и культуры Древней Греции принято выделять следующие периоды:

- Гомеровский период (ХII–IХ вв. до н. э.)

- Архаический период (VIII –VI вв. до н. э.)

- Классический период (V–IV вв. до н.э.)

- Эллинистический период (конец IV–I вв. до н.э.)

Период с момента завоевания Греции дорийцами с XII по V в. до н.э. условно носит название архаического, внутри которого выделяют две фазы: ХII–VIII вв. – время господства первобытных отношений; VII–конец VI в. – формирование основ зрелой греческой культуры.

На становлении культуры в Греции значимое влияние оказывал этнический фактор. В Греции сосуществовали рядом ионические и дорические территории и государства, население которых отличалось не только различным общественным строем, экономикой, но и культурными традициями. У дорийцев сохранялось аристократическое правление, они являлись приверженцами традиций. У ионийцев господствовала власть демократии, на первый план выдвинулись купцы, и в отличие от дорийцев они были склонны к новаторствам. Под влиянием этих обстоятельств у греков сложилось два различных типа культуры – ионическая и дорическая.

У ионийцев сохранились элементы микенской культуры, но они подверглись влиянию стран Востока, ввиду их близкого расположения. Сосуществование в Греции двух типов культур сохранялось длительный период времени и оказало влияние на многие проявления культурной жизни, в частности на историю и теорию древнегреческого искусства. Поиски греков устойчивых канонов искусства исходили из дорических традиций, а стремление к реалистическому отражению, чувственной наглядности проистекало из ионической культуры.

Блистательное и стремительное развитие греческой культуры объясняется также благоприятными географическими условиями. Успешное развитие стимулировал также общественный и политический уклад жизни древних греков. Сосуществование по соседству множества государств, соревновавшихся между собой, способствовало выделению и многочисленных центров культуры. Значимое влияние имела и сама греческая природа, гармонический греческий пейзаж.

Экономические преобразования VII–VI вв. привели к демографическим, социальным и политическим изменениям, в результате чего пали патриархальные царства и возник демократический строй. В результате этого к созданию культурного наследия получили доступ широкие слои населения.

2. Передвижение дорийских племен в Греции разрушило микенскую цивилизацию и принесло с собой общий упадок греческой культуры (дорийские племена находились на более низкой ступени развития). С их передвижением начинается век железа. Этот период отличался сравнительной бедностью материальной культуры. Для него характерно наличие несовершенной керамики, незатейливых по форме произведений декоративного искусства, отсутствие монументальной архитектуры.

Наиболее распространенным видом изобразительного искусства была вазовая роспись, где господствовал геометрический стиль (однообразный узор). Образцами этого стиля являются дипилонские вазы, надгробные амфоры, найденные в Афинах (IX в. до н. э.). Узор на этих памятниках представлен геометрическими фигурами, а также персонажами и сценами из гомеровского эпоса (двухрядные суда с гребцами, жестокие битвы, похороны героев, кулачные бои).

Существенные изменения в Древней Греции происходят в архаическую эпоху. В этот период формируются основы классического рабства, системы денежного обращения и рынка, возникают основные формы политической организации – полис, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. В VIII–VI вв. до н. э. зародились этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности, а также такие основные феномены античной культуры, как философия и наука, ведущие литературные жанры, театр, ордерная архитектура и Олимпийские игры.

С древнейших времен в Греции придавалось большое значение хоровому пению. Она сопровождала греков во всех делах, существенную роль играла в религиозных торжествах. Наибольшее распространение музыка получила в Дельфах. Здесь проводились музыкальные состязания композиторов и исполнителей по кифарным композициям. Из музыкальных инструментов популярностью пользовались лира, кифара, флейта. Сохранились имена нескольких создателей хоровых песен – Фалеса из Гортины, Ксенокрита из Локр и др. К формам хоровой поэзии относятся – дифирамб (песнь в честь бога Диониса), просодия (песня, исполнявшаяся под аккомпанемент флейты), гимн (песня возле жертвенника под звуки кифары), трен (погребальный плач), эпикинии (песни в честь победителей состязаний), а также пиршественные песни, свадебные и др. Известным хоровым лириком VI в. до н. э. был Стесихор из Гимеры. Наивысшего развития хоровая лирика достигла в творчестве Пиндара (522–448 гг. до н. э.), прославившегося эпикиниями. Это было во многом связано с широким распространением в общественной жизни греков игр, победителям в которых оказывались всевозможные почести.

