Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гегель о сущности, структуре и истории культуры




Значительно дальше Шеллинга в осмыслении феномена культуры продвинулся третий представитель немецкой идеалистической школы Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), который по праву счита­ется наиболее крупной фигурой в созвездии немецких идеалистов XIX в. Исследованию творчества Гегеля посвящены сотни работ. Де­сятками исчисляются труды, где подробно рассказывается о его судьбе и творческом пути. В любом учебнике по истории философии есть непременно глава, где дается описание его философской системы и комментируются ее базовые положения. Тем не менее будет нелиш­ним сказать хотя бы несколько слов о вехах его жизни и той интеллек­туальной атмосфере, в которой происходило становление Гегеля как мыслителя.

Гегель родился в Штутгарте, который в ту пору был столицей Вюртембергского герцогства, в семье, если употреблять современную терминологию, государственного служащего. Его отец был секретарем казначейства и ничем не выделялся из людей своего круга.

Первоначальное образование Гегель получил в классической гим­назии и сразу же после ее окончания поступил на богословский фа­культет Тюбингенского университета, где он обучался вместе с Шел­лингом и Гельдерлином. Он отличался исключительным прилежани­ем, однако за все годы пребывания в университете никогда не удо­стаивался чести быть названным первым учеником. Более того, его наставники считали, что его дарование более чем скромное, и не предрекали ему то блестящее будущее, которое ожидало молодого че-


] 74 Теория культуры

ловека. Курьезом можно считать тот факт, что в аттестации, данной Гегелю после окончания второго курса и защиты им магистерской диссертации, особо подчеркивалось, что он недостаточно интересуется философией и не проявляет настойчивости в овладении данной нау­кой. Через три года Гегель успешно сдает кандидатский экзамен по теологии и получает диплом, дающий ему право вести преподаватель­скую и проповедническую деятельность. В выпускном свидетельстве дается следующая характеристика молодого доктора богословия: здо­ровье слабое, рост средний, красноречием не отличается, жестикуля­ция сдержанная, способности отличные, суждения здравые, память твердая, поведение хорошее, трудолюбие нерегулярное, церковным красноречием занимался не без усердия, однако большим оратором себя не показал, в филологии сведущ. И снова подчеркивается, что в философии он никаких стараний не проявил34. Тюбингенские ученые мужи последовательны в своих оценках и не изменили за три года мнения о Гегеле, хотя к тому времени способный юноша перечитал практически всю философскую классику и был хорошо знаком с тру­дами современных философов, в частности Канта, который был бес­спорным духовным лидером той эпохи, Фихте, братьев Шлегелей, Ге­те, а также работами французских просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, оказавших на него неизгладимое впечатление. В ту пору Гегель по своим воззрениям явно стоял на позициях крайне левого либера­лизма. Достаточно сказать, что воодушевленный идеями Французской буржуазной революции, вдохновителями которой выступали француз­ские просветители, Гегель вместе с Шеллингом и Гельдерлином поса­дил «дерево свободы» перед зданием университета, что по тем време­нам было расценено как вызов существующему строю в Вюртемберг-ском герцогстве.

Гегель никогда не испытывал желания занять место в церковной иерархии и посему сразу же после окончания университета поступает на службу в качестве домашнего учителя к знатному и весьма богатому немецкому аристократу фон Штейгеру, проживающему постоянно в Швейцарии. Служба была не особенно обременительной, и у Гегеля оставалось достаточно времени для философских штудий. Именно в Берне им были написаны первые самостоятельные работы «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», которые весьма дале­ко отстоят от канонического богословия.

Так началась его творческая биография. Гегель работает с жадно­стью, руководствуясь принципом, взятым им на вооружение у Шел­линга: «не отставать». Однако жизнь на чужбине постепенно начинает тяготить его, и в конце 1796 г. он оставляет семейство Штейгеров и перебирается во Франкфурт-на-Майне, где благодаря хлопотам Гель-


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв.

