Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы системного подхода в СР




Эванс и Кирни (1996) выделяют семь основных принципов системного подхода к практике. Авторы показывают, как происходит включение социальный сетей и различных систем (целевой, воздействующей) в процесс СР.

1) Принцип последовательности практической работы

2) Учета контекста работы

Теория систем позволяет начать работу, исходя из определенного контекста, для которого характерны свои возможности и ограничения, цели, ролевые и властные полномочия, а также вероятные последствия и результаты. Например, цели, которые вы пре­следуете, и функции, которые вы выполняете при работе с семьей, в которой дети подвергаются жестокому обращению, отличаются от целей и функций, которые актуальны в работе с этой же семьей, но при терапии семейных отношений. В то же время проводимые мероприятия могут быть одними и теми же в обоих случаях. В данном случае важно разобраться, какие факторы вызы­вают проблемную ситуацию, и продумать, как защитить ребенка и наладить супружеские отношения.

Значение контекста работы тесно связано с осознанием ее последователь­ного характера. Контекст определяет цели и методы. Например, инвалид получает от соцработника в ос­новном бытовую помощь, однако, если у клиента есть семейные пробле­мы, оказание социальных услуг может осложниться. Таким образом, чтобы обеспечить полноценную помощь в ситуации, в которой находится клиент, необходимо отреагировать на обе проблемы инвалида.

3) П озитивный подход. Например, СР в колонии строгого режима с осужденным, имеющим нарушения психического здоровья, малоэффективна. Однако, мероприятия, направленные на повышение образовательного уровня, развитие навыков межличностного общения, возобновление отношений с семьей помогут достичь положительного результата, даже если не приведут к условно-досрочному освобождению клиента-осужденного.

4) Определение поведенческих моделей помогает обнаружить позитивные возможности, в которых по поведе­нию, демонстрируемому в одной социальной системе, можно предсказать варианты его проявления в другой системе. Это также позволяет выявить, какие изменения необходимо внести. (Например, сложности в отношениях с соседями могут проявиться во время занятий в отделении дневного пребывания пожилых или в других социальных ситуациях. Поэтому, определив эти модели, социальный работник может направить свои воздействия на те или иные отношенческие и поведенческие проблемы.

5) В системной теории подчеркивается значение процесса, т.е. того, что и как происходит в отношениях и взаимодействиях с точки зрения их содержания и результатов. Социальный работник может выявить положительные навыки и отношения в какой-то одной сфере и попытаться перенести их в проблемные ситуации. Это также помогает определить, как системы, пересекаясь, про­ецируют проблемы на новую сферу жизни. Например, при не очень хороших отношениях в семье родители в меньшей степени могут помочь ребенку пре­одолеть трудности в школе.

6) Работа с окружением. Опосредованная работа с дру­гими службами, семьями, социальным окружением влияет на клиентов.

7) Совместная работа также является одним из принципов системной тео­рии, поскольку в функции социального работника входит взаимодействие с клиентами, коллегами и другими службами.

При использовании системного подхода в СР выделяют четыре последовательных этапа.

1. определяется сфера системного подхода, объ­ект и предмет исследования, способ и язык описания системы;

2. проводится системно-структурный анализ, раскрыва­ются взаимосвязи внутри системы и ее отношения со средой;

3. определяется инвариант системы, выявляются опти­мальные типы отношений, возможные варианты преодоления проблемных си­туаций;

4. создаются и реализуются системы дей­ствия для решения конкретной задачи. Что предусматривает движение от потребности клиента к конкретному результату через целеполагание и достиже­ние цели в рамках целостной и функциональной системы рационально взаимо­действующих элементов (субъектов, норм, теорий и технологий, управленче­ских механизмов и пр.)

В современной системной социальной работе акцентируется внимание на социальные процессы. Социальные проблемы рассматриваются в основном через призму интеграции индивидов в систему существующего социального порядка. При этом системная СР связывается с сохранением стабильного социального порядка, а не с радикальными социальными изменениями (как в структурной СР). В отличие от радикальной теории, теория систем не настаивает на трансформации социальных структур и социальной политики в целом.

Так как системная теория соответствует организационной структуре социальных служб, которые представляют собой часть государства и обладают определенными полномочиями и властью, эта теория наиболее популярна при организации социального обслуживания, а также при разработке концепций социальной защиты населения и их реализации в виде различных социальных программ. Для социальных работников все более характерным становится участие в многопрофильных командах специалистов, работающих с семьями и в мик­росоциальной среде.

