Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Kubareva A. V. Особенности физкультурно-оздоровительной работы. с обучающимися ОВЗ в учреждении СПО. Features of physical culture and health work with students of disabilities




Kubareva A. V.

 

Особенности физкультурно-оздоровительной работы

с обучающимися ОВЗ в учреждении СПО

Features of physical culture and health work with students of disabilities

in the institution of VET

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в рамках здоровьесберегающей среды техникума как условия профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Abstract: The article deals with the features of the organization of physical culture and recreational work within the framework of the health-saving environment of the technical school as a condition for vocational training of disabled people and persons with disabilities.

Ключевые слова: обучающийся с ОВЗ, здоровье, инвалидность, здоровьесберегающая среда, физкультурно-оздоровительная работа, факторы.

Keywords: student with disabilities, health, disability, health-saving environment, physical culture and health work, factors.

Поступление в образовательное учреждение СПО обучающегося с ограниченными возможностями здоровья сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, появлением ряда проблем, связанных с успеваемостью, самоорганизацией. Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и детей с тяжелыми нарушениями является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития и не позволяют вести полноценную жизнь.

Отметим основные психологические особенности детей с ОВЗ:

-Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

-Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения явлений психомоторной расторможенности.

-Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Обучающимся с ОВЗ их отклонения в физическом или психологическом развитии затрудняют освоение образовательных программ, поэтому эта категория нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вовремя начатое и правильно организованное обучение, в перспективе позволит предотвратить или смягчить различные по своему характеру нарушения у обучающихся. Поэтому в организациях образования необходимо создать условия для обучения, с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей таких обучающихся. Наиболее эффективными условиями обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ являются условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, форм и методов обучения и воспитания; специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования; проведения коррекционных занятий.

Занятия физической культурой и спортом играют большую роль в адаптации, социализации, приобщению к здоровому образу жизни обучающихся с ОВЗ, а также являются основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на обучающихся, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями здоровья в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии.

Физические упражнения укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц; улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ; улучшают функции сенсорных систем. Также способствуют развитию интересов, убеждений, мотивов, потребностей; формируют волю, характер, поведение и являются одним из средств духовного развития человека, то есть влияют одновременно на организм и на личность.

Модель ежедневной системы работы по физическому воспитанию представляет следующую последовательность: утренняя гимнастика; физкультурные занятия; индивидуальная работа; физкультминутки; коррекционная работа; музыкально-ритмическая гимнастика; гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная; подвижные игры.

Особо следует обратить внимание на индивидуальный подход в организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ, на выбор методических приемов, в зависимости от структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т. п. Рекомендуется разумное использование комплекса методов и методических приемов.

При обучении двигательным действиям обучающихся необходимо использовать словесные и наглядные методы, так как они тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адаптивные резервы организма и личностные качества обучающихся.

При развитии физических качеств и двигательных способностей рекомендуется сочетание различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных, дробность при выполнении упражнений, имитационных, подводящих и др.; вариативность техники физических упражнений (исходного положения, темпа, ритма, усилий, направления, амплитуды и т. п. ); разнообразия вербальных и невербальных методов и методических приемов, словесных, наглядных способов воздействия, музыки, внушения и др.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы обучающихся с ОВЗ, является игровой метод. Поэтому для большей адаптации обучающихся с ОВЗ на занятиях по физической культуре целесообразно использовать подвижные игры с разной преимущественной направленностью, степенью интенсивности, способствующие развитию познавательных способностей и психических функций. Каждое занятие должно содержать элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики.

Для обучающихся с ОВЗ в целях повышения их мотивации к занятиям физической культурой и спортом, формирования из их числа потенциальных участников соревнований, в организациях образования необходимо в полной мере использовать многообразие физкультурных и спортивных форм в рамках физкультурно-спортивной деятельности, но с учетом избирательности форм мероприятий и наличия медицинской справки о допуске к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях. В организациях образования обучающимся с ОВЗ важно обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, создать специальные условия, с учетом особенностей их психофизического развития.

Для расширения двигательного диапазона и повышения потенциала здоровья, обучающихся в рамках образовательной деятельности педагогами, тренерами-преподавателями необходимо использовать на занятиях такие средства, как оздоровительное плавание, корригирующая, ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерных устройствах и с использованием различных предметов.

Правильная организация коррекционно-развивающей работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на занятиях физической культуры способствует развитию и совершенствованию не только их двигательной активности, но и социальной реабилитации и адаптации.

 

Список литературы:

1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дисс. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000 – 48 с.

2. Акбашев, Т. Ф. Валеопедагогика как система [Текст] / Т. Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии. – СПб, 2017 – С. 7–10.

3. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] /Н. М. Ковриго //Образование и здоровье. – Калуга, 2018. – С. 149–150.

4. Кулева, С. В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения [Текст] / С. В. Кулева // Завуч. – 2018. – №3. – С. 49–60.

5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2014. – 240 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...