Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология самопрезентации




Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с по­мощью специальных приемов донести до сознания слушающего важную и не­обходимую информацию, аргументированно изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Использование технологии самопрезентации определяется необходимостью подготовки будущего специалиста к публичным выступлениям и написанию текста о себе на этапе про­хождения конкурсного отбора при трудоустройстве. В связи с этим внедрение ее в практику высшего образования должно помочь студен­там в следующем:

- изучить общие и специфические принципы построения презентации;

- освоить алгоритм подготовки материалов для выступления;

- ориентироваться в средствах и способах эффективного изло­жения информации;

- выявить преимущества, нюансы и сложности публичного со­общения;

- анализировать качество подготовленных для презентации ма­териалов.

Публичные выступления, ставящие своей задачей донести автор­скую позицию, можно разделить на три вида: по конечному результату презентации, степени личной заинтересованности, широте сообщения.

- По конечному результату выделяют информирующую (носит об­зорный характер) и продвигающую (направляет внимание на выигрыш­ные стороны сообщения, преимущества и достоинства) презентацию.

- По степени личной заинтересованность существуют персональ­ные и общественные презентации. Последние ориентированы на из­ложение фактов, имеющих отношение к коллективной точке зрения.

- По широте сообщения презентации могут быть общими и диск­ретными. Общие отличаются разносторонностью и многообразием ведений, поскольку направлены на формирование целостного пред­ставления о предмете обсуждения. Дискретные презентации освеща­ют только часть вопроса, которая направлена на достижение постав­ленной студентом конкретной цели.

Наиболее частые ситуации, в которых требуется самопрезентация, - это устные и письменные знакомства-представления.

Следует помнить, что к письменным презентациям относятся не только «жизнеописания» (резюме), но и любые документы, предостав­ляемые аудитории: отчеты, тезисы, доклады, уведомления, письма и т.д. Их подготовка требует определенного навыка, позволяющего в усло­виях ограниченного времени сфокусировать информацию, добиться наилучшего порядка расположения основных мыслей и подбора ар­гументов для взаимопонимания с аудиторией.

Презентация включает в себя две важные стороны: содержание и процесс реализации. В совокупности они определяют результат качество достижения поставленной цели. Каждая из них в отдельности представляет собой технологию подготовки и осуществления публич­ного выступления на практике.

1-й этап. Подготовка презентации – этап, который аккумулирует в себе наиболее важные вопросы публичного выступления (Что, Где, Когда, Кто, Как и Почему). Ответив на эти вопросы, можно внести ясность в свое выступле­ние – определить его цели, время и место, адресность, уточнить струк­туру и подобрать наиболее подходящую информацию. В этом смысле ответы на каждый из вопросов представляют собой алгоритм подготовки презентации:

- постановка целей (почему?);

- определение концепции (где и когда?);

- выбор структуры (как?);

- подбор материалов (что?);

- оценка качества материалов (что и как?);

- выбор средств и приемов для лучшего донесения информации (Кто?).

Постановка целей

Основная задача целеполагания – уточнить причину выступле­ния. В таком случае появляется возможность установить соответствие между предоставляемой информацией и результатом, который должен быть получен в ходе выступления. Планирование презентации начинается с ответа, на основной вопрос: «На что направлено мое вы­ступление?», «Что я от него жду?» и постановки общей и поддержива­ющих целей.

Построение концепции сообщения

Следующий шаг после определения цели — выработка концеп­ции выступления. Она определяет его главную линию, относи­тельно которой выстраивается все содержание. Существуют разные способы построения концепции: выписывание основных мыслей; гра­фическое расположение на листе всех вопросов, требующих своего освещения; перечисление и характеристика всех взглядов, которые требуется сопоставить; и т.д. Можно использовать любой из них. Важно получить конечный результат — ключевой тезис сообщения.

Ключевой тезис одной-двумя фразами раскрывает смысл выступ­ления, в нем заключен смысл презентации, он точно отражает ее со­держание, фокусирует внимание на предмете презентации, обеспечивает связность и логичность сообщения.

