Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы научной идентификации социальной работы




ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

 

2.1. Проблемы научной идентификации социальной работы

2.4. Объяснение личностных проблем, принципы и предлагаемые методы СР в психолого-ориентированных моделях

2.4.1. Психодинамическая модель

2.4.2. Гуманистическая модель

2.4.3. Экзистенциальная модель

2.5. Социолого-ориентированные модели теории и практики СР

2.5.1. Структурные модели

2.5.2. Системная социальная работа

2.5.3. Культурологическая модель

2.5.4. Теории активизации ресурсов клиента и защиты его интересов

2.6. Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы

2.6.1. Когнитивно-поведенческие модели социальной работы

2.6.2. Социально-психологические теории

2.6.3. Социально-педагогическая модель СР

 

 

ГЛАВА II. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Проблемы научной идентификации социальной работы

 

Сегодня не сложилось единой точки зрения на сущность социальной работы.

Одни ученые (А.М.Панов, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Е.И. Холостова и др.) считают, что социальная работа – наука, учебная дисциплина, практика и профессия; характеризуется интегративностью и прикладной направленностью. Невлева И.М. и Соловьева Л.В. справедливо полагают, что социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач. При этом эти авторы считают, что социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер.

Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике. Если фундаментальные науки открывают новые направления в теории, то прикладные - занимаются поиском путей практического использования открытий, превращения их в массовые технологии преобразования действительности.

Другие исследователи (В.Б.Бочарова, Г.Н.Филонов) сужают роль социальной работы как самостоятельной науки и профессиональной деятельности, подчеркивая, что теоретико-методологическую основу социальной работы составляет социальная педагогика.

Наконец, существует точка зрения, что социальная работа – это прикладная социальная теория и специфическая профессиональная деятельность, являющаяся методом, средством для достижения целей и задач социального обслуживания отдельного человека, семьи и социальной группы. Так, А. А. Коряковцев пишет, что «В специфический объект изучения теории социальной работы входит деятельность института социальной работы, социальная работа как профессия и та часть общества, которая составляет сферу их интересов. Из этого следует, что теория социальной работы — это элемент той более общей социальной науки, которая изучает современные социальные институты и производственные процессы. Осмысление эмпирического материала, связанного с ними, является целью и теории социальной работы. Следовательно, нет повода выделять ее в качестве особой научной дисциплины, подобной физике, химии или психологии... Она, так сказать, «привязана» к определенной профессии и может фигурировать не как полноценно-научная (обладающая своим специфическим исследовательским полем), а только как учебная дисциплина, подготавливающая специалистов-практиков. В конечном итоге, она имеет прикладной характер в отличие от собственно социальных наук. Итак, А. А. Коряковцев полагает, чтотеория социальной работы не является самостоятельной, обособленной отраслью научного знания. Свой предмет и свои методы она заимствует из родственных наук, самыми близкими из которых для нее являются общественные науки: социальная философия, социология, всемирная история, политология, этика, психология, педагогика, политическая экономика, история науки, культуры и философии.

Столь серьезные различия в подходах свидетельствуют о слабой разработанности методологии (системы принципов и способов построения) теории социальной работы. Однако, большинство исследователей едины во мнении, что теория социальной работы является относительно самостоятельной отраслью социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Предметом исследования теории социальной работы как науки являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности.

Далее мы более подробно остановимся на освещении первой точки зрения, согласно которой социальной работе присущи все структурные элементы, свидетельствующие о сформированности ее как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования, закономерностей, системы принципов и идей.

Поскольку наука – системное теоретическое знание об объективной действительности, то теория социальной работы – обобщенное, системное знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы. Социальная работа как научная дисциплинапредставляет собой сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о профессиональной и общественной деятельности государственных, общественных и частных организаций, специалистов, направленной на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе.

Функции теории социальной работы:

1. информационная – теория в обобщенной форме описывает сведения о социальных процессах;

2. объяснительная – объясняет причинно-следственные связи и тенденции развития процессов и отношений в социальной сфере;

3. эвристическая – несет новые знания о социальных проблемах, создает и уточняет научные концепции;

4. практическая – теория помогает принимать решения в конкретных социальных ситуациях, создавать и реализовывать социальные программы;

5. мировоззренческая – формирует у специалиста научное мировоззрение и системное мышление.

Уровни теории социальной работы:

1. фундаментальный – формирование базы знаний, методологии, закономерностей, принципов, категориального аппарата;

2. прикладной – оперативные исследования, осуществляющиеся в процессе оказания помощи;

3. социоинженерный – инновации, внедряемые в практику с помощью технологий социальной работы.

 

З акономерности соци­альной работы - существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы, обусловливающие характер и направлен­ность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений. Среди этих закономерностей принято выделять закономерности организационно-управленческого и непосредственно-контактного уровня.

К закономерностям организационно-управленческого уровня относят:

•взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

•связь между целями социального развития и уровнем социальной работы;

•зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершённости системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; от воз­можностей социальной системы государства и общества;

•зависимость результативности социальной работы от социальной ориентации сознания кадрового корпуса органов государственного управления.