дерлина и Шеллинга получает место домашнего учителя в семье круп­ного торговца. Здесь он делает первые наброски своей философской системы и пишет брошюру «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга», которую после многочисленных консультаций с друзь­ями решает не издавать в силу того, что в ней содержится критика политического устройства этого карликового государства, протест про­тив королевского деспотизма и произвола высшего чиновничества. Тем не менее другую критическую работу с несколько необычным на­званием «Доверительные письма о прежних государственно-правовых отношениях Вадтланда к городу Берну. Полное разоблачение бывшей олигархии бернского сословия» Гегель выпускает в свет, правда, ано­нимно. Это была его первая печатная работа, которая осталась прак­тически не замеченной никем из его коллег по философскому цеху.

Одновременно Гегель усиленно работает над собой, поставив цель стать университетским профессором, ибо место гувернера-домашнего учителя его уже больше не устраивает не только потому, что его зара­боток весьма невысок, но из-за возникновения все усиливающегося диссонанса между растущим творческим потенциалом Гегеля и его социальным статусом. В 1801 г. Гегель подает прошение зачислить его приват-доцентом университета в Йене, и после защиты полагавшейся в подобных случаях диссертации (вернее, тезисов, диссертация была представлена в Совет университета уже после того, как Гегель начал читать лекционный курс) и габилитации, которая предполагала про­чтение открытой лекции и обсуждение ее кругом профессоров, чи­тающих близкие по тематике курсы, он начинает свою академическую карьеру. Необходимо сказать, что началась она не особенно удачно. Как преподаватель университета, Гегель особой популярностью у сту­дентов не пользовался. Число записавшихся к нему на курс в разные годы редко превышало 25—30 человек, что объяснялось не только ма­нерой чтения, но и сложностью того предмета, который читал Гегель. Те, кто его слушал в этот период его жизни, оставили многочисленные воспоминания о Гегеле-преподавателе, где практически в один голос утверждают: педагогическое поприще — это не его поле деятельности. Молодой приват-доцент явно проигрывал на фоне того же Фихте, за­нимавшего до недавнего времени в Йенском университете должность профессора, и память о котором была жива, блистательного Шеллин­га, других профессоров (параллельно с Гегелем курс философии чита­ло еще 12 ученых), которые были опытными ораторами, поднаторев­шими в своей области деятельности. Зато Гегель привлекал студентов оригинальностью своего мышления, глубиной проработки обсуждае­мых проблем, незаурядной эрудицией и демократизмом.



Теория культуры


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв.



 


Наряду с подготовкой лекционных курсов (а их ему приходилось читать до полудюжины в семестр), Гегель интенсивно занимается на­учной работой. В первый же год он пишет книгу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», где берет под защиту сво­его друга, которому было публично брошено обвинение в том, что он не является оригинальным философом, а его система представляет со­бой слепок с теоретической конструкции автора наукоучения35. Затем появляется ряд статей в «Критическом журнале философии», который он издает вместе с Шеллингом. Наконец, он завершает работу над «Феноменологией духа», наброски которой начал делать еще в Берне.

«Феноменология духа» выходит в свет в марте 1807 г., и сразу же имя Гегеля становится известным в научных кругах. Никто из тех, кто прочитал книгу, не сомневается в том, что в Германии появился фи­лософ крупного масштаба, способный конкурировать на равных с та­кими признанными мыслителями, как Кант, Фихте и Шеллинг. Трак­тат Гегеля сравнивают с «Фаустом» Гете по силе воздействия на разви­тый ум, по глубине проникновения в тайну человеческого сознания, стремящегося постичь истину. Несколько позже «Феноменология ду­ха» будет названа «истоком гегелевской философии» (эти слова при­надлежат К. Марксу), без знакомства с которой понять суть теоретиче­ской конструкции, разработанной Гегелем, практически невозможно.

«Феноменология духа» открывает Гегелю путь к вершинам акаде­мической карьеры. Вскоре он получает кафедру и избирается экстра­ординарным профессором. Это резко расширяет горизонт его возмож­ностей, но в условиях войны университет в Йене постепенно приходит в упадок. Гегель вынужден искать себе новое пристанище. Он переби­рается в небольшой городок Бамберг, где становится редактором еже­дневной газеты. Сначала работа увлекает его, ибо Гегель всегда инте­ресовался политикой и попробовать себя на этом поприще ему пред­ставляется увлекательным, но вскоре наступает горькое разочарование.

