Латентная стадия ( от 6 - 12 лет)
5) Генитальная (12-18 лет) Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории Фрейда, успешное преодоление первых трех стадий обусловливает формирование психически здоровой личности. 3. Фрейд также является автором теории трехкомпонентной структуры личности, о трех компонентах человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: 1.ИД (Оно) – врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Ид состоит из « либидо» (от лат. libido - влечение, желание, стремление. Т.е., позитивные, любовные, сексуальные импульсы; стремление к получению удовольствия. Синоним эроса) и «танатоса» (деструктивных, агрессивных инстинктов, стремление к разрушению, угасанию, смерти). Танатос - в греческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мраком, сном. 2. ЭГО (Я) – рациональная часть психики, которая объясняет человеку происходящее и помогает ослабить конфликт между Ид и Суперэго. Эго - компонент, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. 3.СУПЕРЭГО (сверх-Я)– сознание, включающее нормы поведения, усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими. Приобретается в процессе социализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго. Функции суперэго – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Конфликт Ид и Суперэго порождает чувство тревоги, нервозности, напряженности без какой-либо объективной, видимой причины. Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию.
Таким образом, сторонники психодинамического направления полагают, что причины проблем человека кроются во внутриличностном конфликте, истоки которого лежат в раннем детском опыте. Будучи хотя бы раз выявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают поведенческих трудностей. Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находится в нем самом, а его трудности исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Терапия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью. Человек должен договориться с реальностью. Отсюда, как считает Карен Хорни, перед клиентом стоят три задачи: 1. «выразить себя как можно полнее и откровеннее; 2. осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь; 3. выработать способность изменять то, что нарушают гармонию отношений человека с самим собой и окружающим миром». Принципы психодинамической терапии: 1. Для выяснения природы проблем клиента необходимо изучать его ранний детский опыт. 2. Понимание природы проблем осуществляется не только познанием симптоматики специалистом-аналитиком, но и самим клиентом. 3. Необходимо строить позитивные взаимоотношения между специалистом и клиентом. 4. Способствовать раскрытию подсознательных защитных механизмов, формирующихся в раннем детском возрасте и проявляющихся в дальнейшем в периоде взрослости. Психоанализ должен быть направлен на помощь в освобождении от патогенных защитных механизмов, что способствует установлению необходимого баланса между внешними (социальными) и внутренними (биологическими) силами, действующими на личность.
Реализация психодинамических моделей в практике индивидуальной социальной работы предполагает учет таких феноменов, как психологические защиты, перенос и контрперенос, сопротивление изменениям. Виды психологических защит: a) Отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутриличностному конфликту, не воспринимается. b) Вытеснение и замещение – исключение из сферы активного сознания источника психологической напряженности и замена его более приятной мыслью или эмоцией. c) Проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. d) Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполноценности. e) Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых приведет к потере самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного («кислый виноград») или преувеличить ценность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исключено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться. f) Включение - значимость травмирующего фактора снижается за счет того, что прежняя система ценностей помещается как часть в новую, более глобальную систему. Относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и травмирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.
g) Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии. h) Изоляция, или отчужден ие - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-либо событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализации, деперсонализации, расщепления личности (множественность «Я»). i) Регрессия - форма психологической защиты, заключающаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психического развития. Актуализируются успешные в прошлом способы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психического развития, на которой переживается чувство удовольствия (например, от еды). j) Сублимация - энергия инстинктов выводится по каналам, которые одобряет общество. Например, если со временем нереализованная сексуальная энергия вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. 3. Фрейд считал сублимацию единственным конструктивным защитным механизмом. Перенос - это бессознательное желание клиента удовлетворить свою неосознанную неудовлетворенную е прошлом потребность за счет человека, оказывающего ему в данный момент помощь. Этим объясняются многие широко распространенные феномены, например психологическая зависимость от помощника, различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства по отношению к нему. Если тот же бессознательный процесс начинается и у помощника (контрперенос), то это часто влечет за собой неадекватные действия с его стороны и в конечном итоге может привести к широко известному профессиональному выгоранию специалиста. Выделяют две формы переноса – позитивную (страстная привязанность, симпатия, любовь, уважение) и негативную (агрессия, гнев, ненависть, презрение). Эффектом переноса объясняются такие феномены в практике СР, как психологическая зависимость от помощника или различного рода фантазии и неадекватно сильные чувства у клиента по отношению к специалисту.
