Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение




Первая группа упражнений помогает почувствовать и выработать основную дирижерскую позицию.

Во время выполнения упражнений стойте прямо. ровно, не сутулясь. Следите за тем, чтобы все тело сохраняло устойчивость. Положение ног может меняться: ступни могут быть слегка расставлены, одна нога слегка отставлена в сторону или вперед.

Упражнение 1. 1.

Для свободного состояния, устранения напряжения в мышцах плечевого пояса приподнимите плечи, отведите их назад и свободно опустите (повторить несколько раз).

Упражнение 1. 2.

Для того чтобы почувствовать твердую и устойчивую позицию корпуса и ног попеременно переносите центр тяжести корпуса то на правую ногу, то на левую несколько раз, при этом не сгибая коленные суставы и сохраняя свободу и упругость в ногах;

Упражнение 1. 3.

Руки медленно поднимите от плеча перед собой при свободно свисающих кистях. Задержите их в таком положении и затем расслабьте. Руки свободно падают вдоль корпуса. Делать каждой рукой поочередно, затем вместе.

Упражнение 1. 4.

Согните руки в локтях, чуть выдвинув их вперед, кисть немного приподнимите. Ладонь обращена вниз, пальцы «округлые», направлены вперед. Повторите эти движения несколько раз.

Упражнение 1. 5.

Сделайте движение руками вверх-вниз (как будто красите забор), при этом пальцы должны оставаться относительно неподвижными, в отличие от кисти, свободной и подвижной в кистевом суставе и готовой к любому движению.

Вторая группа упражнений предназначена для общего освобождения, воспитания ощущений цельности рук и взаимосвязи их отдельных частей (кисти, предплечья, плеча), для выработки мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение 2. 1.

Поднимите одну руку вверх (вдох), затем бросьте ее вниз, не сгибая в локтевом суставе (выдох), свободно покачайте внизу маятникообразным движением. Выполнять поочерёдно и обеими руками. Главная задача – ощущение тяжести и весомости всей руки от плеча в падении и расслаблении после него.

Упражнение 2. 2.

Поднимите одну руку вверх (вдох), затем бросьте ее вниз не сгибая в локтевом суставе и одновременно опуская голову для полного ощущения расслабления (выдох), свободно покачайте рукой внизу маятникообразным движением. Выполнять поочерёдно и обеими руками. Главная задача – ощущение тяжести и весомости всей руки от плеча в падении и расслаблении после него.

Упражнение 2. 3.

После поднятия руки вверх освобождайте руку частями: сначала падает кисть, затем предплечье и плечо. При освобождении предплечья может опуститься и плечо. Следует обратить внимание в этот момент на активность локтя, который удерживает плечо в нужном положении.

Упражнение 2. 4.

Руки свободно опущены вдоль корпуса. Правая рука медленно поднимается в левую сторону, описывая круг вдоль туловища. Затем правая рука медленно поднимается в левую сторону, описывая круг вдоль туловища. Упражнение проделывается несколько раз каждой рукой поочередно при регулируемом дыхании «вдох – выдох».

Упражнение 2. 5.

Одновременно выполняйте движения двумя руками в разные стороны, а затем в одну в параллельном движении. В дальнейшем круговые движения можно ускорить, но обязательное условие – ощущение полностью освобождённой руки.

Упражнение 2. 6.

Упражнение круговыми движениями выполняются руками в перпендикулярной плоскости туловища направлении (вперед и назад).

Упражнение 2. 7.

Встаньте прямо. Начинать следует с движения всей рукой от плеча в умеренном темпе. Главное – не выполнять круг равномерно, а следить за естественным ускорением в падении и замедлением после него. Рука должна быть цельной, не сгибаться в локтевом суставе. Чтобы круг не ломался, необходимо найти удобный угол по отношению к корпусу, не заводя руку далеко назад. Следует выполнять это движение поочерёдно в разных направлениях, в дальнейшем и в разных темпах. Быстрый темп поможет лучше ощутить свободу плечевого сустава, цельность руки и позицию круга, а медленный – чередование замедления и ускорения.

Упражнение 2. 8.