Гегель снова обращается к друзьям, благодаря хлопотам которых он получает предложение занять место директора классической гимна­зии в Нюрнберге. Нюрнбергский период жизни Гегеля был ознамено­ван прежде всего тем, что здесь он написал свою знаменитую «Науку логики», а также вчерне закончил еще одну крупную работу — «Энциклопедию философских наук». Была им издана и общедоступ­ная «Философская пропедевтика», которая стала весьма популярной среди студенческой молодежи.

«Наука логики», где впервые была изложена новая наука — диалек­тическая логика, упрочила положение Гегеля на научном Олимпе. О нем стали говорить как о самом крупном философском даровании Германии. Некоторые из почитателей сравнивали его со Спинозой,


Декартом. Таких комплиментов не удостаивался даже Шеллинг в его звездную пору. Изменение положения в профессиональной среде, признание за ним лидирующей роли в немецкой философской науке подводят Гегеля к мысли о возвращении к университетской препода­вательской деятельности, тем более что назревают перемены в его личной жизни, а родители будущей жены, происходящие из обеднев­шего дворянства, не склонны отдавать свою дочь за школьного учите­ля, пусть даже он и директор гимназии. Статус университетского про­фессора, которым должен обладать их зять, представляется им значи­тельно более привлекательным.

Гегель снова обращается к друзьям, и благодаря их ходатайствам получает приглашение баденского правительства занять место профес­сора в Гейльдербергском университете. Летом 1816 г. он переезжает в Гейльдерберг и со всей страстью человека, истосковавшегося по на­стоящей работе, окунается в преподавательскую деятельность. Он раз­рабатывает новые курсы, обновляет старые, те, которые читал еще в Йене. Теперь одновременно он преподает антропологию, психологию, эстетику, этику, логику, философию истории, философию права. Од­новременно редактирует ряд разделов журнала «Гейдельбергский еже­годник литературы». Для работы над собственными сочинениями у него практически не остается времени, хотя он завершает «Энциклопедию философских наук», написанную еще в Нюрнберге, и выпускает ее в свет в 1817 г. В последний год пребывания в Гейдель-берге Гегель пишет ряд мелких трудов, которые мало что добавляют к создаваемой им философской системе. Неудовлетворенность самим собой и образом жизни, который он вынужден вести, нарастает. И когда Гегель получает приглашение занять место руководителя кафед­ры философии Берлинского университета, которое после смерти Фих­те ряд лет оставалось вакантным, он, не колеблясь, принимает реше­ние о переезде в Берлин. Начинается последний период в творческой биографии Гегеля. К сожалению, он был не самым ярким: за 13 лет преподавания в Берлинском университете Гегель опубликовал только одну крупную работу — «Философию права», все остальные публикации (их было около полутора десятков) — это статьи и рецензии. Парал­лельно с угасанием творческой активности у Гегеля совершается ко­ренная перестройка его системы ценностей. В результате духовной трансформации он начинает весьма критически относиться к идеалам своей юности, считая увлеченность идеями французских просветите­лей и свое представление о государстве как институте духовного по­давления индивида заблуждениями незрелого ума, следствием житейской неискушенности. Сейчас он по своим политическим убеждениям — ти­пичный консерватор, который видит в прусском государстве, постро-



Теория культуры


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв.



 


енном, по его мнению, на принципах разума, образец общественного устройства, высший нравственный организм, «осуществление свободы не согласно субъективному капризу, а согласно понятию воли, т.е. согласно ее всеобщности и божественности»36. Он явно оправдывает те надежды, которые возлагались на него прусским правительством, когда оно выбирало человека для занятия вакантного места главы ве­дущей философской кафедры страны. Благодаря благожелательному отношению официальных властей, учение Гегеля превращается в по­добие общегосударственной философии, изучение которой поощря­лось всевозможными мерами. Сам Гегель, как следует из воспомина­ний его современников, видел в этом лишнее доказательство того фак­та, что его философская система завершает развитие европейской фи­лософской мысли, что она является финалом обретения абсолютным духом своего самосознания.

