К самостоятельной успешной профессиональной деятельности
Актуальность использования технологии в вузе. Данная технология имеет своей целью активировать мотивацию эффективного профессионального обучения и личностного развития у студентов основного и завершающего этапов обучения и ознакомить их с методологическими приемами, способствующими реализации указанной цели. В процессе освоения технологии у студентов формируются представления о задачах, которые необходимо решить в процессе развития уверенности и личностной готовности к самореализации. Технология позволяет отработать навыки владения психологическими техниками самоанализа и саморегуляции. Уверенность и готовность к самостоятельной успешной профессиональной деятельности могут быть достигнуты благодаря развитию личностной компетентности студентов, в частности в том, что касается знаний, умений и навыков по самоанализу (рефлексии) и саморегуляции. Содержание технологии базируется на знаниях, полученных студентами при изучении вузовского курса психологии и педагогики, поэтому рекомендуется как практический цикл занятий, проводимый параллельно с теоретическим курсом или по его завершении. Требования к реализации технологии. Подготовка студентов по данной технологии, как уже говорилось, может реализовываться как факультативный курс или кратковременный обучающий тренинг, желательно на основном и завершающем этапах процесса обучения в высшей школе. На основном этапе обучения (средние курсы в высшей школе), связанном с задачами профессиональной идентификации, могут возникать специфические задачи саморегуляции. На этом этапе саморегуляция связана с формированием профессионального «Я-образа» на основе анализа соответствия своих личностных характеристик профессионально значимым и развитием профессионально важных качеств. Таким образом, на 3–4-м курсах целесообразно использование технологий саморегуляции самооценки и реконструкции отдельных характеристик реального «Я» в более эффективные. Этот этап будет направлен на развитие и саморазвитие личностных характеристик, обеспечивающих позитивную систему отношений (с собой, со значимыми другими и обществом м целом).
Завершающий этап профессионального образования связан с подготовкой студентов к самостоятельной деятельности. Поэтому важно развить в них готовность использовать конструктивные методы в презентации своей профессиональной компетентности и готовности к практической самореализации. Совершенно необходимо определить, какими стилями самореализации владеют студенты и соответствуют ли эти стили той профессиональной деятельности, в рамках которой предстоит трудоустраиваться. Решение этой задачи саморегуляции будет способствовать большему проценту трудоустройства в соответствии с полученным образованием. Объем работы по технологии. Освоение технологии может проходить в форме коллективных практических занятий по четырем темам и самостоятельной работы студентов. Целесообразно проведение одного нанятая в неделю продолжительностью в два учебных часа. Объем еженедельных самостоятельных занятий студентов может составлять два—четыре учебных часа. Общая трудоемкость освоения технологии может составлять от 16 до 24 учебных часов. Формы проведения самостоятельной работы по технологии. Самостоятельная работа студента может осуществляться как индивидуальная работа посредством направляемого «тренером» личностного самоанализа и саморегуляции деятельности, результаты которой могут отражаться в дневниках. Другой формой самостоятельной работы может быть парная работа или работа в малых группах студентов, взаимно заинтересованных в результатах личностного роста каждого из участников процесса.
Принципы проектирования технологической программы: - добровольности, предполагающий свободу самоопределения студентов относительно их участия в процессе организации и реализации психолого-педагогической подготовки, ориентированной на развитие своей личностной компетентности; - партнерства и сотрудничества в проектировании и реализации психолого-педагогических программ с преподавателями и сокурсниками; - открытости, предполагающий включение в процесс всех желающих способствовать его позитивному развитию; - «здесь и теперь», состоящий во включении развивающих мс роприятий в конкретную социально-этапную и индивидуальную си туацию участников процесса; - вариативности, гибкости в использовании инструментов и ме* ханизмов психологического развития в связи с этапом программы и лич* ностными особенностями ее участников; - самоконтроля эффективности программ развития личностной компетентности, предполагающий самооценку исходных и итоговых личностных характеристик средствами самонаблюдения и при необходимости психодиагностики.
