Технология самопрезентации
Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с помощью специальных приемов донести до сознания слушающего важную и необходимую информацию, аргументированно изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Использование технологии самопрезентации определяется необходимостью подготовки будущего специалиста к публичным выступлениям и написанию текста о себе на этапе прохождения конкурсного отбора при трудоустройстве. В связи с этим внедрение ее в практику высшего образования должно помочь студентам в следующем: - изучить общие и специфические принципы построения презентации; - освоить алгоритм подготовки материалов для выступления; - ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации; - выявить преимущества, нюансы и сложности публичного сообщения; - анализировать качество подготовленных для презентации материалов. Публичные выступления, ставящие своей задачей донести авторскую позицию, можно разделить на три вида: по конечному результату презентации, степени личной заинтересованности, широте сообщения. - По конечному результату выделяют информирующую (носит обзорный характер) и продвигающую (направляет внимание на выигрышные стороны сообщения, преимущества и достоинства) презентацию. - По степени личной заинтересованность существуют персональные и общественные презентации. Последние ориентированы на изложение фактов, имеющих отношение к коллективной точке зрения. - По широте сообщения презентации могут быть общими и дискретными. Общие отличаются разносторонностью и многообразием ведений, поскольку направлены на формирование целостного представления о предмете обсуждения. Дискретные презентации освещают только часть вопроса, которая направлена на достижение поставленной студентом конкретной цели.
Наиболее частые ситуации, в которых требуется самопрезентация, - это устные и письменные знакомства-представления. Следует помнить, что к письменным презентациям относятся не только «жизнеописания» (резюме), но и любые документы, предоставляемые аудитории: отчеты, тезисы, доклады, уведомления, письма и т.д. Их подготовка требует определенного навыка, позволяющего в условиях ограниченного времени сфокусировать информацию, добиться наилучшего порядка расположения основных мыслей и подбора аргументов для взаимопонимания с аудиторией. Презентация включает в себя две важные стороны: содержание и процесс реализации. В совокупности они определяют результат качество достижения поставленной цели. Каждая из них в отдельности представляет собой технологию подготовки и осуществления публичного выступления на практике. 1-й этап. Подготовка презентации – этап, который аккумулирует в себе наиболее важные вопросы публичного выступления (Что, Где, Когда, Кто, Как и Почему). Ответив на эти вопросы, можно внести ясность в свое выступление – определить его цели, время и место, адресность, уточнить структуру и подобрать наиболее подходящую информацию. В этом смысле ответы на каждый из вопросов представляют собой алгоритм подготовки презентации: - постановка целей (почему?); - определение концепции (где и когда?); - выбор структуры (как?); - подбор материалов (что?); - оценка качества материалов (что и как?); - выбор средств и приемов для лучшего донесения информации (Кто?). Постановка целей Основная задача целеполагания – уточнить причину выступления. В таком случае появляется возможность установить соответствие между предоставляемой информацией и результатом, который должен быть получен в ходе выступления. Планирование презентации начинается с ответа, на основной вопрос: «На что направлено мое выступление?», «Что я от него жду?» и постановки общей и поддерживающих целей.
Построение концепции сообщения Следующий шаг после определения цели — выработка концепции выступления. Она определяет его главную линию, относительно которой выстраивается все содержание. Существуют разные способы построения концепции: выписывание основных мыслей; графическое расположение на листе всех вопросов, требующих своего освещения; перечисление и характеристика всех взглядов, которые требуется сопоставить; и т.д. Можно использовать любой из них. Важно получить конечный результат — ключевой тезис сообщения. Ключевой тезис одной-двумя фразами раскрывает смысл выступления, в нем заключен смысл презентации, он точно отражает ее содержание, фокусирует внимание на предмете презентации, обеспечивает связность и логичность сообщения. Например, для устройства на работу ключевым тезисом резюме будет: «Я — профессионал» или «Я соответствую вашим требованиям». Для того чтобы сформулировать удачный базовый тезис, необходимо определить степень ценности сообщения для слушателей, ответив на следующие вопросы: Что наиболее значимо для аудитории? Что она ждет? Что привлечет и удержит ее внимание? Выбор структуры выступления Любое выступление состоит из трех основных частей: введения основной части и заключения. К ним можно добавить элемент включения, позволяющий привлечь внимание аудитории, пробудить в ней интерес к содержанию. Основная часть сообщения включает в себя три элемента: - Центральная идея, которая одновременно является и основной темой сообщения. Она должна запомниться слушателям, даже если они забудут все остальное. В некоторых случаях в презентации может присутствовать две, максимум три идеи, но их объединяющим звеном продолжает оставаться ключевой тезис. - Тезисы (основные мысли) — пункты, разделы, блоки аргументов, которые подкрепляют в сознании слушателей центральную идею, позволяют ее осмыслить. Количество основных мыслей в выступлении не должно превышать пять–семь пунктов.
