Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 21. Особенности мифологических и религиозных воззрений римлян




1. Источники изучения религии древних римлян.

2.Формирование римского пантеона.

3.Классическая римская религия.

4. Христианство и его место в системе религиозных воззрений римлян.

 

1. В отношении древнейшей римской религии существующие источники представляют, в некоторой мере, вторичный характер, так как ко времени их появления многое из ранних верований уже было забыто. Основными источниками по религии древних римлян являются: произведения известных римских историков и философов; жреческие книги – индигитамент, составленные великими понтификами, содержащие информацию о богах и культах; календарь праздников и священнодействий, составленный царем Нумой; список установленных жреческих должностей – фламинов, наиболее почитавшихся богов, составлен также царем Нумой; эпиграфический материал (надписи, посвящённые богам; надписи на могильных памятниках), который становится массовым со II в. до н.э.

2. Характерной чертой древнейшей римской религии считается отсутствие четкого представления о богах, иногда имени божества, заменявшегося представлением о присущих различным предметам и действиям неопределенных сил – numina. На раннем этапе римская религия выступает как некое особое восприятие мира, представляющего его полем действия и переплетенья различных сил. Поэтому римляне в этот период не антропоморфизировали своих богов, не устанавливали между ними каких-то соотношений. Лишь постепенно из массы numina стали выделяться древнейшие боги с определенной индивидуальностью, определёнными функциями, часто повторяющимися у древних индоевропейских народов.

Высказывается предположение, что мифология римлян, как и других древних индоевропейцев некогда отражала трёхчленное деление общества (жрецы, воины, «труженики») и соответственное разделение функций богов. Со временем мифология перешла из мира богов в мир людей и стала основой римской истории, заменила теологию и теогонию. А воспоминания о мифологических воззрениях сохранились лишь в ставших непонятными и самим римлянам ритуалах.

В период архаики одним из древнейших римских, известных и у италиков, богов был Янус (бог всякого начала). Ему был посвящен первый день года и всякого месяца. Первоначально, Янус выступал как создатель мира, космоса, но с утратой интереса к мифологии космическая роль Януса как создателя мира стала игнорироваться.

К древнейшим богам относится бог Консус. По легенде, во время празднования Ромул и его дружина похитили девушек-сабинянок, от которых затем произошел римский народ. Мнения о первоначальной природе Марса расходятся. Первоначально он воспринимался, как бог дикой природы. Ближе к классике Марс отождествляется с войной. Квирин – бог, тесно связанный с общинным характером Древнего Рима. Впоследствии Квирин отождествляется с Ромулом.

Практически не сохранилось сведений об изображение римлянами божеств, но можно выделить наиболее популярных богов: Янус, Юпитер, Марс, Квирин, Нептун и Лар. В рассказах Тация содержатся сведения о культе Марса, Юпитера и Квирина. За ними определяется понятие первая капитолийская троица. По отношению к ним римляне использовали эпитет padres (отцы).

За счет перенесения в Рим культа покоренных общин расширялся римский пантеон. Кроме упоминавшихся различных ипостасей Юпитера и Юноны, в него вошли Фортуна. Из Тибура пришел Геркулес. Сложным был генезис образа Венеры. В нем нашли отражение культ богини садоводчества и черт, присущих греческой Афродите. Во время Пунических войн в Риме утвердился культ восточного происхождения – культ Кибелы, Великой Матери богов, фригийской богини плодородия.

С периода архаики в Риме складывается и система священнодействий, которые делились на:

- частные (sacra privata), отправлявшимися родами или фамилиями (культ Гения, Ларов, Пенаты, фамильная Веста);

- общинные (sacra populares), отправлявшимися различными категориями граждан – куриями, пагами (культ компитальных Ларов, Термин, Цереры, Либера-Вакха);

- народные или общие (sacra publica), отправлявшимися за весь народ (культ Весты).

Все sаcra состояли под надзором понтификов. Разновидности sacra были обусловлены не личным выбором участников, а их принадлежностью к коллективам: фамилиями, соседским общинам, гражданской общине.