Афертон (1989) описывает возможности использования системной теории в работе стационарных учреждений. П оказывает, что люди строят отношения друг с другом не просто как независимые индивиды; они находятся в опреде­ленных социальных ситуациях. Стационары - это учреждения, в которых люди живут вместе. Это означа­ет, что стационарные учреждения являются саморегулирующимися системами. Преимущество таких систем - безопасность, однако вместо того, чтобы стре­миться изучить и понять, каким образом можно развить навыки и способ­ность жить более полноценной жизнью, зачастую персонал и сами клиенты занимаются контролем за происходящими событиями. Это осуществляется с помощью введения норм, определяющих, как все должно происходить. Лю­бой риск снижается путем уменьшения вероятности неожиданных событий, негативно влияющих на их ход в стационарных учреждениях. Таким образом, вместо устойчивого состояния, открытого к переменам, в стационарах стре­мятся установить гомеостаз и равновесие, направленное на преодоление внеш­них воздействий или других факторов, которые могут нарушить спокойную динамику. Необходимо развивать практические технологии, которые смогли бы помочь в установлении более открытых и гибких отношений клиентов стационарных отделений с окружающим миром. Данная концепция представ­ляет собой пример прикладного применения системной теории.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (или теория экологических систем) - рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые, постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации. Социальный работник должен воздействовать не только на клиента, но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными.

Экосистемная теория

Главной концепцией экосистемной теории является модель жизненного цикла, разработанная Джемейн и Гиттерман (1980). Эта модель утверждает взаимозависимость людей и окружающей среды. Отношения между людьми и окружающей их социальной средой носят реципрокный (взаимный) характер: происходит постоянный обмен воздействиями. Цель социальной работы – упрочить связь людей с окружающей их средой.

Авторы считают, что каждый человек на своем жизненном пути обязательно сталкивается с стрессогенными факторами, переходными периодами, событиями и проблемами, которые нарушают его равновесное отношение с окружающей средой. Все это снижает способности в адаптации к среде и ощущение невозможности справиться с проблемами. С ситуацией можно справиться с помощью изменений личности, среды и взаимоотношений между ними. Основными ресурсами, необходимыми для преодоления, признаются:

связанность - способность к формированию привязанностей;

внутренняя сила - уверенность в способности преодолеть трудности;

компетентность - владение существенными навыками или возможность получения помощи от других людей;

Я-концепция - общая оценка самого себя;

самооценка – степень собственной значимости и достоинства;

самоуправление – ощущение контроля над собственной жизнью и ответственность за свои поступки, уважение прав других людей (2, с. 175).

Реакция личности на стрессогенные факторы в значительной степени зависит от семейных и социальных обстоятельств. В частности, к этим социальным факторам относятся: принудительное использование власти, эксплуатация власти (когда доминантные группы создают технологии, загрязняющие окружающую среду и подвергающие опасности здоровье и благополучие других людей);

• естественная среда пребывания;

• ниша (определенное социальное положение, занимаемое клиентом);

• жизненный путь (уникальные жизненные события и приобретаемый в них опыт);

• историческое время (исторический контекст жизненного пути);

• индивидуальное время (смыслы, которыми люди наделяют свои жизненные переживания);

• социальное время (события, затрагивающие семью, микросоциальную среду, частью которых является клиент) (2, с. 176).

Задачи практической деятельности в рамках модели жизненного цикла – улучшение адаптации людей к окружающей их среде путем смягчения воздействия жизненных стрессоров, обогащения индивидуальных и социальных ресурсов, развития у людей стратегий преодоления трудностей, а также трансформация факторов окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим потребностям.

Культурологическая модель

 

Культурологическая модель социальной работы предполагает рассматривать человека как неотъемлемую часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обусловливает его развитие и характерные для него проблемы; а также учитывать в практике социальной работы региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека. В рамках данной модели социальной работы наиболее актуальными выступают проблемы:

- доступа миг­рантов к социальным услугам и качества программ помощи;

- информации о рисках миграции и ее социальных последстви­ях;

- этнизации и дискри­минации в микросоциуме или при контактах с органами власти и уч­реждениями;

- социально-бытовые конфликты между местными жителями и мигрантами;

- пси­хосоциальные проблемы, касающиеся организации миграционных процессов, а также помощи пожилым людям с уче­том особенностей их национальных культур.