Теория лечения в классическом психоанализе построена на том, что терапевты должны быть «пустыми экранами» и стремиться к наибольшей анонимности для того, чтобы пациенты проецировали на них свои фантазии. Перенос происходит в том случае, если пациент переносит неосознанные чувства к своим родителям на терапевта и воспринимает его в качестве одного из них. Перенос является способом высвобождения бессознательных идей. С помощью стимуляции переноса раскрываются конфликты, которые проистекают из трудностей раннего периода во взаимоотношениях с родителями и вызывают сложности поведения в настоящем. В социальной работе эта идея используется в том смысле, что эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают действие на наше поведение в настоящем, особенно на отношения с людьми. Контрперенос возникает, когда психоаналитик иррационально реагирует на пациентов, привнося в отношения прошлый опыт. Итак, важной особенностью психоаналитической концепции являетсяидея о ведущей роли бессознательного. Отсюда основной путь помощи человеку - добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы: 1. Метод свободных ассоциаций - метод интервью, когда респондент поощряется к свободной реакции на предлагаемые исследователем стимулы, к свободному рассуждению на заданные темы. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Свободные ассоциации клиента помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. 2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, когда работа застопорилась.
3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрейду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательному». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания. 4. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы стимулировать клиента использовать новые для него, полученные в результате инсайта знания в повседневной жизни. Например, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциальных невест и поведением своему отцу, должен начать относиться к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать независимо от родителей и строить более зрелые межличностные отношения. 5. Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для клиента значения каких-либо аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанное должно стать осознанным. 6. Анализ переноса (трансфера). Аналитик поощряет развитие переноса до состояния «невроз переноса», когда поведение клиента становится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероятность появления у клиента инсайта (insight - понимание; непосредственное постижение, «озарение»). Клиент должен внезапно прозреть свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реакции на значимых людей начиная с первых лет жизни. Он должен также осознать связь этих переживаний с нынешними актуальными трудностями. Традиционная психоаналитическая терапия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных чувств. Особое внимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, развивая навыки рационального контроля над своей жизнью. Психодинамическая терапия вызвала появление в СР терпимого и открытого стиля отношений, в котором большое значение придается слушанию клиента и в целом — отношениям, в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не просто оказывать какие-либо услуги. Под влиянием психодинамической теории в СР акцент с событий сместился на чувства и формы бессознательного. Психодинамическая психология явилась богатым источником идей, используемых в социальной работе. Это, прежде всего: •принятие опыта клиента и ситуации, в которой он находится; •учет предыдущего опыта отношений клиента со значимыми близкими, внимание травмам отрыва от матери, недостатку привязанности в детстве; •необходимость усиления Эго. Говоря о методике работы, подчеркивается, что сами клиенты воспринимают себя уникальными человеческими существами, хотят, чтобы их обязательно воспринимали так же (как уникальных личностей). А поскольку люди уникальны, необходимо найти соответствующее именно этому случаю решение. Поэтому необходимо правильно поставить социальный диагноз, что возможно при сборе всей необходимой информации. Информация должна быть предельно точна, детализирована. К ранним психодинамическим концепциям социальной работы относится, прежде всего, диагностическая теория (Мери Ричмонд), согласно которой помощь нуждающимся определяется диагнозом, поставленным социальным работником на основании изучения как клиента, так и его окружения. Исходя из американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, а задача социального работника сводилась к социальному врачеванию индивида и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы. М. Ричмонд - основательница кейсворка, «работы со случаем», т.е. такого взаимодействия социального работника и клиента, когда именно клиент (а не другие люди или факторы: материальная помощь клиенту, его обучение, интересы социальной службы, успех программы и т.