Мухина О. Л. Mukhina O. L. Средовой подход в профессиональном становлении специалиста. в ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум».
Мухина О. Л. Mukhina O. L.
Средовой подход в профессиональном становлении специалиста в ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум». Environmental approach in the professional development of a specialist in GAPOU LO " Borsk Agro-Industrial College". Аннотация. В статье рассматриваются вопросы средового подхода в аспекте профессионального воспитания студентов техникума. Приведены практические примеры создания практико-ориентированной среды в образовательном учреждении. Abstract. The article deals with the issues of the medium approach in the aspect of vocational education of students of the technical school. Practical examples of creating a practical-oriented environment in an educational institution are given. Ключевые слова: образовательная среда, средовой подход, технология создания образовательной среды, профессиональное воспитание. Key words: educational environment, environmental approach, technology of creating educational environment, vocational education. Сегодня перед каждой образовательной организацией стоит значимая и сложная задача, связанная с организацией, формированием и развитием практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей объединение техникума с производством, когда на основе договорных отношений и в результате погружения студентов в производственный процесс, выпускаются компетентные специалисты, готовые сразу включиться в профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность включает в себя понятия профессиональная подготовка и профессиональное образование. В чем же отличия? Профессиональная подготовка обеспечивает степень готовности выпускника к конкретному решению «частных» задач профессиональной деятельности, а профессиональное образование предполагает профессиональную компетентность, за которой в первую очередь стоят понимание и целостное видение конкретной профессиональности области и себя в ней, происходит самооценивание. Самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, профессионального поведения, эмоциональное отношение и оценивание себя. Человек становится личностью, черпающих ресурсы в среде и обогащает себя через среду. [4].
Глубинный смысл понятия «среда» открывается в процессе погружения в идеи средового подхода, который представляет собой «теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности. Средовой подход в образовании – это способ построения образовательного процесса, при котором акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного воздействия на обучающегося в область построения среды образовательного учреждения как совокупности условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социокультурном окружении, для саморазвития и самовыражения личности». [3]. Таким образом, средовой подход представляет целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе, обращение в средство педагогического воздействия. Средовой подход, разрабатываемый исследователями Ю. С. Мануйловым, В. И. Слободчиковым, В. А, Ясвиным и др., в инструментальном плане представляет, по мнению Мануйлова Ю. С., «систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного процесса». [3]. В философии среда трактуется как совокупность условий, взаимосвязь предметов и явлений, способствующие эффективному свершению человеческой деятельности. Если обратиться к истории становления средового подхода в отечественной педагогике, то, как отмечает Л. И. Новикова, несмотря на значительное расширение педагогических представлений о взаимодействии человека и среды, знания эти трудно применимы на практике в силу разнообразия трактовок и подходов к использованию среды.
Этапы развития рассматриваются в следующем контексте: - Первый этап развития происходит в 20 и 90 г. г. где аспектом изучения идёт среда как фактор воспитания и рассматривается - воспитательная среда. - На втором этапе, который определяют следующие десять лет, среда рассматривается уже не как фактор воспитания, а как фактор образования. Понятие «образовательная среда» подразумевает разностороннее воздействие на личность и содержит широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. - Третий этап. По мнению М. С. Савиной, основная идея «средового подхода» в воспитании студентов среднего профессионального образования формулируется следующим образом: «не вовлечение их в поток организуемой деятельности, а, напротив, создание условий развития субъектности, личностного роста и творческой самореализации». Такое воспитание уточняет характер социокультурной среды, обозначая важность применения наиболее активных и эффективных форм, приемов и методов учебной и внеучебной деятельности и непосредственное включение студентов в среду, соответствующую их возрастному периоду. При условии, что среда организована грамотно, она вызывает у формирующейся личности интерес и желание воздействовать на ее характер, а это, в свою очередь, активизирует процесс воспитания. Таким образом, необходимо создание «творческой событийной среды», т. е. «творческой атмосферы проживания создаваемых совместными усилиями событий, которые имеют эффекты эмоционально-ценностного переживания для всех субъектов» [2]. Декады по профессиям, мастер-классы по профессиям, конкурсы профессионального мастерства «Лучший в профессии, в специальности» на базе образовательных организаций, чемпионат Молодые профессионалы, чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс» – подготовка, участие, передача опыта, дальнейшее развитие – вот событийная творческая среда, которая нужна именно сегодня для профессиональной социализации и воспитания квалифицированного специалиста. Исходя из вышеизложенного, создание образовательной среды подготовки современного специалиста требует решения задач:
