Хазова С. Н. Hazova S. N. Способы повышения самоконтроля обучающихся. на занятиях учебной практики. Ways to increase self-control of students in the classroom of educational practice
Хазова С. Н. Hazova S. N. Способы повышения самоконтроля обучающихся на занятиях учебной практики Ways to increase self-control of students in the classroom of educational practice Аннотация: В данной статье рассмотрены способы повышения самоконтроля обучающихся на занятиях учебной практики. Обоснованы понятия самоконтроля, методы его организации и взаимоконтроля на занятиях производственного обучения. Abstract: This article discusses ways to increase self-control of students in the classroom of educational practice. The concepts of self-control, methods of its organization and mutual control in the classes of industrial training are substantiated. Ключевые слова: самоконтроль, методы, учебная практика, взаимоконтроль, способ, мотив, механизм. Key words: self-control, methods, educational practice, mutual control, method, motive, mechanism. Специфика научных отраслей определила различное содержание, которое вкладывается в понятие «самоконтроль» теми или иными исследователями. Самоконтроль относится к сфере, которую философы обозначили как «сам о себе»: механизм обеспечения надежности в любом виде деятельности; способность к противодействию неблагоприятным факторам; готовность к внесению изменения в деятельность. В психолого-педагогических исследованиях непосредственно по проблеме самоконтроля наметилось понимание его дуалистической природы. Самоконтроль, с одной стороны, рассматривают как характеристику самосознания, зависящую от развития способностей, отношений, готовности человека к самоуправлению самостоятельными действиями. С другой стороны, его понимают, как один из механизмов регуляции деятельности, поведения, отношений человека. В психолого-педагогической литературе имеются различные подходы к определению сущности самоконтроля. Одна группа ученых (Л. И. Рувинский, А. Я. Арет) рассматривает самоконтроль как свойство личности и необходимый этап процесса самовоспитания. Самоконтроль, по их мнению, является средством самовоспитания, развивается на основе самонаблюдения и самоанализа. Другая группа авторов (Н. Д. Левитов, Н. И. Кувшинов) считает самоконтроль актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления.
В большей степени нас интересовал вопрос о роли и месте самоконтроля в учебной деятельности. С нашей точки зрения, шагом вперед в развитии истории вопроса о самоконтроле в учебной деятельности явились работы русских педагогов и психологов, рассматривавших вопросы воспитания самоконтроля в процессе школьного обучения. К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и другие подчеркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения. Таким образом, русские педагоги и психологи рассматривали самоконтроль в учебной деятельности и способность к самоконтролю как одно из проявлений активности человеческой личности в процессе самопознания и самовоспитания. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Правильное сочетание деятельности мастера и обучающихся в процессе производственного обучения возможно лишь в том случае, когда обучающиеся сознательно относятся к учению. Поэтому задача мастера не только сообщать им готовую информацию, но и формировать стремление настойчиво и самостоятельно овладевать профессией, воспитывать культуру труда, т. е. навыки планирования, организации труда и самоконтроля. Для решения этой проблемы, важное значение, имеет обучение обучающихся способам решения практических задач, применению технических средств, программированию. Умение планировать свой труд, проводить самоконтроль - одно из важнейших условий сознательного усвоения обучающимися общетрудовых умений и навыков. Опытным путём доказано, что даже самые длительные упражнения дают очень мало, если обучающиеся не могут правильно определить последовательность действий, проверить и оценить их в ходе упражнений, если они не видят недостатков в своих действиях.
При отсутствии планирования и самоконтроля любая учебная и производственная деятельность перестаёт быть самостоятельной и становится незавершённой. Навыки самоконтроля, необходимые будущему рабочему, складываются не сразу, а постепенно, в процессе всего периода обучения и, самое главное, требуют не только знания способов их выполнения, но и наличие определённого фонда интеллектуальных навыков, к которым относятся сравнение, анализ, синтез, обобщение, выводы. Важной частью учебного процесса для подавляющего большинства специальностей является система упражнений по обучению планированию и самоконтролю: Пользование проверочными контрольными инструментами. Определение прямых и косвенных признаков самоконтроля. Выполнение действий по образцу, показанному мастером. Планирование последовательности выполнения работы. Рациональная организация рабочего места. Выполнение действий по схеме, рисунку. Составление простейших планов выполнение работы. Чтение чертежей, эскизов, рисунков, схем. Пользование контрольно - измерительными инструментами и т. д. На каждом занятии учебной практики необходимо, чтобы обучающиеся сами контролировали выполняемые операции. Систематический контроль со стороны мастера ведёт к более успешному формированию, навыков самоконтроля. Способы самоконтроля зависят от объёма и прочности знаний, от качества выполненной работы, с которой обучающиеся соотносят свою деятельность. Тщательный оперативный контроль за учебной работой обучающихся помогает лучше организовать учебный процесс, принять необходимые меры для устранения недостатков в обучении. В системе производственного обучения основными методами проверки знаний, навыков и умений обучающихся являются: наблюдение за состоянием учебно-производственной работы; устный опрос; проведение зачетов; контрольные работы; практические (лабораторные) работы.