Закономерности, определяющие эффективность социальной работы на непосредственно контактном уровне:

•совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

•целостность и комплексность воздействия специалиста по социальной работе на клиента;

•соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

•обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

•решение социальных проблем через личностные потреб­ности и интересы клиентов.

Общеизвестно, что основу содержания любой науки составляют ее базовые категории -основные понятия науки, определяющие ее предмет. В теории социальной работы выделяют три группы категорий:

1. заимствованные из других наук (например, социальная деятельность, общество, социальный институт);

2. категории, главным образом, социальной работы, но используемые и другими науками (социальная адаптация, социальная реабилитация, семейный конфликт);

3. собственно категории социальной работы: специалист по социальной работе, социальное обслуживание, социальное благополучие человека; социальное благополучие общества; социальная защищенность личности; социальная обеспеченность индивида; социальная безопасность личности; социальная безопасность общества; социальный механизм обеспечения благополучия «слабых» социальных групп; социальный механизм обеспечения благополучия общества; первичные социальные отношения человека: владение, пользование, распоряжение, распределение, присвоение, потребление ресурсов воспроизводства жизни, обеспечения благополучия; социальная роль личности; человек как биопсихосоциальное существо; социальная инфраструктура общества; система социальной защиты; адресная социальная помощь; индивидуальная социальная поддержка; социальное пространство жизни человека; социальные силы человека; социальная субъектность человека; образ жизни человека; социальная самозащита (самопомощь) человека; социальное благополучие семьи; социальный микрорайон личности; социальная сплоченность общества; гражданское общество; социальное пространство и другие.

Вырщиков А.Н., Кузнецова М.А., Новак Е.С., Чернов А.Ю. выделяют следующие группы проблем, задающих направленность научным исследованиям в области теории социальной работы:

- исследования методологических проблем теории социальной работы (предметно-объектные связи, структура научного знания в области социальной работы, научный статус теории и ее место в общей системе наук);

- комплексные исследования социальных проблем различных групп населения, выделенных по половозрастному признаку;

- многоаспектное изучение процессов социальных девиаций в обществе (бедность, бездомность, социальное сиротство, безработица, насилие, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.)

- разработка технологий профилактики, социальной поддержки и реабилитации лиц и семей, относящихся к «группе социального риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные семьи, семьи с асоциальным поведением и педагогической несостоятельностью родителей, юные матери, бродяги, бездомные и т. д.);

- междисциплинарные исследования теории и практики социальной работы (социально-экономическая поддержка, медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-правовая, социально-бытовая работа);

- исследования в области теории и методики социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека (социальная работа по месту жительства, на производстве, в армии, учреждениях здравоохранения, культуры, в школах и т. д.);

- исследования проблем социальной работы в рамках различных ведомств;

- исследования в области социального администрирования (разработка социальных программ и проектов, научных основ структуры социальных служб, ее финансирования, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения);

- исследования проблем профессиональной деятельности и профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных педагогов и других работников социальных учреждений;

- осмысление отечественной практики социальной работы;

- исследование мирового опыта социальной работы, анализ механизмов адаптации к условиям российской действительности.

 

В России теория социальной работы находится в стадии формирования. На западе развитие теории социальной работы началось в конце ХIХ в. и шло синхронно с общими тенденциями развития западной научной мысли. Все существующие сегодня теоретические модели социальной работы можно условно разделить на три группы:

психолого-ориентированны е, которые рассматривают проблемы человека и общества на микроуровне социальной работы с точки зрения закономерностей развития личности и микрогруппы;

социолого-ориентированные: рассматривают проблемы человека и общества как объектов СР на макроуровне с точки зрения закономерностей развития структурирования общества;

комплексные: ориентируют на целостное видение проблем защиты жизненных сил человека как биосоциального существа.

Из этих моделей вытекают следующие теоретические подходы, позволяющие решать проблемы практики социальной работы: когнитивный (познавательный), ролевой (коммуникативный); социально-конструктивистский, социально-педагогический, витально-ориентированный, системно-экологический и другие.

В пользу комплексного, системного объяснения взаимодействия человека и общества говорит тот факт, что возможности людей улучшать и менять свою жизнь зависят от тех систем, в которые они включены (от социальной среды) и запаса коммуникативных навыков человека (навыков взаимодействия со средой и в среде). Навыкам взаимодействия принадлежит важнейшая роль в социальной адаптации /реадаптации человека, поскольку социальные проблемы в данном контексте выглядят как индикаторы нарушения адаптации, нарушения гомеостатического равновесия, в котором должна находиться любая система, в том числе человек и общество. Учитывая, что равновесие (гомеостаз) носит подвижный, развивающийся характер, можно классифицировать социальные проблемы исходя из того, каковы степень и время (период) нарушения равновесия, а также ресурсы, необходимые для его восстановления.

В итоге стоит отметить, чтолюбой теоретический подход является лишь рамкой, позволяющей специалисту использовать теоретические понятия для решения реальных социальных проблем. Каждый подход может быть применен в отдельности, но важно ориентироваться на синтез подходов и разрабатывать на основе их взаимосвязи стратегические сценарии социальной работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...