2.12 Сетка или авоська ☺
2. 12 Сетка или авоська ☺ (тактирование или дирижирование)
Прописная истина: дирижирование, как и всякий другой вид музыкального исполнения, заключает в себе две стороны — техническую и художественную. Эти стороны так тесно переплетены между собой, что часто трудно отделить одну от другой. Элементарной предпосылкой дирижирования является ясность в тактировании[128] - канве, по которой дирижер-художник вышивает узоры художественного исполнения. Существует мнение, что тактирование — дело очень простое. Действительно, схемы движений руки при тактировании достаточно просты, и ознакомиться с ними можно очень быстро. Но, во-первых, ознакомиться — еще не значит усвоить, и, во-вторых, в тактировании есть много таких свойств и подробностей, которые дают возможность по праву назвать его одним из самых существенных и сложных факторов в области дирижирования[129]. Совет от авторов: Метрическое тактирование должно наглядно показывать чередование сильных и слабых долей такта, уделяя особое внимание сильному времени. Сильная доля является основным организующим моментом тактирования, на нее приходится главная точка опоры движения, всегда направленного сверху вниз (в любом метре). Сильные доли (за исключением особых случаев фразировки) в схеме должны отличаться от слабых не столько амплитудой движений, сколько внутренней насыщенностью жеста. Правильное выполнение сильных долей, умение чередовать мышечную активность с полной свободой обеспечивает в дальнейшем ясный жест, ту властность руки, которая так необходима дирижеру при его общении с коллективом[130]. Слабые доли располагаются в стороны или вверх.
Напоминаем, что схема тактирования – чертеж, схема – изображает систематическое перемещение руки дирижера внутри такта в зависимости от количества дирижерских счетных долей. Момент, который фиксирует грани метрических долей и соединяет их, называется точкой. Он совпадает с окончанием предыдущей доли и началом последующей и входит составным элементом в каждый жест дирижера. Точка должна быть четкой в любом темпе, при любой динамике, изменяясь в соответствии с характером произведения. В ее выполнении первостепенное значение имеет кисть. Движение рук, заполняющее время между двумя точками, называется долевым. Совет от авторов: при тактировании на «раз» используйте лишь один жест — сверху вниз и после каждого удара тотчас отводит руку к исходному положению следующего жеста-такта. При плавном характере музыки жест меняется: он становится медленнее, толчок при окончании жеста замедляется и теряет свою остроту. В некоторых случаях такое тактирование превращается в беспрерывное плавное движение в виде овала, причем каждый овал соответствует одному такту. Дирижирование на «раз», то есть обозначение целого такта одним ударом, применяется при дирижировании размерами 2/4, 2/2, 4/4, 3/8, 3/4, если это обусловлено темпом или выразительным характером исполнения. В тактировании на два первый жест дается вниз, как бы преодолевая воображаемое сопротивление на пути, а второй — вверх, как будто бы рука зачерпнула что-то ложкой и подбросила вверх. Напоминаем, что тактирование на два в качестве равнозначной схемы в двухдольном размере выражается размерами 2/2, 2/4, где за счетную долю принимаются соответственно половинная и четверть; - в качестве суммирующей схемы в четырехдольном метре, выраженном размером 4/4, где за счетную долю принята половинная; в шестидольном метре, выраженном размерами 6/4, 6/8[131], где за счетную долю соответственно принимаются три четверти, три восьмые. Как суммирующая, двухдольная тактовая схема может применяться для организации исполнения музыкальных произведений, написанных в комбинированных пятидольном и семидольном метрах, счетные доли в этих случаях становятся переменными и могут быть в комбинациях (2+3), (3+2), (3+4), (4+3).
В тактировании на три мы встречаемся с горизонтальной линией, которая по сравнению с вертикальной богаче в смысле экспрессивных возможностей — динамики, модификации темпа, характера фразы и т. д. Совет от авторов: первый жест, соответствующий первой доле, ведите строго вниз всей рукой очень волевым, собранным движением до «точки» и фиксируйте ее на воображаемой плоскости. Следите за тем, чтобы на «точке» первой доли кисть руки была на одном уровне с локтем или чуть выше. Жест «два» имеет дугообразное направление сверху в сторону по косой линии слева направо. В отличие от первой доли она ведется мягкой рукой. Жест «три» обычно изображают в виде косой линии (небольшого дугообразного движения) снизу справа наверх налево. Напоминаем, что трёхдольная схема тактирования применяется в дирижировании размерами 3/2, 3/4, 3/8, а также 9/4, 9/8[132], когда они обозначаются тремя ударами. В тактировании на четыре использованы все направления: вниз (раз) влево по горизонтальной линии (два), вправо по горизонтальной (три), вверх по косой (четыре). Схема тактирования на шесть определяется характером музыки. Если в такте две группы по три доли, то лучшим способом является тот, при котором возможны и удобны различные модификации в виде подчеркивания или затушевывания отдельных долей. Если в такте три группы по две доли, тактирование производится так же, как в трехдольном такте с повторением каждого жеста. Другой вид шестидольной схемы - тактирование «на два» - применяется в дирижировании размерами 3/2 и 3/4, если они обозначаются шестью ударами. Схема образуется на основе трехдольного рисунка тактирования путем дублирования каждой его доли. Совет от маэстро: Необходимо отчетливо представить себе различия между сложным шестидольным тактом 6/8, 6/4 и тактом в 3/2, дирижируемом также на шесть. Сложный шестидольный такт состоит из сочетания двух 3-дольных тактов[133]; сложный 3-дольный (3/2) состоит из трех 2-дольных[134]. В более быстром темпе первый из них тактируется на 2, второй – на 3[135].
