Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона




Среди мыслителей конца XVI в. — начала XVIII в., которые внесли существенный вклад в развитие культурологической теории, прежде всего следует назвать Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626).

Обычно, когда говорят о Фрэнсисе Бэконе, то вспоминают, что он был родоначальником английского материализма, последова­тельно отстаивающим идеи таких «стихийных» материалистов-



Теория культуры


4. Культурологическая проблематика в трудах представителей Нового времени


 


диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др. Другие видят его заслугу прежде всего в том, что он заложил осно­вы нового направления философской мысли, которое впоследствии получило название «философия науки». Третьи утверждают, что своей славой Фрэнсис Бэкон обязан разработке кардинальных во­просов методологии научного познания, что его учение об «идолах», т.е. об ошибках мышления, возникающих в процессе взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, ста­ло базисом современной гносеологии. Сам Фрэнсис Бэкон считал, что его вклад в сокровищницу человеческой мысли весьма скромен (например, он писал, что в отличие от Телезио и Патрици, он не предлагает никакой цельной теории, позволяющей объяснить зако­номерности развития природы, общества и человека), однако по­томки высоко оценили ту роль, которую он сыграл в развитии за­падноевропейской философии. В частности, Карл Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали в «Святом семействе», что у Бэкона «... материализм таит в себе в наивной форме зародыши всесторон­него развития». Они писали, что в работах английского философа «материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку»3.

Но как бы ни относились к Фрэнсису Бэкону его современни­ки, как бы ни оценивали его потомки, нельзя не признать, что его творчество составило эпоху в истории европейской философской мысли, и многие наши представления о природе и специфике на­учного познания, о границах человеческого разума, о соотношении эмпирии и теории в процессе научного поиска уходят своими кор­нями в его работы. Ему мы обязаны и целой россыпью оригиналь­ных идей, вошедших в арсенал современной культурологической мысли.

Фрэнсис Бэкон родился в семье представителя так называемого «нового дворянства», которое начало появляться в Англии во времена Генриха VIII, проводившего жесткую политику на отрыв английской церкви от католического мира и установления верховенства светской власти над властью церковной. Генрих VIII чрезвычайно нуждался в союзниках, поддерживающих его внутреннюю и внешнюю политику. Он сотнями создавал новых лендлордов, раздавая за заслуги перед ко­роной и продавая за бесценок бывшие монастырские земли и вотчины представителей родовой знати, попавших в опалу или казненных по решению суда за государственную измену. Одним из таких лендлордов был и отец Фрэнсиса Бэкона, который превратился в крупнейшего землевладельца, благодаря милости короля. Далеко не случайно Фрэн-


сис Бэкон во многих своих сочинениях восхваляет династию Тюдоров, сумевших прекратить вывоз капитала из страны и добиться духовной автономии от Ватикана и экономической независимости от более раз­витых стран Европы.

«Новое дворянство» в силу своего происхождения находилось в антагонизме с древними феодальными родами, и, даже обладая ре­альной властью (подавляющее большинство мануфактур, корабель­ных верфей, доков, фабрик по выработке парусины и шерстяных тканей, железоделательных заводов, банкирских контор и т.д. при­надлежало выходцам из этого нового социального слоя), нуждалось и идеологах, обосновывающих сложившийся порядок вещей, а так­же в хорошо образованных людях из своей среды, которые могли бы отстаивать их интересы на высших государственных постах. Од­ним из таких людей и был Фрэнсис Бэкон, который наследовал дело своего отца, занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии. Кстати, из этой среды вышел и Оливер Кромвель — буду­щий вождь английской буржуазной революции, который впоследст­вии сделал очень многое для восстановления монархии в Англии.

После окончания Кембриджского университета Фрэнсис Бэкон был определен на дипломатическую службу и провел несколько лет в английском посольстве в Париже. Однако после смерти отца он был вынужден возвратиться домой. Здесь он начинает заниматься политикой и вскоре избирается депутатом Палаты общин англий­ского парламента. Весьма быстро молодой талантливый адвокат, обладающий редким даром красноречия и не скрывающий своих монархических убеждений, был замечен. На него обратил внимание сам король Яков I Стюарт, увидевший в нем человека, на которого можно положиться в той ситуации перманентной конфронтации между парламентом и двором, что проявлялась достаточно часто не только в скрытых, но и в открытых формах. Представление королю стало исходной точкой блестящей и быстрой карьеры Фрэнсиса Бэкона, который к 57 годам стал лордом-канцлером английского королевства, бароном Веруламским, виконтом Сент-Албанским, обладателем многих поместий и замков.

Однако судьба распорядилась так, что вскоре его восхождение к вершинам власти было прервано. Борьба короля и парламента в начале 20-х годов XVII в. резко обострилась, и, стремясь найти компромиссное решение, король решил пожертвовать рядом выс­ших должностных лиц, вызывавших наибольшую ярость городского плебса и мелких буржуа из-за последовательно и жестко проводи­мой ими политики на укрепление позиций королевской власти. Среди них был и Фрэнсис Бэкон, которого парламент обвинил во



Теория культуры


4. Культурологическая проблематика в трудах представителей Нового времени



 


взяточничестве и казнокрадстве. Заключение в Тауэр закончилось для Фрэнсиса Бэкона более счастливо, чем для Томаса Мора. Он не лишился головы на плахе, но его политической карьере был поло­жен конец. Более он уже никогда не занимался политикой и оста­ток дней посвятил научным занятиям.