Умер Гегель в 1831 г. во время эпидемии холеры, пребывая на вершине славы. Он завещал похоронить себя рядом с могилой Фихте. Его последняя воля была исполнена. Гегель оставил огромное творче­ское наследство, которое по-настоящему не осмыслено до сегодняш­него дня. Его влияние на европейскую и мировую философскую мысль было столь значительным, что отголоски идей, содержащихся в его «Феноменологии духа», «Науке логики», «Философии религии» и других трудах можно найти в работах многих философов, творивших после него.

Из всех трудов, созданных Гегелем, для культурологов особый ин­терес представляют «Феноменология духа», «Философия права», «Энциклопедия философских наук», «Философия истории» и «Эстетика», где Гегелем ставится и решается ряд чисто культурологи­ческих проблем.

Рассмотрение культурологических воззрений Гегеля целесообразно начать с книги «Феноменология духа», которую К. Маркс назвал «истоком и тайной гегелевской философии»37. Данную работу обычно трактуют как первую попытку изложения Гегелем своей собственной философской системы, как демонстрацию применения диалектиче­ского метода философствования для решения конкретной проблемы — описания генезиса абсолютной идеи, раскрытия тайны человеческого познания. И это вполне справедливо.

Однако не будет большим преувеличением утверждать, что «Феноменология духа» есть одновременно и логический анализ ста­новления и развития форм духовной культуры.

Именно этим она прежде всего ценна для культурологов, которые, опираясь на принципиальные положения, сформулированные Гегелем, получают возможность проникнуть в суть сложнейших процессов,


протекающих в духовной надстройке общества, увидеть историю куль­туры в виде процесса, подчиняющегося определенным законам, объ­яснить факт неравномерного развития ее различных сфер.

Не менее важно, что уже здесь Гегель формулирует идею о том, что сознание человека (а следовательно, и его представления о пре­красном и безобразном, о моральных нормах, о законах природы и общества, об общественных идеалах и т.д.) является конкретно-историческим. Более того, в «Феноменологии духа» показывается, что в процессе индивидуального развития человек повторяет разви­тие общества, переходя последовательно от мифологических пред­ставлений к религиозным, а от них — к научным и философским. Здесь же дается и определение культуры как инобытия абсолютной идеи и раскрывается ее генезис как процесс самоотчуждения форм мирового духа.

Подобная трактовка культуры логично вытекала из его учения о развитии всемирного духа. Поэтому для того, чтобы понять смысл вышеприведенной дефиниции, необходимо хотя бы вкратце остано­виться на главных постулатах, лежащих в основе гегелевской фило­софской системы.

Исходной точкой для Гегеля стало осознание глубины той пробле­мы, которая была сформулирована еще Кантом, обнаружившим факт несоответствия между истиной, обретаемой в процессе чувственного, эмпирического познания, и истиной, достигаемой в результате про­цесса мышления, совершаемого, как он писал, в «царстве чистого ра­зума». Кант первым обратил внимание на то обстоятельство, что соз­нание человека не только отражает мир, но и в известном смысле тво­рит его. По Канту, человек имеет дело не с миром вещей самих по себе, а с миром явлений. Вещи же предстают перед нами в том или ином облике в зависимости от самой познавательной способности че­ловека, которая может быть различна. В этом проявляется «деятельная природа» сознания.

Гегель развил эту идею, взяв за отправной пункт тезис Канта о креативной функции разума. Он довел ее до логического заверше­ния, постулировав существование мирового духа, который, много­кратно отчуждаясь от самого себя, создает мир природы, социум и различные формы культуры, в том числе мораль, право, религию, искусство, философию.

Гегелевская философия — это философия объективного идеа­лизма, где демиургом, творящим все существующее, выступает че­ловеческий разум.