Технология «Развитие компетентности в организации своей Учебной деятельности» Продуктивность обучения студентов может быть увеличена с помощью освоения ими методов и техник, активизирующих психические процессы в познавательной деятельности. Это методы и техники, способствующие самоорганизации и самоконтролю восприятия, внимания, запоминания, анализа и синтеза информации и других операций. Повышение функциональных возможностей познавательных процессов косвенно будет способствовать развитию у студентов позитивного «Я-образа» как основы для роста их мотивированности на учебные достижения и интеллектуальную самореализацию в процессе вузовского обучения. Практический опыт использования данной технологии при обучении студентов-психологов показывает, что повышение эффективности обучения посредством развития их компетентности в организации и своей учебной деятельности способствует профилактике переутомления и раздражения от трудностей обучения, снижения самооценки (низкая самооценка может привести к констатации своей неспособности к обучению и отказу от обучения в высшей школе).
Позитивный опыт может быть использован в аудиторной работе со студентами любых факультетов в первые годы обучения в вузе. Для успешно обучающихся студентов предлагаемые техники могут стать первым шагом к развитию творческой организации своего обучения и личностного роста, т.е. еще более успешной актуализации моих потенциальных интеллектуальных и личностных возможностей. Обучение технологии. В процессе освоения данной технологии комплексно решаются следующие задачи: - развитие самостоятельности в программировании, организации процесса познания и профессионального становления и адекватной оценке своей результативности; - развитие психических функций, обеспечивающих процесс обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); - развитие ответственности за процесс и результат профессионального обучения. Реализуется данная технология при взаимодействии обучающего технологии преподавателя и студентов в течение всего процесса вузовского обучения. В процессе реализации данной технологии задачами преподавателя являются организация и контроль: - преподаватель предоставляет основную информацию о психических процессах и о том, как они обеспечивают процесс познания; - организует экспресс-диагностику функционирования психических процессов у студентов; - способствует осознанию того, как уровень организации познавательной деятельности сказывается на уровне эффективности процесса и результатов обучения; - помогает студентам разработать коррекционно-развивающие программы по тех психическим процессам, с которыми связаны трудности в обучении (программы развития внимания, восприятия, памяти, мышления и др.); - помогает разработать индивидуальные инструкции по выполнению данных программ; - является внешним экспертом по оценке эффективности воздействия на процесс обучения данных программ;
- помогает студенту выявить динамику эффективности познавательной деятельности. Студент в свою очередь принимает полную ответственность за точное выполнение рекомендаций преподавателя и реализацию разработанных для него инструкций. Так, студент обязуется: - точно выполнить программу констатирующего эксперимента и провести анализ показателей экспресс-диагностики внимания, восприятия, памяти, мышления по методикам, рекомендованным преподавателем; - активно и творчески участвовать в разработке коррекционно-развивающих программ для оптимизации своих познавательных возможностей, с учетом личностных предпочтений и особенностей и характерных стилей когнитивной деятельности; - точно и своевременно выполнять разработанные совместно с преподавателем инструкции и вести дневник выполнения заданий; - регулярно (с периодичностью, целесообразной в каждой конкретной программе) вести наблюдения и давать оценку эффективности своей деятельности; - использовать самопоощрения для подкрепления позитивных результатов своей деятельности; - включать выработанные навыки оптимизации познавательной деятельности непосредственно в учебные ситуации и быть адекватным в самооценке результативности тренинга. При саморегуляции познавательной деятельности очень важно стремиться к реалистичности в самооценке своих результатов, что дает возможность приблизить субъективное отражение уровня сформиро-ванности личностных способностей к объективной оценке этих качеств. Способность быть объективным можно считать показателем универсальной личностной компетентности оценивания и формирования отношения к информации, что является одним из значимых показателей личностной зрелости. Программа развития компетентности студентов в организации учебной деятельности (три этапа) 1. Подготовительный. Теоретический анализ психолого-педагогической информации, направленный на обоснование задачи, связанной с эмпирическим выделением психических функций, активизация которых может привести к повышению эффективности процесса обучения и сформировать личностную компетентность в организации обучения в высшей школе. 2. Эмпирический. Подборка инструментов для изучения психических функций, с которыми связан процесс познания и учебной деятельности и тренинго-ного воздействия на них. Составление программы развивающего тренинга. Реализация программы тренинга. 3. Констатирующий. Оценка результатов тренинга и их влияния на самооценку студента и его отношение к процессу обучения в вузе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|