2. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
2. Диагностика определения уровня обученности (по П. И. Третьякову) Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения). Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам. Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения. Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие. Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике. Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Тест для определения обученности
Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.
Выполнено Оценка
Вариант I 1, 2 «3» Вариант II 2, 3, 4 «4» Вариант III 4, 5 «5»
Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
3. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г. А. Русских)
Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся. Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия. Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.
В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления) и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории). Вектор усложнения направлен от терминов к законам и теориям. Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.
Тест для определения уровня усвоения системы знаний
Эмпирические знания
1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее… 2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие… 3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты … 4. Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …
Теоретические знания
5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия. 6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…? 7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины? 8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…? 9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …) 10. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…
Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый, «4»; 5-4 балла – критический, «3».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|