После выполнения кругов всей рукой необходимо освоить это движение от локтя. Свободно опущенное плечо лишь поддерживает руку, активно не участвуя в движении. Предплечье и кисть как бы составляют единое целое. Кисть обращена ладонью вниз. В падении она отталкивается от воображаемой плоскости, в верхней части круга движение замедляется.

Упражнение 2. 9.

После выполнения кругов от локтя необходимо освоить это движение от кисти. Выполнение круга кистью даёт возможность развития лучезапястного сустава. При этом наиболее правильную позицию рук обеспечит опора предплечья не на локоть, а на запястье.

Упражнение 2. 10.

Крепко держите левой рукой запястье правой, обхватив его и не давая ему возможности двигаться самостоятельно. Кисть независимо от всей руки поднимайте вверх и вниз, отклонять вправо и влево, проделывайте упражнение поочередно каждой рукой.

Упражнение 2. 11.

Кисть независимо от всей руки описывает круги, квадраты, треугольники, «восьмерки» поочередно каждой рукой.

Упражнение 2. 12.

Кисть расположить на уровне пояса. Соедините 1, 2-й пальцы в «колечко» с ощущением опоры на них. Остальные пальцы закруглены. Ведите горизонтальную линию в сторону от себя и обратно аналогично ведению смычка поочередно каждой рукой, затем одновременно. Основной акцент на подвижности лучезапястного сустава.

Упражнение 2. 13.

Выполняйте волнообразные движения вверх и вниз обеими руками как бы «ныряя», «выныривая». Главная задача – активизировать кисть.

Упражнение 2. 14.

Повесьте руки на плечи как плети. Проверьте это состояние: при легких поворотах корпуса руки должны болтаться безвольно и свободно.

Третья группа упражнения выполняется за столом и предназначена для организации самоконтроля за ощущением цельности рук и взаимосвязи их отдельных частей, за напряжением мышц и последующим их расслаблением.

Сядьте перед столом на расстоянии слегка согнутой в локте руки. Спина должна быть выпрямленной и не касаться спинки стула, плечи свободно развёрнутыми.

Упражнение 3. 1.

Из основного положения рука поднимается вверх до уровня подбородка. Ведущей является кисть, она находится примерно на одном горизонтальном уровне с предплечьем. Пальцы направлены вперёд и чуть вверх, они главные и тянут за собой всю руку, включая плечо. В верхнем положении рука расслабляется и свободно падает на стол. Выполняется поочерёдно каждой рукой.

Упражнение 3. 2.

Из основного положения рука, оттолкнувшись от стола, резко тянется приоткрытой кистью вверх и вперёд (к середине стола, а не вертикально). Выполняется поочерёдно каждой рукой. Следить, чтобы при ведении руки не задиралось вверх запястье с опущенными пальцами; не отставал локоть, образуя между предплечьем и плечом образуется острый угол.

Упражнение 3. 3.

Поднимая из основного положения руку вверх до уровня подбородка, положите свободную руку на середину предплечья поднимающейся руки и слегка надавливая на неё, создавая напряжение. Ощутив реальное сопротивление, мышцы непроизвольно напрягутся, и движение вверх будет более весомым. Выполняется поочерёдно каждой рукой.

Упражнение 3. 4.

Поднимая из основного положения руку вверх до уровня подбородка необходимо проконтролировать руки в двух моментах: в верхней «точке» - там должно быть мгновенное расслабление руки, в нижней «точке» – на столе, когда напряжён локоть либо запястье. Можно активно выдохнуть, сказав: «все! » и обязательно покачать рукой после, освобождая ее. Выполняется поочерёдно каждой рукой.

Упражнение 3. 5.

Поднимая из основного положения руку вверх до уровня подбородка не в одной точке стола, а передвигая руку вправо и влево. Обязательна остановка руки после падения для проверки ее свободы. Выполняется поочерёдно каждой рукой.

Упражнение 3. 6.

Поднимать из основного положения руку вверх до уровня подбородка без остановок, отрабатывая амплитуду замаха и падения: от легкого кистевого движения до тяжелого, всей рукой от плеча; сила точки удара. Выполняется поочерёдно каждой рукой. Это упражнение подготавливает показ ауфтактов, формирует будущую сильную долю в схемах.

Четвертая группа упражнения направлена на подготовку техники рук к показу ауфтактов.

