Классификация образовательных технологий
Актуальным в теоретическом и практическом отношении является вопрос о классификации технологий, применяемых в образовательной практике. В литературе он недостаточно освещен, и на данный момент нет единого подхода. По новизне в образовательной практике выделяют традиционные и инновационные технологии, интерактивные технологии, новые информационные технологии, новые коммуникативные технологии, новые гуманитарные технологии. Традиционные и инновационные технологии, направленные на передачу и усвоение знаний, умений и навыков по конкретной учебной дисциплине (лингвистике, психологии, математике, философии и др.), развитие мышления и личности. К какой группе можно отнести, например, технологию «полного усвоения» учебной программы, технологию уровневой дифференциации, технологию интенсивного обучения, задачные технологии. Под информационными технологиями, применяемыми в образовательной практике, понимают следующие средства: - технические средства для самостоятельной работы с любой информацией (научной, профессиональной, технической и пр.), необходимой ученику или студенту, учителю или преподавателю как ученому и педагогу, – ее поиск, переработка, сохранение, передача и др.; - педагогические средства, благодаря которым можно оптимизировать профессионально-педагогическую деятельность школьного учителя или преподавателя непосредственно в образовательном процессе и за его пределами в решении образовательных задач (учебно-познавательных, научно-исследовательских, учебно-профессиональных) и задач подготовки к профессиональной деятельности; - помогающие средства в решении конкретных научных задач преподавателям и студентам – моделирование эксперимента, разработка проекта, обработка экспериментальных данных и пр.
Информационные технологии способствуют формированию особой информационной среды в образовательном учреждении, интенсифицируют коммуникативные связи субъектов образовательного процесса, дополняют непосредственное общение опосредованным взаимодействием с помощью современной техники. Значение современных информационных технологий в образовании связано с изменением представления субъектов о степени доступности разной информации и возможности ее иметь как в условиях образовательного учреждения, так и за его пределами (дома, в библиотеке, в сельской местности или другой стране и т.д. Новые коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной или индивидуальной работы. К таким технологиям можно отнести диалогические технологии, технологии организации групповой и коллективной деятельности, тренинг общения и др. Новые гуманитарные технологии – это такие технологии, которые: - выступают средствами создания условий для определения личностного смысла всех видов деятельности и взаимоотношений в образовательном пространстве, создании возможности для актуализации потенциала и реализации человеческого (духовно-нравственного, интеллектуально-творческого, организационно-коммуникативного) ресурса; - способны обеспечивать многообразие и полноту ощущения, восприятия и понимания ценности учебной информации, предлагаемой на учебных занятиях, науки, культуры и будущей профессиональной деятельности человека и своего потенциала для успешности обучения и будущей жизнедеятельности; - обеспечивают возможность проявить каждому субъекту свою индивидуальность и позицию, оценить жизненное значение для себя получаемых знаний и умений, осознать личностный смысл обучения;
- направлены на актуализацию и обогащение духовной сферы субъектов образовательного процесса (идеалы, жизненные и профессиональные ценности, социальные ориентиры, честь, достоинство и др.); В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии: - диагностики; - целеполагания; - управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации (информирования, передачи, трансляции, обмена учебной информацией и пр.); - организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, научно-исследовательской, частично-поисковой, репродуктивной, творческой и пр.); - контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценки качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний и др.). По основным формам организации образовательного процесса (например, в вузе) выделяют следующие технологии: - чтения лекций; - проведения практических занятий (семинаров и практикумов); - организации самостоятельной образовательной деятельности; - организации и проведения консультаций; - проведения экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности и др.). По основным видам и формам деятельности педагогов выделяют следующие технологии: - задачная; - игровая;| - проектирования; - тестирования; - общения преподавателя со студентами; - организации групповой работы; - организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. По доминирующим методам и принципам организации обучения выделяют технологии обучения: - проблемного; - модульного; - дистанционного; - развивающего; - объяснительно-иллюстративного; - программированного. В образовательной практике могут использоваться следующие технологии, обеспечивающие профессионально-личностный рост субъектов: - технологии развития критического и диагностического мышления; - технологии развития профессионально необходимых качеств будущего специалиста; - технологии развития интеллекта и кретиавности
По критерию «парадигма образования» технологии распределяют на группы в следующих рамках: - знаниевой парадигмы — технологии трансляции и усвоения знаний; - информационной парадигмы — новые информационные технологии; - деятельностной парадигмы — технологии организации учебно-познавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности (технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии поэтапного усвоения знаний и др.);. - культурологической парадигмы — технологии организации диалога разных культур и точек зрения; - личностно ориентированной парадигмы — технологии контекстного обучения, рефлексивного обучения, технологии «погружения»; - проектной парадигмы — технологии проектирования образовательной программы, проблемной лекции, нового учебника и т.д. - Существует классификация технологий обучений по четырем критериям: 1) новизна (традиционные и инновационные); 2) концепция обучения (информационные, задачные, игровые, коммуникативные, личнос-тно-ориентированные); 3) использование компьютеров (информационные технологии с использованием персональных компьютеров и без их использования); 4) авторство (авторские и коллективные). Технологии группируют в соответствии с моделью обучения – технологии контекстного, проблемного, личностно ориентированного, программированного, игрового, модульного, адаптивного обучения, а также технологии ТРИЗ. В заключение заметим: чтобы самую строгую инструментальную технологию наполнить человеческим содержанием и смыслом, вдохнуть в нее жизнь, нужно ее в какой-то мере сделать авторской, учесть индивидуально-личностные особенности субъектов, группы или коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и образовательной среды, особенности самого педагога. Технологии обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|