Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.13 Техника вторая – выразительная




 

Выразительная техника - это приемы, с помощью которых определяются изменение темпа, динамика, акцентировка, артикуляция, фразировка, штрихи стаккато и легато, дающие представление об интенсивности и окрашенности звука, то есть все элементы выразительного исполнения.

При этом правой руке традиционно отводится главенствующая роль в руководстве пением хора, которая посредством тактовых схем призвана концентрировать внимание музыкантов и осуществлять выполнение всех технических приемов в процессе дирижирования.

Левой рукой выражается протяженность звуков и аккордов, превышающих длительность счетных долей, обозначаемых правой рукой, а также отмечается смена гармонии; передается характер звучания, динамика, штрихи, вступление полифонических голосов, их характерные отличия и т. д. [137]

Наиболее известными и часто используемыми жестами образной выразительности дирижеры называют следующие:

♪ «пригласительный» или «предлагающий» жест, который обозначается движением руки слегка в сторону от себя с одновременным раскрытием и поворачиванием вверх ладони как бы предлагаем кому-нибудь сесть или взять что-либо, сказав «пожалуйста! ». В дирижировании им отмечают точку притяжения в мелодической фразе, частную кульминацию, главное слово и т. п;

♪ «зовущий» жест выполняется всей рукой или только кистью и пальцами с обращенной вверх ладонью при желании выделить какой-то отдельный голос из других, обращаясь к его непосредственно к данному исполнителю;

♪ «указывающий» жест и фиксированный взгляд на исполнителе дает ему понять, что особый оттенок должен быть выполнен именно им;

♪ жест «напряженности, цепкости» применяется для выражения большей концентрированности звука, когда постепенно поднимая левую руку с кистью повернутой ладонью вверх (и с присобранными напряженными пальцами) дирижер как бы собирает звук в горсть, поднимая его для усиления;

♪ жест «внимание! », когда дирижер поднимает левую руку с указательным пальцем, обращенным вверх;

♪ жест «просьбы», где раскрытая кисть обращена ладонью вверх, но по сравнению с жестом «приглашения» чуть более опущена;

♪ «отстраняющий» жест, при котором раскрытая ладонь повернута большим пальцем книзу и раскрыта[138].

♪ «взывающий» жест, где кисть левой руки развернута ладонью вверх в положении супинации;

♪ «приглушающий», при котором кисть левой руки развернута ладонью вниз в положении пронации.

Добрый совет от маэстро И. Мусина: при исполнении названных жестов выключите из тактирования левую руку; максимально примените ее выразительные возможности, используя жесты образной выразительности в непременной совокупности с мимикой и использованием дирижерских позиций (например, более высокая – для «взывающего» жеста, а более низкая – для «приглушающего»).

Напоминаем, что одним из важнейших выразительных средств музыкального исполнения является динамика, которая бывает постоянной и переменной. Постоянная (неподвижная: f, p, mf, mp) динамика в дирижерском жесте может быть выражена увеличением силы в руках, физической насыщенностью мышц и увеличением объема движения.

Совет от авторов:

♪ при показе подвижной динамики (crescendo, diminuendo) обратите внимание на постепенность и ровность показа увеличения или уменьшения звучности за счет увеличения или уменьшения амплитуды жеста;

♪ при показе crescendo определите вершину динамической фразы и равномерно распределите нарастание звучности к ней, начиная показ минимальным объемом жеста, ровным выдвижением левой руки вперед и вверх при тактировании правой;

♪ по мере нарастания динамики в движение включайте предплечье, плечо, делая жест все более насыщенным (в некоторых случаях crescendo может выразиться яснее в совместном действии рук, чем одной);

♪ в показе diminuendo следите за постепенностью и ровностью ослабления напряженности, характера, объема жеста; осторожно опуская вниз руки из высокого положения, приближайте их к корпусу (при этом первым «уходит» локоть).

В раскрытии содержания музыкального произведения для дирижера важнее всего определить не столько относительную силу звучания, сколько смысловые причины, обуславливающие тот или иной динамический оттенок. Например, в определении динамического контраста - внезапного изменения динамики (subito forte, subito piano, sforzando).

Напоминаем, что ауфтакт на subito forte левой рукой частично может совпасть с движением тактирующей правой, либо иметь иное направление, так же, как и иную величину амплитуды. Для показа жеста subito forte необходимо быстрое приготовление этого момента резким, коротким замахом. Само subito forte выпоняется кистевым ударом с участием всей руки.

Маленький совет от авторов:

более выразительное значение жест на subito forte приобретает тогда, когда ее замах превышает уровень замаха тактирующей руки; при этом важна не столько величина движения (замаха), сколько характерность жеста, выразительность кисти, пальцев;

♪ показ subito piano такжетребует мгновенного и решительного сокращения объема жеста, при котором энергично снимая предшествующую долю сильной динамики (как бы от испуга) рука стремительно отдергивается, убирается к корпусу и определяет следующую долю незначительным движением кисти[139].