Если попытаться в предельно общем, весьма огрубленном виде выразить суть гегелевской философии, то ее можно изложить следую-


 

 

Теория культуры

щим образом. В ее основе лежит представление об абсолюте, которое интерпретируется как единство субъекта и объекта, природы и духа. Эта идея была воспринята Гегелем у Шеллинга, создателя «философии тождества». Однако под абсолютом Гегель понимает не совсем то, о чем говорит Шеллинг. Для Гегеля абсолютное суть система самодви­жущихся и саморазвивающихся идей, которые в поступательном шест­вии порождают всю действительность. Согласно воззрениям Гегеля, абсолютная идея — причина всего сущего — проходит в своем разви­тии несколько ступеней. Сначала она развивается в форме чистых логических понятий (это сфера субъективного духа), затем отчуждается в природу (здесь она предстает перед нами как объективный дух) и, наконец, на высшей стадии развития она возвращается к себе в виде абсолютного духа. Формами осознания последнего являются искусст­во, религия и философия. Искусство, с точки зрения Гегеля, «есть конкретное созерцание и представление о себе абсолютного духа как идеала конкретной формы, порожденной субъективным духом, в ко­тором природная непосредственность есть только знак идеи»38. На более высокой ступени — в религии — «абсолютный дух обнаруживает не свои абстрактные моменты, но самого себя»39. Но полное само­осознание абсолютный дух находит в философии, которая, как пишет Гегель,

представляет собой единство искусства и религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства, присущая ему деятельность объективного созидания и расщепление его суб­станционального содержания на множество самостоятельных форм становится в тотальности религией40.

Гегелевское учение о субъективном духе включает в себя антропо­логию, феноменологию и психологию. Предметом антропологии явля­ется дух в его телесности, т.е. душа. Предметом феноменологии явля­ется чувственное сознание и его различные формы. Говоря другими словами, феноменология исследует сознание непосредственное, про­тивостоящее предмету как независящему от субъекта, а также само­сознание и единство сознания и самосознания — разум. Предметом психологии является личность. Здесь противоположность идеального и реального снимается и дух рассматривается в полном отрыве от мате­риального, в то время как в антропологии дух в форме души связан с телом.

Учение об объективном духе включает в себя вопросы, связанные с абстрактным правом, моралью и нравственностью, которые суть сту­пени развития объективного духа. Целью деятельности объективного


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв

духа, согласно представлениям Гегеля, является реализация свободы во внешнем мире, поэтому в этой части гегелевской философской систе­мы на первый план выдвигается проблема соотношения свободы и необходимости.

Учение об абсолютном духе включает в себя рассмотрение сущно­сти и закономерностей развития искусства, религии и философии, которые представляют три формы его существования.

Первой и самой низшей формой самопознания абсолютного духа, где осуществляется только созерцание, но не постижение истины, яв­ляется искусство. Высшей формой самораскрытия абсолютного духа, где он постигает сам себя в адекватной форме — форме понятия, — является философия.

Таким образом, перед глазами читателя «Феноменологии духа» предстает процесс развития основных элементов культуры, которая, еще раз это подчеркнем, есть, по Гегелю, не что иное, как инобытие мирового духа.

Если же говорить о культуре в ее традиционном понимании, квинтэссенцию которой составляют искусство, религия и совокуп­ность философских идей (как афористично выражался Гегель, «философия есть не что иное, как эпоха, схваченная в мысли»), то она суть инобытие абсолютного духа. Другими словами, культура порождается как субъективным, так и объективным и абсолютным духом. Это дает основание говорить о ее различных видах, что, соб­ственно и делает Гегель, выделяя в качестве структурных элементов культуры прежде всего высокую и низкую культуру.

К идее существования двух основных видов культуры Гегель вернется в «Философии права», где подробно раскроет смысл этих понятий.

Итак, культура, с точки зрения Гегеля, есть не что иное, как «имманентный момент абсолютного», обладающий «своей бесконеч­ной ценностью». Отсюда следует, что культура самым непосредст­венным образом связана с самопознанием абсолютного духа.