Положите на стол руку, включая предплечье, локоть чуть отодвинуть от края стола, кисть направить вперед. Ладонь плоская; первый и пятый пальцы чуть раздвинуты в стороны, слегка приподняты.

Упражнение 4. 1.

Выполнить удар по столу концами выпрямленных пальцев (2, 3, 4-го) с разной интенсивностью остроты «точки». Важно следить за мгновенной отдачей после удара (аналогично прикосновению к раскаленной поверхности и мгновенным отдергиванием от нее). Воспроизвести пальцами движение «похлопывания» с разной интенсивностью остроты «точки». Выполняется поочерёдно каждой рукой, затем обеими руками вместе. Штрих staccato позволит сделать «точки» острыми, а отдачу мгновенной. Запястье необходимо держать ниже края стола, ведущими являются пальцы, открывающие и закрывающие ладонь. Постепенно замедляя темп и увеличивая дугу, можно перейти к плавному движению, выполняемому всей рукой.

Наиболее типичной ошибкой является задержка отдачи, происходит как бы «прилипание» кисти к плоскости. При появлении зажатости в руке или неправильном выполнении движения, необходимо делать остановку и покачиванием руки освобождать ее.

Упражнение 4. 2.

Воспроизведите дугообразные движения различной амплитуды. Здесь необходима уже более быстрая реакция на использование различных частей рук. Выполнив большую дугу в сторону от себя (участвует вся рука от плеча), затем вернуться несколькими маленькими дугами в исходную позицию (кистевыми движениями) и наоборот.

Пятая группа упражнений направлена на устранение излишнего напряжения в руках и плечевом поясе, скованности мышц, судорожности, неуклюжести, некоординированных движений и т. п.

Встаньте прямо, руки свободно опущены вдоль корпуса.

Упражнение 5. 1.

Одна рука поддерживает другую у запястья и медленно поднимает ее до уровня груди. Поднимаемая рука свободна со свешенной вниз кистью. Должны появиться различные мышечные ощущения рук: поддерживающей и поддерживаемой. В верхней точке руки остаются некоторое время неподвижными, далее поддерживающая рука выключает свою энергию, и поддерживаемая рука падает вниз под действием собственной тяжести («как плеть»). Упражнение выполняется до ощущения полной свободы. Далее функции рук меняются.

Упражнение 5. 2.

Левую руку поднимите вперед от локтя, при этом кисть свободно свешивается вниз. Задержать руку в верхнем положении и затем отпустить. Обратить внимание на свободное падение руки. Упражнение повторять поочередно, потом обеими руками вместе.

Упражнение 5. 3.

Левую руку поднимите вперед от локтя, при этом кисть свободно свешивается вниз. Левая рука медленно и спокойно поднимается вперед-вверх до высоты плеча без поддержки правой. Кисть в процессе не участвует и «бессильно» свешивается вниз. Проверить степень ее свободы можно путем похлопывания ее правой (свободной) рукой. По истечении 5 – 10 секунд, энергия, поддерживающая руку, выключается, и рука свободно падает вниз. Упражнение следует повторять обеими руками, сначала поочередно, затем вместе до полного их освобождения. И только тогда, когда это будет достигнуто, можно перейти к следующим упражнениям.

Упражнение 5. 4.

Поднимите обе руки вверх. Напрягите мышцы рук, затем снимайте напряжение поочередно с пальцев, с кистей, от локтя и полностью со всей руки, одновременно опуская руки вдоль тела. Сделайте самоанализ движений. Активизируйте самоконтроль и умение распознавать, где локализуется излишнее мышечное напряжение.

Упражнения шестой группы помогают освоить движения в различных сочетаниях (вертикальные, горизонтальные), ощутить их цельность, подготавливает к графическим схемам простых размеров. Упражнения выполняются на вертикальной плоскости. Упражнения выполняются не механически, а с точной поставленной целью, и на основе музыкального материала. Обязательное ощущение физической свободы, удобства, естественности при дирижировании. Свобода всех частей руки, особенно кисти. В то же время – непременное ощущение цельности, единства всей руки в целом.

Упражнение 6. 1.