3. На развитие религии Древнего Рима повлияли коренные изменения, которые относятся к периоду Пунических войн. В процессе завоевательных войн происходит увеличение пантеона, заимствования богов. В процессе заимствований римлянами не делается попытка уничтожения или изменения местных культов. Продолжалось заимствование богов у всей Италии, объединенной Римом. Боги вводились в состав римского пантеона. В то же время происходит кристаллизация пантеона, что приводит к возвышению одних богов, и забвение других. Возвышение богов с политической популярностью Рима: Юпитер, Менерва, Юнона и Марс. Возвышение богов, связанных с определенными слоями. Плебсу покровительствует: Либер, Либера, Церера, торговцам – Нептун, Меркурий, Геркулес, ремесленникам, художникам, писателям и учителям – Менерва. Боги, связанные с фамилиями, пагами, общинами, те божества, которые могли оказать человеку помощь в конкретные моменты: Фортуна, Эскулап (целительство), Аполлон. Происходит уточнение функций богов. В то же время начинает утрачиваться значимость бога Квирина и менее значимым становится бог Янус. Считается, что в 3 в. до н.э. происходит официальное утверждение культа 12 главных богов, которые имеют соответствие с греческим пантеоном: Юпитер и Юнона; Нептун и Менерва; Марс и Венера; Аполлон и Диана; Вулкан и Веста; Меркурий и Церера.

В то же время в Риме продолжалось установление культа италийских богов, частично для римлян новых. Усложнялись образы Фортуны, Юноны, Юпитера. Возрастало значение Юпитера как верховного бога. Новые боги принимались в общину римских богов. Они получали храмы, жрецов, устанавливали праздники, но из их культа исключались элементы, противоречащие римским нравам.

4. С частичным разложением сельских общин и постепенным растворением городских гражданских общин в империи, с установлением обязательного императорского культа и углублением социального неравенства, различные общественные слои, в поисках ответа на стоящие перед ними вопросы, различными путями приходят к поискам единого, верховного, общего для всех человеческого бога. И этот бог становится источником моральных норм, гарантом правильной и счастливой жизни. Процесс утверждения в Риме новой системы ценностей был длителен и противоречив. Упорядоченного культа не было до начала II в., культы отравлялись в так называемых катакомбах. Во II–III вв. изменяется первоначальный состав общин, в них начинают вступать и состоятельные члены общества. В «Евангелии» они проходят под именем «мытари». В римской действительности мытари выступали как представители профессии, занятых обменом денег, торговлей, деньгами – можно назвать ростовщиками. С этого момента общины начинают выступать уже как сильные организации. Их стали возглавлять епископы, начинал исчезать прежний демократизм, епископы городов одной или нескольких провинций съезжались на соборы, обсуждали вопросы церковной организации вероучения, не согласных объявляли еретиками. В 303 г. в последний раз прокатилась волна преследований христиан по всей империи. После провозглашения в 313 г. Медиоланского эдикта христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть, и началось ее превращение из некогда подпольной в государственную. При сыне Константина Констанции были введены некоторые ограничения на языческие богослужения: запрещены гадания, жертвоприношения. Император Грациан отказался уже от функций верховного понтифика и старая религия окончательно лишилась государственной поддержки.

В 391 г. прошло безнаказанным разрушение в Александрии храма бога Сераписа. Языческим храмам осталось существовать недолго. Некоторые храмы превращались в христианские церкви, другие разрушались либо христианами, либо варварами. В 392 г. Феодосий I официально запретил языческие культы. Христианство становится единственной государственной религией. Теперь церковь стала союзницей государства. Однако, став господствующей, она превратилась в арену борьбы между религиозными направлениями. Тем не менее в Риме сохранялись и старые культы, преимущественно среди сельского населения. Сельские боги упорно продолжали жить как лесные, водяные, домашние духи, слившись с образами святых мучеников, погибших во время гонений.

 

Тема 22. Наука в системе ценностей Древнего Рима

 

1. Эволюция представлений о научном знании. Классификация наук.

