Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка проблем культуры




В трудах европейских мыслителей

Конца XVIII — первой

Половины XIX вв.

Прежде чем говорить о культурологических воззрениях европей­ских мыслителей конца XVIII — первой половины XIX вв., необходи­мо прояснить тот социально-культурный контекст, в котором проис­ходило их формирование.

Эпоха Просвещения завершилась задолго до того, как куранты на городских площадях Европы возвестили наступление нового столетия. Новый «железный век» (по выражению А. Блока) начался в тот миг, когда над башнями взятой восставшими парижанами Бастилии взви­лось трехцветное республиканское знамя. Тогда это осознавалось не­многими, но после того как попытки организовать общество на прин­ципах свободы, равенства и братства закончились массовым террором, жертвами которого стали не только противники республики, но и те, кто всецело был предан просветительским идеалам, после того как на эшафот взошли один за другим Дантон, Сен-Жюст, а потом и Робес­пьер, после того как залпами орудий национальной гвардии были сме­тены баррикады на центральных улицах Парижа, после того как пур­пур императорской мантии покрыл плечи Наполеона Бонапарта, в недавнем прошлом республиканского генерала, стало ясно, что в ис­тории «века философов», «века Разума», века великих мечтателей и великих надежд поставлена финальная точка.

XIX в. вошел в историю Европы как век войн и революций. На первые пятьдесят лет этого столетия приходятся ряд военных кампа­ний, которые вела на Европейском континенте сначала республи­канская, затем императорская Франция с момента установления якобинской диктатуры до прихода к власти Луи Бонапарта, войны


1 50 Теория культуры

Великобритании в Индии и Канаде, череда так называемых «опиумных войн» в Китае, война России с Турцией и коалицией ев­ропейских государств за контроль над Черным морем и средиземно­морскими проливами, гражданские войны в Соединенных Штатах Америки и в Швейцарии, восстания в Греции и Дунайских княжест­вах против турецкого владычества (1821), которые завершились по­ражениями национально-освободительных сил, восстания в Перу, Венесуэле, Чили, Мексике, Аргентине (1810—1817), Бразилии (1817—1821), закончившиеся свержением многовекового гнета Ис­пании и Португалии и образованием ряда независимых государств в Латинской Америке. В эти же годы произошли две революции во Франции (1830 и 1848), две революции в Испании (1820—1823 и 1840—1850), две революции в Италии (1821 и 1848), революции в Бельгии (1830), в Германии, Австрии, Венгрии, Чехии (все сверши­лись в 1848). В результате произошедших революций и мощных уда­ров, нанесенных по мировой колониальной системе, политическая карта Европы, впрочем, как и всего мира, коренным образом изме­нилась. Появился ряд новых государств, преимущественно респуб­лик по своему государственно-политическому устройству, возникли новые центры политического влияния и зоны жизненно важных ин­тересов. В XIX в. состоялось окончательное крушение феодализма как системы определенных экономических, политических, социаль­ных отношений, завершилось становление капитализма как нового, более прогрессивного по отношению к феодализму, строя, который восторжествовал сначала в Англии, Северной Америке и Франции, а затем и в других странах Европы и Южной Америки.

Однако в XIX в. изменилась не только политическая карта мира. Разительные перемены произошли и в сфере экономики. Уже в начале столетия завершился процесс вытеснения мануфактурного производ­ства фабричным. Сначала это произошло в текстильной промышлен­ности, где уже к 20-м годам ручное ткачество было практически пол­ностью замещено машинным производством ткани. Затем это сверши­лось в металло- и деревообрабатывающей промышленности, несколь­ко позже в горнодобывающей и пищевой. Стремительно рос военно-экономический потенциал стран, ставших на путь ускоренной модер­низации. Достаточно сказать, что в Англии — наиболее в то время технически развитой стране мира — происходило увеличение выплав­ки чугуна и стали приблизительно каждые 15 лет. Технический про­гресс сопровождался быстрым ростом числа изобретений, которые сыпались словно из рога изобилия. Именно в эти годы был изобретен паровоз и начала строиться сеть железных дорог, соединившая самые отдаленные уголки с крупными административными и промышлен-


 

 

6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв.

ными центрами. Тогда же появился новый тип парового двигателя, сельфактор, обеспечивающий механизацию прядильных процессов, эффективные способы передачи информации сначала с помощью оп­тического, а затем привычного нам телеграфа. Было открыто промыш­ленное применение электрического тока и созданы первые динамо-машины и электродвигатели. Одновременно с ростом технической оснащенности производства рос объем промышленного и особенно банковского капитала, причем последний начал играть определяющую роль в экономике различных стран. Сотнями и тысячами возникали различные акционерные общества и компании для реализации гран­диозных технических проектов наподобие строительства Суэцкого ка­нала или трансконтинентальных железных дорог наподобие Трансси­ба. Возникла сеть бирж, где за считанные дни в результате спекуляций делались огромные состояния. Говоря другими словами, именно в эти годы был создан материально-технический и экономический базис современной «фаустовской цивилизации» и возникло то общество, которое в классической социологии называется буржуазным.

