Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ
Гуманитарная экспертиза – особый вид проводимой экспертизы, главным критерием оценки в которой является гуманитарность, образовательной программы, ее личностная ориентированность и ценностно-смысловая направленность. Гуманитарная экспертиза образовательной программы – частный случай гуманитарной экспертизы, в котором осуществляется экспертиза только проекта содержания образовательной деятельности, а не самой деятельности непосредственно и ее результатов. Эксперты в оценке образовательной программы делают предположение по поводу того, будет ли та или иная программа решать задачи гуманитаризации образования. Таким образом, целью применения технологии гуманитарной экспертизы является оценка потенциала и ориентации образовательной программы на позитивные изменения в «личностном измерении» тех, кто ее будет осваивать. Экспертное заключение может включать в себя предложения по корректировке программы, рекомендации для принятия управленческих решений. Важнейшее условие эффективности и корректности проведения гуманитарной экспертизы заключается в соблюдении ряда принципов, которые задают ее стратегию и определяют тактику. Первую группу образуют принципы, описывающие общие требования к проведению экспертных процедур, на которые должны ориентироваться организаторы экспертизы и эксперты: - экологичности. Экспертиза не должна наносить никакого вреда участникам образовательного процесса, не должна искажать содержание и естественное течение образовательного процесса, связанного с реализацией образовательной программы, находящейся в поле зрения эксперта. Экспертиза содержательного аспекта, а не всего образовательного процесса в целом облегчает эту задачу;
- диалога и сотрудничества. Эксперты и авторы образовательных программ взаимодействуют непосредственно в общении, только в этом случае экспертам легче понять замысел, смыслы и ценности авторов, то, какой помощи авторы ждут от экспертизы; - добровольного участия в экспертизе. Авторы образовательных программ должны быть мотивированы к диалогу и сотрудничеству, только тогда экспертиза получится полноценной и гуманистической по своим целям и гуманитарной по форме и средствам ее организации. Основное отличие гуманитарной экспертизы от других методов оценки состоит в том, что для оформления итоговой оценки и заключения решающее значение имеют субъективные оценки и представления эксперта. Поэтому организаторы экспертизы особое внимание должны обратить на проблему подбора экспертов и соблюдать вторую группу принципов, которая во многом определяет их подбор: - междисциплинарности. В идеале каждый эксперт должен быть носителем такого знания о содержании образовательного процесса, в котором целостно должны быть представлены научно-предметная, дидактическая, психологическая, социологическая, философская и другие составляющие любой образовательной программы. Только такой подход к анализу и оценке содержания образования на уровне образовательной программы может раскрыть его целостную природу и требования к ней. Междисциплинарность экспертизы достигается включением в группу, коллектив экспертов специалистов разных профилей, так обеспечивается многообразие позиций и диалог разных точек зрения; - практической ориентированности. В экспертном знании сосуществуют теоретические и практические знания, эксперт соединяет в себе теоретическую и практическую позиции. Экспертное изучение возникает из запросов образовательной практики и имеет основным критерием практическую полезность, но должно опираться на науку и современные достижения в области разных наук. Для того чтобы эксперт был компетентен и смог успешно провести такую экспертизу, как сочетание научной и эмпирической оценки, он должен быть знаком с образовательной практикой, в которой востребована и применяется анализируемая образовательная программа;
- разносторонности и плюрализма. Гуманитарная сфера многозначна и противоречива, поэтому подбор экспертов с различными «системами координат» в оценке содержания образования допускает полипарадигмальность экспертизы, которая в таком варианте более полезна. Третья группа принципов ориентирует экспертов на самореализацию в работе с образовательной программой: - креативности. Экспертиза и ее результат создаются неповторимым сочетанием целей, задач, зависят от особенностей образовательной программы, личностей ее авторов и экспертов конструктивности. Экспертиза направлена не на выявление ошибок, а на поиск путей развития и совершенствования образовательной программы; - незавершенности. Гуманитарную экспертизу образовательной программы можно понимать лишь как этап на пути творческой работы автора в диалоге с экспертами; - личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою личную позицию и несет за свои суждения, аналитические и оценочные действия ответственность, осознавая возможные последствия. Кроме требований к процедуре экспертизы существуют и требования к образовательным программам, которые подлежат экспертизе. Экспертами оценивается не только грамотность составления такой программы как нормативного документа, но и предполагаемый программой учебный процесс и его результаты. Поэтому главное требование к образовательной программе — максимально полное и развернутое представление, дающее возможность на ее основе представить ход реализации в образовательной практике. Полнота заключается не в длинном многословном описании содержания программы, а в решении авторами программ следующих задач: 1) определение предметной области соответствующей отрасли знаний, ее целостная характеристика; 2) задание модульно-тематической структуры образовательной программы;
3) формулирование требований к уровню усвоения содержания образовательной программы; 4) распределение бюджета учебного времени, отводимого на освоение образовательной программы; 5) определение соотношения эмпирического и теоретического материала в содержании. Установление типа соотношения образовательной программы и учебной дисциплины: теоретическая или прикладная, обязательная или элективная, общепрофессиональная или специальная. Характеристика системы межпредметных и междисциплинарных связей; 6) характеристика образовательных технологий, которые целесообразны для реализации образовательной программы; 7) формирование банка контрольно-диагностических заданий, которые будут использованы для установления уровня успешности освоения При оценке образовательной программы необходимо учитывать и другие критерии оценки: - Новизна. Показывает, насколько новым и оригинальным является проект в образовательной практике, создана ли абсолютно новая программа или усовершенствована одна из имеющихся в арсенале педагогов. - Системность. Необходимо определить, какой характер носит содержание проекта, возможно ли только фрагментарное использование его частей, модулей или можно воспринимать и использовать его только как логически связанное единое целое. - Полнота структуры и степень проработки элементов образовательной программы. Насколько удалось авторам образовательной программы выполнить все современные требования, предъявляемые к образовательным программам. - Согласованность структурных частей. Рассматриваются ли во взаимосвязи цели проекта и необходимые ресурсы для реализации программы и успешного ее освоения. - Эффективность. Эксперты должны определить, что произойдет в образовательной практике с введением проекта, какой потребуется ресуре для ее реализации, в чем и какое произойдет обогащение и изменение практики, за счет какого вложения и каких ресурсов будет обеспечена эффективность реализации и освоения.
- Вероятность внедрения. Возможна ли трансляция проекта или он может осуществляться только в экстраординарных условиях. В случае коллективной экспертизы экспертное заключение готовят сами эксперты в процессе непосредственного общения, высказывают свои суждения, делают предложения и обсуждают спорные моменты в них. При необходимости выбора одной программы для ее реализации на практике выбирается программа с наибольшим показателем по критерию гуманитарности, для устранения недоработок по остальным критериям экспертами даются дополнительные рекомендации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|