2. Римские энциклопедисты.

3. Представление о «благородных», «свободных науках»

 

1. Современное понимание науки складывается в XVII в. Римляне для этого понятия используют термин ars (искусство), эквивалент греческого техно. Эти термины объединяют науку и искусство, в смысле овладения мастерством. Под искусством врачевания римляне понимали знания связанные с медицинской наукой и навыки.

Римляне подразделяли науки на теоретические (умозрительные), не связанные непосредственно с практикой, и эмпирические (практические). Главной среди теоретических наук выступает философия и подразделяется на физику, логику и этику. Физика – наука, изучающая законы строения мира, универсума, законы природы. Обращение к ней значимо в первое время развития Римской империи. Этика – наука, изучающая связи человека с обществом и его место в космическом и социальном устройстве.

К эмпирическим наукам римляне относили земледелие, военное, строительное дело, мореплавание, право. Для обладания этими предметами нужно было знание 7 свободных искусств. Занятие практическими науками считалось достойным благородного человека. Отсюда и их второе название «благородные» науки. Они включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии, музыки. Эти предметы входили в круг греческого воспитания и образования, и были основой всяческого практического знания на протяжении всей античной истории.

Что касается языка, на котором велись научные изыскания, то необходимо отметить, что во времена Республики возрастает влияние греческого языка, на нем говорят, читают. Вместе с тем разрабатывается и латинский, который в состоянии передать тонкости научной терминологии. Ко времени Империи общепринятым языком науки становится греческий, международным языком администрации – латынь. Хотя это условно.

В качестве особенности, характерной для римской науки, является наряду с принятием культурных традиций эллинизма, уверенность в превосходстве собственной истории, культуры, образа жизни. Это вело к тому, что римляне отбирали для себя лишь наиболее ценное в греческой и эллинистической культуре. Люди практических знаний стремились использовать достижения греков во славу Рима. Так поступали Витрувий, Цельс и др.

Под влиянием «римского мифа» теоретические изыскания являлись привилегией иноземцев. В дальнейшем Рим заимствует достижения других народов, воспринимает, как свое наследие. Наука имела мировоззренческий характер и использовалась для обоснования образа жизни, государственного устройства. Приоритет практического над понятийным знанием приводит к доминированию дескриптивного (описательного) метода в изложении материала. У римлян оформляется и закрепляется энциклопедический метод изложения материала (Варрон, Плиний Старший, Лукреций, Цицерон, Витрувий, Цельс) – способ изложения материала посредством привлечения и воссоздания многочисленных теорий, без выделения одной или нескольких из нее.

2. Одной из черт науки римлян является энциклопедический характер изложения материала. Ко времени Империи научное знание включало многочисленные сведения, как из научной, так и практической деятельности: математики, астрологии, механики, медицины, географии, с/х, строительстве. В основании метода лежало соединение теоретического знания и практической мудрости.

Представители этого метода ставили задачу показа все, что сохранилось от предшественников в той или иной области знания. Автор при составлении труда с самого начала не ставил для себя целей самостоятельного исследования. Необходимо было привести все сведения, существующие по данному вопросу, установление достоверности или ошибочности рассматриваемых положений не является задачей автора. Существовали энциклопедии по истории, земледелию, в области права. Тематических сочинений и трактатов было меньше, чем сборников.

Из наиболее известных римским энциклопедистов является Марк Теренций Варрон (116–27). Он является автором энциклопедического свода «Девять книг наук». Это свод по риторике, грамматике, музыке, медицине, архитектуре, астрологии, арифметике, в нем Варроном описываются институты Республики и древнейшие обычаи и нравы. Этим трактатом пользовались еще в V в. н.э. Для его создания автором были использованы около 500 книг из разных областей знания.

Еще одним важным сочинением Варрона являются «Древности человеческие и божественные», древнейший свод права, состоявший из 41 книги и включавший описания частной жизни, религиозных обычаев, политики и др.