Это было благом для философии, ибо именно тогда им были соз­даны наиболее известные работы, обессмертившие его имя, и среди них знаменитые «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Ор­ганон» и утопический социальный роман «Новая Атлантида», где бывший лорд-канцлер размышляет о принципиальной возможности создания гармоничного и справедливого общества, основой экономи­ческого могущества которого была бы наука и техника.

Для культуролога три названных выше работы имеют особое значение, ибо в них, по сути, излагается бэконовская концепция культуры, хотя небезынтересными с культурологической точки зре­ния являются и другие его сочинения, в частности «Опыты и на­ставления нравственные и политические», написанные явно под влиянием бессмертного сочинения Мишеля Монтеня. Сразу же не­обходимо сказать, что в своем понимании культуры Фрэнсис Бэкон коренным образом расходится с теми представлениями, которые были выработаны средневековыми мыслителями. Противоречит он частично и своим предшественникам на философском поприще, принадлежа­щим к кругу гуманистов Возрождения.

Если абсолютное большинство авторов до Фрэнсиса Бэкона, гово­ря о культуре и цивилизации, обращали свое внимание прежде всего на духовные аспекты и видели культурный прогресс в первую очередь в бурном развитии изобразительного искусства и литературы, музыки и архитектуры, в воспитании всесторонне развитого, гармоничного человека, способного к раскрепощению всех имеющихся у него по­тенций и задатков, то Фрэнсис Бэкон переносит акцент на рассмотре­ние достижений в области науки, техники, промышленного производ­ства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о дос­тижении той или иной нацией определенного культурного уровня.

Культура для Фрэнсиса Бэкона не только и не столько резуль­тат «возделывания души», как считали древние греки и римляне, а финал деятельности по покорению сил природы, подчинению ее воле и интеллекту действующего индивида, опирающегося на мощь тех­ники и данные опытной науки. Она, по его мнению, возникает из взаимоотношения природы и человека и, по сути, есть не что иное, как «человек в его отношении к природе».

О культуре того или иного общества, считал Бэкон, прежде всего необходимо судить по достижениям в области естествознания,


по уровню сельскохозяйственного и промышленного производства, по накопленной сумме знаний и масштабам внедрения научных открытий в практику. Говоря другими словами, для Бэкона крите­риями культурного развития являются темпы научно-технического прогресса,, глубина познания законов природы и их использование для блага людей.

На последнем моменте Бэкон акцентирует особое внимание. С его точки зрения, объем накопленных знаний еще не говорит об уровне культурного развития того или иного общества. Только их практиче­ское применение позволяет судить о том, достигла ли та или иная сис­тема высот культуры.

Культура, с точки зрения Фрэнсиса Бэкона, не есть нечто дан­ное изначально. По его представлениям, она развивается, переходя с одной ступени на другую. Бэкон считает, что европейская культу­ра прошла в своем развитии три стадии, которые соответствуют культуре Древней Греции, культуре Древнего Рима и культуре За­падной Европы Нового времени.

В Средневековье, с его точки зрения, наблюдался упадок куль­туры, выражающийся в засилье религии, пренебрежении к естест­венным наукам, схоластическом теоретизировании, которое ничего не давало для овладения силами природы и облегчения жизни лю­дей, вынужденных в поте лица своего добывать хлеб насущный. После того, как христианство стало одной из трех мировых рели­гий, говорит Бэкон, большинство лучших умов ряд столетий по­свящали себя занятию теологией, что не могло не сказаться на уровне культурного развития Европы, которая постепенно погружа­лась во мрак невежества и обскурантизма. Достижения древних греков и римлян были забыты, и только в эпоху Возрождения была восстановлена «времен связующая нить». Новое время, по мнению Бэкона, есть время возврата к античной традиции с ее пиететом по отношению к науке и человеческому разуму.

Бэкон считает, что культура — сложный феномен. Она прояв­ляется во всех сферах деятельности людей, но главными ее элемен­тами являются наука и искусство.

Следует сказать, что в понятие «искусство» Бэкон вкладывает смысл, отличный от того, к которому мы привыкли. Под «искусством» он понимает всякое практическое умение, необходи­мое для овладения силами природы, основанное на знании ее свойств и законов.

Искусство, согласно Бэкону, суть квинтэссенция культуры. Оно призвано не исправлять природу, а раскрепощать ее. «Природа, — пишет Фрэнсис Бэкон, — подобно Протею вынуждается искусст-



Теория культуры


4. Культурологическая проблематика в трудах представителей Нового времени


 


вом делать то, что без искусства не было сделано, как бы это ни называть — насилие и узы или помощь и совершенствование»4.

Развивая идею о взаимосвязи культуры и природы, Бэкон при­ходит к мысли о том, что культура и природа не являются противо­положностями, а широко распространенное мнение о совершенном различии естественного и искусственного является ошибочным.

