Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сергеева Я. К. Sergeeva Y. K. Педагогические технологии и методы,. применяемые в профессиональном обучении и направленные




Сергеева Я. К.

Sergeeva Y. K.

 

Педагогические технологии и методы,

применяемые в профессиональном обучении и направленные

на повышение уровня мотивации студентов.

Pedagogical technologies and methods,

applied in vocational training and directed

to increase the level of motivation of students.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации студентов к обучению и освоению профессии. Предлагаются практические методы и технологии для повышения мотивации, а также приводится мониторинг показателей эффективности их применения.

Annotation. The article addresses the problems of increasing the motivation of students to study and master the profession. Practices and technologies are proposed to increase motivation, and performance indicators are monitored.

Ключевые слова: Мотивация, поиск ресурсов, технологии, методы, задачи, стимул.

Keywords: Motivation, resource search, technologies, methods, tasks, incentive.

Современные условия развития нашего общества заставляют педагогов профессиональных образовательных учреждений искать новые подходы при создании учебной и развивающей среды для подростков с трудностями в обучении. Важнейшей образовательной целью является создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка, а также мотивировать его на образовательную деятельность. Без этого невозможна его успешная интеграция в социальную среду.

Отметим, что мотивация представляет собой внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает доводить начатое до конца. Она находится в основе, практически, любого действия, продвигает и направляет это действие. Можно утверждать, что без мотивации нет действия. Мотивация очень важна, потому, что она заставляет активно искать ресурсы, чтобы обеспечить выживание. Люди мотивированы, чтобы искать пищу и есть, либо найти партнера по работе, обучению. Это примеры базовых мотивов или потребностей, которые являются врождёнными и проявляются вне зависимости от культуры. Вероятно, мотивация в обучении возникает на основе нашего собственного интереса к предмету, или потому, что это знание нам для чего-то необходимо.

В связи с этим мы можем выделить два типа мотивации: внутренняя и внешняя:

1. Внутренняя мотивация наблюдается, когда люди испытывают внутреннее желание что-то сделать, потому что считают это важным, или это доставляет им удовольствие. Студенты с таким типом мотивации будут больше заинтересованы в выполнении задач, которые содержат проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Внутренняя мотивация снижается по мере того, как дети становятся старше и теряют интерес к учёбе. Чтобы повысить этот вид мотивации обучающихся, следует делать абстрактный материал более конкретным и включать его в контекст.

2. Внешняя мотивация появляется, когда студент хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Мотивация представляет собой импульс, который заставляет действовать и достигать поставленных целей.

Недостаточность или нарушение мотивационной сферы - одна из самых распространённых причин неуспеваемости. Учебная деятельность становится не интересной, а отношение к оценкам равнодушное. Порой в этом виноваты преподаватели и родители, ведь во многих образовательных учреждениях присутствуют исключительно традиционные методы обучения и упор на отметки. Отсутствие соревновательного духа, типичные задания, которые не создают проблемную ситуацию и не требуют включения продуктивного мышления — всё это быстро может надоесть подростку.

Причинами низкой мотивационной сферы может служить и тот фактор, что достаточно большое число абитуриентов, поступающих в профессиональные образовательные учреждения не проходят конкурс аттестатов на ту или иную профессию или специальность. Чтобы продолжить обучение они (абитуриенты) поступают на другую специальность или профессию, на которой есть места для зачисления. Отсюда и причина низкой мотивации к обучению в техникуме, отсюда и пропуски занятий по неуважительной причине и низкая успеваемость по учебным дисциплинам.

Перед преподавателями профессиональных образовательных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. Для этого необходимо стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Педагоги должны влюбить в профессию обучающихся и показать им все перспективы, которые они могут получить от данного обучения.

Для решения проблемы повышения качества образования путем активизации внутренней мотивации у студентов в ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум» применяются следующие педагогические методы и технологии в обучении:

- на базе техникума открыта площадка для проведения регионального чемпионата «Абилимпикс» для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в данном чемпионате. Это мотивирует не только обучающихся техникума быть лучшим в своей профессиональной подготовке, но и мастеров производственного обучения на достижение успеха в данном направлении;

- участие обучающихся техникума в конкурсе Молодые профессионалы» WorldSkills;

- на базе техникума проводятся «Недели профессий» для обучающихся, где каждый участник рассказывает о своей профессии или специальности, и наглядным образом демонстрирует свои умения и навыки, приобретенные в период обучения;

- преподаватели техникума применяют инновационные способы подачи учебного материала. На занятиях находят время для игр и дискуссий, это позволяет сделать их более динамичными и вовлечь обучающихся в образовательный процесс;

- применение педагогами дифференцированного подхода в обучении к каждому обучающемуся способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого подростка, их развитию.

Все применяемые технологии и методики дают положительный результат в отношении повышения уровня мотивации к обучению у обучающихся ГАПОУ ЛО «Борский агропромышленный техникум».

Для примера можно привести статистические данные исследования:

Из 80% опрошенных студентов в начале учебного года – 30% имели высокую мотивационную сферу, 23% - среднюю, 27 % - низкий уровень мотивации. После участия в региональном чемпионате «Абилимпикс» для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ноябре месяце 2020/2021 учебного года из 80% опрошенных студентов 45% имели высокую мотивационную сферу, 20% - среднюю, 15 % - низкий уровень мотивации.

Именно участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства и различных мероприятиях профессиональной направленности, помогают выработать у них внутреннюю мотивацию к обучению по той или иной профессии или специальности и раскрыть способности на практике.

Таким образом, мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

 

Список литературы:

1. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза А. Г. Бугрименко, аспирант кафедры психологии образования и педагогики, старший специалист компании Экопси Консалтинг

2. Мормужева, Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н. В. Мормужева. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г. ). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163. — URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/98/4633/

3. Топоровский В. П. (г. Санкт-Петербург), Михайлюк Л. Г. (г. Санкт-Петербург), Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в свете требований профессионального стандарта.

4. Шпильберг, С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза / С. А. Шпильберг. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 908-911. — URL: https: //moluch. ru/archive/103/23705/

5. https: //obuchenie. ru/blog/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-motivaciya-chem-otlichaetsya-primery-kak-razvit

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...