1. Разработать систему мер, для улучшения образовательной среды студентов (климат в техникуме, условия обучения, отношения со сверстниками и т. д. ). 2. Обеспечить максимально улучшенный процесс адаптации студентов к производственным условиям и преодоления трудностей в их адаптации. 3. Устранить дисбаланс в теоретической и практической подготовке будущих специалистов техникума на всех этапах образовательного процесса за счет расширения участия руководителей или представителей предприятий и организаций, заинтересованных в компетентных специалистах. [1]. Включение студентов в производственную среду является одним из направлений внедряемого в настоящее время практико-ориентированного образования. Большое внимание вопросам практико-ориентированного образования уделяется и в Борском агропромышленном техникуме при подготовке специалистов в области электротехнической, сельскохозяйственной, строительной промышленности. Согласно заключенным договорам, проводится оптимизация работы с базовыми производственными предприятиями, расположенных в Бокситогорском и Тихвинском районах. Во всех производственных предприятиях, являющихся базами практического обучения студентов, определены ответственные за профессиональную подготовку обучающихся. Со стороны техникума – это авторитетные преподаватели, со стороны организации – ведущие работники. К проведению практических занятий профессионального цикла привлекаются специалисты - практики, имеющие большой опыт работы. Для реализации преемственности обучения студентов и их последующего трудоустройства, проведение не менее 20% практических занятий профессионального цикла планируется осуществлять в базовых предприятиях Бокситогорского района. Для освоения профессиональной компетенции проводятся тренинги, интерактивные практические занятия в лабораториях: «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», специально оборудованной с учётом переработки всей сельскохозяйственной продукции: это и полуавтоматическая установка розлива молочной продукции, пастеризатор молока, маслобойка. В лаборатории «По ремонту и обслуживанию автомобилей» оборудованной учебными тренажерами «Коробка передач», «Проверка и регулировка углов развала и схождения колес», стендами - тренажёрами «Балансировка колес легковых автомобилей», «Шиномонтажные работы легковых автомобилей», Тренажерный комплекс «Сухая и влажная уборка автомобиля» и др.
Студенты имеют возможность проводить ролевые игры, мастер-классы и различные тренинги, способствующие повышению внимания и формированию профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. Особое значение отводится производственной практике, подготовка к которой начинается ещё задолго до выдачи заданий на практику. Во время теоретических занятий происходит ознакомление с объектами будущей профессиональной деятельности. Включение в базовые общепрофессиональные и специальные дисциплины практических заданий, таких как проектирование, игровые формы, моделирование целостных фрагментов педагогической деятельности (предметно-технологическое и социально-ролевое содержание), позволяет студентам включатся в квазипрофессиональную деятельность. Такому практико-ориентированному обучению отводится особая роль в становлении и совершенствовании у обучающихся профессиональных компетенций. Эти задания предъявляются как производственные ситуации, из которых студентам необходимо «вычерпать» проблему, перевести ситуацию в профессиональную задачу, которая носит метапредметный характер. Затем уже выбрать способы решения производственной проблемы и проанализировать эффективность найденных решений. Взаимодействие с потенциальными работодателями разнообразно. Это и участие представителей производственных предприятий в конкурсах профессионального мастерства студентов, и в составе жюри конкурса «Студент года». Деловые отношения, сложившие у техникума с партнерами, позволяют расширить студенческое участие в социальной жизни города, реализовать совместные проекты: «Вот она, какая, сторона родная» - изготовление мастерами отделочных строительных и декоративных работ штукатурных панно с достопримечательностями Бокситогорского района, с целью развития событийного туризма в районе. «Корзина добра» - помощь техников-электриков в проведение новых электрических кабелей ветеранам труда и труженикам тыла. Привлечение студентов во внеучебное время к общественно - полезной деятельности позволяет будущим работодателям оценить обучающихся в нестандартной обстановке.
Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и саморазвития человека. Итак, профессиональное воспитание в техникуме представляет собой специально организованный, контролируемый процесс, в ходе которого происходит профессиональное становление специалиста, развитие профессиональной структуры его личности, постепенный переход от вчерашнего школьника к субъекту самостоятельного профессионального труда. Профессиональное воспитание пред завершает первичную профессиональную социализацию человека. Список литературы: 1. Канаева Т. А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www. sisp. nkras. ru 2. Магомедова З. Х., Развитие представлений о среде и средовом подходе в отечественной педагогике (электронный журнал «Мир науки, культуры, образования»), № 5 (84), 2018, Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», https: //cyberleninka. ru/. 3. Мануйлов Ю. С. , Концептуальные основы средового подхода в воспитании (электронный журнал Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика), 1 том, 2020 Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», https: //cyberleninka. ru/ 4. Солянкина Л. Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетенции специалиста в практико ориентированной образовательной среде//Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0, 6 п. л. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|