Клиент-центрированная терапия К. Роджерса
Роджерс ввел в психотерапию понятие «клиент» вместо традиционного «пациента», чтобы подчеркнуть новый тип психотерапевтических отношений. Гуманистический подход означает принципиальное равенство, дружеское партнерство психотерапевта и клиента. Это не только подчеркивает уважение к клиенту, но и накладывает на него ответственность. С этого времени в Америке, а затем и в Европе во всех договорах между психотерапевтом и клиентом подчеркивается ответственность не только психотерапевта, но и самого клиента, который должен проявлять максимальную старательность и творческую активность в совместной терапевтической работе. Главная роль переносится с терапевта на клиента. Поэтому она и называется клиенто-центрированная терапия (КЦТ). Роджерс считает, что ключи от решения проблем находятся у самого клиента. Терапевт может лишь помочь еду найти эти ключи и показать, как лучше ими пользоваться. Социальная помощь должна давать человеку чувство защищенности, которое он не получает из других источников. Отношения, складывающиеся в ходе социальной работы, должны быть пронизаны идеей самореализации человека, и, по мнению Роджерса, клиент может ожидать от социального работника, что: • он будет искренним и последовательным в их отношениях; а между теорией и практикой не будет расхождений; • будет свободен от ожиданий и предвзятых представлений о клиенте, • с пониманием оценит клиента и его видение мира. Другими словами, К. Роджерс выделяет три принципа построения диалога консультанта и клиента: 1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» происходит от латинского congruens (congruentis) - соразмерный, соответствующий, совпадающий. (конгруэнтность – степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и осознанием (то, что вы замечаете). Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее. Обмен опытом, обсуждение опыта, интерес к внутреннему опыту - вообще характерные явления для гуманистической традиции. Консультант подает клиенту пример доверия самому себе, своей внутренней человеческой природе.
«Конгруэнтность — это в первую очередь способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать. К. Роджерс говорил о конгруэнтности между тем, что человек испытывает, тем, как он это воспринимает и тем, как он это выражает» «Конгруэнтность - неконгруэнтность Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма», если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, если он «открыт опыту», то его образ Я будем адекватным и целостным, поведение - конструктивным, а сам человек является зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин «конгруэнтность» относится к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью.
В-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность - это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации» 2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности: «Я бы тебя больше любил и уважал, если бы ты... ». Положительной же эта оценка является вследствие веры консультанта в положительный характер природы человека. Консультант верит, что если клиент совершил в этой жизни что-либо нехорошее, то сделал это вследствие того, что отдалился от своей изначальной, природной человеческой сущности, которая всегда положительна. 3. Консультант эмпатически воспринимает клиента. Под эмпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. На низком уровне эмпатического общения консультант способен показать, что какая-то часть информации понятна ему. Высокий уровень эмпатического общения предполагает, что консультант не только способен понять в многочисленных нюансах внутренний мир другого человека, но и дополнить его (другого человека) личностный опыт - сообщить ему новую информацию, позволяющую взглянуть на проблему с новых позиций. Высокий уровень развития эмпатии предполагает, что внутренний опыт консультанта включает то, что на данный момент является внутренним опытом клиента, но внутренний опыт консультанта относительно обсуждаемой проблемы при этом шире. Методы (психотехники) клиент-центрированного подхода - установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций…
3. Акцентирование (отражение) эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.
Суть приема заключается в назывании консультантом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например:
А зарт Безмятежность Безразличие Беспомощность Бессилие Благодарность Бодрость Вдохновение Вина Возмущение Волнение Воодушевление Восторг Восхищение Высокомерие Гнев Гордость Гордыня Горе Грусть Довольство Досада Драйв, Жалость, Зависть Заинтересованность Заискивание Замешательство Заносчивость Застенчивость Злорадство Злость
Изумление Интерес Ирония Испуг Ликование Лукавство Любование Любопытство Мрачность Надежда Надменность Напряжение, Настороженность Невозмутимость Негодование Нежность, Неловкость Нетерпение Обескураженность Обида, Обреченность Озабоченность Озорство Омерзение Оскорбленность, Осторожность Отвращение Оторопь Отрешенность Отстраненность Оцепенение Печаль Плаксивость Подавленность Подозрительность Покорность Покровительственность Порыв Потерянность Превосходство Предвкушение Презрение Пренебрежение Пытливость Радость Раздражение Рассеянность, Растерянность, Рьяность Сарказм Скорбь Скука Смех Смущение Смятение Собранность Сожаление Спокойствие Стеснительность Страдание Страх Стремление Стыд Тревога Трепет Увлеченность Удивление Удовлетворенность Удовольствие Удрученность Умиление Умиротворение Уныние Упорство Усталость Царственность Эйфория Экзальтация Экстаз Энергичность Энтузиазм Ярость...
