Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация видов психологической защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью.




3) Содействие клиенту в его более активном участии в жизни. Выявляются препятствия в разных сферах, ко­торые мешают ощущению смысла, они удаляются.

Метод достижения аутентичности: в практике работы с клиентом можно попросить его закрыть глаза, расслабиться (с помощью аутотренинга) и попытаться восстановить в памяти какие-то особенно радостные или даже горестные события, проиграть их, попытаться почувствовать здесь и сейчас то, что он чувствовал тогда, ощутить свою истинную сущность. В дальнейшем надо стараться с помощью имаготерапии и различных медитативных техник как можно чаще возвращаться к этим ощущениям (подлинного себя), продлевать их, закреплять, переносить в другие сферы жизни, как бы душевно выпрямляться, отвоевывая пространство истинной жизни от самообманов.

Экзистенциальные идеи можно использовать при СР с пациентами хосписов. Умные, философские, а не слезливо утешительные беседы о смерти помогают, в значительной мере снижая травматизм темы и повышая качество оставшейся жизни, заставляя лучше ценить ее, реалистично планировать и завершить необходимые дела, рассчитаться с долгами перед людьми и Богом, а фактически — перед своей совестью. Не все равно, с какой совестью человек завершает свой земной путь. И это рано или поздно поймут все, но некоторые мучительно поздно. Вот это «мучительно поздно» и пытается предотвратить экзистенциальный терапевт (в нашем случае, соцработник).

Таким образом, экзистенциальный подход в СР применим в случаях, когда кли­енты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с ка­кой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе (например, развод, увольнение или выход на пенсию), принятием важных реше­ний, одиночеством.

Экзистенциальный подход может быть применен не только при анализе и философском «смягчении» душевных страданий, но и, напротив, для получения максимального удовольствия от жизни, когда у клиента развиваются способности наслаждаться каждым ее проявлением: видами, звуками и запахами природы; пищей; ощущениями собственного тела в покое и в любом движении, не говоря уже о «вершинных переживаниях» религиозности, любви, восхищении произведениями искусства и т.п.. Такое отношение к жизни, как постоянное благодарение за свое существование (которого могло и не быть!), можно назвать гурманизмом. Развивайте его под девизом «счастье — это отсутствие несчастья» и стремитесь жить приятно и полезно.

Логотерапия

Слово «логос» переводится как «высший, божественный смысл», знание, изначально присутствующее во Вселенной. Таким образом, «логотерапия» в данном случае трактуется исходя именно из «высшего смысла», «знания», «идеи», как «терапия смыслом».

Виктор Франкл состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, называет экзистенциальным вакуумом. Экзи­стенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (нев­розу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), соматическим заболеваниям. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубий­ство), наркомания, агрессия. Если по Фрейду агрессию порождают подавленные, неразрешенные сексуальные инстинкты, то Франкл считал, что не меньшую агрессию вызывает и отсутствие смысла жизни. Он говорил: «Эту пустоту люди стремятся занимать чем попало или выжигать». Франкл считает, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум — внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

По В. Франклу, факторы, провоцирующие экзистенциальный вакуум:

1) подавление собственной духовности, религиозно­сти;

2) уход от ответственности за поиск смысла в конфор­мизм, тоталитаризм, невротическую триаду (депрессия-алкоголизм-агрессия);

3) разрушение традиций и ценностей;

4) редукционизм в сфере психологии и образова­ния (сужению интересов и дел до мелких, эгоистично-обывательских; упрощенный взгляд на проблемы). Люди начинают верить, что от них ничего в жизни не зависит;

5) недостаточный акцент на самотрансценденции - способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточи­ваться на себе, современная культура поощряет эгоизм, индивидуализм, а не альтруизм;

6) невротизация человечества.В силу различных глобальных проблем (войны, СПИД, терроризм…) в мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.

В. Франкл вводит еще один термин — экзистенциальная фрустрация. Фрустрация — это определенное крушение планов, невозможность их осуществить. В данном случае экзистенциальная фрустрация — это блокировка на пути к поиску смысла. Существует несколько видов блокировки: апатия, скука, вялость, лень. Франкл утверждает, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений.

Девиз экзистенциалиста: «Достойная Цель как смысл жизни, ибо не бывает попутного ветра у того, кто не знает куда плыть».

Таким образом, цель СР с позиций логотерапии - вывести человека из экзистенционального вакуума, т.е. помочь клиенту поставить более высокие жизненные цели и сформировать ответственность перед собой. Цель логотерапии - помочь клиентам найти смысл в жизни.