Маленький секрет от авторов: поднимаясь после ауфтакта правой руки в последний момент перед наступлением нового оттенка, левая рука выполняет движение стремительно, активно, что делает ее жест заметным. Поднявшись, левая рука останавливается и в определении последующей доли участия не принимает. К концу движения кисть левой руки должна быть раскрыта и приподнята так, чтобы ладонь обратилась к исполнителям, как бы указывая: «стоп! », «нельзя! ». Жест этот может быть широким или кратким, быстрым или медленным, остановка резкой или мягкой и т. д. Быстрота движения левой руки зависит от темпа и характера музыки. Чем активнее жест, тем более определенно пресекается сильная динамика. Особенно ценен этот жест в переходах от f к р, которые сочетаются с прекращением звучания ряда голосов.

Этот прием является отличным выразительным средством для показа subito pianoпосле некоторого crescendo. Широкое кругообразное движение (вниз – влево), подготавливая появление нового оттенка, в то же время доводит crescendoдо конца доли. Для этого движение выполняется с увеличивающимся нажимом и некоторым ускорением к концу. Остановка руки вверху делается несколько раньше момента наступления р.

Известно, что к жестам образной выразительности также относятся: акцент (встречаются ритмические, динамические, мелодические, гармонические, тембровые и смысловые акценты, подчеркивающие наиболее значительные слова, слоги и даже буквы); sforzando, как акцент большей силы, яркости и значительности; синкопа, нарушающая метр произведения за счет перемещения акцента с сильной доли на слабую вследствие укорачивания первой.

Добрый совет от маэстро И. Мусина:

♪ показ акцента обязательно подготовьте специальным коротким, острым ауфтактом левой руки, после чего покажите сам акцент хорошей точкой, воспроизведенной кистевым броском;

♪ при показе sforzando используйте внезапное для хора, подчеркнуто резкий, энергичный и больший по объему, чем все другие доли в такте, ауфтакт, совместив его с последующим движением сверху вниз и вперед с сильным ударом в точке. После показа sforzando, упруго отскочив от точки, сократите амплитуду движения рук, приближая кисти и локти к корпусу;

♪ показ синкопы отличается особой активностью и энергией; показывается не сама синкопа, а начало предшествующей ей доли, характерным толчком кисти и локтя (слабая доля при этом удлиняется и утяжеляется). Активно должна быть отмечена и последующая доля, первую половину которой занимает синкопа.

Прописная истина: темп является одним из главных средств музыкальной выразительности, он тесно связан с характером и стилем хорового произведения. Кратковременное отклонение от ровного темпа при условии сохранения его в целом называется агогикой, точный показ которой также имеет отношение к жестам образной выразительности.

Совет от авторов: перед началом исполнения мысленно представьте темп первых тактов произведения. Определите кульминацию, возможность ее сопровождения (в небольших построениях) замедлением (в завершающих кадансах) или ускорением, которое, как правило, уравновешивается последующим замедлением. Замедление темпа осуществляйте за счет увеличения амплитуды дирижерского жеста, ускорение – за счет уменьшения ее и перехода на кистевое движение.

К жестам выразительной техники также относится показ штрихов, отражающиххарактер звуковедения в хоровом произведении. При этом жест legato демонстрирует предельную связанность звуков, marcato – яркую акцентированость, staccato – предельную краткость звуков и долгую паузу между ними, non legato – предельную точность в выдерживании звуков.

Напоминаем, что:

♪ для legato особенно важна ведущая роль кисти, которая осуществляет непрерывную плавную связь долевых движений между точками, исполнение которых должно иметь характер легкого прикосновения к воображаемой плоскости и не нарушать мягкую ровность движения;

♪ staccato выполняется резким, коротким ударом кисти, которая в момент приготовлении к staccato откидывается назад и кратковременно фиксируется в вертикальном положении. Показав точку на начале доли, кисть резко отталкивается от нее, вновь возвращаясь в вертикальное положение;

♪ исполнение marcato требует острых четких ударов кистью, сохраняя эластичность и мягкую упругость при отдаче кисти после воспроизведения точки;

♪ показ non legato характеризуется увеличением значимости точки и сокращением разделенных долевых движений.

