Компетентностного и модульного подхода (на примере вузов)
1. Содержание оценочных материалов. Оценочные материалы итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего решения задачи соответствия, т.е. для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенному направлению или специальности, факта соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО. К этим материалам относят: 1) для итогового экзамена: - программа итогового экзамена, - совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, и критерии их оценки, - методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена; 2) для выпускной квалификационной работы это: методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия 2. Технология создания фонда оценочных средств вуза. При разработке технологии необходимо руководствоваться следующими исходными позициями – принципами: - Оценка не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств выпускника. Оценивается степень овладения компетенциями, отраженными в ГОС. Поэтому все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности. - Оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, ибо такая готовность требует владения общими и надпрофессиональными компетенциями, как и наоборот.
Система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику. Создание системы оценочных материалов проводят поэтапно. 1. Предварительный этап. В начале этого этапа устанавливается полный состав требований к выпускнику как перечень компетенций (общих, общепрофессиональных, специально профессиональных в соответствии с профилями, выбранными или предложенными самим вузом). С этой целью требования, содержащиеся в ГОС ВПО, дополняются требованиями-компетенциями, дополненными в рамках образовательной программы конкретного вуза. Весь комплекс требований разделяют на две группы. Один комплект оценочных материалов может стать объектом оценки на итоговых экзаменах, другой может стать объектом оценки в ходе подготовки, выполнения и защиты выпускником квалификационной работы. При этом допускается наличие в обоих комплектах одинаковых требований, что означает возможность оценки соответствия выпускника этим требованиям на каждом виде итоговой государственной аттестации. Причем надо учесть, что некоторые из требований, в том числе и содержащиеся в ГОС ВПО, могут не войти ни в комплект к экзамену, ни в комплект к квалификационной работе, поскольку соответствие этим требованиям не подлежит оценке в форме экзаменационных испытаний. 2. Основной этап. Первая задача этого этапа — формирование содержания оценочных материалов для итогового экзамена. Основная методическая трудность данного этапа — это необходимость обеспечения во время проведения экзамена высокой значимости каждого задания для решения задачи соответствия. Следует отбирать или формулировать только такие задания, которые соотносимы с наиболее значимыми требованиями-компетенциями. Процедуру установления значимости (веса) компетенций рекомендуется проводить с помощью экспертов, причем отдельно для каждого вида профессиональной деятельности специалиста.
Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной деятельности является основной целью образовательной программы, предлагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует владение компетенциями, свидетельствующими о его готовности (способности) решать задачи основных видов профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Вторая задача основного этапа — формирование оценочных материалов для решения задачи соответствия по итогам выпускной квалификационной работы. Начинать формирование такого рода оценочных материалов для конкретного направления подготовки бакалавра (магистра) или специальности необходимо с четкого соотнесения тем предлагаемых выпускникам дипломных работ (проектов), аттестационных работ бакалавра или тем магистерских диссертаций с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, указанными в ГОС. Это позволит уже на этой стадии организации выпускной квалификационной работы уточнить основание оценки каждого выпускника на ГАК. Затем следует сопоставить структуру квалификационной работы с требованиями-компетенциями. Необходимо, чтобы поставленные перед выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели и задачи в максимально возможной степени отражали формулировки этих требований в терминах компетентного подхода. Следующий шаг — это разработка методических документов для каждого из субъектов, имеющих право, согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, оценивать выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся: - руководитель студента, выполнявшего выпускную квалификационную работу; - рецензент; - члены государственной аттестационной комиссии (ГАК), участвующие в процедуре защиты выпускником квалификационной работы.
С целью дальнейшего совершенствования оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников на соответствие требованиям ГОС целесообразно использовать: - опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки с их стороны качества полученной подготовки с позиций соответствия требованиям-компетенциям ГОС ВПО; опросные листы и механизм проведения и обработки материалов (в том числе с использованием современных информационных технологий) для руководителей организаций и учреждений, где работают молодые специалисты, об уровне владения компетенциями, позволяющие судить о «внешней» оценке соответствия этого уровня требованиям к нему, изложенным в основной образовательной программе вуза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|