Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация образовательных технологий




Актуальным в теоретическом и практическом отношении явля­ется вопрос о классификации технологий, применяемых в образова­тельной практике. В литературе он недостаточно освещен, и на дан­ный момент нет единого подхода.

По новизне в образовательной практике выделяют традиционные и инновационные технологии, интерактивные технологии, новые ин­формационные технологии, новые коммуникативные технологии, но­вые гуманитарные технологии.

Традиционные и инновационные технологии, направленные на передачу и усвоение знаний, умений и навыков по конкретной учеб­ной дисциплине (лингвистике, психологии, математике, философии и др.), развитие мышления и личности. К какой группе можно отнести, например, технологию «полного усвоения» учебной программы, технологию уровневой дифференциа­ции, технологию интенсивного обучения, задачные технологии.

Под информационными технологиями, применяемыми в образовательной практике, понимают следующие средства:

- технические средства для самостоятельной работы с любой информацией (научной, профессиональной, технической и пр.), необходимой ученику или студенту, учителю или преподавателю как ученому и педагогу, – ее поиск, переработка, сохранение, передача и др.;

- педагогические средства, благодаря которым можно оптими­зировать профессионально-педагогическую деятельность школьного учителя или преподавателя непосредственно в образовательном процессе и за его пределами в решении образовательных задач (учебно-познавательных, научно-исследовательских, учебно-профессиональных) и задач подготовки к профессиональной деятельности;

- помогающие средства в решении конкретных научных задач преподавателям и студентам – моделирование эксперимента, разработка проекта, обработка экспериментальных данных и пр.

Информационные технологии способствуют формированию особой информационной среды в образовательном учреждении, интенсифицируют коммуникативные связи субъектов образовательного про­цесса, дополняют непосредственное общение опосредованным взаимодействием с помощью современной техники. Значение совре­менных информационных технологий в образовании связано с изме­нением представления субъектов о степени доступности разной ин­формации и возможности ее иметь как в условиях образовательного учреждения, так и за его пределами (дома, в библиотеке, в сельской местности или другой стране и т.д.

Новые коммуникативные технологии направлены на совершенство­вание способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной или индивидуальной работы. К та­ким технологиям можно отнести диалогические технологии, техноло­гии организации групповой и коллективной деятельности, тренинг об­щения и др.

Новые гуманитарные технологии – это такие технологии, которые:

- выступают средствами создания условий для определения лич­ностного смысла всех видов деятельности и взаимоотношений в обра­зовательном пространстве, создании возможности для актуализации потенциала и реализации человеческого (духовно-нравственного, ин­теллектуально-творческого, организационно-коммуникативного) ре­сурса;

- способны обеспечивать многообразие и полноту ощущения, восприятия и понимания ценности учебной информации, предлагае­мой на учебных занятиях, науки, культуры и будущей профессиональ­ной деятельности человека и своего потенциала для успешности обу­чения и будущей жизнедеятельности;

- обеспечивают возможность проявить каждому субъекту свою индивидуальность и позицию, оценить жизненное значение для себя получаемых знаний и умений, осознать личностный смысл обучения;

- направлены на актуализацию и обогащение духовной сферы субъектов образовательного процесса (идеалы, жизненные и профес­сиональные ценности, социальные ориентиры, честь, достоинство и др.);

В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии:

- диагностики;

- целеполагания;

- управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации (информирования, передачи, трансляции, обмена учебной информацией и пр.);

- организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, научно-исследовательской, частич­но-поисковой, репродуктивной, творческой и пр.);

- контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценки качества знаний, рейтинговая тех­нология оценки знаний и др.).

По основным формам организации образовательного процесса (например, в вузе) выделяют следующие технологии:

- чтения лекций;

- проведения практических занятий (семинаров и практикумов);

- организации самостоятельной образовательной деятельности;

- организации и проведения консультаций;

- проведения экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности и др.).

По основным видам и формам деятельности педагогов выделяют следующие технологии:

- задачная;

- игровая;|

- проектирования;

- тестирования;

- общения преподавателя со студентами;

- организации групповой работы;

- организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

По доминирующим методам и принципам организации обучения выделяют технологии обучения:

- проблемного;

- модульного;

- дистанционного;

- развивающего;

- объяснительно-иллюстративного;

- программированного.

В образовательной практике могут использоваться следующие технологии, обеспечивающие профессионально-личностный рост субъектов:

- технологии развития критического и диагностического мышления;

- технологии развития профессионально необходимых качеств будущего специалиста;

- технологии развития интеллекта и кретиавности

По критерию «парадигма образования» технологии распределяют на группы в следующих рамках:

- знаниевой парадигмы — технологии трансляции и усвоения знаний;

- информационной парадигмы — новые информационные технологии;

- деятельностной парадигмы — технологии организации учебно-познавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности (технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии по­этапного усвоения знаний и др.);.

- культурологической парадигмы — технологии организации диалога разных культур и точек зрения;

- личностно ориентированной парадигмы — технологии контек­стного обучения, рефлексивного обучения, технологии «погружения»;

- проектной парадигмы — технологии проектирования образо­вательной программы, проблемной лекции, нового учебника и т.д.

-

Существует классификация технологий обучений по четырем критериям:

1) новизна (традиционные и инновационные);

2) концепция обучения (информационные, задачные, игровые, коммуникативные, личнос-тно-ориентированные);

3) использование компьютеров (информационные технологии с использованием персональных компьютеров и без их использования);

4) авторство (авторские и коллективные). Технологии группируют в соответствии с моделью обучения – технологии контекстного, проблемного, личностно ориентированного, программированного, игрового, модульного, адаптивного обучения, а также технологии ТРИЗ.

В заключение заметим: чтобы самую строгую инструментальную технологию наполнить человеческим содержанием и смыслом, вдохнуть в нее жизнь, нужно ее в какой-то мере сделать авторской, учесть индивидуально-личностные особенности субъектов, группы или кол­лектива, обстоятельства реального жизненного окружения и образо­вательной среды, особенности самого педагога.

Технологии обучения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...