Встаньте у стены на расстоянии чуть согнутой в локте руки. Приложите ладонь к стене на уровне груди и с нажимом провести линию сверху вниз. В конце движения расслабить руку, опустив ее. Усложнение упражнения: возвращение по этой же линии вверх, но тыльной стороной ладони. Чтобы добиться свободного движения руки вверх, эти линии можно вести с остановками (при этом проводятся следующие сравнения «жирная» и «тонкая» линии). Далее упражнение выполняйте без остановок единым движением с ощущением сильной доли.

Дополните упражнение ведением горизонтальных линий. При этом локоть свободно опущен. Обратите внимание на гибкость лучезапястного сустава.

Упражнение 6. 2.

Ведите дугообразную линию по вертикальной плоскости сначала поочередно, потом обеими руками в разные стороны и по направлению к корпусу. Главное в этом упражнении, чтобы «точки» не меняли местоположение и располагались на одном уровне. Дуга ведется кистевым движением руки. Во избежание ошибки локоть следует освободить, опустив его.

Упражнение 6. 3.

В основе лежит круг. Плоской ладонью нажимаем по вертикальной плоскости вниз и от себя, выполняя нижнюю половину круга. Затем, расслабляя запястье, кончиками пальцев мягко дорисовываем верхнюю половину круга. Вниз – движение с ускорением, вверх – с замедлением.

Упражнение 6. 4.

Приложить ладонь к стене на уровне груди и с нажимом провести сверху вниз по диагонали, как бы отталкиваясь. Затем облегченное, без нажима, движение вверх. Концы пальцев направленной вниз кисти легко касаются стены. Получается чередование сильной доли вниз и слабой вверх будущей 2-х дольной схемы.

Упражнения седьмой группы помогают подготовить и освоить движения при разделении функций рук.

Упражнение 7. 1.

Выполните движение левой руки по вертикали, в горизонтальной плоскости, дугообразные движения.

Упражнение 7. 2.

Выполните кругообразные движения кистью, предплечьем, всей левой рукой, движение «восьмерка».

Упражнение 7. 3

Выполните мягкое и точное прикосновение кистью к горизонтальной плоскости на закруглённом движении левой руки с обязательной свободой суставов (в первую очередь плечевого).

Упражнение 7. 4.

Выполните мягкое и точное прикосновение кистью к горизонтальной плоскости на закруглённом движении левой руки всей рукой от плеча или частью руки (кисть, предплечье) в различных темпах и с разной степенью остроты движений, используя принцип контрастности: мягко - резко, медленно - быстро и т. д.

Упражнение 7. 5.

Выполняя тактирование правой рукой в трехдольном или другом размере, держите левую руку в положении свободной готовности произвести определенное действие.

Упражнение 7. 6.

Выполняя тактирование правой рукой в трехдольном или другом размере, покажите левой вступление той или иной партии, покажите снятие звучания какой-нибудь партии. Вначале направьте внимание на свободу выполнения движения; затем эти движения следует выполнять как действия, имеющие определенный смысл (жесты «приглашения», «отказа» и т. д. ).

Упражнение 7. 7.

Выполняя тактирование правой рукой в трехдольном или другом размере, покажите левой неподвижные нюансы в пределах p, мp, мf, f.

Упражнение 7. 8.

Выполняя тактирование правой рукой в трехдольном или другом размере, покажите левой нюансы p, мp, мf, f разной длительности.

Упражнение 7. 9.

Выполняя тактирование правой рукой в трехдольном или другом размере, покажите левой подвижные нюансы (crescendo, diminuendo) небольшой длительности.

Упражнение 7. 10.

Выполняя тактирование правой рукой в трехдольном или другом размере, покажите левой различные штрихи (staccato, legato).

Упражнение 7. 11.

Выполните движение обеими руками в разных направлениях: одна рука в размере 3\4, в то же время другая рука в размере 4\4; выполните те же движения руками от локтя; выполните те же движения только кистями рук.

Упражнение 7. 12.

Выполните предыдущее упражнение в разных темпах; при неожиданных сменах темпа.

Упражнение 7. 13.

Выполните движение обеими руками, при этом одна рука должна двигаться:

- вдвое быстрее другой;

- втрое быстрее другой;

- в полтора раза быстрее движения другой (2 на 3) и т. п.

Упражнение 7. 14.

Выполните аccelerando и ritardando обеими руками и только одной, другая сохраняет прежний темп (например, при движениях кистей рук).

Упражнение 7. 15.