Межкультурная социальная работа, с одной стороны, пересекается со всеми сферами социальной работы как реализация принципов «внимания к культуре», «меж­культурной компетенции» или «межкультур­ной открытости» социальных служб и учреж­дений. С другой стороны, она выступает как самостоятельное профессиональное направле­ние, занимающееся специфическими группами мигрантов или беженцев. Принцип «межкуль­турной открытости» учреждений, органов вла­сти и ведомств предполагает организацию совмест­ной жизни и интеграцию в плюрали­стических обществах. При этом следует учиты­вать имеющуюся структуру населения, характеризующуюся притоком и оттоком лю­дей, свободу граждан в плане выбора образа жизни в соответствии со своими культурными и национальными традициями.

Межкультурные концепции социальной ра­боты затрагивают многие уровни и формы вмешательства: уровень непосредственных контактов и коммуникации с клиентами; уровень руководства и ответственности лиц в административных органах и учреж­дениях, уровень структуры этих учреждений.

В связи с этим сотрудни­ки социальных учреждений должны уметь: учитывать дискриминационный опыт, пережитый иммигрантами; преодолевать барьеры на пути непринужденного общения; самокритично оценивать стереотипы и пре­дубеждения в отношении мигрантов и проверять их адекватность в каждом конкретном случае; быть способными адекватно реагировать на стереотипное восприятие себя со стороны клиентов-мигрантов. Необходимо видеть возможные культурные различия на уровне моделей поведения, ролей, норм и ценностей; сотрудничая, знакомиться с образцами различных культур. В диалоге о различиях норм и ценностей можно выработать общие, адекватные ситуации правила сотрудничества. Тем самым, межкультурная социальная работа предполагает образовательный контекст, который требует формирования профессиональной компетентности на различных уровнях:

1. уровень действий и способностей поведения (толерантность, способность перенимать перспективы, способность к эмпатии и т.д.);

2. уровень знаний (основополагающие знания о протекании различных процессов миграции; правовых, политических и социальных условиях и их релевантности для культуры и т.п.);

3. уровень способностей и навыков (правила вежливости, обращения со време­нем, умение общаться с людьми другой национальности…).

Каждое действие специалиста по социаль­ной работе должно исходить из того, что клиенты социальной службы - как титульное население, так и мигранты - зависят в своем поведении и суждениях от своей куль­туры. Культурные нормы, безусловно, помогают ориентироваться в повседневной жизни (культура как ресурс), но вместе с тем они могут вести к агрессивности позиции, к осуждению ситуаций и лиц, если определенное поведение жестко ассоциируется с национальным происхождением человека. Вместе с тем, следует учитывать, что клиенты социальной службы в ходе переселения приобрели специфический опыт, который уже нельзя связывать только с их куль­турой.

Таким образом, оформившиеся сегодня в теории социальной работы антидискриминационный и этнокультурный подходы полезны для практики, так как развивают у социальных работников этническую и культурную чуткость и компетентность, столь необходимые сегодня в условиях роста нелегальной миграции; трудностей регионов с большим притоком беженцев и переселенцев; проблемами, возникающими в связи с этническими конфликта­ми и дискриминацией, ростом экстремизма и ксенофобии (враждебности по отно­шению к «чужим») и т.д.

 

«СР В ПАРАДИГМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА с.514 МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (43) 2013

Наличие в СР культурологической компоненты, выраженной в «культуроцентричности», активно разрабатывают С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, И.И. Дуранов, А.С. Запесоцкий, Н.Б. Крылова, Е.В. Швачко и др. Идея «культуроцентричности» акцентирует следующие моменты:

– усложнение современного общества и человека требует новой профессиональной и социально-бытовой культуры, а также общественно-политической, научно-технической и информационной подготовки;

– ускорение темпов социокультурных изменений, динамики развития всех сфер общества потребовало организации обучения людей в течение всей жизни;

– обострение глобальных и локальных рисков для жизни людей, проблем социальной, экономической, политической, духовной и экологической безопасности;

– возникновение и массовое распространение социальных болезней, разрушение традиций здорового образа жизни;

– нарастание остроты и масштабов моральной деградации, кризиса семьи как социального института требует масштабных мер по формированию новой и сохранению традиционной социальной культуры.

Культуроцентричность СР предполагает ее направленность на решение в обществе социально значимой задачи гармонизации взаимодействия человека как субъекта культуры с социумом как социокультурной средой. Т.о., деятельность специалистов СР д.б. ориентирована на … задачи гармонизации взаимодействия человека и социума, их устойчивого взаимообусловленного развития.

Профессиональная культура социального работника несет в себе общие практики и существенные черты культуры (гуманизм, труд как ценность, общественную полезность, одухотворенность, благотворность, совершенство). В формирующемся гражданском обществе социальная работа институционализирована и проявляет себя как на уровне общества в целом, так и в системе инициатив развития и совершенствования труда и образования»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...