Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)




2. Диагностика определения уровня обученности (по П. И. Третьякову)

Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

 

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 

Тест для определения обученности

Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…         I уровень - различение
Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу… II уровень - воспроизведение
Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи… III уровень - понимание  
Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…         IV – уровень умений (репродуктивных)
Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи… V уровень – перенос (творческие умения)

 

Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.

 

Выполнено                                 Оценка

 

Вариант I 1, 2                                         «3»

Вариант II 2, 3, 4                       «4»

Вариант III 4, 5                                      «5»

 

Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

Ф. И.

Полностью и правильно выполнены задания

Выводы

 

 

Уровни обученности

  различение запоминание понимание умение перенос
             

 

3. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г. А. Русских)

 

Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.

Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия.

Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.

 

В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления) и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории). Вектор усложнения направлен от терминов к законам и теориям.

Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.

 

Тест для определения уровня усвоения системы знаний

 

Эмпирические знания

 

1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…

2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие…

3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …

4. Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …

 

Теоретические знания

 

5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.

6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?

7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?

8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?

9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)

10. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…

 

Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

Ф. И.

Усвоение компонентов системы знаний   

Кол-во баллов % Выводы
     
                         

 

Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый, «4»; 5-4 балла – критический, «3».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...