Правая рука тактирует на два, левая рука висит свободно. Левой рукой показать f на 3-м такте и остаться в этом положении (поднятая рука, ладонь к дирижеру) в продолжение двух тактов; убрать руку в начале 5-го такта, снова показать f в начале 7-го и т. д.

Упражнение 7. 16.

Правая рука тактирует на два, левая рука висит свободно.

Исходное положение левой руки — согнута в локте.

Варьирование: правая рука тактирует, левой рукой покажите tenuto, legato, staccato в разных темпах; такты на три, на четыре, на пять и т. д. Надо наблюдать, чтобы движения правой руки ни в коем случае не изменялись в связи с изменениями левой руки ни в темпе, ни в характере. Порядок тактов надо варьировать, например, f каждый 2-й, каждый 3-й, 4-й такт; f в течение двух, трех тактов, а затем убирать руку на один такт и т. д.

Упражнение 7. 17.

Правая рука тактирует, левая висит свободно или согнута в локте.

Левая показывает р (слегка приподнятая рука, ладонь обращена к исполнителям) каждый 2-й, 3-й такт (в течение целого такта), потом возвращается к исходному положению. Возможные вариации этого упражнения: меняется темп тактирования, размер, характер (tenuto, legato, staccato и их комбинация), тактовый порядок.

Упражнение 7. 18.

Правая рука тактирует, левая указывает f и р.

Упражнение 7. 19.

Правая рука тактирует, левая показывая сrescendo, поднимается (ладонь обращена в сторону дирижера) в течение определенного числа тактов и затем быстро возвращается к исходному положению. Необходимо добиться абсолютно плавного и самостоятельного движения левой руки.

Упражнение 7. 20.

Правая рука тактирует, левая показывая сrescendo, поднимается (ладонь обращена в сторону дирижера) в течение определенного числа тактов и затем плавно опускается (ладонь к исполнителям) в продолжение определенного количества тактов, показывая diminuendo. Необходимо добиться абсолютно плавного и самостоятельного движения левой руки. Движения левой руки должны быть быстры и точно совпадать с определенным моментом.

Упражнение 7. 21.

Правая рука тактирует, левая приподнимается к известному моменту и указывает sforzando, после чего опускается к исходному положению. Левая рука должна появиться на сцену незаметно — как можно позже и не на метрическом моменте, иначе предварительное движение руки может быть принято за то или иное указание.

Упражнение 7. 22.

Правая рука тактирует (различные размеры, темпы, staccato, tenuto, legato, динамику), левая указывает отдельному инструменту или группе инструментов tenuto, staccato, legato в виде отдельных жестов вне тактирования. Следить, чтобы движения левой руки не оказывали влияния на правую в ритме, темпе и т. д. и наоборот.

Упражнение 7. 23.

Правая рука тактирует, левая указывает вступления отдельным партиям или солистам на разных долях такта.

Упражнение 7. 24.

Правая рука тактирует, левая делает жест синкопы на разных долях такта, обращаясь к разным инструментам или группам инструментов.

Упражнение 7. 25.

Правая рука тактирует, левая «снимает» звук отдельной партии, солиста или группы солистов и остается в позиции вступления, которое затем следует. Все эти упражнения делать не произвольно, а по заданному плану. Каждая смена динамики может быть выполнена или поддержана левой рукой[146].

Упражнение 7. 26.

Исходное положение: левая рука свободно опущена, правая тактирует. Медленно и плавно поднимайте перед собой от плеча вытянутую, свободную от напряжения руку. Кисть и ладонь, обращенная вниз, свободно опущены. По мере поднимания руки все больше должна ощущаться «тяжесть» кисти. После того как рука достигнет верхнего уровня (выше головы), ее следует так же медленно возвратить в исходное положение. Кисть остается свободно опущенной.

Длительность одного цикла движения (вверх – вниз) равняется примерно 6–10 тактам, отсчитываемым правой рукой на 4/4 в темпе четверть = 100-120 (при тактировании на 3/4 и 2/4 количество тактов соответственно увеличивается). Скорость движения как правой, так и левой руки, следует варьировать. Тактирование вначале должно быть плавным и мягким, в дальнейшем – по мере усвоения упражнения – более отрывистым и сильным. Руку поднимать и опускать равномерно, без толчков и задержек, а правой тактировать не сбиваясь, точными и ясными ауфтактами.

