Vorontsova T. N. Коммуникативная компетентность - один из важных компонентов профессионализма педагога. Communicative competence is one of the important components of the professionalism of the teacher
Vorontsova T. N. Коммуникативная компетентность - один из важных компонентов профессионализма педагога Communicative competence is one of the important components of the professionalism of the teacher Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы использования коммуникационной компетентности – одного из важных компонентов профессионализма педагога при организации образовательного процесса в учреждении СПО. Abstract: This article deals with the use of communication competence - one of the important components of the professionalism of the teacher in the organization of the educational process in the institution of VET. Ключевые слова: коммуникации, компетентность, компоненты, профессионализм, образовательный процесс, организация. Keywords: communications, competence, components, professionalism, educational process, organization. Сегодня образование в России переживает сложный период, который характеризуется быстрым ростом темпов сменяемости и обновления знаний, изменениями подходов и принципов образования, поиском нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки. Основным принципом построения образовательного процесса в образовательном учреждении является ориентация на развитие личности обучающегося, обучение его способам действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать образовательные потребности, познавательные интересы и профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи выдвигается организация образовательной среды, которая будет способствовать развитию личностной сущности обучающегося. Работая по образовательным стандартам, педагог должен использовать технологии развивающего, личностно ориентированного обучения, технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения. Преподаватель должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять образовательным процессом. Профессиональная деятельность предусматривает необходимость непрерывного образования, организации процесса постоянного повышения профессиональной компетентности.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. К ним, в первую очередь, относятся рефлективность, гибкость, способность сопереживать другим людям. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Многие ученые занимались и занимаются проблемой изучения, формирования и развития коммуникативной компетентности. Проблему коммуникативной компетентности в деятельности педагога выделяют Н. В. Бордовская, Л. М. Митина, А. К. Михальская, Н. Н. Обозов, А. А. Реан, Л. А. Шипилина, Е. А. Юнина, В. А. Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие, коммуникативные умения, коммуникативность, коммуникативные качества, свойства личности, коммуникативные процессы. Что же следует понимать под коммуникативной компетентностью? Коммуникативная компетентность – это, прежде всего знание о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма педагога, потому что общение с обучающимися составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и умений.
Коммуникативная компетентность педагога определяется основными составляющими: - мотивационно-ценностной(готовность к профессиональному совершенствованию, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации; - когнитивной (что специалист знает по данному вопросу); - операциональной (как специалист реализует свои знания на практике); -позиционно-ценностной (как специалист относится к сфере деятельности). Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее составляющих, умелое владение и применение коммуникационных техник. Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) как предпосылка переживания радости общения. К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующие: потребность в общении с обучающимися; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения; взаимная личностная аттракция; понимание обучающихся, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; конструктивное решение межличностных противоречий; гуманизм и демократизм общения. Педагогическое общение - это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли педагога и обучающихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивней их диалог и согласованней их действия, тем устойчивее межличностные контакты и, следовательно, тем легче протекает процесс социально – профессиональной адаптации обучающихся. Взаимопонимание выражается в адекватном отражении друг друга, в осознании мотивации действий и поступков. Уровень понимания детерминирует ожидания педагога. Успешность продвижения в учебе в значительной мере зависит от того, какой результат ожидается получить. Взаимопонимание в педагогическом общении имеет несколько аспектов. Оно складывается, во – первых, из понимания педагогом обучающихся; во – вторых, из понимания обучающимися педагога; в - третьих, из понимания обучающимися друг друга.
Таким образом, понятие «коммуникативной компетентности» напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме. Сотрудничество педагога и обучающегося побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с разного рода литературой, постановке конкретных целей и определению задач и т. д. Такое взаимодействие направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию подростка в полной мере. Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции: коммуникативную; интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия; перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия. Коммуникативная компетентность - ядро профессионализма педагога, а взаимодействие с обучающимися составляет сущность педагогической деятельности. Для управления процессом педагогического взаимодействия нам необходимо знать ведущие мотивы, которые определяют направленность деятельности конкретного обучающегося. Если важно при взаимодействии мотивировать обучающегося на конкретную деятельность в настоящий момент, выбираются приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия для расширения уровня учебных возможностей. Для этого необходимо развивать коммуникативные компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции обучающегося.
Для выполнения этих задач можно использовать приемы коммуникации: Прием №1. Особое замечание. Этот прием позволяет сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону. Сначала, не осуждающее описываем то, что не нравится («когда я вижу, как ты занимаешься своими делами…, как ты пытаешься поговорить с соседом…» и т. п.. ). Затем, описываем сам отрицательный эффект («а время, отведенное на работу, заканчивается» и т. п. ). И, наконец, сообщаем о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к обучающемуся («я думаю, что твоя работа останется непроверенной» и т. п. ). Прием № 2. Технология предупреждения и разрешения конфликтов. В педагогическом общении очень важно уметь предупреждать и разрешать конфликты. Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу». Например, о критериях отметок (перед началом решения теста на доске пишутся критерии оценивания работы, где указывается балл и процентное соотношение. Тогда каждый обучающийся может оценить самостоятельно выполненную им работу и не задавать вопрос «Почему? »). В начале учебного года куратор доводит до сведения первокурсников «Правила поведения в образовательном учреждении». Каждый обучающийся собственноручно его подписывает. Затем только остается напоминать, в случае нарушения правил, нарушенное положение и указать на подпись. Правда, с этим соглашаются не все обучающиеся. Многие воспринимают это как «прихоть» педагога. Но если конфликт все-таки возник, важно использовать алгоритм разрешения конфликтов , разработанный специалистами. Прием №3, позволяющий предупреждать и разрешать конфликты. Он помогает педагогу в осознании причин сложностей в общении с конкретным обучающимся в определенной ситуации. Прежде, чем решать, что и как делать, необходимо определить, чья это проблема – моя или обучающегося. Определить это просто, надо честно ответить самому себе на вопрос – кому в этой ситуации плохо. В большинстве случаев, если обучающийся не работает на занятии, не слушает объяснений, он не страдает от этого. Значит, это проблема педагога. В такой ситуации надо работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если, не знаю, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделать вид, что ситуация меня не касается). Обязательно следует проанализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, самые неконструктивные основания для решения проблем).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|