Он показывает, что искусственное возникает как качественно своеобразное явление на почве универсального движения природы, в бесконечные модификации которого включена деятельность чело­века. Таким образом, понимание культуры у Бэкона противопо­ложно ее религиозно-схоластическому пониманию в философской мысли Средневековья, где мир природы и мир, созданный челове­ком, воспринимались как противостоящие и никаким образом не связанные друг с другом.

Но вклад Бэкона в теоретическую культурологию не ограничи­вается констатацией факта взаимосвязи культуры и природы и вве­дением технического прогресса в качестве критерия культурного развития. Им был высказан еще целый ряд конструктивных идей, не утративших своего значения и до сегодняшнего времени. В ча­стности, это относится к идее о преемственности культуры как пре­емственности знаний. Он подчеркивает, что «знания и открытия мгновенно распространяются и разлетаются по всему свету, ибо передача знаний подобна бурно вспыхнувшему пламени, зажжен­ному от другого пламени»5. Знания, утверждает он, являются ни­тью, связующей различные культуры.

Исследуя проблему преемственности культуры, Бэкон вплотную подходит к мысли о том, что преемственность представляет собой процесс диалектического «снятия», удержания всего позитивного, что было накоплено представителями предыдущих исторических эпох.

С его точки зрения, чтобы достичь подъема культуры, нужно «соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что правильно по­ложено древними, и не пренебрегать тем, что правильно принесено новыми»6. Полемизируя с представителями средневековой фило­софской мысли, Бэкон отмечает, что схоластика тоже стояла на позициях преемственности культурного наследия прошлых эпох, однако она не стремилась к дальнейшему развитию унаследованной культуры, видя свою главную задачу в приспособлении накоплен­ного ранее знания для осмысления богословских проблем. Для Бэ­кона богатства культуры прошлых эпох — базис культуры настоя­щего, которая по отношению к культуре канувших в Лету истори­ческих эпох является более богатой и содержательной.


Заслуживает внимания и мысль Бэкона о противоречивости раз­вития культуры. Воздав должное человеческому разуму, убедительно демонстрирующему свою мощь и способность создавать совершен­ные орудия, обеспечивающие его владычество над живой и неживой природой, Бэкон обращает внимание на то, что средства, которые созданы человеком для увеличения его могущества, зачастую исполь­зуются против своих создателей. Так, применение технических изо­бретений и открытий в области естественных наук в военном деле способствует увеличению числа жертв различных конфликтов, про­воцирует тех, кто обладает более совершенным оружием, навязывать свою волю более слабому в техническом отношении противнику. Применение же открытий в промышленности ведет к обогащению тех, кто владеет орудиями и средствами производства, способствует развитию у них порочных наклонностей, аморализма и безудержной жажды богатства. Источник противоречий культуры Фрэнсис Бэкон видит в самой культуре, которая, развиваясь, способствует не только возвышению человека, но и при определенных условиях становится средством его порабощения.

Теоретическая культурология обязана Фрэнсису Бэкону также идеей об изменении взаимоотношений между наукой и практикой как поворотном моменте в развитии европейской культуры.

Автор «Нового Органона», опираясь на многочисленные пись­менные источники и апеллируя к реальностям своего времени, убе­дительно доказывает, что в XVII в. произошли кардинальные пере­мены в европейской культуре. С его точки зрения, культура Нового времени, будучи тысячами нитей связанной с культурой Антично­сти, качественно отличается от последней, ибо знание стало дейст­вительной силой.

Возникновение непосредственного влияния науки на практику Фрэнсис Бэкон рассматривал как свидетельство изменения базовых структур европейской культуры, характерной особенностью которой стало с XVII века сакрализация науки и преклонение перед могу­ществом познающего разума.

Интерес представляет и идея Фрэнсиса Бэкона о тесной взаимо­связи между культурой и свободой. Согласно его точке зрения чело­век существует в условиях универсальной детерминированности, однако он вовсе не обречен на рабское подчинение природе и об­ществу. Фрэнсис Бэкон считает, что по мере роста объема знаний, которыми владеют люди, по мере овладения «искусством», углубле­ния представлений о природе и законах ее развития расширяется и «поле свободы» человека. В пределах использования законов при­роды, пишет автор «Нового Органона», «человек может все, если же



Теория культуры


4. Культурологическая проблематика в трудах представителей Нового времени


 


такой возможности нет, он ничего не может»7. Говоря другими сло­вами, свобода у Фрэнсиса Бэкона есть результат овладения культу­рой. Предлагая такое решение, он коренным образом расходится со Спинозой, для которого свобода есть свобода мудреца, познавшего необходимость поступать определенным образом и способного обуздывать свои страсти и желания, повинуясь голосу разума. На этот момент обращает внимание Куно Фишер: «Цель Спинозы — созерцание. Цель Бэкона — культура»8.

Таков в самых общих чертах комплекс культурологических воз­зрений, содержащихся в работах выдающегося английского мысли­теля Нового времени Фрэнсиса Бэкона, который внес весомый вклад не только в становление европейской философии, но и в формирование теоретической культурологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...