Говоря другими словами, погружение в мир культуры означает приобщение к абсолюту, позволяет познать сущность вещей и яв­лений. Исходя из того, что обладание истиной расширяет поле сво­боды человека, овладение ценностями культуры делает человека свободным. Таким образом, культура не существует без свободы, как и свобода не существует без культуры. Только в культуре человек обретает себя, осознает, кто он, подобно тому, как происходит по­стижение абсолютной идеи.

В «Феноменологии духа» Гегель сформулировал еще одну мысль, являющуюся базовой для современной культурологии. Зна­комство с трудами английских политэкономов (Смита, Рикардо)



Теория культуры


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVI11—XIX вв.



 


привело его к пониманию того, что развитие человеческого общест­ва в целом и сознания в частности самым непосредственным образом связано с трудовой деятельностью людей. Более того, и то и другое есть ее результат. На это обстоятельство обращал внимание К. Маркс, который подчеркивал: «Величие гегелевской «Феноменологии»... заключается, следовательно, в том... что он ухватывает сущность труда и понима­ет предметного человека... как результат его собственного труда»41. Говоря другими словами, Гегель уже в своей первой работе, принес­шей ему широкую известность, приходит к выводу о том, что рели-гая, искусство, мораль и другие сферы культуры есть итог деятельности человечества как рода.

Все эти идеи, сформулированные в достаточно общих чертах, по­лучили свое дальнейшее развитие и детальную проработку в после­дующих трудах Гегеля, из которых для культурологов особый интерес представляют «Энциклопедия философских наук», «Философия пра­ва», «Философия религии», «Философия истории» и, наконец, его лекции по эстетике и истории философии. Именно в них содержится второе гегелевское понимание культуры, дается описание ее видов и форм, рассматривается вопрос о ее будущем, раскрывается связь типов культуры с особенностями национального характера идеи в сфере аб­солютного духа. Следует сказать, что понимание культуры в этих тру­дах, написанных в более поздний период, несколько отличается от того, что было сформулировано Гегелем в «Феноменологии духа». Культура, теперь пишет Гегель,

в своем абсолютном определении... есть освобождение и работа высшего освобождения, а именно абсолютный переходный этап на пути к больше уже не непосредственной, естественной, а духовной, также поднятой на высоту образа всеобщности, бесконечно субъек­тивной субстанциональности нравственности42.

Как видим, Гегель связывает культуру с нравственностью, тем са­мым продолжая традицию, заложенную еще античными авторами, восхвалявшими добродетель как один из важнейших признаков окультуренности индивида.

В работах последнего периода своего творчества Гегель прихо­дит к мысли о том, что в отличие от всех других феноменов, куль­тура обладает абсолютной ценностью.

Это связано, по его мнению, с тем, что

рефлексия, обращенная на влечения, представляя, оценивая, со­поставляя их друг с другом, а затем с их средствами, следствиями и с целостным их удовлетворением — со счастьем, — вносит в этот ма-


териал формальную всеобщность и очищает его таким внешним способом от грубости и варварства43.

Таким образом, согласно гениальному немецкому мыслителю культура несет в себе момент всеобщности. Человек, погруженный в мир культуры, перестает быть единичным существом, он становится носителем целого.

Особо акцентируя внимание на этой характеристике культуры, Ге­гель поясняет:

В идеале счастья мысль уже обладает властью над природной силой влечений, так как она уже не удовлетворяется минутным сча­стьем, а требует его полноты. Это постольку связано с культурой, поскольку и она требует всеобщего. В идеале счастья заключены два момента: во-первых, всеобщее, которое выше всех особенностей; но так как содержание этого всеобщего опять-таки лишь всеобщее на­слаждение, то здесь вновь выступает единичное и особенное, следо-

вательно, конечное, и приходится возвращаться к влечению44.

Возвращается Гегель в своих последних работах и к идее о сущест­вовании различных типов культуры, развивая и дополняя ее. Он утвер­ждает, что культура, будучи неким единством, целостностью, тем не менее качественно разнородна. В ней, по его мнению, можно выде­лить не только высокую и низкую культуру, но также теоретическую и практическую, интеллектуальную и моральную, нравственную и умст­венную, а также культуру высказываний.