Дело Варрона продолжается Авлом Корнелием Цельсом (I в. до н.э.). «Науки» – труд посвященный вопросам земледелия, риторики, военному делу, медицине. До нашего времени дошел раздел о медицине. Цельс разрабатывает математическую терминологию.

Известнейшим римским автором времен империи являлся Гай Плиний Секунда Старший (23–79). До современности сохранилось его «Естественная история» из 37 книг. Кроме естественной истории ученый включает в свое сочинение информацию по искусству и культуре. Начинает Плиний с изложения строения универсума, затем освещает вопросы математической географии, атмосферные явления. Предмет описания Плиния – многогранный мир явлений природы, автор стремится привести как можно больше свидетельств мощи природы. Его занимает также вопрос о многообразии форм и возможностях человеческой природы. Отмечается у Плиния также интерес к фиксации необычайных явлений – памяти, выносливости, скорости и т.д., т.е. заметны зачатки парадоксографии.

К энциклопедистам возможно отнести и Луция Аннея Сенеку (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), которым уже в преклонном возрасте им создается трактат «Вопросы природы». Задачей труда «Вопросы природы» было показать устройство универсума и тайн природы на основании всех известных в этом направлении концепций и положений, изложенных другими авторами. Способ изложения обычен для римских авторов.

3. Одной из практических наук, соединяющей в себе и искусство, и теорию является медицина. Римская медицина восходила к теории, связанной с теорией Гиппократа, что человеческий организм соотносится со строением космоса (тело подобно кругу без начала и конца, все части связаны между собой; четырем первоэлементам – огню, воде, воздуху, земле – соответствуют свойства человеческого организма). Душевное состояние определяется смешением основных соков. Если стихии равномерно смешаны в человеке – человек здоров.

Известным ученым в области медицины является Гален (130–200), выходец из Малой Азии. Его трактат «О частях человеческого тела» – одно из первых анатомо-физиологическое описание человека. Он также считал, что врач должен был знать физиологию, анатомию и систему препарирования, человеческий мозг является началом всех нервов и всякого ощущения. Последнему вопросу посвящен трактат «О догмах Гиппократа и Платона». Известным римским медиком являлся и Соран Эфесский (98–138), акушер и педиатр, имя которого в средние века считалось символом медицины.

Население двояко относится к врачам. Многие отказываются от их услуг, чтобы избежать встречи с шарлатаном. Единственным мерилом был опыт. Упор делался не на излечение, а профилактику. Этому способствовала высокоразвитая в Риме система профилактики, которая осуществлялась посредством развития терм. Центрами медицинской науки являлись малоазийские города, Афины, Александрия.

К благородным наукам римляне относили также земледелие или агрикультуру. Многие деятели оставили трактаты по агрикультуре (Варрон, Плиний Старший, Вергилий, Цельс, Колумелла). Так, в энциклопедии Колумеллы указывается о 6 «благородных» науках, к которым он среди медицины, военного дела, ораторского искусства, права относит и агрикультуру. Представление об агрикультуре как науке исходило из того высокого статуса с/х. Колумелла считает, что наука о сельском хозяйстве ближе всего стоит к философии. Основная внутренняя идея Колумеллы – убедить своих современников, что земледелие – наиболее благородный и достойный способ обогащения и самый чистый способ сохранить и увеличить свое имущество. В римском обществе статус свободного гражданина предполагал обязательное владение землей.

Что касается естественных наук, то наиболее заметны достижения римлян в астрономии. К ней обращались Витрувий Поллион, Сенека, Плиний Старший, Лукреций Кар, Манилий, Клавдий Птолемей. О неподвижности Земли говорил грек по происхождению Клавдий Птолемей (90–160), главный труд – «Альмагеста», доказывает гелиоцентрическое устройство Земли, что придерживались вплоть до открытий Коперника. Большой интерес представляет его труд «Тетрабиблос» (четверокнижие). В «Тетрабиблосе» Птолемей дает систематическое изложение астрологической науки.

Кроме астрономии и астрологии Птолемей занимался теорией музыки, оптикой, географией, картографией. Картографические методы Птолемей строил на основе астрономических наблюдений. Он составил около 27 карт с указанием 8 тыс. населенных пунктов («Руководство по географии»).