Отличительной особенностью греческой культуры является агон, что обозначает состязательное начало. Это явление дало толчок к возникновению всевозможных игр. Древнейшими и наиболее значительными были игры, организованные в 776 г. до н.э. в честь бога Зевса в Олимпии (Пелопоннес), повторявшиеся затем через каждые четыре года. Победой атлеты доказывали свое благородство, высокородность, знатность происхождения. Победа на Олимпийских играх воспринималась вершиной человеческого счастья, после этого победитель мог спокойно умереть, так как ничего уже более высокого и прекрасного ему все равно не совершить. После же трехкратной победы атлет получал возможность установить свою статую в священной роще храма Зевса Олимпийского. В честь Зевса были организованы также Немейские игры, в честь бога Аполлона – Пифийские игры, в честь бога Диониса – Великие Дионисии и Ленеи.

3. Высшей точки культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н. э. Центр культурной жизни греческого мира переместился в Афины. В этот период развиваются наука, театр, литература, философия, архитектура и скульптура достигают наивысшего расцвета.

Особое место в жизни греков занимает театр, он выступал общественным институтом и выполнял воспитательные функции. Театральные представления зародились в связи с культом бога Диониса. Во время праздника Великих Дионисий в VI в. до н. э. стали ставиться сценки из мифов, которые сопровождал хор сатиров. Эти театральные действа стали зачатком трагедий. В V в. до н. э. появляются комедии.

Представление проходило под открытым небом, зрительный зал носил название театрона, актеры выступали либо на орхестре, круглой площадке, расположенной перед театроном с алтарем богу Дионису в центре, либо на возвышении, носившем название проскенион. Огромные размеры зрительного зала способствовали введению масок, а также вынуждали актеров идти на всевозможные ухищрения. Они одевали обувь на высоких каблуках, искусственно увеличивали некоторые части тела, открытые рты в масках выполняли роль рупора. Славу греческой трагедии принесли три афинских драматурга Эсхил (“Персы”, “Прикованный Прометей”), Софокл и Еврипид. Расцвет комедии был связан с творчеством Аристофана (“Всадники”).

Воплощением мудрости V в. до н. э. стали философы – Анаксагор из Клазомены (500–428), родоначальник учения об атомах Демокрит из Абдер (470–380), Сократ (469–399). Интерес к философии не исчезает и в IV в. до н. э. В Афинах основал свою школу выдающийся мыслитель древности, ученик Сократа Платон (430/427–348/347). Среди учеников Платона незаурядностью мышления выделялся сын врача из города Стагира Аристотель. Значение творческого наследия Аристотеля состоит не только в оригинальности его теории, но и в систематизации всего накопленного научного знания его эпохи.

 

Тема 15. Греческая литература

1. Систематизация и периодизация греческой литературы.

2. Архаический период в развитии греческой литературы.

3. Классический период в греческой литературе.

 

1. От древнегреческой литературы до современности дошла лишь незначительная часть. Некоторые писатели и их сочинения известны только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Отчитывать развитие древнегреческой литературы следует от XI в. до н. э. (складывание сказаний о Троянской войне), и доводить до первой половины VI в. н. э. (529 г. закрытие философских школ в Афинах).

В этом хронологическом отрезке выделяются две эпохи: первая из них ведет свое начало от истоков литературы до III в. до н. э. и именуется творческой; вторая – до VI в. н. э. – изучение литературы и усвоения древнегреческой образованности другими народностями. В творческой эпохе Г. литературы различаются два периода: развитие эпоса, лирики, возникновение драмы и всех видов прозы (до 480 г. до н. э.); аттический – расцвет драмы, красноречия, философии. В первом периоде руководящая роль принадлежала колониям, во втором неоспоримо господствовали Афины.

Одновременно с этим развитие греческой литературы идет в соответствие с основными периодами греческой истории: архаики, классики, эллинизма и римского.

2. Главное литературное явление архаического периода — гомеровские поэмы (“ Илиада”,Одиссея”), представляющие собою завершение длинного ряда меньших опытов легендарной поэзии, а также религиозного и бытового песнетворчества. Колыбелью греческой поэзии была богато одаренная от природы северо-восточная область Фессалии, Фракия, место деятельности мифических поэтов: Орфея, Мусея, Памфоса. Занятие поэзией находилось здесь в связи преимущественно с культами Зевса, Диониса и Деметры. Другая группа певцов, с Оленом во главе, соединялась около Аполлона в Ликии, на Крите и в Дельфах. Служителями этого божества был изобретен гекзаметр.

Древние поэты были вместе и исполнителями своих и чужих песен, певцами (аэды). Аэды были хранителями и распространителями гомеровских поэм и иных песен. За аэдами следовали декламаторы- рапсоды, произносившие чужие песни без музыкального аккомпанемента. С первой половины VIII и до половины VI в. до н. э. ряд поэтов пытались изложить в стихотворной форме цикл троянских сказаний: Арктин, Стасин, Лесхес, Агий. Циклические поэмы, по объёму иногда превосходившие Одиссею, представляли значимый интерес для позднейших поэтов, историков, философов.