Методы логотерапии: имаготерапия, парадоксальная интенция (парадоксальное намерение), дерефлексия (т. е. противодействие рефлексии как бесполезному самокопанию), анализ сновидений, логодрама…. Эти методы в основном применяются при преодолении навязчивых состояний и фобий (навязчивых преувеличенных страхов).

1) Механизмы образования фобий и неврозов, навязчивых состояний - Процесс формирования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. Человек, испытавший какой-то страх, начинает бояться того, что этот страх может повториться. Он уже боится не причины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние и так часто думает об этом, что сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний. Очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. Иными словами, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образи в конечном итоге таким и становится. На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия (от image — образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я — такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.)

Однако здесь происходит парадоксальная реакция — чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление. Франкл предлагает использовать этот парадоксальный механизм в противоположном направлении, т. е. индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать, как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить. Этот метод широко применяется в современной психотерапии и консультировании под названием парадоксальная интенция (от слова intention — намерение).

2) Парадоксальная интенция. Клиентам с фобическими расстройствами предлагают де­лать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шут­ками. Например, человек, страдающий кардиофобией, объявляет, что ровно через 15 минут с ним случится инфаркт, или боящийся ездить в метро, что с ним случится что-то жуткое на первой же станции. Сначала их кто-то сопровождает, затем они начинают убеждаться в необоснованности своих страхов и постепенно уменьшать и даже высмеивать их. Процесс это далеко не разовый и требующий от консультанта и его клиента большого терпения и готовности пройти путь эксперимента до конца, иначе и начинать не надо, так как страх лишь усилится.

3) дерефлексия, т. е. преодоление рефлексии, болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Франкл утверждает, что большинство сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не сможет получить. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться действию, он постоянно наблюдет себя как бы со стороны, анализирует свои ощущения с опасением того, что у него ничего не получится. Нечто похожее происходит с ораторами. Когда они озабочены тем впечатлением, какое производят на публику, рефлектируют во время выступлений, они выступают очень слабо и полностью теряют внимание публики. Простое переключение внимания с себя на публику, на то, чтобы донести до зрительного зала смысл выступления, самоотдача делают выступление ярким, живым, сильным и привлекающим внимание публики». Избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное самозабвение и самоотдачу.

Современное понимание ценности экзистенциализма в практике социальной работы демонстрируют публикации Томпсон (1992). Некоторые из предложенных автором практических принципов представлены в таблице (3, с. 238):

 

Принципы Практическое применение в экзистенциальной работе
Свобода и ответственность – основа человеческого опыта Отказаться от точки зрения, что поведение клиента предопределено и неизменно. Искать те области, где клиент может реализовать свободу выбора и помогать ему в этом. Обращать внимание на особенности ситуации клиента, которые препятствуют принятию свободы и ответственности, и стараться их устранить
Свобода – это одновременно освобождение и бремя Трансформировать негативные аспекты свободы (тревогу, страх, безответственность) в позитивные – самоконтроль, уверенность, самооценку, аутентичность
Аутентичность является основным условием освобождения; безответственность - типичная безуспешная стратегия взаимодействия с проблемами Социальные работники должны быть способными видеть отличительные особенности их жизни и жизни других людей. До начала каких-либо мероприятий необходимо научить клиентов аутентичности, иначе они будут возлагать ответственность на других и руководствоваться ограничивающими правилами и указаниями
Существование переживается как беспомощность: каждый должен взять на себя ответственность за свои действия Клиенты сталкиваются с масштабными проблемами. Социальные работники должны помочь им принимать ответственность в различных жизненных ситуациях. На этой основе можно формировать коллективную ответственность (солидарность в семье; политическую ответственность)
Существование – это движение Естественная стабильность невозможна. Социальные работники должны стремиться, скорее, к развитию и прогрессу.

 

Помимо этого идеи экзистенциализма связаны с «зеленым» направлением в политической и социальной философии. Джордж и Уайлдинг (1994) подчеркивают необходимость контроля разрушительного влияния человека на окружающую среду и важность гармонии с природой.

 

Список использованной литературы

 

1. Романин А.Н. Гуманистическая психология и психотерапия: Учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 208 с.

2. Психология социальной работы/ Под общей ред. М.А.Гулиной. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.

3. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие/ Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ.- М.: Академия, 2007. – 400 с.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...