Для того, чтобы помочь людям научиться больше принимать сначала себя, а потом и окружающих, в рамках клиент-центрированного подхода была разработана следующая процедура. Предлагается заполнить таблицу - Бланк методики исследования личностной конгруэнтности
После заполнения таблицы клиенту предлагается обвести кружком те характеристики, где возникают возможные расхождения между столбцами. Это возможные моменты неконгруэнтности в его жизни. С клиентом далее обсуждаются следующие вопросы: Не кажется ли вам, что некоторые их ваших пожеланий нереалистичны? Нет ли оснований полагать, что вы могли бы изменить некоторые из целей, которые предлагаются вашим идеальным самоописанием? Есть ли для этого причины?
Можно работать небольшими группами, обсуждая свои несоответствия, или завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В группе можно разыгрывать в ролях личность, представленную в одной из колонок, чтобы помочь человеку посмотреть, как он будет чувствовать себя в одной из выявившихся структур своего представления о себе. При этом главной задачей терапевта является установление дружеского творческого сотрудничества с клиентами. Необходимым качеством терапевта является умение постоянно удерживать положительное отношение к клиенту, а точнее - веру в позитивные начала его сущности, которые должны быть высвобождены из-под жизненных «завалов» и ложных защит личности. Только в этом случае он сможет сохранять одновременно открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента. Такое общение позволяет клиенту постепенно уйти от защитной конфронтации и становиться все более конгруэнтным (соответствующим) психотерапевту, как равному партнеру по общению. Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются изменения: Сегодня в практике СР активно используются тренинги и такие приемы (методы) клиент-центрированного консультирования, как вербализация, акцентирование эмоций, самодиагностика личностной конгруэнтности и т.д.
Экзистенциальная модель Экзистенциальная модель социальной работы основываетсяна идеях таких ученых, как С.Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, Р. Мэй, И.Ялом, В. Франкл, согласно которым окружающий мир вызывает у человека ощущение абсурдности существования, одиночество и страдание; существует универсальная человеческая потребность в поиске смысла жизни, более значимая, чем цели выживания; люди способны управлять своей жизнью и изменять принципы своего существования. Актуальность проблем ценностного самоутверждения человека и поиска смысла жизни особенно остро ощущается при социальной работе с такими клиентами, как терминальные больные, зависимые от ПАВ, суициденты; люди, выходящие на пенсию, разведенные супруги и т.д. Знание механизмов психологической защиты от тревог, связанных со смертью, свободой, одиночеством и открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом. Основные характеристики: 1) Ключевой термин - э кзистенция – «истинное существование», существование как живой, постоянно изменяющийся процесс; не прозябание, не статический процесс, а динамический, т.е. рост. 2) Аутентичность - второе ключевое понятие экзистенциальной психологии. Это как бы свобода быть самим собой. Сартр говорит: «Неподлинно существующий человек пребывает в дурной вере, у него нечистая совесть» (так как он перекладывает ответственность за свои поступки на природные, социально-экономические и другие причины.). «Подлинное (аутентичное) существование означает осознание индивидом своей жизненной ситуации и принятия ответственного отношения к ней». «Пользуясь свободой, стань самим собой», — говорит Сартр. 3) Ощутить свою аутентичность, экзистенцию позволяют экстремальные мгновения. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, серьезной опасности, в минуты восторга, экстаза, когда освобождаемся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность, мы ее можем прочувствовать. В ситуации, когда «идешь по лезвию бритвы», именно в эту секунду идет чистое восприятие жизни, нет сожаления о прошлом, нет тревог о будущем. Именно в эту экстремальную секунду человек живет, находится как бы внутри самой жизни, сливается с ней, а не наблюдает ее со стороны через искажение своих стереотипов и комплексов. Ощущение близости смерти обостряет восприятие жизни и объективизирует оценку себя и жизни. 4) Экзистенциалисты подчеркивают важность осознания своего существования, чего, как правило, у обычного человека в жизни не происходит. У человека будущее перескакивает в прошлое, а настоящий момент оказывается где-то в стороне. Настоящее – это «миг между прошлым и будущим». А мы этот миг «проскакиваем». То есть, мы по-настоящему не живем 5) Акцент на значении личностных переживаний и жизненных ситуаций, не поддающихся практической верификации. Так как все живое находится в постоянном изменении («все течет и изменяется»), невозможно «запротоколировать» сущность явления (как, например, это пытаются делать позитивные психологи — протестировать человека, его характер, эмоции и т.п.). Экзистенциалисты выступают против тестирования и даже диагнозов. 6) Экзистенциалисты, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признают реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими. «Жизнь не имеет никакого смысла...кроме того, который ты сам ей придашь». Если сочтешь свою жизнь осмысленной — она будет осмысленной, а если бессмысленной — она и будет у тебя бессмысленной. Это в твоей власти, но нужна Воля. Во власти человека не только сконструировать свое представление о себе и мире, но даже материализовать, внушив другим. Воля одного или нескольких людей может превратить виртуальную реальность в материальную, по крайней мере, по эффекту психологического воздействия «По вере вашей воздастся вам».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|