Технология организации самостоятельной работы
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы субъектов образовательного процесса. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на новые Государственные стандарты. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации. Под активизацией самостоятельной работы понимается не простое увеличение объема, выражающееся в количестве времени. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей школьного и вузовского образования. Самостоятельная работа студентов (СРС) — это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий время семинаров, по конкретной дисциплине студенты могут заниматься примерно два раза в течение недели. Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включая такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала ни практическом занятии, подготовка персонального краткого выступления (доклада), выполнение реферата, курсового проекта и т.п. Основными критериями качества ее организации в настоящей время служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий.
Выделяют насколько видов контроля: корректирующий, констатирующий, итоговый и самоконтроль. Корректирующий контроль осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки. Констатирующий контроль происходит по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов самостоятельной работы. Самоконтроль осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам. Итоговый контроль представляет собой аттестацию студентов по всем видам работы. Кроме того, существует вспомогательный вид контроля — контроль за качеством организации самостоятельной работы, который осуществляется с помощью анкетирования студентов с целью выявления мнений, оценок, предложений. Технические условия предусматривают наличие свободного доступа в Интернет и профессиональных компьютерных программ, подготовленный персонал компьютерного класса, научно-методическое обеспечение (необходимая литература, ориентационные карты, алгоритмы и образцы выполнения работ, нормативные требования и т.д.) и возможность консультации по вопросам, возникающим в ходе выполнения самостоятельной работы. Выделяют пять уровней самостоятельной работы. - Первый – дословное и преобразующее воспроизведение информации. - Второй – самостоятельные работы по образцу. - Третий – реконструктивно-самостоятельные работы. - Четвертый – эвристические самостоятельные работы. - Пятый — творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями — устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач.
Основными компонентами учебных стратегий выступают: - долговременные цели (планы, программы), определяющие орга-низацию учебной деятельности на перспективу (достижение учебных целей); - технологии (способы, приемы, методы), с помощью которых реализуется достижение учебных целей; - ресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью. Учебные стратегии студентов могут быт разделены на две группы: - Когнитивные стратегии: входящие в них учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации. - Метакогнитивные стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью. К когнитивным учебным стратегиям относятся: - повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, выделение, обозначение и др.); - элаборация – (конспектирование, подбор примеров, сравнение установление межпредметных связей, использование дополнительно литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и др.) - организация (группирование по темам, составление классификации, таблиц, схем, написание резюме и др.). Метакогнитивные учебные стратегии включают следующее: - планирование (составление плана, логика построения содержания, постановка цели, реализация цели и др.); - наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для са«моконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и др.); - регуляция (самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения заданий и др.). Таким образом, при детальном рассмотрении самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий. Повышения эффективности самостоятельной работы студентов можно достичь благодаря реализации следующих требований к системе и условиям ее проведения.
Во-первых, должно увеличиться количество часов, отводимых на самостоятельную работу. Пропорция между лекциями и активными формами учебных занятий должна быть доведена до отношения 1: 3. И учебный план рекомендуется включить отдельные курсы и их разделы для самостоятельного изучения студентами, возможно, по их выбору. Во-вторых, самостоятельная работа должна быть направлена на формирование заданных в образовательной программе и ее предметно-деятельностных модулях общих и специальных компетенций. Для этого необходимо включить самостоятельную работу в структуру предметно-деятельностных модулей в качестве их элемента. В-третьих, необходимо осуществить переход к контролируемой самостоятельной работе, для чего нужно улучшить качество ее планирования. Время, отводимое на самостоятельную работу студентов, должно фиксироваться в программах учебных дисциплин и рассчитываться на основе обоснованных нормативов на выполнение всех видов самостоятельных учебных заданий по каждой дисциплине. Расчет времени, отводимого на самостоятельную работу, должен осуществляться в кредитных единицах. Планирование самостоятельной работы, т.е. определение ее целей, содержания и сроков проведения, должно соотноситься не только с предметной логикой, но и с общей логикой формирования компетенций, установленной в общей образовательной программе, программах предметно-деятельностных модулей и учебных дисциплин. Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повышающих их ответственность за получение образования, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута. По направленности предлагаются следующие варианты индивидуальных маршрутов студента: - ориентированный на получение знаний; - формирование себя как человека образованного; - формирование себя как будущего специалиста; - на научную деятельность. Выстраивание системы самостоятельной работы должно Осуществляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера. На последних курсах больший объем самостоятельных заданий должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|