Холодкова Ю. П. Kholodkova Y. P. Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации. Self-development of a specialist in the profession as a factor of his professional self-realization
Холодкова Ю. П. Kholodkova Y. P.
Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации Self-development of a specialist in the profession as a factor of his professional self-realization Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы саморазвития специалиста как фактора его профессиональной самореализации. Показана сущность процесса «саморазвития» и технологии его организации. Приведены требования к мастеру производственного обучения в практической деятельности. Abstract: This article deals with the issues of self-development of a specialist as a factor of his professional self-realization. The essence of the process of " self-development" and the technology of its organization are shown. The requirements for the master of industrial training in practical activities are given. Ключевые слова: саморазвитие, сущность, технологии, организация, требования. Keywords: self-development, essence, technologies, organization, requirements. В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие. Важно осознание того, что стать успешным человеком сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками саморазвития как личностного, так и профессионального; навыками самостоятельной работы и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным специалистом. Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление профессиональных затруднений и корректировка деятельности; поэтапное целеполагание деятельности, ее моделирование и прогнозирование; самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности; изменения в мотивационной сфере; развитие способности реализовать свой творческий потенциал; постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач; динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума.
Путь профессионального саморазвития педагога является сложным процессом, и на разном его этапе обеспечивается различными механизмами. Можно выделить несколько этапов: Основная активность личности проявляется в сфере увлечений, а также обучения и образования. На первом этапе профессионального саморазвития наибольшую значимость имеет такая ценность, как материальное положение, к остальным ценностям положение индифферентное. На втором этапе, предпочитаемой ценностью, является сохранение собственной индивидуальности. На третьем этапе становления предпочтения отдается креативности, духовному удовлетворению и развитию себя. Профессиональное саморазвитие педагогов, мастеров производственного обучения предполагает наличие у них сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к осуществлению профессионального саморазвития и развитость рефлексивных умений. Важнейшей задачей деятельности является развитие обучающихся. Но полноценно развивать обучающегося может лишь тот, кто сам находиться в процессе саморазвития. Отметим, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является подготовка компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и, чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни педагоги должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в деятельности, решать свои проблемы.
Специалист, который может научить этому должен: иметь активную жизненную позицию; уметь анализировать свое поведение; управлять собой и своими эмоциями; применять творчество в специальности; стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень; внедрять и использовать новейшие технологии; быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным; заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. Процесс информатизации общества стремительно движется вперёд. И у педагогов нет иного выбора, кроме как адаптации к информационному веку. Педагог должен научить обучающихся обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе, использовать информационные технологии. Рассмотрим эти требования на примере мастера производственного обучения. Ведь сегодня специальность мастера производственного обучения предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный мастер производственного обучения должен устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с обучающимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Мастер производственного обучения ХХI века. Современный мастер... Какой он? Современный мастер - это профессионал. Профессионализм мастера определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, целенаправленным формированием тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Кроме того, профессия мастера производственного обучения требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных обучающихся, их разнообразные интересы, мастер должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Мастер должен обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие. Современные исследования роли мастера производственного обучения в развитии личности обучающегося показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие мастера с обучающимися идет на информационном уровне, в деятельности мастера важно широко применять методы диалога и дискуссии, включать обучающихся в процесс деятельности и даже в подготовку мастера к занятиям. Это способствует значительному сближению мастера и обучающихся. Такому сближению в значительной степени может способствовать и позитивный образ мастера. Слово мастера приобретает силу воздействия лишь в том случае, если он узнал обучающегося, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения усваивается не только содержание материала, но и отношение к ним мастера. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если мастер пользуется уважением и доверием со стороны обучающихся как человек; умеет понимать по реакции, как воспринимают и оценивают его личность те обучающиеся, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение обучающегося, но и личность самого мастера. Мастеру важно предоставлять обучающимся большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми. Мастер - это такой человек, который кроме знаний своей основной специальности должен владеть и смежными профессиями. Если мастер хорошо знает свою специальность, но не следит за развитием науки, экономики, то он не будет расти и развиваться. Поэтому даже если есть прекрасные знания, любому мастеру нужно саморазвитие. Саморазвитие мастера - это его ежедневная задача, поскольку общество всегда предъявляло и будет предъявлять ему самые высокие требования.
Чтобы иметь уважение среди окружающих и смелость обучать, нужно знать больше других. Чтобы чему-то учить, нужно быть всегда в курсе всего происходящего, всех обновлений. Саморазвитие мастера играет огромную роль, поскольку каждые три года он встречает новых обучающихся. Выделятся следующие виды саморазвития мастера: внутренний и внешний. Внутренний характеризует его чувство долга перед страной, городом, обучающимися, окружающими людьми, его убеждение и самооценку. Внешний показывает всё то, чего требует от мастера общество. Покажем основные технологии саморазвития мастера производственного обучения в современных условиях. Эта работа приобретает особую актуальность, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность при самоконтроле для осознания и оценки собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самовоспитанию. Уровни профессионального развития мастера могут быть представлены следующим образом: 1. Умение мастера управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомима); управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дикция, темп речи) и др. 2. Умение воздействовать на личность и раскрывать технологическую сторону процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные и другие умения. 3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности). 4. Творчество. Эта деятельность связана не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением. 5. Готовность мастера к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту мастера, авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.
6. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно из распространенных направлений поиска в образовательных учреждениях. Список литературы: 1. Власова, Е. А. История становления проблемы процесса саморазвития. - М.: Фолио, 2007. 2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1999-510с. 3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических кадров учреждений профессионального образования на основе сетевого взаимодействия: учебно-методическое пособие под ред. И. П. Пастуховой. - Ярославль: изд-во ЯГТУ, 2009. 4. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. №7. 5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книг ах / Под ред. Симоненко В. Д., Ретивых М. В. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1. 6. Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|