- Поддерживающий материал — информация, идеи, примеры, применение, объяснение и поддержка ключевых пунктов. Среди средств поддержки чаще всего используются цитаты, примеры, аналогия и статистика. После того как определены центральная идея, основные мысли и поддерживающие материалы, продумываются логические переходи от одного тезиса к другому — характер организации и группировки материалов. Подготовка структуры основной части создает целостное представление о том, что будет передавать сообщение, что в нем наиболее ценно и важно, что должно в первую очередь привлечь внимание слушателей. По этой причине она разрабатывается до введения и заключения. Когда структура основной части готова, создаются оптимальные условия для продумывания введения и заключения презентации, которые обеспечат логическую взаимосвязь между поставленной целью и результатом выступления. Введение и заключение Цель введения — направить внимание аудитории в нужном для выступающего направлении. Это предъявляет к содержанию введения особые требования: необходимость включения слушателей в тему презентации и раскрытие предмета выступления. Среди приемов, включающих слушателей в тему презентации, можно использовать следующие: - обращение к аудитории; - пример; - поразительное заявление; - история (миф); - цитирование известной личности; - риторический вопрос; - декларация; - определение; - уместный юмор (анекдот, парадокс, жаргонизм). Манера, в которой представляется начало презентации, сильно влияет на первое впечатление слушателей и определяет, насколько сосредоточенно они будут воспринимать презентацию. Далее обозначается тема (о чем пойдет речь) и проблема (выявление противоречий). Цель заключения — возвращение к предмету презентации, обозначенному в ее начале, обеспечение логической завершенности презентации, в которой весь материал был сконцентрирован вокруг центральной идеи. Грамотно выстроенное заключение показываем слушателям, что тема полностью раскрыта.
Подбор и поиск материалов для презентации При планировании презентации очень часто возникает желание сказать как можно больше. Именно по этой причине многим выступающим не хватает времени. Чтобы избежать подобной ошибки, на этапе подготовки необходимо произвести ревизию всех подобранных для выступления материалов. Вся собранная информация просматривается (выбирается или исключается) на основании ряда критериев: важность, необходимость, соответствие выбранному подходу, интерес. После ревизии оставленные для презентации материалы разбиваются на три части: А — то, без чего нельзя обойтись (основная часть); В — то, что желательно включить (уточняющая часть); С — то, что является дополнением (резерв). Основные материалы распределяются в соответствии со структурой презентации. Уточняющие включаются, если позволяет резерв времени (его можно определить в ходе предварительной репетиции презентации). Дополняющие материалы выносятся за рамки выступления в виде приложений, сопровождающих документов, пожеланий и рекомендаций, способных поддержать интерес к теме и последующее общение. Выбор средств и приемов проведения презентации Последний этап подготовки презентации касается подбора наилучших способов донесения информации до слушателя. Речь выступающего — основная форма, но она может быть дополнена средствами, которые сделают презентацию более увлекательной, запоминающейся и потной. В презентации могут использоваться разные вспомогательные родства: графика (схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрации, геометрические фигуры, символы и т.д.), традиционное оборудование (дока), техника (кино и видео, мультимедиа). Их выбор определяется целесообразностью включения — а кую помощь они будут оказывать выступающему. Определиться с выбором поможет анализ возможностей каждого родства в контексте подготовленного сообщения: - помогут ли они осмыслить идеи; - подчеркнут ли ключевые моменты; - увеличат ли объем запоминаемого; - проиллюстрируют ли сообщение; - заменят ли частично выступление. Использование средств в презентации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. К положительным помимо сказанного относятся возможности компенсирования плохой организации и недостаточной подготовки выступления, бедности содержания и ограниченности информации. Отрицательными последствиями могут быть технические затруднения и специфика зрительного и слухового восприятия информации (слишком быстрый темп предъявления, объем, чрезмерная яркость или бледность и т.д.). Подготовка мультимедийной информации
1. Оцените необходимое количество слайдов. Для этого воспользуйтесь формулой N=t/2, где t — время показа (или время занятия). При длительном просмотре визуальных материалов скорость их восприятия снижается. Например, для работы с визуальным материалом в течение 45 мин количество слайдов не должно превышать 15—17. 2. Подготовьте тексты. Текстовые фрагменты представляют собой ключевые определения или основные тезисы, не дающие полного изложения основного содержания. Тексты не должны быть слишком длинными и плотными (максимум десять строк по пять-шесть слов в одном кадре). На одном слайде может быть представлена только одна тема. Откажитесь от сокращений в тексте, исключение составляют только общепринятые. Избегайте вертикальных надписей, поскольку они плохо читаются (прибегайте к ним только в крайнем случае). 3. Выберите шрифт для предъявления информации. В качестве наиболее распространенных и хорошо читаемых чаще мсего употребляются шрифты Times New Roman и Arial. Если вы хотите использовать другой шрифт, убедитесь, что буквы не сливаются. Размер кеглей должен быть не менее 16. Мелкий шрифт (кегль 14 и менее) используется только для служебных надписей, не предназначенных для слушателей. С целью выделения информации пользуйтесь шрифтами разной величины: для цифровых, буквенных, текстовых обозначений и заголовков. 4. Выберите оформление для текста. Для этого учитывайте следующие особенности восприятия визуальной информации: - Наличие общей рамки для текста придает ему законченный вид. - Выделение рамкой отдельной части изображения выделяет его из основной части. - Темные широкие рамки (особенно черные) могут вызывать негативные ассоциации. - Используемые в тексте линии, как и шрифт, должны быть хорошо различимыми, а штриховки и заливки хорошо заметными. - Цветовосприятие имеет свои закономерности и особенности. Например, темные цвета воспринимаются четче и легче читаются, в то время как светлые оттенки могут размываться на белом фоне (таблица 1). Таблица 1. Особенности восприятия цвета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|