В области географии выделяется фигура Страбона (63 г. до н.э. – 19 г.н.э.). Этот грек обобщил сведения Гиппарха, Эратосфена. Его труд «География» состоит из 17 книг. Дал описание всех известных для того времени территорий.

 

Тема 23. Историческая наука в Древнем Риме

 

1. Зарождение исторической науки в Риме. Анналисты.

2. Историческая наука периода республики и империи.

3. Жанр сравнительных жизнеописаний.

1. Началом римской исторической науки принято считать III в. до н.э. В этот период появляется быстро ставшее известным в античном мире сочинение сицилийского грека Филина о I Пунической войне. В ответ на это сочинение римлянами создается на греческом языке исторический трактат, освещающий в выгодном свете римскую историю, сенатора Квинта Фабия Пиктора и претора Луция Цинция Алимента под названием «Анналы». Повествование начинается от момента возникновения Римского государства и заканчивается периодом войн с Ганнибалом.

Первым историческим сочинением на латинском языке становится сочинение Марка Порция Катона Старшего (234–149) под названием «Начала», представлявшее очерк истории Рима и Италии. Называя свое сочинение «Начала», Катон продолжает традицию греческой историографии, в которой получает широкое распространение исследование происхождения того или иного народа, племени, города, традиции и т.д.

В 194 г. до н.э. Катон привозит из Сардинии в Рим в качестве квестора Квинта Энния (239–169), который закладывает начало в римской традиции исторических эпических сочинений под названием «Анналы». В 18 книгах историк описывает события от возникновения Римского государства до середины II в. до н.э.: эпоху царей, завоевание римлянами Италии, период Пунических войн. Энний прославляет не только Рим, но создает образы и таких известных деятелей, как Сципиона, Ганнибала и др. Труд написан гекзаметром.

2. В эпоху Гракхов (II в. до н.э.) появляется уже целый ряд сочинений под названием «Анналы», которые представляют собой летописи событий с древнейших времен до времени, в котором жили авторы «Анналов». Они не ограничивались только историей Рима, а повествовали и об истории других италийских городов, о возникновении различных культов, о формировании политических институтов. Источником для написания этих сочинений служили «анналес понтификум» – летописи, которые ежегодно велись римскими жрецами. Историки подвергали их литературной обработке и снабжали историческими комментариями.

На фоне других незамысловатых «Анналов» выделяются исторические произведения нескольких историков. Одним из них был Публий Семпроний Аллезион, который за основу своего сочинения «Книга деяний» берет «Историю» Полибия. Вот как автор определяет задачи исследователя: «… писать при каком консуле война началась, а при каком закончилась, и кто получил триумф, или воздавать хвалы сенату или народным собраниям, не выясняя причин, значит детям рассказывать сказки, а не писать историю».

Вторым ярким историком анналистом являлся Луций Целий Антипатр, создавший монографию о периоде второй Пунической войне. За основу он берет сочинения эллинистических историков, большое внимание уделяет личностям Сципиона и Ганнибала. У Антипатра проявляется уже интерес к сенсациям и необычным фактам, кроме этого, как отмечал Цицерон, сочинение было написано высоким слогом и это придает сочинению высокий тон. Произведение насыщено драматизмом, приводятся всевозможные сравнения.

В эпоху Суллы (138–78) появляются сочинения «младших анналистов». Для этих историков характерны всевозможные измышления при недостатке исторических фактов. С большим недоверием к этим историкам относился Тит Ливий.

В данный период времени появляется ряд сочинений с политической окраской, которые создают панегирики определенным родам. Валерий Антиат восхваляет род Валериев, Гай Лициний – род Лициниев.