Сразу необходимо сказать, что в гегелевских работах нет определе­ния высокой культуры. Однако из контекста его рассуждений вытекает, что такой культурой может быть названа культура той исторической эпохи, когда субъективный идеализм, подобный фихтеанскому стано­вится главенствующим во всех сферах духовной жизни. Условием воз­никновения высокой культуры, по мнению Гегеля, является исчезно­вение «серьезности веры», когда от нее остается лишь представление о тщете всех вещей45. Существование высокой культуры Гегель связыва­ет с достижением индивидами нравственного совершенства и перехо­дом от морали к нравственности, от сообщества, где действует закон сильного, к гражданскому обществу и правовому государству.

Низкая культура, по Гегелю, свойственна народам прежде всего кочевым, которые не поднялись до осознания того факта, что «народ как государство есть дух в своей субстанциональности и непосредст­венной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на зем­ле»46. Говоря другими словами, у Гегеля наличие государственности есть предпосылка существования культуры47. Следует подчеркнуть, что


 

Теория культуры

впоследствии эта идея была использована Н.Я. Данилевским в его из­вестной работе «Россия и Европа», где он показал, что культура обре­тает самою себя только тогда, когда ее носитель (народ) создает мощ­ное государство, способное противостоять культурной экспансии других цивилизационных миров.

Весьма подробно излагает Гегель свое понимание теоретической и практической культуры. Исходной точкой для него выступает трактовка труда как особого рода деятельности, в процессе которой совершается не только создание материальных и духовных ценностей, удовлетво­ряющих потребности человека, но и преобразование самого дейст­вующего индивида. Гегель рассуждает следующим образом. Человек постигает мир благодаря представлениям и понятиям, которые нахо­дятся в постоянном развитии, ибо процесс познания бесконечен и непрерывен. То представление, которое было совершенно правомерно еще вчера, сегодня, когда наука поднялась на более высокую ступень, когда кругозор человека стал более широким, уже не может считаться адекватным достигнутой глубине познания. Перед познающим субъек­том возникает потребность в понимании сложных отношений между явлениями и их отражением в логической форме. В улавливании этой связи между понятиями, в способности переходить от «истины пер­вого порядка» к «истине второго порядка» и далее как раз и состоит теоретическая культура, обретение которой Гегель самым тесным об­разом связывает с процессом образования. Он пишет:

Целью разума не является ни естественная простота нравов, ни удовольствия как таковые, возникающие при развитии особенности и достигаемые посредством роста образования; она заключается в том, чтобы устранить природную простоту, т.е. частью пассивную самоотверженность, частью грубость знания и желания, т.е. непо­средственность и единичность, в которые погружен дух, и чтобы пре­жде всего эта его внешность обрела разумность, на которую она способна, а именно форму всеобщности, рассудочность... Тем самым форма всеобщности... только и есть достойная стихия для существо­вания идеи. Поэтому образование в его абсолютном определении есть освобождение и работа высшего освобождения, абсолютный переходной пункт к уже не непосредственной, природной, а духов­ной, также поднятой до образа всеобщности, бесконечной субъек­тивной субстанциональности нравственности. Это освобождение в субъекте есть тяжкий труд, направленный на преодоление голой субъективности поведения, непосредственности вожделения, а также субъективной суетности чувства и произвола желаний.... Посредством этого труда... субъективная воля сама обретает в себе объектив­ность, в которой она со своей стороны только достойна и способна быть действительностью идеи48.


6. Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей XVIII—XIX вв

О теоретической культуре того или иного субъекта, с его точки зрения, можно судить

не только по многообразию представлений и знаний, но и под­вижности и быстроте представлений и переходов от одного пред­ставления к другому, по постижению сложных и всеобщих отношений и т.д. — формированию рассудка вообще, а вместе с ним и языка49.

