Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системная социальная работа




 

Теории систем оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. в связи с развитием интегральных моделей практики и укрупнением социальных служб. В социальной работе используются две формы системной теории: общая теория систем и экосистемная теория.

Суть системного подхода состоит в рассмотрении объекта в качестве целостной совокуп­ности элементов, находящихся во множественных упорядоченных взаимосвя­зях. Эти идеи системности, использующиеся в СР, своими корнями уходят к общей теории систем фон Берталанфи (1971).

Основные понятия общей теории систем

Система характеризуется следующими признаками:

a) система всегда является внутренне организованной,

b) система – это совокупность взаимодействующих и взаимозависимых частей;

c) любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде. Система - часть (подсистема) объективной реальности, один из ее объектов;

d) система обладает целостностью, составные части системы разнообразны. Целое состоит из частей, но целое отличается от простой суммы частей. Система как целостность приобретает новые свойства, характеристики, которые не содержатся в отдельных образующих ее элементах. В то же время отдельные элементы, которые образуют комплекс, так же приобретают новые свойства и интеграционные качества;

e) в каждой системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития.

Таким образом, система – это упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, которые в процессе интеграции образуют некую целостность.

Системы по уровню сложности (числа элементов и их взаимодействий бывают: высоко сложные, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые (элементарные).

Поскольку все элементы системы функционируют как единое целое, неверно рассматривать компоненты системы как изолированные части. Согласно теории систем, сущность любой сис­темы можно понять изучив:

• компоненты ее структуры, границы и взаимодействие элементов,

• закономерности ее функционирования, функции всех элементов системы,

• структуру по критерию устойчивости и качественной определенности;

• тенденции развития системы в целом, как части какой-либо большей целост­ности.

Для описания структуры систем используются следующие понятия:

a) границы системы, внутри которых обмен физической и психической энер­гией происходит в большей степени, чем за их пределами;

b) закрытые системы системы, не обменивающиеся энергией с внешним миром, которые можно сравнить с вакуумной упаковкой или термосом;

c) открытые системы, обладающие проницаемостью границ для обмена энер­гией.

Системы, частью которых является человек, никогда не бывают полностью закрытыми; человеческие системы обладают способ­ностью к саморазвитию и дифференциации, их взаимодействия со средой яв­ляются сложными и многообразными.

Следующие понятия характеризуют системные процессы:

a) ввод — энергия, информация сквозь границы поступает в систему;

b) пропускная способность — энергия используется внутри системы;

c) вывод — энергия через границы выходит в окружающую среду и оказыва­ет на нее воздействие;

d) обратная петля — информация (энергия) попадает вновь в систему по­сле того, как она вышла в окружающую среду и обогатилась в результате произошедших изменений;

e) энтропия — система продолжает работать, пользуясь своей собственной энергией, и если не поступит новая информация (энергия) извне, сис­тема исчерпает себя и ее развитие остановится. Пример: Вы говорите мне что-то (ввод в мою систему); это влияет на мое поведение (пропускная способность моей системы), поведение меняется (вы­вод), и вы можете наблюдать эти изменения в поведении. Таким образом, вы получа­ете обратную связь, свидетельствующую о том, что я слышу и понимаю то, что вы говорите (обратная петля).

Социальные системы обладают синергией, т.е. они могут вырабатывать свою собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Поэтому человеческие существа, взаимодействуя в браке или в группе, зачастую стремятся сохранению или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри группы и укрепляя ее. Это является примером системной сложности, поскольку связи невозможны без взаимодействий внутри системы. В случае отсутствия синергии участники группы или супруги должны получать дополнительную энергию извне, иначе будет расти энтропия. Таким образом, синергия является противоположностью энтропии.

Состояние системы определяется пятью характеристиками:

устойчивое состояние, когда система поддерживает сама себя, получая и используя входящую информацию. Следовательно, в системах (индивидах или социальных группах) могут происходить изменения, не затрагивающие их фундаментальных характеристик;

гомеостаз, или равновесие, — способность системы сохранять свои особенности, несмотря на то, что входящая информация вносит определенные изменения. Например, вы можете есть много картошки, но никогда не станете похожей на картошку. Вы останетесь сами собой, хотя картошка переваривается и дает вам энергию и питание. Вывод этой энергии частично происходит через выделение тепла, физическую активность и дефекацию;

видоизменение — способность системы к усложнению, поскольку ее части видоизменяются с течением времени;

системная сложность — система представляет собой целое, которое больше, чем сумма его частей;

взаимовлияние — если одна часть системы меняется, то изменение происходит и в других частях.

Системный подход использует набор объективных и субъективных прин­ципов, позволяющих осуществлять научное познание, а также эффективно дей­ствовать на любом уровне социальной практики. К объективным принципам относят:

целостность - несводимость системы при ее рассмотрении к сумме свойств ее элементов;

иерархичность - необходимость изучения структурной организации системы;

отношение - изучение всех типов взаимосвязей системы;

инвариантность - выделение в системе инварианта - устойчивой части ее структуры, обеспечивающей равенство системы самой себе при всех внутренних и внешних изменениях;

связь со средой через коммуникации и информационный обмен;

язык системы как способ этого обмена.

Субъективные принципы системного подхода:

позиция наблюдателя, т.е. исследователя системы, который в соответствии со своими личностными особенностями выбирает цель и выделяет объект и предмет исследования;

метод декомпозиции - способ восприятия целого как меры своих частей путем разбивки его на составляющие, которые интерпретируются одновремен­но. В соответствии с этими принципами при анализе системы осуществляется определенная последовательность действий, представляющая собой технологи­ческий процесс ее исследования, от выбора позиции наблюдателя до представ­ления системы в виде формальной модели, адекватной реальным явлениям и структурам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...