Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.14 Техника третья – образно-выразительная




 

Образно-выразительная техника - это совокупность средств вспомогательной, выразительной и образно-конкретной техники, которая призвана выразить определенный музыкальный образ. К ним относятся и средства эмоционального порядка и волевого воздействия на исполнителей.

Музыкальный образ хорового произведения заключается в себе некое эмоциональное содержание, которое можно охарактеризовать хотя бы обобщенными терминами, вроде мужественный, решительный, властный, ласковый, печальный, жалобный и т. д. Музыка определяет выразительность жеста, жест конкретизирует сущность музыки.

Будучи понятнее в сочетании с музыкой, выразительные движения вместе с тем помогают раскрыть ее смысл, конкретизируют содержание музыкального образа. Следовательно, руководя исполнением, дирижер использует как воздействующую силу музыки, так и выразительность собственных движений.

В данном случае жест дирижера его образный смысл может быть понят исполнителями, если он вызывает у исполнителей соответствующие ассоциативные представления в связи с определенной ситуацией, создаваемой процессом исполнения.

Известно, что комплекс средств и приемов, при помощи которых дирижер воздействует на исполнительский коллектив во время исполнения музыкального произведения, включает взгляд, мимику и вообще все поведение дирижера, стоящего перед коллективом исполнителей, все что связанно с яркостью непосредственной передачи музыкальной мысли[144]. При этом показывающий тончайшие нюансы эмоциональных состояний и чувств, тончайшие переходы из одного состояния в другое жест остается основным средством эмоционального воздействия дирижера на исполнителей.

Чтобы понять причину воздействия дирижерского жеста на исполнителей, необходимо иногда вскрыть их существо и найти отдаленные стимулы, вызывавшие их. Так, например, известен жест, выражающий героико-триумфальные образы, который величественно показывается высоко поднятой рукой, с минимальной амплитудой жеста. Такие жесты сопровождали героические деяния, где поднятая рука служила сигналом к сражению. Военачальник, призывая воинов к бою, шел впереди, высоко подняв руку, вооруженную мечом, саблей, чтобы задние ряды видели его и следовали его примеру. В произведениях изобразительного искусства (живописи и скульптуры) военачальники, вожди также изображаются чаще всего с простертой вверх рукой; жест приподнятой руки применялся при церемониях клятвы (полотно Давида «Клятва Горациев»). Наложили отпечаток на содержание жеста, на определенное его понимание и религиозные церемонии, где в молитве простирались руки к небу. Вытянутая вверх рука стала символом призыва к совершению чего-то особенного, чаще всего героического, жестом ораторов, трибунов. Понятно, поэтому что и у дирижеров поднятая рука вызывает представление о героике, торжественности, патетике. Жест этот, чтобы он сохранил свежесть, воздействующую силу, не должен применяться часто и особенно в рядовых случаях.

К образно-выразительной группе тесно примыкают жесты, прообразом которых являются какие-то трудовые действия. Например, основной жест дирижера — удар, заимствованный непосредственно из жизненной практики, который выполняет не только техническую роль определения начала доли (тактирования), но и становится средством руководства выразительной стороной исполнения. Движения удара и сходные с ними движения броска оказываются как бы непосредственной причиной возникновения звука. Естественно, что широко используются ассоциативные представления, связанные с разнообразнейшими формами движений, применяющимися нами в жизни. Здесь можно встретить движения, как бы «выталкивающие» звук толчком разной силы; движения, легко «подбрасывающие» звуки, заставляющие их парить; движения «разбрасывающие», «отбрасывающие» или «перебрасывающие» их и т. п. Ударными движениями дирижер срывает, прекращает звучание, показывает акценты, отрывистость звучания и пр.

Для показа протяженности звучания, его насыщенности дирижер использует движение - нажим. Этим же движением может быть показан и момент кульминации, выразительный мелодический акцент, небольшое по протяженности усиление динамики и пр.

Для отображения не только протяженности звука, но и его динамических изменений в сторону усиления или ослабления дирижерами часто используются движения «вытягивания», «протяжения», «поглаживания». Широкое применение находит также жест «поднимающий», как активное средство усиления звука.

Все эти движения могут выполняться как левой, так и правой рукой.

Выразительность жеста имеет значение и в отражении образного смысла динамики хорового произведения, где одна и та же динамика может выполнять различные по содержанию функции. Дело не в том, большой или малый жест применяет дирижер, а в том, насколько в нем отображен смысл музыкального образа.

В еще большей мере необходимость осознания смысла музыкального образа проявляется при изменении динамики, когда дирижеру для утверждения музыкального образа важно образно показать причины для смены динамики или постепенного ее изменения, а не просто продемонстрировать точное увеличение или уменьшение амплитуды жеста.

