Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Огурцова А. Б. Ogurtsova A. B. Технология совершенствования научно-методической деятельности в организациях профессионального образования




Огурцова А. Б.

Ogurtsova A. B.

 

Технология совершенствования научно-методической деятельности в организациях профессионального образования

Technology of improvement of scientific and methodical activity in the organizations of professional education

Аннотация: В данной статье рассматриваются технологии совершенствования научно-методической деятельности в организациях профессионального образования в современных условиях. Показана сущность, виды, уровни и формы методической деятельности педагога.

Annotation: This article discusses technologies for improving scientific and methodological activities in organizations of vocational education in modern conditions. The essence, types, levels and forms of methodical activity of the teacher are shown.

Ключевые слова: технологии, совершенствование, сущность, виды, формы, научно-методическая деятельность.

Keywords: technologies, improvement, essence, types, forms, scientific and methodological activities.

Современный период российского общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его индивидуально сущностные способности.

Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе профессиональных.

Методическая работа как особое направление в педагогике учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию ее сущности, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов. Не случайно методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа. Вместе с тем, анализ практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога.

Методическая работа в образовательном учреждении представляет целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей педагогов. Задача руководства и методической службы образовательной организации заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные формы повышения личностно-профессионального потенциала педагога.

Основной целью научно-методической деятельности является обслуживание практики образовательного процесса. Функции данной деятельности: аналитическая; проектировочная; конструктивная; нормативная; исследовательская.

Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Субъектами научно-методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретными методическими приемами, которые сконструированы и удачно включены в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д.

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности относят: анализ учебно-программной документации и методических комплексов; анализ учебного материала; планирование системы уроков; моделирование и конструирование предъявления учебной информации на занятии; разработка методики обучения по предмету; разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков; управление и оценка деятельности обучающихся на занятии; рефлексия деятельности при подготовке и при анализе результатов.

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения.

Рассмотрим основные формы методической работы педагога в профессиональном образовательном учреждении: педагогический совет; предметные (цикловые) методические комиссии; массовые формы методической работы (педагогические чтения, научно-практические конференции, школы передового педагогического опыта, экспериментальные лаборатории, проблемные группы, работа методического (педагогического) кабинет учебного заведения, передовой педагогический опыт и др. )

Покажем примерную схему общего анализа - изучения технологии занятия опытного преподавателя:

1. Способы актуализации знаний обучающихся, полученных на прошлых занятиях и в процессе практического обучения.

2. Способы целевой установки на качественное усвоение материала.

З. Организация и методика проверки выполнения домашних заданий; способы активизации деятельности во время проверки опрашиваемого.

4. Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса и внимания к изучаемому (эмоциональность изложения, смена методов работы, интересные примеры, эффект удивления).

6. Развитие самостоятельности (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера).

7. Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложности и трудности задач и заданий с учетом возможностей каждого, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, проведение взаимопроверок).

8. Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки законов и теорий. )

9. Способы применения наглядных пособий и ТСО (сочетание их с другими методами обучения, способы и организация использования на занятии, руководство восприятием демонстрируемого, развитие при этом мышления, соблюдение гигиенических требований. ).

10. Контроль и оценка учебных успехов (непрерывность, обратная связь, критерии, оценочное общение, справедливость и объективность оценки).

11. Педагогический стиль преподавателя (педагогический такт во взаимоотношениях с обучающимися; педагогическая техника, проявление).

Подготовка методических разработок - одна из наиболее распространенных форм письменного обобщения собственного педагогического опыта преподавателями с целью систематизации и раскрытия наиболее эффективных организационных форм, методов и средств осуществления учебно-воспитательного процесса.

Основные этапы работы по подготовке методических разработок:

- определение и четкая формулировка темы методической разработки (доклада, статьи) и ее названия;

- изучение педагогической и методической литературы, других материалов по теме разработки;

- систематизация собственных материалов, отражающих опыт по теме;

- продумывание структуры разработки, основных выводов и рекомендаций;

- разработка плана-проспекта методической разработки (статьи, доклада, информационного материала и т. п. ), отражающего основные ее разделы и краткое содержание положений, суждений, оценок, логику подачи материала.

Примерная типовая схема методической разработки:

Вступительная часть (введение, первые разделы): изложение современных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса - выход на тему (проблему) методической разработки; анализ состояния проблемы в теории и на практике; анализ имеющихся трудностей и нерешенных проблем в практике учебно-воспитательного процесса применительно к теме разработки; мотивировка, обоснование актуальности темы методической разработки (статьи, доклада).

Основная часть - изложение сути методической разработки (статьи, доклада): раскрытие путей, педагогических средств, рекомендаций по повышению качества обучения, развития, воспитания обучающихся, составляющих сущность передового опыта, применительно к теме методической разработки; теоретическое обоснование предлагаемых педагогических средств; факты, примеры, результаты экспериментов, подтверждающие и углубляющие раскрытые педагогические средства; анализ положительных изменений, достигнутых в результате применения предложенных организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, воспитания и развития обучающихся; обоснование новизны предлагаемых педагогических средств по сравнению с общепринятыми.

Заключительная часть - выводы, предложения, перспективы: краткая формулировка основной сути описанного передового опыта в обобщенной форме; обоснование выявленных педагогических закономерностей и практических рекомендаций; показ путей и способов использования предложенных рекомендаций в широкой педагогической практике; раскрытие перспектив дальнейшего совершенствования опыта по теме.

Таким образом, отметим, что под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Личностно-профессиональное становление педагога - это непрерывный, динамичный и поэтапный процесс личностных и деятельностных изменений, отличающихся внутренней динамичностью, глубинной духовно-практической работой по самопреобразованию, возможной при условии наличия «личностно-профессионально-смыслового потенциала» научно-методической работы.

Эффективность личностно-профессионального становления в методической работе обеспечивается реализацией ее модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные компоненты (мотивационно-целевой, управленческий, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный) и ориентированной на развитие личностного и профессионального потенциала педагога.

Список литературы:

1. Занина, Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 212 с.

2. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2008. - 442 с.

3. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 141с.

4. Скакун, В. А. Методика преподавания специальных предметов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 128с.

5. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...