На закате римской республики начинает формироваться иной характер исторических сочинений. За перо берутся сами участники событий (Гай Юлий Цезарь и Гай Саллюстий Крисп). Цезарь создает «Записки о Галльской войне», где описываются 7 лет завоевания Галлии. Иного плана сочинения народного трибуна Криспа. Его перу принадлежит исследование «История» (78-67), «Югуртийская война». Крисп дает анализ событий, большое место уделяется утрате добродетели старого Рима, анализируются причины гибели Республики, показывает положение среднего и низшего классов римского общества.

Отдельное место занимает Цицерон. Сохранилось 58 его речей и 7 трактатов, которые в большей степени посвящены риторике и около 3000 писем. В трактате «О государстве» он показывает образ идеального правителя и в статусе идеального правителя обнаруживает себя. После убийства Цезаря становится ясным, что примирения между монархией и сенатом не будет. «Письма к Аттику» содержат исторические сведения.

Талантливым историком является Тит Ливий (59–17). Основным его сочинением является “История Рима от основания города”. Сочинение было написано 142 книгах, сохранилось 35 книг. Тит Ливий начинает повествование с 167 г. до н.э. Он считал, что историк должен не просто знакомиться с событиями минувшего, но и находить поучительные истории. Он идеализирует Рим, его историю, патриархальную жизнь, преклоняется пред Римским государством, основной его герой – римский народ.

Известнейший историком периода Империи является и Публий Корнелий Тацит (54–123). Он был видным судебным оратором, добивается консульства. Но вероятно занятие политикой его утомило и около 100 г. он начинает заниматься историей. Два фундаментальных произведения “История” в 12 книгах и “Анналы” в 18 (с 14 по 68 гг.). Задача Тацита перекликается с идеями Тита Ливия – осмысление исторического прошлого на основе нового знания. Также цель, которая должна стоять перед каждым человеком – каждый должен иметь определенную цель в служении государству. Формулируются факты, определенное место уделяется мотивировки события и в процессе этого обращается к внутреннему миру человека. Ему принадлежит также сочинение “Германия”, где он описывает нравы, обычаи, первобытный строй варварских народов.

3. Жанр сравнительных жизнеописаний формируется в творчестве таких историков, как Светоний и Плутарх. В тоже время родоначальником этого жанра можно считать Марка Терентия Варрона (116–27). Им создаются сочинения «О Помпее», «Древности человеческие и божественные», 3 книги «Анналов» и др.

Так, в «Древностях человеческих и божественных» он систематизирует материал по следующим разделам: «О людях», «О местах», «О временах», «О действиях». В следующем произведении под названием «Образы» или «Седмицы» Варрон систематизирует материал в 50 разделах, среди которых: цари, полководцы, мудрецы и т.д. Историк делает попытку создания греко-римских параллелей – семи прославленным в определенной области грекам он противопоставляет семь прославленных римлян.

Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок. 140) являлся секретарем Адриана. Он создает жизнеописание 12 императоров, описывая хронику их правления – «Жизнь 12 Цезерей» (от Юлия Цезаря до Домициана). Ценнейший источник эпохи Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Специфика этого произведения – множество подробностей политического плана. Светоний излагает всевозможные скандалы, его интересуют не столько политические деяния, столько что-то нетрадиционное в поведении цезарей на фоне их деятельности.

Плутарх (45–127) по происхождению грек из Беотии, принадлежал к местной знати, одним из его увлечений были путешествия, что находит отражение в его произведениях. Известно о 227 произведениях, сохранилось около половины, в качестве наиболее известных – “История” или “Сравнительные жизнеописания”. Это сочинение посвящено описанию 46 знаменитых греков и римлян. Историк создает образы Ликурга, Нумы Помпилия, Аристида, Катона Младшего. Все образы он формирует по парам (сходство характеров и судеб): Александр и Цезарь, Демосфен и Цицерон. Этот принцип проходит через все творчество Плутарха: биографии и моралии. Основной принцип – воссоздание поступков производится через их психологический анализ. В итоге у историка получается психологический этюд на основе биографического материала.

 

Тема 24. Система образования в Древнем Риме

 

1. Этапы получения образования.

2. Школы для несвободного населения.

3. Отношение к книжному знанию.

