Технология обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве – это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Процесс группового обучения, в отличие от традиционного фронтального и индивидуального, характеризуется такими основными чертами, как: -участие при обучении в сотрудничестве -социализация -общение -рефлексия -взаимодействие для саморазвития Для лучшего понимания этических норм, определяющих взаимоотношения участников группы сотрудничества, используются следующие «лозунги» обучения в сотрудничестве: -От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех; -Мы утонем вместе или вместе научимся плавать; -Ты нам нужен, потому что мы не сможем это сделать без тебя; -Мы все благодарим тебя за вклад в общее дело. Технология обучения в сотрудничестве: преподаватель разбивает учащихся на группы по 4–5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание – решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т.д. Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы. При этом то, что представляется на общий суд индивидуалом, воспринимается через призму представлений и знаний группы в целом. Поэтому такое восприятие не всегда совпадает с тем, что имел в виду человек. В итоге создается групповое мнение по каждому конкретному вопросу. Задание выполняется в определенные сроки, и его выполнение контролируется преподавателем, как правило, лишь на заключительном этапе, когда группа представляет результат (продукт) своего коллективного труда. Некоторые педагогические технологии можно отнести к обучению в сотрудничестве:
- кооперативное обучение - проблемное обучение - проектное обучение Диалоговые технологии Технология учебного диалога – это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому ДТО являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными. Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Диалог можно подразделить на три уровня: 1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень 2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень. 3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек). Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
Технология организации занятий с использованием ДТО начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общение лицом к лицу, поэтому обычная расстановка парт должна быть изменена. Она зависит от количества учащихся в группах. При входе в класс, где по-новому организовано учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации. Цель ДТО состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем учащиеся будут приобретать на уроках, овладевая умениями диалогической речи. Игровые технологии Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.
Признаки и особенности методики Игровому обучению присущи те же черты, что и игре: -свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем (но протекающая без его диктата) и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз-поощрение или оценку; -творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность; -эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность; -деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта; -деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека; -деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: -Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. -Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. -Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. -Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить. -Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
-Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата). -Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. -В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|