Упражнение 7. 27.

Исходное положение: левая рука свободно опущена, правая тактирует. Медленно и плавно поднимайте перед собой от плеча вытянутую, свободную от напряжения руку. Кисть и ладонь приподнята и обращена от себя. Смена положения кисти происходит в начальный момент движения руки вниз. Точно так же кисть опускается в момент движения руки вверх. Таким образом кисть как бы гладит некую поверхность: при движении вверх – тыльной стороной, при движении вниз – ладонью.

Длительность одного цикла движения (вверх – вниз) равняется примерно 6–10 тактам, отсчитываемым правой рукой на 4/4 в темпе четверть = 100-120 (при тактировании на 3/4 и 2/4 количество тактов соответственно увеличивается). Скорость движения как правой, так и левой руки, следует варьировать. Тактирование вначале должно быть плавным и мягким, в дальнейшем – по мере усвоения упражнения – более отрывистым и сильным. Руку поднимать и опускать равномерно, без толчков и задержек, а правой тактировать не сбиваясь, точными и ясными ауфтактами.

Упражнение 7. 28.

Исходное положение: левая рука свободно опущена, правая тактирует. Медленное и плавное движение как вверх, так и вниз начинает локоть, увлекая за собой предплечье и кисть. «Отстающими» становятся не только кисть, но и предплечье (по отношению к плечу). Характер движения мягкий, волнообразный. Скорость движения как правой, так и левой руки, следует варьировать.

Упражнение 7. 29.

Исходное положение: левая рука свободно опущена, правая тактирует. Медленно и плавно поднимать перед собой вытянутую, но не напряженную левую руку. Кисть повернута ладонью вверх. В момент достижения верхнего уровня предплечье поворачивается по оси (по часовой стрелке) так, что ладонь оказывается приподнятой и обращенной от себя (подобно положению, описанному в предыдущем упражнении). Достигнув исходного положения, кисть вновь поворачивается ладонью вверх (как бы зачерпывает).

Упражнение 7. 30.

Исходное положение: левая рука свободно опущена, правая тактирует. Рука движется вверх с некоторым усилием, как бы поднимая в повернутой вверх ладони некоторую тяжесть. Движение вниз с соответствующим поворотом ладони совершается аналогично предыдущему упражнению.

Упражнение 7. 31.

Отличие данного варианта от предшествующего в том, что при движении руки вниз кисть (ладонью вниз) несколько опущена по отношению к предплечью, она как бы производит некоторый, все усиливающийся нажим.

Упражнение 7. 32.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, кисть (перпендикулярна полу) ладонью обращена вправо, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой делать медленные и плавные движения по горизонтальной линии. Движение ведет плечо, которое увлекает за собой, несколько «отстающие» предплечье и кисть. Движение представляет собой то же «поглаживание стены», но в горизонтальном направлении. Темп и способ выполнения соответствуют ранее указанным.

Упражнение 7. 33.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, кисть (перпендикулярна полу) ладонью обращена вправо, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой делать медленные и плавные движения по горизонтальной линии с некоторым нажимом, как бы растягивая резиновую ленту. Стремиться к образности, наглядности отображения этого «усилия» (мышечное напряжение должно, быть незначительным).

Упражнение 7. 34.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, кисть (перпендикулярна полу) ладонью обращена вправо, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой делать широкое, спокойное и плавное движение влево. В момент смены направления повернуть предплечье по оси так, чтобы ладонь была обращена в сторону от себя (большой палец – вниз) Достигнув правой точки горизонтального движения, предплечье поворачивается в исходное положение. Смены направления производить плавно, без остановок и толчков. Ведущим является плечо, предплечье и кисть «отстают».

Упражнение 7. 35.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, кисть (перпендикулярна полу) ладонью обращена вправо, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой делать широкое, спокойное и плавное движение влево с некоторым нажимом. В момент смены направления повернуть предплечье по оси так, чтобы ладонь была обращена в сторону от себя (большой палец – вниз) Достигнув правой точки горизонтального движения, предплечье поворачивается в исходное положение. Смены направления производить плавно, без остановок и толчков. Ведущим является плечо.