В основе каждого изменения динамики — рост или ослабление определенного состояния, увеличение или ослабление той или иной эмоции, усиления ее яркости, насыщенности. Передача музыкального содержания обуславливает появление той или иной динамики. Хору надо показывать то, что «лежит за нотами», не просто оттенок, а его причину, не ноты, а связи между ними, не фразу, а живой музыкальный образ во всей его конкретности и выразительности.

Большое выразительное значение имеют в дирижировании жесты, вызывающие представления о весе и пространстве. Одна и та же музыкальная фраза, гармоническая последовательность и т. п. в зависимости от тесситуры, в которой она будет исполнена, приобретает тот или иной характер. Излагаемые в низком регистре музыкальные темы, пассажи, иногда просто гармонии, большей частью вызывают в наших представлениях образы мрачного, тяжелого характера. Возникновение определенных ассоциаций, вызываемых тесситурой звучания, основано на том, что в восприятии явлений окружающего мира мы привыкли наблюдать определенную взаимосвязь между представлениями о свете и темноте с представлениями пространственными: то, что вверху — светлее, то что внизу — темнее.

На этом естественном чувстве основаны многие закономерности, отражающиеся в искусстве, быту, над природой которых мы часто не задумываемся. Так, никому не придет в голову красить потолок темной краской, а пол светлой, панели стены придать более светлый тон, чем верхней части её и т. д. Ощущения пространственные (т. е. верха и низа) связываются не только со светом или мраком, но и с понятием весомости. Чем ближе к основанию, тем всякий предмет фундаментальнее, массивнее. Горы расширяются книзу, все легкое устремляется вверх. Не случайно в готике устремление «к всевышнему», к небу нашло свое отражение в островерхих башнях величественных соборов.

В восприятии предметов мы прежде всего обращаем внимание на более массивные его части и затем уже наш взгляд скользит к более легким; поэтому готический собор обусловливает направление нашего взгляда снизу-вверх. Однако не только физические, но и психические закономерности лежат в основе ощущений тяжести и легкости. Усталого человека клонит к земле, так как он чувствует тяжесть своего тела. Опущенные руки, склоненная голова - внешние признаки, по которым может догадываться о душевном состоянии человека. Уже смысл самого слова подавленность, отражающего психическое состояние, говорит о том, что человек чувствует какую-то тяжесть, что-то на него давит. Наоборот, радость распрямляет человека, заставляет его подчас бурно выражать свое состояние в танце, прыжках, стремительных движениях и т. п. Итак, мрак, тяжесть, подавленность - с одной стороны, свет, легкость, радость - с другой. Таковы взаимосвязи некоторых наших чувств, обусловленные психикой, и ощущением закономерностей окружающей нас действительности. Эти ассоциации имеют непосредственное отношение и к дирижированию.

Перенося руку в различные плоскости тактирования, придавая ей большую или меньшую весомость (скажем, используя всю руку, или только кисть), дирижер может одной и той же музыкальной фразе придать разный характер, то есть передать исполнителям свое понимание художественного образа, придав музыкальному образу определенную эмоциональную окраску. Дирижер может смягчить печаль, сделать (в образном выражении своего жеста) ее более светлой, легкой; или, наоборот — придать фразе характер мрачности, подавленности[145]. Механическое перенесение руки в высокую или низкую плоскость тактирования еще не решает дела. Важна образность жеста. Искать ее нужно в осмыслении художественного содержания музыки.

Маленький совет от авторов: И динамика, и острота звука, и прочие особенности выразительного исполнения будут иметь большое значение, если они служат целям выявления музыкального образа.

Задание:

– анализируя партитуру хорового произведения, найдите аналогии между движением музыкальным и пространственным (куда, как идет развитие музыки);

- мысленно обозначьте каждую фразу музыкального произведения каким-либо термином, отражающим характер заключенной в нем эмоции, и соответственно определите свое отношение к нему;

- проследите изменения чувств, их усиление или ослабление, переходы в иное настроение и пр.;

- найдите прообразы внешних проявлений эмоций в жизни, наблюдая за собой, присматриваясь к окружающему и т. д.;

- отразите свои впечатления в собственном творчестве как актер или художник;

- понаблюдайте за мимикой, жестами актеров, особенно движениями их пальцев, которые в выражении чувств играют значительную роль и т. д.;

- внимательно изучите картины художников, особенно если в них имеется изображение трагического, героического, состояний радости, горя и пр. Ценность использования образцов живописи и скульптуры в том, что в них проявление чувств даны в обобщенном виде;

- ознакомьтесь с трудами Станиславского, где почерпнете большое количество мыслей, прямо или косвенно имеющих отношение к его собственному художественному мастерству;

- найдите соответствующие жесты, отражающих пространственное движение музыки хорового произведения;

- придайте жестам образности, которая сделала бы их наглядными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...