 

1. Коллективное обучение в Риме появляется рано. В III в. до н.э. создаются школы для совместного обучения. Обучение начиналось с 7 лет. Дети богатых родителей получали начальное образование дома, девочки также обучались дома, под руководством матери, что соответствовало традиции. Те, кто посещал школу, имел домашнего учителя (воспитатель и педагог). Упоминаются в источниках и общественные школы, которые содержались за счет государства, но наиболее распространены были частные школы. В качестве собственников выступали греки (вольноотпущенники и иногда рабы).

В программу обучения в римской школе входило чтение, письмо, начала арифметики и геометрии, основы латинской грамматики. В V в. до н.э. упоминается о существовании только двухэтапной школы. В дальнейшем складывается трехэтапная школа. Первый этап представлял собой начальную школу, именуемую «школа у литератора», второй – «школа грамматика», третий – «у ритора».

На первом этапе основным преподавателем являлся литератор. Учителями на этом уровне были в основном рабы или вольноотпущенники греческого происхождения. Чтение и письмо преподавалось в примитивном виде. Первоначально заучивали название и расположение букв, а затем их внешний вид. Этот процесс растягивался на несколько лет. Так, Квинтилиан свидетельствует, что подобный подход практиковался еще в I в. до н.э. Основной метод обучения в начальной школе состоял в заучивании на уровне автоматического запоминания. Кроме указанного в начальной школе давались познания в области математики, ее преподавал калькулятор. Считать учились с помощью рук, затем использовали камешки. Считали в уме, таблицы держали в голове. Закончив обучение у литератора, которое продолжалось 3-4 года, приступали к следующей ступени образования.

В средней школе – «школе грамматика» в качестве учителей выступали в основном вольноотпущенники. Статус и литераторов, и грамматиков был достаточно низким. Исключение составляли те, кто занимался грамматикой, как наукой. Плата за обучение им была вдвое меньше, чем у ритора. Расширяется также программа обучения: на этом этапе обучали умение правильно строить фразу на латинском языке, толкованию текста, изучали стилистику. Кроме этого, как отмечает Квинтилиан, изучали музыку, астрономию, философию. Для учебных целей использовались тексты Гомера и Менандра, из римской литературы – Ливий Андроник, сочинения Квинта Энния, а со времени Октавиана Августа изучают исторические сочинения, Горация и Вергилия. Встречаются упоминания об использовании в целях обучения учебников.

Третий этап представлял собой обучение в риторических школах. Туда поступали в возрасте 12–13 лет. Наиболее знаменитые риторические школы находились в Греции и в Риме. Существование риторической школы в провинции являлось редкостью. Приоритетными являлись греческие школы. Программа обучения была обширной и состояла из теории ораторского искусства. Значимое место отводилось практическим упражнениям и составлению речей на заданную тему (по литературной тематике, философские фрагменты, из истории, мифологии и составлением речей). Изучали греческий язык, комментировали произведения классической греческой и римской литературы. На этом этапе существовало умеренное занятие гимнастикой. В 17–18 лет обучение у римлян заканчивалось.

В качестве материала для письма в римских школах использовались деревянные таблички с нанесенным на них воском, писали палочками – стилями. Для ношения табличек существовали специальные пеналы. В римской школе применялась система поощрения и наказания. Встречаются скульптурные изображения наказания ученика. Так, Гораций называет своего учителя Орбелия «не жалеющим розог». В качестве поощрения учителя применяли угощения, что использовалось в основной в начальной школе. Для этих целях выпекались буквы и ими награждали способных учеников. Учебный год начинался в Риме в марте. В праздничные дни не обучались. С эпохи империи школы поддерживаются городами, но школ не хватало.

