Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ




Гуманитарная экспертиза – особый вид проводимой экспертизы, главным критерием оценки в которой является гуманитарность, образовательной программы, ее личностная ориентированность и ценностно-смысловая направленность.

Гуманитарная экспертиза об­разовательной программы – частный случай гуманитарной экспертизы, в котором осуществляется экспертиза только проекта содержания обра­зовательной деятельности, а не самой деятельности непосредственно и ее результатов. Эксперты в оценке образовательной программы делают предположение по поводу того, будет ли та или иная программа решать задачи гуманитаризации образования.

Таким образом, целью применения технологии гуманитарной экс­пертизы является оценка потенциала и ориентации образовательной программы на позитивные изменения в «личностном измерении» тех, кто ее будет осваивать. Экспертное заключение может включать в себя предложения по корректировке программы, рекомендации для приня­тия управленческих решений.

Важнейшее условие эффективности и корректности проведения гуманитарной экспертизы заключается в соблюдении ряда принципов, которые задают ее стратегию и определяют тактику. Первую группу образуют принципы, описывающие общие требования к проведению экспертных процедур, на которые должны ориентироваться организа­торы экспертизы и эксперты:

- экологичности. Экспертиза не должна наносить никакого вреда участникам образовательного процесса, не должна искажать содержа­ние и естественное течение образовательного процесса, связанного с реализацией образовательной программы, находящейся в поле зре­ния эксперта. Экспертиза содержательного аспекта, а не всего образо­вательного процесса в целом облегчает эту задачу;

- диалога и сотрудничества. Эксперты и авторы образовательных программ взаимодействуют непосредственно в общении, только в этом случае экспертам легче понять замысел, смыслы и ценности авторов, то, какой помощи авторы ждут от экспертизы;

- добровольного участия в экспертизе. Авторы образовательных про­грамм должны быть мотивированы к диалогу и сотрудничеству, только тогда экспертиза получится полноценной и гуманистической по своим целям и гуманитарной по форме и средствам ее организации.

Основное отличие гуманитарной экспертизы от других методов оценки состоит в том, что для оформления итоговой оценки и заключе­ния решающее значение имеют субъективные оценки и представления эксперта. Поэтому организаторы экспертизы особое внимание должны обратить на проблему подбора экспертов и соблюдать вторую группу принципов, которая во многом определяет их подбор:

- междисциплинарности. В идеале каждый эксперт должен быть носителем такого знания о содержании образовательного процесса, в котором целостно должны быть представлены научно-предметная, дидактическая, психологическая, социологическая, философская и другие составляющие любой образовательной программы. Только та­кой подход к анализу и оценке содержания образования на уровне об­разовательной программы может раскрыть его целостную природу и требования к ней. Междисциплинарность экспертизы достигается включением в группу, коллектив экспертов специалистов разных про­филей, так обеспечивается многообразие позиций и диалог разных точек зрения;

- практической ориентированности. В экспертном знании сосуще­ствуют теоретические и практические знания, эксперт соединяет в себе теоретическую и практическую позиции. Экспертное изучение возни­кает из запросов образовательной практики и имеет основным крите­рием практическую полезность, но должно опираться на науку и со­временные достижения в области разных наук. Для того чтобы эксперт был компетентен и смог успешно провести такую экспертизу, как со­четание научной и эмпирической оценки, он должен быть знаком с об­разовательной практикой, в которой востребована и применяется ана­лизируемая образовательная программа;

- разносторонности и плюрализма. Гуманитарная сфера многознач­на и противоречива, поэтому подбор экспертов с различными «систе­мами координат» в оценке содержания образования допускает полипарадигмальность экспертизы, которая в таком варианте более полезна.

Третья группа принципов ориентирует экспертов на самореали­зацию в работе с образовательной программой:

- креативности. Экспертиза и ее результат создаются неповтори­мым сочетанием целей, задач, зависят от особенностей образователь­ной программы, личностей ее авторов и экспертов конструктивности. Экспертиза направлена не на выявление оши­бок, а на поиск путей развития и совершенствования образовательной программы;

- незавершенности. Гуманитарную экспертизу образовательной про­граммы можно понимать лишь как этап на пути творческой работы авто­ра в диалоге с экспертами;

- личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою личную позицию и несет за свои суждения, аналитические и оценочные дей­ствия ответственность, осознавая возможные последствия.

Кроме требований к процедуре экспертизы существуют и требова­ния к образовательным программам, которые подлежат экспертизе. Экспертами оценивается не только грамотность составления такой про­граммы как нормативного документа, но и предполагаемый программой учебный процесс и его результаты. Поэтому главное требование к обра­зовательной программе — максимально полное и развернутое представ­ление, дающее возможность на ее основе представить ход реализации в образовательной практике. Полнота заключается не в длинном много­словном описании содержания программы, а в решении авторами про­грамм следующих задач:

1) определение предметной области соответствующей отрасли зна­ний, ее целостная характеристика;

2) задание модульно-тематической структуры образовательной программы;

3) формулирование требований к уровню усвоения содержания образовательной программы;

4) распределение бюджета учебного времени, отводимого на осво­ение образовательной программы;

5) определение соотношения эмпирического и теоретического ма­териала в содержании. Установление типа соотношения образователь­ной программы и учебной дисциплины: теоретическая или прикладная, обязательная или элективная, общепрофессиональная или специальная. Характеристика системы межпредметных и междисциплинарных свя­зей;

6) характеристика образовательных технологий, которые целесо­образны для реализации образовательной программы;

7) формирование банка контрольно-диагностических заданий, ко­торые будут использованы для установления уровня успешности освоения
такой образовательной программы. Формулировка критериев разграничения для уровней представления содержания в программе, установление
процедур контроля и оценки полноты и качества освоения.

При оценке образовательной программы необходимо учитывать и другие критерии оценки:

- Новизна. Показывает, насколько новым и оригинальным являет­ся проект в образовательной практике, создана ли абсолютно новая программа или усовершенствована одна из имеющихся в арсенале пе­дагогов.

- Системность. Необходимо определить, какой характер носит со­держание проекта, возможно ли только фрагментарное использование его частей, модулей или можно воспринимать и использовать его толь­ко как логически связанное единое целое.

- Полнота структуры и степень проработки элементов образова­тельной программы. Насколько удалось авторам образовательной про­граммы выполнить все современные требования, предъявляемые к об­разовательным программам.

- Согласованность структурных частей. Рассматриваются ли во взаимосвязи цели проекта и необходимые ресурсы для реализации программы и успешного ее освоения.

- Эффективность. Эксперты должны определить, что произойдет в образовательной практике с введением проекта, какой потребуется ресуре для ее реализации, в чем и какое произойдет обогащение и измене­ние практики, за счет какого вложения и каких ресурсов будет обеспе­чена эффективность реализации и освоения.

- Вероятность внедрения. Возможна ли трансляция проекта или он может осуществляться только в экстраординарных условиях.

В случае коллективной экспертизы экспертное заключение гото­вят сами эксперты в процессе непосредственного общения, выска­зывают свои суждения, делают предложения и обсуждают спорные моменты в них.

При необходимо­сти выбора одной программы для ее реализации на практике выбира­ется программа с наибольшим показателем по критерию гуманитарности, для устранения недоработок по остальным критериям экспертами даются дополнительные рекомендации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...