д) становится центром внимания. Одной из первых книг М. Ричмонд стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899). Помощь и поддержка нуждающимся осмысливается ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. А в опубликованной в 1917 году работе «Социальные диагнозы» М.Ричмонд обосновала необходимость постановки социального диагноза и подробно описала индивидуальный метод социальной работы. Две основные идеи этих публикаций: 1) необходимо признать, что каждый человек уникален, а, следовательно, нельзя рассматривать его проблемы обобщенно («у всех инвалидов идентичные проблемы», «все нищие – лентяи»), наоборот, необходим индивидуальный подход к клиентам и оценке их проблем; 2) эффективная социальная помощь клиенту возможна лишь при условии точной постановки социального диагноза, что требует тщательного изучения причин появления проблемы, которые могут быть связаны с особенностями микросреды клиента, его экономическим положением. Но чаще всего причинами проблематики клиента выступают особенности личности его и членов его семьи. Таким образом, с точки зрения М. Ричмонд, социальный диагноз предполагает обязательную оценку личности клиента и его социального положения. Тогда, как работа над глобальными социальными изменениями лежит вне сферы СР. В связи с этим, М. Ричмонд признают основательницей медицинской модели социальной работы, в которой предполагается, что клиент выступает в роли своеобразного больного, а задача социального работника – социальное врачевание, лечение, терапия, не только избавление от страданий, но и научение решать в последствии свои проблемы самостоятельно. М.Ричмонд выделяет два метода лечения: • косвенный метод лечения – воздействие на среду посредством изменения социального окружения, изменения жизненной ситуации клиента; • непосредственный метод - прямое воздействие на клиента путем уговоров, внушения, рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие оптимальных решений, изменяющих его ситуацию. Итак, цель социальной работы – индивидуальное самоусиление клиента и повышение его способности пользоваться общественными ресурсами и возможностями. Кейсворк был положен в основу так называемой диагностической традиции в социальной работе, которая около полувека занимала доминирующее положение в практике деятельности социальных служб. В дальнейшем представители диагностической школы подвергли взгляды М.Ричмонд некоторой модификации: по их мнению, в центре внимания социального работника должна быть личность клиента, а не его отношения с окружающей средой. При этом они полагали, что оценка личности должна основываться на учете данных, касающихся начального этапа ее формирования, который приходится на раннее детство. Опираясь на эту оценку, социальный работник самостоятельно ставит диагноз, а затем назначает своему клиенту необходимое лечение. Позже диагностическая теория стала основой психосоциальной теории, главной представительницей которой является Ф.Холлис, в работах которой центральными понятиями также выступают личность в ситуации и классификация методов работы с индивидуальным случаем. Важной задачей стало снижение влияния «стресса» и «давления» среды на способности личности к благополучному существованию. Эмпирической основой теории выступает накопленный практический опыт, а количественные методы исследования при индивидуальном подходе к проблемам человека считаются неадекватными. Функциональная теория возникла в США (В. Робинсон) в 1930-х гг. Влияние функциональной теории по-прежнему заметно в социальной работе в идее самореализации, важности структурирования времени в практической работе и акценте на процессе и личностном развитии. Термин «функциональный» в этом случае обозначает функцию социальных служб, каждая из которых определяет форму и конкретное направление практики. В функциональной социальной работе утверждается, что социальная работа — это процесс взаимодействия клиентов и социальных работников, а не последовательность действий или процедур, которые предлагает психосоциальная теория (3, с. 92). Проблемно-ориентированный метод (Перлман, 1950-е гг.), который применяется в работе с текущими проблемами клиента и теми сложностями в окружении, которые существуют в данный период времени. Иррациональной и внутренней мотивации уделяется меньше внимания. Предполагается, что способность клиентов решать проблемы нарушается и им необходима помощь в преодолении препятствий для совершенствования способностей к совладанию (копингу). Хуве является автором «Теория привязанности в практике социальной работы» (1995), констатируя связь особенностей раннего детского развития и детско-родительских отношений. Исследователь доказывает, что ранний детский опыт привязанности к уверенным и отзывчивым взрослым способствует формированию уверенности в социальных отношениях на более поздних этапах. Такие качества, как