Обучение девочек. Основная миссия в обучении дочерей ложилась на их матерей. В богатых семьях девочки могли обучаться дома, менее состоятельные со 2-го этапа обучались с мальчиками. Уже в V в. девочки посещали совместные школы. Образование было необходимо женщине, чтобы в дальнейшем дать его своим дочерям, а также для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны разбираться в математике и астрономии. В годы принципата образованных женщин называли «докта». В римской традиции встречается немало образованных женщин. Так, Корнелия, жена Помпея, считалась знатоком астрономии, философии и географии. Вспоминает также образованность матери Нерона, Агриппины, Тацит. Высокообразованной была жена Октавиана Августа Ливия. Обучались женщины и ораторскому искусству, но использовать эти знания на практики у них получалось редко. Обеспеченный человек должен был оплачивать адвоката для защиты в суде. В качестве редкого примера можно назвать некую Афранию, жену сенатора, которая отказалась от услуг адвоката, чтобы показать свои блестящие способности.

2. Существовали в Риме школы для несвободного населения. Получения рабом образования полностью зависело от его хозяина. Рабы могли учиться музыке, стенографии, архитектуре. Единственная профессия недоступная для несвободных - право.

В Риме было престижно иметь образованных рабов, поэтому их охотно отдавали в обучение. Так, Андроник, грек из Тарента стал известным литератором Ливием Андроником. Грамматик Палемон, также раб, в процессе обретения образования получает свободу.

Школы для несвободного населения назывались педагогиумами, их учителя – педагогами. Подобные школы известны в период I в. до н.э. – III в. н.э., pасцвет приходится на II в. н.э. Часто в этих школах преподавали те же учителя, что и для свободных римлян. Обучение начиналось с 12 до 18 лет. Рабов обучали чтению, письму, основам арифметики, значимое место отводилось физическим упражнениям. Существовали также школы практической направленности, где готовили к конкретным профессиям.

3. Одни из первых библиотек появляются в Риме во II в. до н.э. Луций Эмилий Павел перевозит книги царя Персея, а Суллой перевозится часть библиотек из Афин. Еще до новой эры римляне делают специальные постройки для хранения книг и литературных собраний. Высок статус граждан, которые не только собирали книги, но и пользовались ими.

Идея обустройства публичной библиотеки восходит к Цезарю, он поручает это Варрону. Азиний Полеон при храме Свободы основывает библиотеку (первая публичная библиотека). К 28 г. до н.э. основывается библиотека при храме Аполлона, которая просуществовала до 363 г. На Марсовом поле создается библиотека, названая Октавией, в честь сестры Октавиана Августа. В период правления Константина в Риме насчитывается 28 библиотек. В основном библиотеки создаются по инициативе горожан. В IV в. интерес к книгам падает. Библиотеки были популярным местом провождения досуга, библиотечные сборы были и при термах.

 

Тема 25. Театральная культура в Древнем Риме

1. Зарождение римского сценического искусства.

2. Типы театральных построек римлян.

3. Статус актера.

4. Эволюция сценических жанров

 

1. Сценическое искусство в Риме нельзя отделять от римской жизни. Считается, что театр в Риме был как бы проявлением римской жизни. Ни один праздник или развлечение не проходили без театрального представления. Театральные представления в Риме были связаны с культом. Спектакли ставились во время проведения различных игр, во время религиозных торжеств. Так, во время государственных игр с начала II в. до н.э. до конца республики на сценические представления уходило до 48 дней в году, спектакли проходили с утра до вечера. Специфика, однако, состоит в том, что они не имели признаков культового действа.

Зарождение театрального искусства в Древнем Риме происходит под италийским и этрусским влиянием. По свидетельству Тита Ливия, происходит это в 364–363 гг. до н.э. В этом году на Рим напал мор, и, охваченные страхом римляне, обращаются к этрускам, пригласив оттуда актеров, которые выступали под звуки флейты.

Актеров в Риме называли гистрионами. Постепенно актеры от исполнения незамысловатых экспромтов перешли к исполнению сатур (песенно-драматических импровизаций в стихах, положенных на музыку). Пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. Первым, кто вместо сатур вывел на сцену драму с заранее определенным сюжетом, был Ливий Андроник. У него наряду с актерами на сцену выходят певцы. Гистрионы произносили диалоги и разыгрывали сцены.

На протяжении всего времени существования римского театра этрусское влияние не исчезает. Сущес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...