Правильное и целесообразное сочетание этих методов в течение периода обучения содействует достижению основной цели – повышению качества учебно-воспитательной работы. Каковы же приёмы, обеспечивающие формирование самооценки? Для выработки адекватной самооценки обучающихся в первую очередь надо включить их в процесс оценивания своей познавательной деятельности. Переход от оценки педагога к самооценке важен для превращения обучающегося в активного субъекта обучения. Одна из основных функций мастера в обучении - это управление познавательной деятельностью. Исходя из неё, он планирует учебно-познавательную деятельность, ставит цели, мотивирует её, осуществляет контроль, регулирование и оценку. Как бы не был оснащён труд рабочего разнообразными картами, схемами, образцами, уровень развития умений и навыков самоконтроля и взаимоконтроля в первую очередь определяет квалификацию рабочего. Самоконтроль и взаимоконтроль означает сопоставление с намеченной целью того, что будет сделано, что запланировано. Он осуществляется прямым путём, когда обучающиеся сами контролируют действия, а также косвенным путём с помощью анализа качества продукции. Эти и другие причины чрезвычайно важны для успешного развития самостоятельности в работе. Следует заметить, что в условиях производства невозможно каждый раз обращаться к справочникам, таблицам, картам, образцам. В каждой профессии есть определённый фонд обязательных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть рабочий. И эти знания, умения и навыки призваны давать обучающимся мастера производственного обучения, а также преподаватели спецдисциплины. Осуществление самоконтроля планируется следующим образом: в процессе проведения вводного инструктажа даётся общегрупповое или индивидуальное задание и планирование его выполнения; обучающиеся получают карточки-задания, на основе которых планируют свою работу; выдаются инструкционно-технологические карты, для самостоятельного планирования процесса выполнения задания; на заключительном инструктаже объясняется домашнее задание, включающее составление плана выполнения задания на следующем уроке.
Помощь в планировании оказывают карточки - задания, которые выдаются индивидуально, на звено или на всю группу. Содержание карточек заданий обычно состоит из двух разделов: подготовительных мероприятий (организация рабочего места, подготовка инструментов), процесс выполнения задания (технологическая последовательность или рисунок задания). Каждый из приёмов обучению планированию труда имеет определённые особенности, но важно предъявлять к обучающимся, при планировании своей работы, следующие требования: Порядок выполнения задания должен быть таким, чтобы результаты предыдущих действий создавали благоприятные условия, для выполнения последующих. Результаты уже выполненных действий не должны нарушаться последующей работой. Последовательность учебно-производственного процесса должна быть такой, чтобы по возможности исчерпывалось применение одного инструмента, оборудования, до перехода к следующему.
Список литературы: 1. Воспитание самоконтроля у детей не делает их успешными, говорят ученые. – 25. 05. 2018. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https: //ria. ru/science/20180525/1521397102. html. Дата обращения: 20. 06. 2018. 2. Дементий Л. И. Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессивности школьников // Вестник Омского университета. Серия Психология». – 2017. - No2. – С. 4-9. 3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: Питер, 2009. - 151 с. 4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. No 1726-р) [Электронный ресурс]. – URL: http: //government. ru/media/files/ipA1NW42XOA. pdf (Дата обращения 7. 05. 2017) 5. Мудрик, А. В. Социальное воспитание в воспитательных организациях / А. В. Мудрик // Вопр. воспитания. – 2010. – No 4 (5). – С. 38–43. 6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: БРЭ., 2002. – 528 с.
Воронцова Т. Н .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|