Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как эмпатия сходит на нет?




Для некоторых из нас, особенно для тех, кто занимается уходом за больными, недостаток эмпатии может стать фактором профессионального риска. Я уверена, что вы слышали о «притуплении чувства сострадания».

Некоторые начинают защищаться и очерчивают границы, чтобы их не коснулись чувства других людей,

а кто-то, наблюдая за чужой болью, расстраивается все больше и больше – в этом случае необходимо освоить навыки саморегуляции, чтобы не стерлась грань между чужими потребностями и собственными эмоциональными реакциями.

Эмпатическая способность мозга обусловлена набором генов и нейрофизиологией. Моя программа развития эмпатии включает в себя обучение навыкам восприятия чужих эмоций, техникам саморегуляции и самоконтроля. Эти методы и стратегии помогают справиться с «заражением эмоциями» – опытом почти мгновенного улавливания чужого переживания. Представьте себе: кто-то чихает в вашу сторону, а вы не успеваете уклониться и заражаетесь. С чувствами происходит то же самое. Один из способов, который мы используем при обучении соответствующим эмпатическим реакциям, заключается в усилении когнитивных аспектов эмпатии: наши студенты осваивают стратегии управления и смягчения чрезмерных эмоциональных реакций. Некоторые из практик, которые мы преподаем, включают в себя работу с управляемыми образами, обучение диафрагмальному дыханию и техникам медитации на развитие осознанности.

Одна из самых простых практик саморегуляции – сделать несколько глубоких вдохов, сказав себе: «я вдыхаю в полную силу», и на выдохе – «я выдыхаю в полную силу». Многие находят эту простую технику более полезной, чем традиционный метод «сосчитайте до десяти, прежде чем начать говорить». Подсчет сам по себе, без диафрагмального дыхания, не снижает давление и частоту сердечных сокращений. Когда вы делаете глубокие, медленные вдохи, активируются «датчики давления», расположенные у вас на шее, в сонных артериях, т. н. «барорецепторы», и давление снижается. Техника замедления помогает избежать реакции «бей или беги», а подсчет может просто отсрочить неконтролируемую эмоциональную реакцию.

Представители некоторых профессий, например полицейские, врачи, медсестры, социальные работники и учителя, подвержены риску притупления чувства сострадания. Такие люди обычно предрасположены к сочувствию, но на них давят проблемы и страдания, свидетелями которых они становятся, – люди просто падают духом. Им следует научиться уравновешивать здоровое соотношение когнитивного и эмоционального компонентов эмпатии на работе.

Мы думаем, что социальные работники или сотрудники службы охраны психического здоровья должны быть «теплыми и эмпатичными людьми». К сожалению, это не всегда так. Они находятся в группе особого риска – зацикливаясь на негативном опыте и многочисленных препятствиях, с которыми сталкиваются их «клиенты», могут истощить свои эмоциональные силы и сгореть на работе. Сосредоточившись на том, что реально взять под контроль, например на предоставлении населению необходимых услуг и ресурсов, выстроив баланс между эмоционально тяжелой работой и заботой о себе, социальные работники могут научиться справляться с эмоциональной перегрузкой, избегая депрессии и выгорания. Аналогичным образом медсестры, которые небезразличны к своей работе, способны повысить свою эффективность – они сосредоточатся на том, что могут контролировать, начнут обращаться за помощью друг к другу, к своим командам, перестанут нести все на себе, не будут пытаться все сделать самостоятельно, найдут время для заботы о себе… Для создания условий, способствующих сотрудничеству и уменьшению обременительной рабочей нагрузки, необходима поддержка начальства. Научное исследование, проведенное в Миннесоте, показало, что процент выгорания среди медицинских работников снизился, когда им разрешили отлучаться с работы, чтобы забрать детей из детских садов. Независимо от профессии или ситуации, баланс эмпатии и долга имеет решающее значение для передачи опыта гуманизма и сострадания без потери значимости и пользы профессиональной роли.

«Человекоугодники» тоже рискуют перегореть и притупить способность проявлять эмпатию. Мы можем думать, что попытками осчастливить окружающих движет эмпатия, но это не всегда так. Часто мотивация бывает связана с необходимостью быть принятым, «стать своим». Подобная тенденция проявляется особенно сильно, если вы чувствуете обиду или злость, когда многое отдаете другим и не получаете достаточно взамен. Я призываю к осторожности: не позволяйте другим людям использовать себя или, что еще хуже, втягивать в «созависимость», когда чьи-то привычки будут поставлены выше ваших собственных под благим предлогом помощи людям. Такой образ действий сводит на нет эмпатию, в долгосрочной перспективе он приводит к негодованию или гневу со стороны других людей. Подробнее об этом – в главе 11.

Ряд других стимулирующих форм поведения также попадает в категорию «ложной эмпатии». Классический пример – попустительство по отношению к деструктивному поведению: токсикомании, азартным играм. Другой пример – отказ от обращения за профессиональной помощью при наличии психического заболевания у близкого человека.

Желая оказать помощь, социальные работники готовы занять деньги, накормить, дать приют, одеть и оправдать человека, который употребляет наркотики. Это может выглядеть и восприниматься как эмпатия, но на самом деле так мы не позволяем «пострадавшему» переживать естественные последствия своего поведения, и он попадает в замкнутый круг. Люди, которые борются с алкоголизмом, знают это лучше, чем кто-либо. Они могут сочувствовать зависимому человеку, как никто другой, но, как правило, будут последними, кто запишется в ряды активистов – у них есть опыт, который говорит: «так помочь нельзя».

Наконец, еще один вид ложной эмпатии, на который я хотела бы обратить ваше внимание, – чрезмерная родительская опека. Вы наверняка с этим сталкивались: родители балуют ребенка, защищают его сверх всякой меры и гордятся любым его поступком. Они приходят ему на помощь на каждом шагу и не позволяют чаду ничего сделать самостоятельно. Родители говорят: «Мы проявляем столько эмпатии к ребенку! », – но это никакая не эмпатия!

Люди думают, что выражают любовь, а на деле препятствуют развитию детей, не дают им научиться управлять собственной жизнью и отвечать за последствия своих действий.

Дети вырастают и ждут, что «сказка» продолжится на работе. Одной из моих коллег, проводившей собеседование, звонил родитель кандидата. Он кричал в трубку, что та «не распознала талант» и «не допустила к должности лучшего кандидата».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...