Метод. Методика. Технология
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Краткий конспект лекций по курсу «Современные образовательные технологии» 1. Актуальность разработки новых технологий. 2. Метод. Методика. Технология 3. Технологический подход и специфика его реализации в сфере образования. 4. Отличительные признаки образовательных технологий. 5. Классификация образовательных технологий. 6. Технология модульного обучения. 7. Технология проблемного обучения. 8. Технология контекстного обучения. 9. Технология обучения в сотрудничестве. 10. Диалоговые технологии. 11. Игровые технологии. 12. Информационные технологии в образовании 13. Портфолио - технология накопления и систематизации информации. 14. Технология организации контент-анализа. 15. Технология организации самостоятельной работы. 16. Технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса 17. Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды. 18. Технология самопрезентации. 19. Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности. 20. Технология «Развитие компетентности в организации своей учебной деятельности». 21. Технология развития критического мышления. 22. Технология рейтинга учебных достижений. 23. Технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подхода. 24. Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ. 25. Технология оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.
Актуальность разработки новых технологий Педагогические технологии, как одно из важнейших направлений в педагогике, появились, когда наряду с вопросами «чему учить?», «зачем учить?» и «как учить?», всё чаще ставится вопрос «как учить результативно?», т.е. превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.
Массовая разработка и внедрение педагогических технологий началась в 50-х годах, технологический подход к построению обучения возник в начале в американской и в европейской школе. Первоначально это направление стало фундаментом для программированного обучения. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами. Любая теория без практического подтверждения нежизнеспособна. Педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой, направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Данная технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Технологический подход открывает новые возможности для освоения различных областей образовательной и социальной действительности, что позволяет: § с большой определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; § анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; § комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; § обеспечивать благоприятные условия для развития личности; § уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; § оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
§ выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем. Метод. Методика. Технология Для того чтобы оптимизировать процесс достижения конкретной цели в условиях образовательного процесса на уровне деятельности педагога, повысить эффект от их применения, ученые и специалисты сферы образования обратились к феномену «технология» и объяснению отличий этого термина от традиционно употребляемых — «метод» и «методика». Метод (проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, тренинг и пр.) может определять форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития и т.д.). Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывается, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью. Источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности. Зачастую методическое описание принимается на веру на основании профессионального авторитета создателей (носителей) без научного обоснования или объяснения его создания, специфики и эффективности, например методика работы известных педагогов-новаторов конца XX в. (В.Ф. Шаталов и др.). Если технология предстает как факт педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов, то методика отражает опыт конкретного субъекта, являясь достоянием локальной культуры отдельных педагогов и фактом педагогического мастерства и творчества в решении определенного типа педагогических задач. Лишь на уровне постепенного обобщения этого опыта методика приобретает широкое применение и известность. В понимании технологии также до сих пор нет единой точки зрения, а различные аспекты отражены в следующих определениях: С учетом сказанного в самом широком значении под технологией понимается поэтапная реализация того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации.
Признаки технологий, применяемых в сфере образования: - Концептуальность — опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели. - Системность — логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий. - Управляемость — возможность проектирования и корректирования. - Воспроизведение системы действий — возможность применения другими субъектами в других однотипных условиях учебных заведений или образовательной среды. - Эффективность в достижении образовательной цели — действенность. Рассматривая соотношение метода, методики и технологии, отметим, что все они обладают свойством системности: -метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий; -методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов; -технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|