Степень нажима и момент его применения варьируются:

♪ нажим можно осуществлять лишь в одну сторону, снимая его при движении в другую;

♪ как бы «отодвигать» что-то при движении влево, или «притягивать» к себе при движении вправо и т. д.

Упражнение 7. 36

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой делать спокойные дугообразные движения влево и обратно (на 4– 6 ударов правой) Скорость движения и величина его амплитуды варьируются. Начинать с различных долей такта, обозначаемого правой рукой, и завершать в заранее намеченном моменте (доле такта).

Упражнение 7. 37.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой делать спокойные дугообразные движения влево, одновременно делать и поворот предплечья в ту же сторону, так, чтобы к концу дуги раскрытая ладонь была повернута вверх. Выполнять как жест «приглашения», указывающий: «сюда», «пожалуйста». Во время обратного движения предплечье принимает исходную позицию. Жест этот должен иметь либо характер «прикрывания», либо «перекладывания», «убирания», «припрятывания». Важно добиваться его образной выразительности.

Упражнение 7. 38

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Свободной левой рукой выполняется аналогичный «пригласительный» жест в направлении от себя. Для исходного положения перед началом руку следует согнуть в локте так, чтобы кисть была как можно ближе к корпусу. Движение выполняется предплечьем. Дуга должна быть значительно круче, чем в предыдущих упражнениях, а точки основания дуги ближе друг к другу (напоминаем о необходимости поворота предплечья и «пригласительного» движения кисти).

Упражнение 7. 39.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Делать одной кистью левой руки медленные кругообразные движения в направлении часовой стрелки. Следить за тем, чтобы в кисти не было зажимов, и чтобы все упражнение совершалось свободно, плавно, без толчков. Ладонь должна быть постоянно обращена вниз, пальцы не напряжены.

Упражнение 7. 40.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Делать одной кистью левой руки медленные кругообразные движения в направлении против часовой стрелки.

Упражнение 7. 41.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Начав кистевое движение по часовой стрелке, внезапно изменить его на обратное. Следить за тем, чтобы в этот момент правая рука продолжала спокойно тактировать.

Упражнение 7. 42.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Медленно делайте кругообразное движение предплечьем по направлению часовой стрелки. Кисть мягкая, скорость варьируется.

Упражнение 7. 43.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Медленно делайте кругообразное движение предплечьем по направлению против часовой стрелки.

Упражнение 7. 44.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Делайте кругообразные движения свободной, гибкой рукой в направлении часовой стрелки. Кисть параллельна полу. Величину и скорость движения варьировать. Движение «ведет» плечо Движения всей рукой от себя.

Упражнение 7. 45.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Делайте кругообразные движения свободной, гибкой рукой по направлению от себя (вниз, вперед и т. д. ).

Упражнение 7. 46.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Делайте кругообразные движения свободной, гибкой рукой по направлению от себя (вниз, вперед и т. д. ) с некоторым нажимом, как бы отодвигая что-то от себя.

Упражнение 7. 47.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Делайте кругообразные движения свободной, гибкой рукой по направлению от себя (вниз, вперед и т. д. ), но направленные в левую сторону.

Упражнение 7. 48.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Свободной рукой рисуйте «восьмерки» в горизонтальной плоскости; движение начинать влево – вниз и т. д.; ладонь постоянно остается параллельной полу.

Упражнение 7. 49.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Свободной рукой рисуйте «восьмерки» в горизонтальной плоскости; движение начинать влево – вниз и т. д.; ладонь тыльной стороной кисти обращена в сторону движения. Когда рука движется от себя (влево), большой палец должен находиться вверху, вправо – внизу. Изменение положения кисти осуществляется поворотами предплечья на конечных закруглениях. Кисть несколько отстает от предплечья и слегка согнута (запястье выступает вперед).

Упражнение 7. 50.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

 Свободной рукой рисуйте «восьмерки» в горизонтальной плоскости, прилагая некоторое усилие (нажим) при движении по нижней линии движения «восьмерки», как бы что-то отодвигая; движение начинать влево – вниз и т. д.; ладонь тыльной стороной кисти обращена в сторону движения. Когда рука движется от себя (влево), большой палец должен находиться вверху, вправо – внизу. Изменение положения кисти осуществляется поворотами предплечья на конечных закруглениях. Кисть несколько отстает от предплечья и слегка согнута (запястье выступает вперед).