Столь же существенные изменения происходили в начале и сере­дине XIX в. и в духовной сфере. Быстрый рост технической мощи, коренные перемены в быте, образе жизни сопровождались всеобщей эйфорией и неумеренными восторгами по поводу прогресса. В массо­вом сознании того времени были широко распространены представле­ния о том, что движение по пути прогресса не имеет предела, что по мере роста технической вооруженности труда и создания более совер­шенной материально-технической базы будут решены все проблемы, в том числе и социальные. Литература, музыка, философия самым не­посредственным образом реагировали на перемены, происходившие в экономике и политике. Вкусы и мироощущение буржуазии становятся определяющими, что находит свое выражение в смене художественных стилей и направлений. К середине XIX в. классицизм был почти пол­ностью вытеснен из всех отраслей духовного производства. В частно­сти, в театре на смену героической трагедии в духе Расина и Корнеля пришла мелодрама, а на смену героической опере — лирическая опера и оперетта. В эти годы Джакомо Мейербер написал оперу «Гугеноты», Шарль Гуно — «Фауста», а Жорж Визе — знаменитую «Кармен». В первой трети столетия возникает и быстро достигает расцвета воде­виль, ставший любимым театральным зрелищем практически для всех слоев населения от рафинированных аристократов до городских низов. Приблизительно в те же годы зарождается программный симфонизм. Гектором Берлиозом пишутся известные «Фантастическая симфония» и «Реквием», Людвигом ван Бетховеном — монументальная Девятая симфония с ее знаменитым финалом, где исполняется «Ода к радости»


152 Теория культуры


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв.



 


на слова Шиллера, Робертом Шуманом — цикл его фортепианных пьес «Карнавал», Рихардом Вагнером — оперы «Тангейзер «и «Лоэнгрин». В литературе сентиментализм сначала сменяется роман­тизмом, а затем реализмом. Кумиром читающей публики вместо Ша-тобриана, Ричардсона, Жермены де Сталь, Шарля Нодье становятся Виктор Гюго, Жорж Санд, Бальзак. Молодые люди «из общества» за-читыватся уже не «Страданиями молодого Вертера» Гете, не «Дон Жуаном» Байрона, не поэмами Шелли, а романами Бальзака, Алек­сандра Дюма, Стендаля, историческими хрониками Проспера Мериме. Меняется стиль изложения, композиция приближается к внешнему течению жизни. Трансформируются представления о типическом, по­являются новые элементы в понимании прекрасного. Литература об­ретает ярко выраженное социальное содержание и все более демонст­рирует критическое отношение к окружающей действительности. В архитектуре ампир постепенно теряет чистоту и уступает место эклек­тическому смешению различных архитектурных стилей. Ему на смену приходит стиль «бидермейер», отражающий художественные вкусы бюргерской среды. Нарастает интенсивность культурных обменов. В первой трети века проводятся первые международные конгрессы, уст­раиваются первые международные выставки, быстрыми темпами рас­тет число переводных изданий, расширяется круг людей, говорящих на двух и более языках. Европейская культура проникает на Восток, в страны Азии и Африки, где формируется местная интеллектуальная элита, придерживающаяся европейской ориентации. В то же время происходит процесс «регионализации культуры», который находит свое выражение в конституировании национального искусства, лите­ратуры, музыки и языка, в осознании специфичности национальных культур и их отличий одна от другой. Закладываются предпосылки для появления в ближайшем будущем в ряде европейских стран нацио­нального драматического театра, национальной оперы, национальной картинной галереи.

Существенные перемены происходят в первой половине XIX в. и в социально-философских и гуманитарных науках. Прежде всего меня­ется их лидер. Им становится историческая наука, которая развивается быстрыми темпами. Ее теоретики обосновывают принцип историче­ского подхода к действительности, о котором в прежние эпохи знали очень мало или не знали практически ничего. Жизнь человеческого рода начинает осознаваться как единый процесс, имеющий опреде­ленные закономерности. Их поиск определяется как цель историче­ского познания, которое не замыкается только на фиксации уже свершившихся событий, а стремится постичь их внутреннюю логику.


Другим показателем происходящих перемен становится перемеще­ние центра философской мысли из Франции, которая была бесспор­ным лидером в этой области знания на протяжении всего XVIII столе­тия в Германию. Здесь к середине века складывается такое мощное направление, как немецкий классический идеализм. Одновременно происходит и формирование диалектического и исторического мате­риализма, ставшего впоследствии базисом идеологии рабочего класса. Меняется и тематика философских исследований. На первый план выходят проблемы диалектики, вопрос об отношении мышления к бытию, поиск духовных основ жизни человека и проблема культуры, которая начинает осмысливаться как одна из важнейших проблем фи­лософского познания. Главную задачу философии теперь видят в «формировании самосознания развивающейся культурной жизни»1. По сути, именно в этот период складывается учение о культуре, кото­рое рассматривается как учение о становлении и развитии телесно-душевно-духовной целостности человека в мире природы и одновре­менно в исторически-духовном мире.

Проблема культуры наиболее интенсивно разрабатывалась в начале и середине XIX века прежде всего в лоне немецкого классического идеализма, наиболее крупными представителями которого были И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель, а также в работах немецких романтиков, которые теснейшими духовными узами были связаны с первыми. Сразу следует сказать, что никто из упоминаемых выше ав­торов не был «чистым культурологом», однако именно классиками немецкого идеализма и европейскими романтиками были заложены основы философии культуры и сформулирован ряд проблем, которые являются центральными для современного культурологического знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...