Например, для устройства на работу ключевым тезисом резюме будет: «Я — профессионал» или «Я соответствую вашим требованиям».

Для того чтобы сформулировать удачный базовый тезис, необходимо определить степень ценности сообщения для слушателей, ответив на следующие вопросы:

Что наиболее значимо для аудитории? Что она ждет? Что привлечет и удержит ее внимание?

Выбор структуры выступления

Любое выступление состоит из трех основных частей: введения основной части и заключения. К ним можно добавить элемент включения, позволяющий привлечь внимание аудитории, пробудить в ней интерес к содержанию.

Основная часть сообщения включает в себя три элемента:

- Центральная идея, которая одновременно является и основной темой сообщения. Она должна запомниться слушателям, даже если они забудут все остальное. В некоторых случаях в презентации может при­сутствовать две, максимум три идеи, но их объединяющим звеном про­должает оставаться ключевой тезис.

- Тезисы (основные мысли) — пункты, разделы, блоки аргумен­тов, которые подкрепляют в сознании слушателей центральную идею, позволяют ее осмыслить. Количество основных мыслей в вы­ступлении не должно превышать пять–семь пунктов.

- Поддерживающий материал — информация, идеи, примеры, применение, объяснение и поддержка ключевых пунктов. Среди средств поддержки чаще всего используются цитаты, примеры, анало­гия и статистика.

После того как определены центральная идея, основные мысли и поддерживающие материалы, продумываются логические переходи от одного тезиса к другому — характер организации и группировки материалов.

Подготовка структуры основной части создает целостное пред­ставление о том, что будет передавать сообщение, что в нем наиболее ценно и важно, что должно в первую очередь привлечь внимание слу­шателей. По этой причине она разрабатывается до введения и заклю­чения.

Когда структура основной части готова, создаются оптимальные условия для продумывания введения и заключения презентации, ко­торые обеспечат логическую взаимосвязь между поставленной целью и результатом выступления.

Введение и заключение

Цель введения — направить внимание аудитории в нужном для выступающего направлении. Это предъявляет к содержанию введения особые требования: необходимость включения слушателей в тему пре­зентации и раскрытие предмета выступления.

Среди приемов, включающих слушателей в тему презентации, можно использовать следующие:

- обращение к аудитории;

- пример;

- поразительное заявление;

- история (миф);

- цитирование известной личности;

- риторический вопрос;

- декларация;

- определение;

- уместный юмор (анекдот, парадокс, жаргонизм).

Манера, в которой представляется начало презентации, сильно вли­яет на первое впечатление слушателей и определяет, насколько сосредо­точенно они будут воспринимать презентацию.

Далее обозначается тема (о чем пойдет речь) и проблема (выявление противоречий).

Цель заключения — возвращение к предмету презентации, обозначенному в ее начале, обеспечение логической завершенности презентации, в которой весь материал был сконцентрирован вокруг центральной идеи. Грамотно выстроенное заключение показываем слушателям, что тема полностью раскрыта.

Подбор и поиск материалов для презентации

При планировании презентации очень часто возникает желание сказать как можно больше. Именно по этой причине многим выступа­ющим не хватает времени. Чтобы избежать подобной ошибки, на эта­пе подготовки необходимо произвести ревизию всех подобранных для выступления материалов.

Вся собранная информация просматривается (выбирается или ис­ключается) на основании ряда критериев: важность, необходимость, соответствие выбранному подходу, интерес.

После ревизии оставленные для презентации материалы разбиваются на три части:

А — то, без чего нельзя обойтись (основная часть);

В — то, что желательно включить (уточняющая часть);

С — то, что является дополнением (резерв).

Основные материалы распределяются в соответствии со структурой презентации. Уточняющие включаются, если позволяет резерв времени (его можно определить в ходе предварительной репетиции презентации). Дополняющие материалы выносятся за рамки выступления в виде приложений, сопровождающих документов, пожеланий и рекомендаций, способных поддержать интерес к теме и последующее общение.

