Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод. Методика. Технология




Краткий конспект лекций по курсу

«Современные образовательные технологии»

1. Актуальность разработки новых технологий.

2. Метод. Методика. Технология

3. Технологический подход и специфика его реализации в сфере образования.

4. Отличительные признаки образовательных технологий.

5. Классификация образовательных технологий.

6. Технология модульного обучения.

7. Технология проблемного обучения.

8. Технология контекстного обучения.

9. Технология обучения в сотрудничестве.

10. Диалоговые технологии.

11. Игровые технологии.

12. Информационные технологии в образовании

13. Портфолио - технология накопления и систематизации информации.

14. Технология организации контент-анализа.

15. Технология организации самостоятельной работы.

16. Технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса

17. Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды.

18. Технология самопрезентации.

19. Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности.

20. Технология «Развитие компетентности в организации своей учебной деятельности».

21. Технология развития критического мышления.

22. Технология рейтинга учебных достижений.

23. Технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подхода.

24. Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ.

25. Технология оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

 

 

Актуальность разработки новых технологий

Педагогические технологии, как одно из важнейших направлений в педагогике, появились, когда наряду с вопросами «чему учить?», «зачем учить?» и «как учить?», всё чаще ставится вопрос «как учить результативно?», т.е. превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Массовая разработка и внедрение педагогических технологий началась в 50-х годах, технологический подход к построению обучения возник в начале в американской и в европейской школе. Первоначально это направление стало фундаментом для программированного обучения. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами.

Любая теория без практического подтверждения нежизнеспособна. Педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой, направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Данная технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Технологический подход открывает новые возможности для освоения различных областей образовательной и социальной действительности, что позволяет:

§ с большой определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

§ анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

§ комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

§ обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

§ уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

§ оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

§ выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Метод. Методика. Технология

Для того чтобы оптимизировать процесс достижения конкретной цели в условиях образовательного процесса на уровне деятельности педагога, повысить эффект от их применения, ученые и специалисты сферы образования обратились к феномену «технология» и объясне­нию отличий этого термина от традиционно употребляемых — «ме­тод» и «методика».

Метод (проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, тренинг и пр.) может определять форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создавае­мой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, об­щения, развития и т.д.).

Методика выступает организующим началом в построении про­фессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывает­ся, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью. Источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного прак­тического опыта конкретных носителей того или иного способа педаго­гической деятельности. Зачастую методическое описание принимается на веру на основании профессионального авторитета создателей (носи­телей) без научного обоснования или объяснения его создания, специ­фики и эффективности, например методика работы известных педаго­гов-новаторов конца XX в. (В.Ф. Шаталов и др.). Если технология предстает как факт педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов, то методика отражает опыт конкретного субъекта, являясь достоянием локальной культуры отдельных педагогов и фак­том педагогического мастерства и творчества в решении определенно­го типа педагогических задач. Лишь на уровне постепенного обобще­ния этого опыта методика приобретает широкое применение и известность.

В понимании технологии также до сих пор нет единой точки зре­ния, а различные аспекты отражены в следующих определениях:

С учетом сказанного в самом широком значении под технологией понимается поэтапная реализация того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации.

Признаки технологий, приме­няемых в сфере образования:

- Концептуальность — опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагоги­ческое обоснование способов достижения образовательной цели.

- Системность — логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий.

- Управляемость — возможность проектирования и корректирова­ния.

- Воспроизведение системы действий — возможность применения другими субъектами в других однотипных условиях учебных заведе­ний или образовательной среды.

- Эффективность в достижении образовательной цели — действен­ность.

Рассматривая соотношение метода, методики и технологии, отметим, что все они обладают свойством системности:

-метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий;

-методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов;

-технология обладает определенной системой предписаний, га­рантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...