Известно, что фермата – знак, увеличивающий продление звука (аккорда) или паузы на неопределенное количество временных единиц, является одним из средств музыкальной выразительности. Главным условием ее исполнения является неподвижность рук и сосредоточенность дирижера. В хоровой партитуре встречаются следующие виды:

♪ на звуке:

- снимаемая или заключительная фермата исполняется в окончании музыкального построения или всего сочинения и создает впечатление завершенности, утверждения. После снимаемой ферматы последующее звучание может возникнуть только в том случае, если дирижером будет показано новое дыхание;

- неснимаемая фермата встречается в середине музыкальной фразы, чаще всего она подчеркивает кульминацию[140]. После выдерживания ферматы рука чуть сдвигается вверх, приготавливая новую точку, как бы еще раз повторяя долю, на которой поставлена фермата. Для продолжения метрического движения после его остановки новое дыхание к следующей доле не показывается;

♪ фермата на паузе выслушивается после снятия звучности, предшествующей паузе;

фермата над тактовой чертой или между нотами воспринимается и применяется как особо выразительная пауза.

Не менее важны жесты образной выразительности при руководстве полифоническими голосами, подголосками, имитацией, показ вступления нового, важного голоса и т. д., которые также осуществляются левой рукой. Левая рука дает возможность выделять отдельные голоса, а главное – показывать их характерное отличие от других голосов по характеру или динамике и требует иной манеры исполнения[141].

Показывая вступление новому мелодическому голосу, можно ограничиться двумя-тремя жестами, определяющими его наиболее характерные выразительные черты, после чего обратиться к другому голосу или перейти к выполнению иных исполнительских задач.

Подголосок небольшой протяженности может быть продирижирован от начала до конца. Если длительность контрапунктирующего голоса значительна, то можно подчеркнуть лишь наиболее существенные моменты развития мелодии, изменение динамики, точки кульминаций и т. п. Функция левой руки здесь сводится к показу вступления небольшим энергичным жестом.

Еще более активна роль левой руки, когда изменение динамики одного голоса не совпадает с динамикой другого. Здесь необходимо движение руки, отображающее нарастание или спад звучности, образными жестами передающей динамические «волны»[142]. Для этого левой рукой могут исполняться укрупненные движения, не связанные метрической схемой тактирования, объединяющие несколько счетных долей.

Напоминаем, что контраст между голосами может проявляться в различии исполнительского штриха (staccato – legato) и ритмического пульса движения. Роль левой руки здесь заключается вотображении характера одного из голосов или вновь вступающего голоса, показе выразительности образов лирического, волевого, решительного характера[143], сольного, индивидуального высказывания.

Шепнем по секрету: даже оркестровые дирижеры в аналогичных случаях кладут палочку на пульт и обращаются к исполнителям свободной правой.

Изолированный жест левой руки также используется и при обращении к солирующему голосу. Не связывая солиста метричностью тактирования и предоставляя ему известную свободу, необходимо в то же время выразительным, но не назойливым жестом направляет его музицирование таким образом, чтобы оно соответствовало общему характеру исполнения. При этом степень руководства зависит от значения сольной фразы и места, занимаемого ею в произведении, что требует от дирижера либо намека, либо более активного руководства.

Задание:

- начните процесс изучения графических схем со специальных упражнений, способствующих достижению ясного, четкого и выразительного рисунка каллиграфически точной дирижерской сетки (такое «чистописание» в начальном периоде обучения вырабатывает ясность почерка, который от этого не потеряет своей индивидуальности и своеобразия);

- меняя уровень от доли к доле в соответствии с закономерностями метроритма, формы рисунка, слабые доли рисуйте взмахом руки на более высоком уровне, нежели сильная, и ощущайте их как сравнительно более легкие;

- следите за чередованием сильных и слабых долей, и наглядно показывать это чередование в простых (2/4, 4/, 4, 3/4), сложных (6/8, 9/8, 12/8 и др. ) и несимметричных (5/4, 7/4, 11/4 и др. ) графических схемах, уделяя особое внимание показу сильной доли, которая является основным организующим моментом в дирижировании;

- выполните упражнения, способствующих освоению жестов графических схем (см. Приложение 1 упр. № 7. 28 - 7. 55);

- выполните упражнения, способствующих освоению жестов:

♪ постоянной (неподвижная: f, p, mf, mp) динамики (см. Приложение 1 упр. № 7. 15 - 7. 18);

♪ переменной (подвижной) динамики (crescendo, diminuendo) (см. Приложение 1 упр. № 7. 19 - 7. 20);

♪ акцента, sforzando, синкопы (см. Приложение 1 упр. № 7. 21, 7. 24);

- отклонения от ровного темпа при условии сохранения его в целом (см. Приложение 1 упр. № 7. 14);

♪ штрихов legato, staccato, marcato, non legato (см. Приложение 1 упр. № 7. 22);

♪ при руководстве полифоническими голосами, подголосками, имитацией, показа вступления нового, важного голоса, соло и т. д. (см. Приложение 1 упр. № 7. 23);

- конкретизируйте жесты выразительной техники применительно к изучаемому хоровому произведению;

- закрепите жесты выразительной техники в дирижировании произведением в обозначенном размере и темпе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...