В VII–VI вв.формируются элегии и ямб. Из числа элегических и ямбических поэтов выделяются Каллин, Симонид, Архилох, Солон, Феогнид. Хотя эпос и элегия развивались и не без связи с музыкою, но первое время музыка была довольно проста и монотонна; стихотворные тексты декламировались и совершенствовались независимо от музыкального аккомпанемента.

Не так было с поэзией собственно лирической, или песенной (мелической), успехи которой были подготовлены развитием музыки. Начала лирики содержались в древнейших народных песнях, но сознательная разработка её в связи с музыкой начинается с Терпандра.

Греческая лирика делилась: на собственно песню и хоровое пение (энкомии, пеаны, дифирамбы и т.д.) и развивалась вместе с элегией и ямбом. Ее представляли Алкей, Сапфо, Стесихор. Одна из форм лирики, дифирамб, послужила источником трагедии, а из шуточных хоровых песен, тоже в честь Диониса или Вакха, вышла комедия.

Один из древнейших представителей эпической традиции является Гесиод (р. ок. 776 г. до н.э.). Ему, как представителю беотийско-аскрийской школы (в противоположность ионийско-гомеровской, представителем которой был Гомер), приписывался в древности целый ряд эпических стихотворений. Из дошедших до современности ему бесспорно принадлежат "Труды и дни", «Теогония» (главнейший источник для ознакомления с древнегреческим мировоззрением). Если у Гомера прежде всего поражает художественная сторона, то у Гесиода преобладает дидактизм.

3. Началом классического периода считается 478 г. до н.э., когда образовался так называемый афинско-делийский союз и Афины на долгое время становятся общепризнанным центром Эллады. В этот период до высокого уровня было доведено драматическое творчество: трагедия и комедия.

Трагедия развилась из дифирамбов. Художественную форму дифирамбам придал Арион. Он же организовал хор из сатиров, спутников Диониса, называвшихся козлами, откуда название трагедию понимают как пение козлов. Дальнейшее свое развитие она получила в Афинах в творчестве Феспида, который введением первого актера совершил преобразование дифирамба в драму. Нововведение Феспида постепенно совершенствовалось его преемниками Херил, Фриних, Аристий. Высшего своего развития трагедия достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. В их трагедиях участвуют уже несколько актеров, объем и значение хоровых песен ограничены; сцена усовершенствована введением декораций, машин и костюмов для актеров.

Со стороны содержания произведения афинских трагиков были, по-видимому, только прямым продолжением Гомера и цикликов. Уже начиная с Эсхила, господствующим предметом изображения в трагедиях стала душевная жизнь человека с её надеждами, опасениями, страстями. В течение V в. до н. э. было написано не меньше 1000 трагедий. Из этого числа до нас дошли 31 произведение: по семь от Эсхила и Софокла и 17 от Еврипида, а также одна сатирическая драма Еврипида «Циклоп».

До IV в. существовал обычай ставить трагедии группами, так называемыми тетралогиями, при чём представление трёх трагедий заключалось пьесой, подобной водевилю. Хоры этих пьес состояли из сатиров, постоянных спутников Диониса, откуда и самое название сатирической драмы. От огромного числа афинских трагиков сохранились немногие имена и незначительные отрывки. Кроме Эсхила, Софокла и Еврипида известны трагики Ион, Агафон, Евфорион.

Параллельно с трагедией развивалась в Афинах комедия, перенесенная сюда из Мегар и только здесь достигшая высокой степени совершенства и огромного влияния на окружающее. Магнет, Кратин и др. подготовили расцвет аттической комедии в V в., нашедший воплощение в творчестве Аристофана.

Само слово комедия означает собственно песнь, певшуюся на празднике Диониса. До нас не дошли произведения старейших греческих комиков: Суссариона из Мегары и Эпихарма из Коса. Афиняне придали комедии широкий политический и общественный смысл. Но затем закон запрещает в Афинах показывать в комедиях государственных деятелей и это приводит к тому, что в ней начинают изображать сцены повседневной жизни.

Наиболее характерною особенностью аристофановской комедии была парабаза, делящая представление на две части. Это – песня, которую исполнял весь хор или корифей, в которой от лица автора высказывались зрителям советы, предостережения, жалобы на литературных соперников, суждения о современных событиях и лицах и т. п. В пьесах Аристофана («Птицы», «Лисистрата», «Богатство», «Осы») находили отражение вопросы политические, частные и общие, социальные, литературные, педагогические, философские.

К представителям средней греческой комедии принадлежат Антифон и Алексис, к представителям поздней — Менандр, Филемон.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...