Технология оценки качества профессиональной деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Преподавателя Оценку качества деятельности профессорско-преподавательского корпуса высшего учебного заведения правомерно рассматривать как составную часть системы оценки качества высшего образования, как важнейшее основание для решения задач управления качеством образования в вузе и подготовки специалистов. Оценка качества деятельности преподавателей необходима в следующих случаях: - в период аттестации и аккредитации вуза; - при проведении конкурса на замещение вакансий, избрании преподавателей на ту или иную должность; - на этапе разработки программ развития вуза, его структурных подразделений, локальных целевых программ; - для принятия управленческих решений по кадровым вопросам; - при подведении итогов за определенные периоды функционирования структурных подразделений – факультетов, кафедр и др.; - для решения задач, связанных с развитием системы повышения квалификации кадров. Оценка предназначена: - для получения объективной информации о состоянии деятельности преподавателей разных категорий (ее условиях, процессе и результатах) в вузе; - установления степени соответствия фактического содержания и качества деятельности преподавателей разных категорий нормативным требованиям, зафиксированным в Положении о высшем учебном заведении; - выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности преподавателей вузов на уровне однородных кафедр, факультетов одной специальности и однопрофильных вузов; - установления причин повышения или снижения качества деятельности преподавателей в различные периоды их работы. Такая оценка обеспечивает руководителям и административным органам соответствующих уровней возможность обоснованного решения вопросов:
- о соответствии занимаемой преподавателем должности; - подтверждении или неподтверждении правомочности притязаний преподавателя на новую должность или звание; - поощрениях, награждениях и применении различных средств морального и материального стимулирования деятельности преподавателей; - необходимости оказания профессиональной помощи конкретным преподавателям, содействия повышению их квалификации и т.п. Субъектами оценки качества деятельности преподавателей могут стать сами преподаватели (при самоанализе своей деятельности в вузе); студенты; руководители разных уровней (кафедры, факультета, вуза); независимые эксперты. Независимые эксперты выбираются (назначаются) из профессорско-преподавательского состава других вузов и экспертов по контролю качества высшего образования или качества деятельности высших учебных заведений. В процессе оценивания качества деятельности преподавателей могут быть выделены этапы, и в этом случае можно говорить о технологии такой оценки: - самооценка качества деятельности преподавателей; - внутривузовская оценка качества деятельности, осуществляемая студентами, коллегами и руководителями структурных подразделений, в которых работает преподаватель; - аттестационная оценка качества деятельности преподавателя, проводимая внешними экспертами. Необходимо иметь в виду, что своего рода психологическая сложность оценки качества деятельности преподавателя вуза (как и любой другой педагогической деятельности) заключается в том, что кто бы ни оценивал эту деятельность – сам преподаватель, его коллеги, студенты или эксперты, – практически невозможно избежать субъективизма этих отдельно взятых оценок. Вот почему эта технология относится к гуманитарным. Ибо каждый субъект оценивания при наличии каких угодно объективных показателей все же будет непременно исходить из собственных (субъективных) представлений, ценностных ориентации и профессиональных компетенций. Снизить субъективизм оценки можно лишь за счет сопоставления оценок разных субъектов, разграничения их компетенций и обоснованности системы критериев и показателей.
Объективность и разносторонность оценки может быть обеспечена в том случае, если персональные суждения внешних экспертов будут основываться на результатах изучения материалов самооценки и внутривузовской экспертной оценки, а также анализе деятельности персонально каждого преподавателя в конкретных вузах на местах. Поэтому основное и решающее значение должна иметь итоговая оценка качества деятельности преподавателя. В системе деятельности преподавателя вуза можно выделить следующие общие для всех сферы: -Образовательная деятельность (собственно преподавание или учебная работа), включающая различные виды «учебных поручений» – чтение лекций, проведение семинарских, практических и лабораторных занятий, руководство производственной практикой студентов, руководство курсовыми и дипломными работами студентов, организация самостоятельной учебной деятельности студентов, проведение контрольных работ, зачетов, экзаменов, а также организация внеаудиторной работы со студентами и др. -Научно-исследовательская деятельность (или научная работа), предполагающая систематические и планомерные научные изыскания и разработки по определенной теме, утвержденной соответствующим научным подразделением вуза (кафедрой, ученым советом, НИЧ и др.), а также участие в научных событиях различного масштаба, научно-критическую работу (рецензирование и оппонирование научных трудов своих коллег), обмен научным опытом с молодыми коллегами, содействие повышению их научной квалификации и др. - Методическая деятельность (учебно-методическая, научно-методическая или организационно-методическая работа), включающая разработку или модификацию учебных программ преподаваемых курсов и тематических планов, способов и форм учета и контроля учебных достижений студентов, тематики творческих, курсовых и дипломных работ, написание и выпуск учебников и учебных пособий, разработку дидактических материалов к семинарским и практическим занятиям, а также конструирование собственной дидактической системы преподавания, обмен профессиональным опытом с коллегами, методическую взаимопомощь или методическое руководство деятельностью начинающих преподавателей, создание разнообразной методической продукции для студентов и преподавателей (учебно-методических комплексов), участие в работе учебно-методических объединений и т.д.
- Организационно-управленческая деятельность (в том числе и административная работа), включающая организацию деятельности различных постоянных и временных структурных подразделений кафедры, факультета, вуза, учебно-научных объединений преподавателей и студентов и т.д. -Общественная деятельность, объединяющая разнообразные виды работ, выполняемых на общественных началах, в том числе: участие в деятельности общественных объединений и организаций — профессиональных, научных, творческих и др.; выполнение различных поручений, связанных с жизнью производственного коллектива (кафедры, факультета, всего вуза); установление и поддержание внешних связей и контактов кафедры, факультета, взаимодействие с другими кафедрами, факультетами, вузами, образовательными учреждениями и общественными формированиями и т.д. Деятельность преподавателя в каждой из этих сфер может обладать разным качеством, что важно будет учитывать при оценке качества его деятельности в целом. Итак, деятельность преподавателя вуза – многоуровневое и системное явление, включающее в себя совокупность составляющих, проявляющихся в тех или иных видах его работы в вузе. Под системой деятельности преподавателя в вузе понимается взаимосвязанная совокупность неравноценных по своей сути и нерядоположенных элементов, которые в единстве раскрывают целостность деятельности любого преподавателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|