Практическая культура, согласно воззрениям Гегеля, приобретает­ся в процессе самого труда. Она

состоит в потребности и привычке к занятиям вообще, затем, со­образуясь, в ограничении своей деятельности, отчасти с природой материала, отчасти же с произволом других, вследствие и благодаря этой дисциплине и привычки к объективной деятельности и общезна­чимым умениям50.

Разъясняя свою позицию, Гегель обращает внимание читателя на то, что неумелый человек, не выработавший у себя привычки к заня­тиям и не приобретший соответствующих навыков, всегда производит не то, чего он хочет, а то, что у него получается. Он не господин своей деятельности, и, в силу этого обстоятельства, он не свободен. Свобода же, как говорилось выше, по Гегелю, является атрибутивной характе­ристикой культуры.

Рассуждая о моральной и интеллектуальной культуре, Гегель приходит к выводу, что как первая, так и вторая самым непосредственным обра­зом связаны с бесстрастностью поступков, с мягкостью в обращении, которая превратилась в привычку, с умением вести дела, с навыками исследовательской работы, со способностью преодолевать чувство мес­ти, руководствоваться в своих поступках нормами права и морали51.

Особое значение Гегель придает культуре высказываний. Необхо­димость раскрытия содержания данной категории у него возникла в процессе рассмотрения вопроса о свободе печати. Выясняя суть про­блемы, Гегель приходит к однозначному выводу о том, что сущест­вующее на уровне обыденного сознания представление о свободе сло­ва ложно. Он пишет:

Дефиниция свободы печати как свободы говорить и писать что угодно аналогична пониманию свободы вообще как свободы делать все что угодно. Такие речи связаны с совершенно необразованным, примитивным и поверхностным представлением. Впрочем, по самой природе вещей формализм нигде не стоит так упрямо на своем и так не склонен к пониманию приводимых доводов, как в этом вопросе.

Стоит ли говорить о том, насколько актуальна гегелевская трак­товка свободы печати и культуры высказываний в условиях постинду-


1 86 Теория культуры

стриального общества, где электронные СМИ превратились в средство информационного террора, а политические комментаторы и газетные обозреватели узурпировали право называться элитой нации без каких-либо оснований.

Культура, по Гегелю, не есть нечто ставшее, данное изначально и до окончания века. Она находится в постоянном движении, раз­витии, которое осуществляется через вызревание и разрешение противоречий в соответствии с законом единства и борьбы проти­воположностей. Причем движение культуры не хаотично, оно под­чинено цели, которая определяется Разумом.

Данная цель состоит в том, чтобы, как пишет Гегель,

посредством напряженной работы была удалена естественная простота, т.е. частью пассивное отсутствие эгоизма, частью прими­тивность знания и воления, т.е. непосредственность и единичность, в которые погружен дух, чтобы эта его внешность получила ближай­шим образом ту разумность, к которой она способна, а именно форму всеобщности, осмысленности53.

Не трудно заметить, что приведенная выше мысль Гегеля, по сути, весьма близка тому пониманию цели культурного прогресса, которое содержится в работах просветителей, прежде всего французских, хотя, естественно, Гегель и придает ей вид постулата идеалистической фи­лософии. В отличие от своего сотоварища по «философскому цеху», а впоследствии, оппонента Шеллинга, Гегель стоит на точке признания существования общественного, а следовательно, и культурного про­гресса, хотя и видит огромные издержки разделения труда и превра­щения индивида в гражданском обществе в «цель самого себя», в лич­ность, для которой «все остальные ничто». С этими двумя обстоятель­ствами он прежде всего связывает отчуждение человека от самого себя и от общества, превращение его в «расщепленного субъекта», лишен­ного целостности.

Составной частью гегелевской культурологической концепции яв­ляется его учение о расовых различиях и национальном характере. Ис­следованию этой проблемы посвящена первая часть «Энциклопедии философских наук», носящая название «Антропология». Согласно воз­зрениям Гегеля, существуют два рода факторов, детерминирующих соматические особенности рас, черты менталитета различных наций. К первому из них относятся место развития этноса, ландшафт, клима­тические условия. Человек как биологическое существо принадлежит природе, и, в силу этого очевидного обстоятель

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...