Выбор средств и приемов проведения презентации

Последний этап подготовки презентации касается подбора наилуч­ших способов донесения информации до слушателя. Речь выступа­ющего — основная форма, но она может быть дополнена средствами, которые сделают презентацию более увлекательной, запоминающейся и по­тной.

В презентации могут использоваться разные вспомогательные родства: графика (схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрации, геометрические фигуры, символы и т.д.), традиционное оборудование (до­ка), техника (кино и видео, мультимедиа). Их выбор определяется целесообразностью включения — а кую помощь они будут оказывать выступающему.

Определиться с выбором поможет анализ возможностей каждого родства в контексте подготовленного сообщения:

- помогут ли они осмыслить идеи;

- подчеркнут ли ключевые моменты;

- увеличат ли объем запоминаемого;

- проиллюстрируют ли сообщение;

- заменят ли частично выступление.

Использование средств в презентации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. К положи­тельным помимо сказанного относятся возможности компенсирова­ния плохой организации и недостаточной подготовки выступления, бедности содержания и ограниченности информации. Отрицательны­ми последствиями могут быть технические затруднения и специфика зрительного и слухового восприятия информации (слишком быстрый темп предъявления, объем, чрезмерная яркость или бледность и т.д.).

Подготовка мультимедийной информации

1. Оцените необходимое количество слайдов. Для этого воспользуйтесь формулой N=t/2, где t — время показа (или время занятия).

При длительном просмотре визуальных материалов скорость их восприятия снижается. Например, для работы с визуаль­ным материалом в течение 45 мин количество слайдов не должно пре­вышать 15—17.

2. Подготовьте тексты. Текстовые фрагменты представляют со­бой ключевые определения или основные тезисы, не дающие полного изложения основного содержания. Тексты не должны быть слишком длинными и плотными (макси­мум десять строк по пять-шесть слов в одном кадре).

На одном слайде может быть представлена только одна тема.

Откажитесь от сокращений в тексте, исключение составляют толь­ко общепринятые.

Избегайте вертикальных надписей, поскольку они плохо читаются (прибегайте к ним только в крайнем случае).

3. Выберите шрифт для предъявления информации.

В качестве наиболее распространенных и хорошо читаемых чаще мсего употребляются шрифты Times New Roman и Arial. Если вы хоти­те использовать другой шрифт, убедитесь, что буквы не сливаются.

Размер кеглей должен быть не менее 16.

Мелкий шрифт (кегль 14 и менее) используется только для слу­жебных надписей, не предназначенных для слушателей.

С целью выделения информации пользуйтесь шрифтами разной величины: для цифровых, буквенных, текстовых обозначений и заго­ловков.

4. Выберите оформление для текста. Для этого учитывайте следующие особенности восприятия визуальной информации:

- Наличие общей рамки для текста придает ему законченный вид.

- Выделение рамкой отдельной части изображения выделяет его из основной части.

- Темные широкие рамки (особенно черные) могут вызывать нега­тивные ассоциации.

- Используемые в тексте линии, как и шрифт, должны быть хоро­шо различимыми, а штриховки и заливки хорошо заметными.

- Цветовосприятие имеет свои закономерности и особенности. На­пример, темные цвета воспринимаются четче и легче читаются, в то вре­мя как светлые оттенки могут размываться на белом фоне (таблица 1).

Таблица 1. Особенности восприятия цвета

 

Цвет Значение Цвет Значение
Красный Важный, опасный Зеленый Утверждающий,
Розовый Возбуждающий, утонченный Темно-зеленый Динамичный
Оранжевый Бойкий, веселый, подвижный Голубой Нейтральный, успокаивающий
Желтый Активный, перспективный Синий Спокойный, устойчивый
Лимонный Экспансивный Фиолетовый Тревожный
Коричневый Практичный, приземленный Черный Официальный, академичный
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...