Третий вид шестидольной схемы занимает некоторое промежуточное положение между первым и вторым. В нем нет заметного подразделения на 2 (l-й вид) или 3 (2-й вид) звена, а более всего выделяются первые и последние доли. Остальные равномерно заполняют такт. В современной музыке мы часто встречаем перемены тактового обозначения. Переходы одного способа тактирования в другой могут быть вызваны переменой темпа, ритма или характера музыки. Задача тактирования в таких случаях часто и сводится к тому, чтобы не подчеркнуть внезапного перехода, не создать цезуры или акцента там, где его нет, не изменить темпа, не сделать замедления или ускорения. Особенно трудны перемены такта, когда меняются метрические доли такта, например, среди музыки в 2/4 вдруг встречается один такт в 3/8. Тогда особенно важно не дать почувствовать момента перехода, не удлинить (А) и не укоротить (В) какой-либо коварной доли, другими словами, не нарушить ритма музыки[136]. Несимметричные, или смешанные такты образуются из нескольких простых, различных по размеру: 2+3, 2+3+2, 4+3 и т. д. В зависимости от темпа или исполнительских задач несимметричные такты могут дирижироваться двумя способами, что находит отражение и в образующихся при этом метрических схемах тактирования. В первом способе, применяющемся главным образом в умеренных и медленных темпах, каждая метрическая доля такта обозначается одним ударом. Во втором, применяющемся в быстрых темпах, одной счетной долей обозначается несколько метрических долей. При дирижировании сокращенные рисунком счетные доли по длительности оказываются не равными друг другу, что и отличает эту форму тактирования. Например, ♪ 2+3 на дирижируется «на два»; ♪ 2+3+2 или 2+2+3 дирижируется «на три»; ♪ 2+3+2+2 дирижируется «на четыре» и т. д. Так при тактировании на пять такт рассматривают как такт сложный, состоящий из двух групп: 3 + 2 или наоборот 2 + 3. Сохраняя единство такта, его значение как метрической группы в общей музыкальной линии, пятидольный такт в зависимости от природы музыки, следует тактировать как четырехдольный с повторением первой или третьей доли. Повторный жест производится в виде повторения жеста в том же направлении.
Напоминаем, что тактирование на пять применяется в качестве равнозначной схемы в пятидольном метре, выраженном размерами 5/4, 5/8, где за счетную долю принимается соответственно четверть или восьмая. Способ тактирования семидольного такта является трехчастным и зависит всецело от состава такта, то есть от группировки его составных частей. Такт на семь, подобно такту на пять, тактируют иногда по способу «накладывания» одной схемы на другую: 3 + 2 + 2 или 2 + 3 + 2 или 2 + 2 + 3. Но лучше способ, при котором сохраняется зрительное впечатление одного семидольного такта, а не группы других тактов: жест сверху вниз по вертикальной линии производится лишь один раз — в начале каждого такта (первая доля), все же остальные жесты располагаются по схеме тактирования на три или на четыре с повторением, иногда двойным, отдельных жестов в зависимости от группировки такта, то есть от строения музыки. Изредка встречаются такты на десять, одиннадцать, пятнадцать. Вопрос об их тактировании всегда решается в зависимости от структуры такта. Относительно рисунка тактирования надо сохранить зрительное впечатление единства такта, для этого только один раз, в начале такта, делать жест сверху вниз по вертикальной линии, пользуясь в дальнейшем схемой четырехдольного или шестидольного такта с соответствующими изменениями — повторениями жестов. Задание: - выполните упражнения, способствующих освоению различных схем тактирования; - сделайте метрический анализ партитуры своего произведения и составьте схемы тактирования простых, сложных или смешанных, переменных размеров; - закрепите движения тактирования в обозначенном размере сначала в медленном темпе, с выделением особо трудных мест, повторением их, составлением особых «этюдов» и т. д.; - исполните хоровое произведение в обозначенном характере, размере, темпе и динамике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|