теплота, взаимность, поддержка и безопасность, являются обязательными для развития гармоничной личности. В этом контексте интересны работы Боулби (1951), обосновывающие, что материнская депривация и трудности раннего периода являются наиболее разрушительными для развития ребенка и негативно сказываются на дальнейшей жизни человека. Реакциями на разлуку с родителями являются защитные механизмы: дети типа А стремятся уйти от людей и избежать контакта; дети типа Б ищут контакта с людьми и демонстрируют послушание; дети типа В становятся агрессивными по отношению к другим. Поведенческие модели привязанности и защитные механизмы часто сохраняются на протяжении всей жизни и проявляются в отношениях с родителями, сверстниками, партнерами и своими детьми. Например, тот, кто реагирует агрессивно, с трудом строит отношения с людьми, а тот, кто избегает контакта, испытывает сложности в интимных отношениях. На развитие личности влияют негативные переживания, возникшие в результате ухода или потери близких (4, с. 96). В практике СР теория привязанностей предполагает оценку: • текущих взаимоотношении, их содержания и качества, функций и структуры; • истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов привязанности; • контекста - стрессовых ситуаций в данный период. Действия социальных работников должны быть направлены на обеспечение понимания и поддержки. Важны толерантность и устойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ причин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиента. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной защитой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необходимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, принятия и признания переживаний клиента. Большое значение имеет словесное признание заслуг клиента: «Вы стараетесь сделать все возможное, чтобы быть хорошей матерью», «Вы кормите всю семью благодаря своей работе», а также информация о службах помощи и неформальных объединениях. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работником и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы (3, с.97). Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в работе стационарных учреждений социальной помощи. Наиболее известные из них: терапия средой и терапевтические микросоциальные группы. В практике социальной работы сегодняактивно применяются такие методы: семейная терапия, включающая в себя семейную психотерапию, психокоррекционную работу с родственниками клиента; метод песочной терапии; арт-терапия, музыкотерапия, танцетерапия, арома-терапия и др.
Дополнительная литература https://vk.com/topic-75664509_30665912 - Теория привязанности Эйнсворд и Боулби http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2878 - Словарь по психоанализу http://www.e-reading.link/book.php?book=45940 -Как на вас могли повлиять эти 12 событий, случившихся в детстве http://www.factroom.ru/facts/63887 МЕТОДЫ Методы в психоанализе http://lpsy.ru/metody_raboty_psihoanaliz Семейная терапия http://5psy.ru/prezentacii/intensivnaya-semeienaya-terapiya-v-domashneie-srede.html книга Введение в системную семейную терапию (метод генограммы) http://www.klex.ru/6n2 Семейная терапия в СР http://literature-edu.ru/kultura/7602/index.html?page=31 На стороне либидо. Как справиться с депрессией http://svetlanahelp.ru/на-стороне-либидо-как-справиться-с-деп/ Пример символодрамы http://symboldrama.ru/category/231 Г.Хорн: 6 этапов развития ребенка в зеркале символодрамы http://symboldrama.ru/article/horn2/ Литература по арт-терапии, см. видео http://psiholog-dnepr.com.ua/view-and-read/knigi-po-art-terapii http://3ladies.ru/art-terapiya-uprazhneniya Арт-терапия http://vk.com/art_therapy Арт-терапия в детской онкологии http://vk.com/club5400549 На что нужно обращать внимание в детских рисунках?http://letidor.ru/article/o_chyem_govoryat_detskie_risun_140969/ Музыкотерапия http://credonew.ru/content/view/793/44/ http://www.ampp.ru Игры на расслабление http://letidor.ru/article/igry_na_rasslablenie_38761/ Маскотерапия http://rehabfamily.ru/o-klinike/novosti/sergej_kravchenko_vozvrawayas_v_svoe_lico_chelovek_obretaet_i_zdorove_i_krasotu_i_otnosheniya/ Имиджетерапия https://www.youtube.com/watch?v=aN8sonvU2Eg Визуальная психодиагностика http://diplus.ru/statii/vizualinaya-psihodiagnostika/ Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии http://vsevteme.ru/network/752/2010/10/17/interesnye-publikatsii/perenos-i-kontr-perenos-v-geshtalt-terapii Тест "Человек под дождем" http://miraman.ru/posts/880 МЭРИ РИЧМОНД http://soc-work.ru/people/мэри-ричмонд М.Ричмонд определяла СР как ИСКУССТВО ПОМОЩИ; а процесс взаимодействия соцработника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации» А. С. Дудкин МЭРИ ЭЛЛЕН РИЧМОНД И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЦРАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ («CASE WORK») http://www.slideshare.net/artemii/dudkin-mary-richmondxivsocchtenia2012 Основные характеристики кейс-менеджмента. Модель анализа ТЖС http://www.socialwork.ru/case/teoria/sit.html http://www.socialwork.ru/case/teoria/analiz.html Гуманистическая модель
Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Представители этого направления видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах добра, психического здоровья и стремления к совершенствованию. «Гуманисты» выступают против психологических схем, преувеличения роли тестов и диагнозов. Не отрицая роли тестов и диагнозов, дающих определенную информацию к размышлению (а не к «приговору»), гуманистические психологи предупреждают об уникальности человека, которая не может быть учтена и точно охарактеризована ни одним тестом или диагнозом. Механистическому взгляду на человека гуманистическая психология противопоставляет такие ценности, как вера в возможность совершенствования человека, в самореализацию личности, ориентацию на настоящий момент в жизни «здесь и теперь», тенденцию к максимальному самораскрытию человека, к свободному выражению внутреннего мира и переживаний. Основные принципы гуманистической психологии: × Самой высшей ценностью является человеческая личность, достоинство человека. × Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора (акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида). × Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям. × Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека. × Человек целостен по своей природе. × Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы. × Человек является изначально добрым. Целью психологии является “понимание” человека, а не контроль над его действиями или попытки предугадать их. × Первостепенное значение имеет тот опыт, который индивид создает для себя, а не объективные описания. Главный вопрос, который индивид должен задать себе, - вопрос “Кто я?” × Приоритет в исследованиях отдается ситуациям выбора, творчеству и самоутверждению (самоактуализации). Личностный рост и самоутверждение являются критерием психического здоровья, которое отнюдь не сводится к эго-контролю и приспособлению к среде. × Исследование не может быть независимым от ценностей, поэтому необходимо исследовать важные социальные и человеческие проблемы, чтобы установить “действительно значимое” для человека вместо того, чтобы пытаться вывести объективное знание. × Подчеркивание роли сознательного опыта. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.
Основоположниками гуманистической психологии в целом принято считать Абрахама Маслоу (1908—1970) и Карла Роджерса (1902—1987). К собственно гуманистическим школам относят следующие: экзистенциализм, логотерапию, клиентцентрированную терапию К.Роджерса, гешталъттерапию, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию и ряд других. Задача терапии гуманистического направления - не вмешательство, а создание условий для раскрытия собственных резервов человеческой личности. При этом здесь не считают, что непременно личность и общество находятся в конфликте. Напротив, по мнению «гуманистов», в личности заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве. Цель гуманистической СР - личностный рост клиента. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности о своем предназначении в мире или более высокого состояния сознания. Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека, если отсутствует или нарушена его целостность. Важнейшее значение приобретают пробуждающие чувства человеческие взаимоотношения, при которых каждый человек пытается искренне общаться с другими людьми как вербально, так и невербально. Взаимоотношения клиента и соцработника не является отношениями врача и пациента (как в психодинамической модели) или учителя и студента (как в бихевиористской модели), а представляет собой отношения одного человеческого существа к другому. В отличие от психодинамического направления, соцработник-«гуманист» не касается прошлого пациента, его диагноза, не стремится к инсайту, интерпретации, не рассматривает чередование переноса и контрпереноса, не указывает целей, не является директивным или конфронтирующим, навязывающим свое мнение клиенту в форме наставлений или предпочтений. Терапевты школы Роджерса и классического экзистенциализма имеют, по сути, вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы в гуманистическом направлении часто невербальны в своем подходе (например, гешталъттерапия), так как считают, что клиенты на вербальном уровне склоны как раз уходить от истинной проблемы в сверхинтеллектуализацию, которая сама может стать частью проблемы клиента, мешая непосредственному выражению переживаний. Такие терапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или, как минимум, комбинируют действие с самонаблюдением. Они стараются развивать осведомленность клиентов о телесных ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических процессах. При этом упор делается на усилении мотивации клиента к собственным изменениям. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах, являются сочетание прямой конфронтации с драматизацией, т. е. разыгрыванием ролей, переживанием фантазий в терапевтической обстановке. А. Маслоу В основе теории А. Маслоу лежит предположение о том, что мотивация к достижению целей возникает из потребности, которая появляется из-за недостатка чего-либо. В связи с этим, Маслоу разработал концепцию иерархии фундаментальных потребностей, согласно которой потребности человека последовательно развиваются от низших (физиологических) потребностей организма (в еде, сне, сексе и др.) до высших. Высшие (психологические) потребности - чувствовать безопасность, любовь, принадлежность к какой-то группе, уважение окружающих, потребность в самоактуализации. Вместе с тем, А. Маслоу исследовал проблему реализации человеческого потенциала, возможности самоактуализации человека. Теория самоактуализации составляет основу учения Абрахама Маслоу. Проанализировав биографии выдающихся людей, Маслоу выделил характеристики самоактуализации (более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей; принятие себя, других, окружающего мира реально и позитивно; спонтанность, простота, естественность; некоторая отдельность от других (при готовности к кооперации), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении; мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений; «Пиковые переживания». Peak experiences — это потрясающие сознание радостные моменты. Когда индивиды ощущают гармонию космоса, чувствуют свое мистическое единение, сопричастность с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впечатлениями от шедевров искусства и музыки и т.д. Основной путь к самоактуализации – творчество. Другие пути достижения самоактуализации: 1. полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность, 2. движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском столкнуться с новыми, еще неизвестными проблемами, 3. реализация своих потенциальных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах, 4. это честность перед собой и другими, принятие ответственности за свои решения и действия, а не перекладывание ее на других людей и обстоятельства, 5. развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях принимать правильное решение, 6. не только процесс реализации своих имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и дальнейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации, 7. прогрессирующая способность испытывать периодически «пик переживания», в котором наступают прорывы лучшего осознания себя и окружающей действительности, 8. способность критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты. Факторы, препятствующие самоактуализации (силы, подталкивающие человека в сторону нездоровья - к болезням и слабости): 1.В первую очередь мешают вредные (нерациональные) привычки и защиты Эго (самообманы). 2. Десакрализация, т. е. обеднение жизни из-за нежелания серьезно относиться к ее явлениям и событиям. Это может происходить из-за страха глубоких эмоций. С этим тесно связан так называемый комплекс Ионы (библейского персонажа). Он обозначает нежелание полностью использовать свои способности. Корни этого комплекса в страхе перед трудностями, в том, что индивид не в состоянии отказаться от привычного, но ограниченного существования, боится всего нового, опасаясь потерять то, что имеет. Нереализованные способности, как и подавленные (вытесненные в подсознание) потребности, могут порождать неврозы и «вылезать» из-под сознания в виде как психических, так и соматических нарушений, а также в виде личных, семейных и служебных психологических проблем. «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны». Это относится к выбору профессии, работы и даже к выбору жизненных партнеров и условий, когда вы смиряетесь с меньшим и худшим, имея объективные основания претендовать на большее и лучшее. Согласно А. Маслоу, г лавная задача специалиста – помочь человеку сохранить свою самобытность, уникальность, непосредственность. П ринципы работы: - установление доверительных отношений между клиентом и терапевтом. При этом терапевт выступает в роли равного партнера, мудрого друга, а не руководителя; - создание оптимальной доброжелательной и защищенной атмосферы для самораскрытия и самоактуализации клиента; - специалист должен знать об удовлетворенности низших потребностей клиента, но работать в направлении удовлетворения его высших потребностей. Что можно диагностировать по наличию метажалоб ( жалоб, относящихся к фрустрации метапотребностей, таких как справедливость, совершенство). Обычно эти жалобы показывают, что базовые потребности в достаточной степени удовлетворены. «…гневно выражать жалобы на то, что за розами в парках недостаточно ухаживают... это само по себе п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|