Упражнение 7. 51.

Исходное положение: предплечье удерживается горизонтально, ладонь обращена вниз, правая рука тактирует.

Свободной рукой рисуйте «восьмерки» в вертикальной плоскости. Движение начинать вниз – влево и т. д. Кисть параллельна полу, ладонь обращена вниз. Начинать упражнения надо широким движением свободной руки, затем уменьшая его объем, продолжая предплечьем и, наконец, при наименьшей амплитуде производить его одной кистью.

Упражнение 7. 52.

Тактировать двумя руками одновременно таким образом, чтобы рисунок левой руки на одну четверть отставал от рисунка правой.

Тактирование начинается правой рукой, левая же вступает (с первой доли) в момент второй четверти, обозначаемой правой рукой. Необходимо следить за тем, чтобы движения рисунков тактирования выполнялись правильно, не напряженно, с ясными ауфтактами.

Упражнение 7. 53.

Тактировать двумя руками одновременно, вступая левой рукой на третью и, наконец, на четвертую долю такта, обозначаемого правой.

Делать аналогичные упражнения, применяя другие схемы тактирования (3/4, 6/4, 5/4)

Упражнение 7. 54.

Тактировать двумя руками одновременно метрические рисунки разных размеров (например, 2/4 – 3/4; 3/4 - 4/4 и наоборот), так, чтобы четверть в одной руке была равна четверти в другой. Для облегчения решения задачи в начале освоения последних двух упражнений выполнять их сначала очень медленно и с остановками на каждой доле. После освоения рисунков простых размеров тактировать сочетания более сложных: 3/4 – 5/4, 4/4 – 6/4, 4/4 – 5/4, 3/4 – 6/4 и наоборот.

Упражнение 7. 55.

Тактировать двумя руками одновременно метрические рисунки разных размеров таким образом, чтобы такт равнялся такту (например, 2/3 – 3/4, 3/4 – 4/4 и т. д. ). Эти трудные упражнения полезны для развития ритма и независимости движения рук. Все полиметрические упражнения можно тактировать (после достаточного освоения) одной рукой отрывисто, другой – мягко, связно и наоборот[147].

 


[1] Написанное с этим значком следует воспринимать с юмором и, возможно, даже не принимать всерьез.

[2] В работу включены цитаты из:

♪ «И петь нам, и весело петь! » Владимира Исааковича Ланцберга – российского барда, писателя, поэта, активного организатора клубов самодеятельной песни, педагога-организатора, заместителя директора детского реабилитационного центра, методиста центра школьного краеведения. В. Ланцберг был одним из ведущих теоретиков и практиков неформальной педагогики в СССР, его книги и эссе входят в теоретическую базу русскоязычной «новой педагогики»;

♪ «Хор вам в помощь» Бориса Игоревича Тараканова - российского писателя, музыканта, хорового дирижёр, создателя Академического хора Банка России, художественного руководителя и главного дирижёра Академического большого хора Российского государственного гуманитарного университета, профессора, действительного члена Союза журналистов России, Лауреата Гранта Президента России в сфере культуры и искусств, Лауреата Международной детской литературной премии Владислава Крапивина, президента ежегодного Международного фестиваля некоммерческого хорового искусства Chorus Inside.

[3] Тараканов Б. И., Федоров А. В. Хор вам в помощь! Или занимательное хороведение (экспресс-курс для заинтересованных). – М.: Издательский дом «Сталинград», 2014. – 409с. С. 190.

[4] Анекдот в тему: диалог в Одесской консерватории:

- Берточка, чего ты плачешь?

- Книжка грустная, Арончик, очень грустная.

- Какая?

- «История хоровой музыки России»...

(Автор шутки отчислен с 3-го курса за хроническую неуспеваемость. Балда! L)

[5] Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

[6] Левандо П. П. Хоровая фактура: Монография. – Л.: Музыка, 1984. – 124 с.

[7] Ермакова В. Н. Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения \ https: //www. uchportfolio. ru

[8] Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 400 с. С. 88

[9] Там же С. 89.

[10] Ермакова В. Н. Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения \ https: //www. uchportfolio. ru/articles/read/7

[11] Так, например, в хоре В. Шебалина «Зимняя до

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...