Социально-психологические теории
К комплексным моделям социальной работы относятся и модели, построенные на социально-психологических теориях. Предметом изучения социальной психологии является влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и сохранение социальной идентичности индивида. Она рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния, а также воздействие на внутригрупповое поведение таких социальных факторов, как стигматизация и стереотипизация. Кроме того, социальная психология занимается определением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между группами. Одна из социально-психологических теорий, оказавшая большое влияние на социальную работу, - ролевая теория. Предметом ее изучения являются взаимодействия индивидов, их ожидания и реакции, а также факторы, влияющие на возникновение определенных реакций. Существуют два типа ролевой теории: • структурно-функциональная ролевая теория, в которой анализируется место людей в социальных структурах. Каждой социальной позиции соответствует своя роль. Социальная роль - это набор определенных установок и поведенческих проявлений, продиктованных социальным положением. Осознание своей роли облегчает процесс ее изменения. Например, исследования показывают, что людям, имеющим традиционные установки относительно распределения ролей в браке, труднее приспособиться к роли одинокого родителя, чем людям, у которых был опыт гибкого распределения ролей в супружестве; • драматургическая ролевая теория, предложенная Гоффманом (1968), в которой роли рассматриваются в качестве форм исполнения (драматизации) социальных ожиданий, соответствующих социальному статусу. В социальных взаимодействиях люди анализируют сигналы, поступающие друг от друга. Поэтому, регулируя информацию, которую люди получают от нас, мы можем влиять на то, как нас воспринимают окружающие. Мы даем «представления», целью которых является создание нужного нам впечатления. Наше представление обычно идеализировано, т.е. включает общепринятые социальные ожидания. Некоторые аспекты роли акцентируются (выпячиваются), другие вуалируются (скрываются). Люди со стигмой стараются контролировать восприятие окружающими этой особенности, которая не одобряется в обществе. Это помогает им относительно безболезненно «обойти» стигматизируемый момент. Людям часто приходится работать совместно в коллективах, разделять ответственность, исполнять социально одобряемые роли. Поэтому они испытывают облегчение, когда их «закулисные» роли остаются за кадром (3, с.196).
Таким образом, проблемы в жизни человека, в его поведении можно объяснить несовпадением (конфликтом) и неопределенностью ролей. В данном случае личность клиента не критикуется, тем самым создается благоприятная возможность для социальной работы. Мейджер (2003) предлагает шестишаговый процесс совместного исследования ролевых проблем с клиентом, включающий обсуждение ролей и возможностей их изменения. Он содержит следующие шаги: • определить требования новой роли; • определить полный ролевой набор, т.е. круг задействованных лиц и особенности их ролей; • распознать затруднения в исполнении ролей и возможные конфликты, связанные с приобретением новой роли; • обсудить новые роли в деталях: кто и что, когда и где делает; • проработать модель интеграции ролей, например временную шкалу, согласно которой привлекаются лица, исполняющие различные роли, или создать альтернативную ролевую программу; • вернуться к обсуждению ролей, если в результате обратной связи станет очевидной необходимость изменений (3, с. 197).
Ролевая теория акцентирует внимание на процессе формирования ролей через социальные ожидания и приклеивание ярлыков. Беккер показывает, как социальные группы провоцируют девиации, создавая правила и решая, кто им соответствует. Лица, не соблюдающие эти правила, считаются «аутсайдерами». «Моральная паника», возникающая вокруг отдельных форм поведения, таких как хулиганство или скандальное поведение спортивных болельщиков, означает рост обеспокоенности общества относительно девиантных явлений. Это вносит определенную лепту в закрепление ярлыков; ожидание девиантных проявлений провоцирует их. Значение ролевой теории в том, что она показывает влияние официальных структур, в том числе социальных служб, на возникновение проблем, с которыми они призваны бороться. Есть много свидетельств тому, что социальные работники часто приклеивают негативные ярлыки своим клиентам (никчемный человек, слабый…). Следовательно, при оценке проблем и оказании социальных услуг необходимо воздерживаться от стигматизации Основные методы социальной работы, основанной на ролевой теории, - групповая дискуссия, психодрама, групповая поведенческая терапия, перемена ролей, арттерапия и другие. Теория коммуникации содержит ряд рекомендаций относительно технологии работы с клиентами. Согласно Томпсону(2003), основной моделью коммуникации является передача информации получателю. В процессе коммуникации случаются «помехи». Формируются коммуникационные сети. Особенности коммуникативного процесса, а также его участники становятся частью культуры и социальных отношений. Так, этнические и классовые деления сопровождаются «помехами» в сетях коммуникации. Нельсен (1980) полагает, что наши действия всегда являются ответом на информацию, полученную извне. В качестве информации могут выступать факты, знания, а также эмоции, воспоминания, телесные ощущения, представления о том, что думают о нас другие. Мы воспринимаем информацию и затем оцениваем ее; это называется процессом переработки информации. Оценив информацию, мы осуществляем обратную связь с партнером по коммуникации, у которого создается представление о нашем восприятии и оценке коммуникации (3, с.199).
Происходит процесс взаимного оценивания. У каждого из нас есть свои собственные правила переработки информации: какие-то вещи мы считаем для себя важными, а какие-то нет. Это приводит к избирательному восприятию, когда информация, не представляющая для нас особого значения, не улавливается. В то же время для окружающих она может быть важной. Коммуникация осуществляется в вербальной и невербальной формах. Обратная вербальная связь может создавать комфортную ситуацию общения. Мы находимся в состоянии общения постоянно. Даже молчание или отсутствие контакта является коммуникацией, так как интерпретируется другими людьми. Оценка любой коммуникации должна включать и контекст, в котором происходит общение. Поведение, кажущееся странным в одном месте, может быть совершенно нормальным в другом. Коммуникация формирует модели — паттерны. Люди привыкают к тем способам общения, с которыми они обычно сталкиваются в жизни. Это становится основой их взаимоотношений. Так модели, которые используют социальные работники, часто можно описать такими словами, как «поддержка», «помощь» и «одобрение», что подразумевает доброжелательные взаимоотношения с клиентами. В отдельных случаях более эффективными моделями, способными заставить клиентов достичь определенных целей, являются жесткие, директивные отношения, а соответственно, и термины (3,с.200). Коммуникация всегда имеет содержание, которое является ее внешней (видимой) частью. Но во взаимоотношениях в результате действия метакоммуникации очевидному содержанию придаются другие смыслы. Способ, с помощью которого раскрывается содержание, обусловливает определенный род отношений. Поэтому манера общения социальных работников с клиентами говорит о том, какого рода отношения предполагаются между ними. Соблюдение специалистом дистанции, что диктуется профессиональной ролью, может интерпретироваться неверно. Одни клиенты жалуются на официальное отношение социальных работников, другие ожидают от специалистов «профессионального» подхода, а неформальное отношение озадачивает их. В моделях коммуникации часто отражаются доминирование или подчинение. Следовательно, с помощью коммуникативной теории можно определить проявления неравенства и дискриминации. Теория коммуникации могут быть полезны для анализа и развития практической работы (путем совершенствования коммуникативных навыков); работы с коммуникативными проблемами клиентов; анализа проблемных ситуаций в командной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|