Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если же педагог видит, что обучающийся переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на занятиях, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема обучающегося. Тогда необходимо использовать другой набор педагогических действ




Если же педагог видит, что обучающийся переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на занятиях, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема обучающегося. Тогда необходимо использовать другой набор педагогических действий.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому педагогу надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование коммуникативной компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

 

Список литературы:

1. Болучевская, В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

2. Рунова, С. А. Применение инновационно-педагогических методов в образовательном процессе как необходимое условия подготовки конкурентоспособных выпускников. Подготовка конкурентоспособных выпускников професс. ОУ: Материалы Межд НПК. – Новокузнецк, 2012.

3. Рунова, С. А. Высшая школа как институт воспроизводства и создания педагогической культуры [Текст] /С. А. Рунова // Образование в третьем тысячелетии: проблемы и перспективы: М. сб. науч. стат. - Новокузнецк, 2003.

4. Рунова, С. А. Роль педагога в формировании коммуникативной культуры студентов /С. А. Рунова //Технолого-экономическое образование в ХХI в. (Материалы II Международной научно-практической конференции). Том II. -Новокузнецк. - 2005.

 

Филиновский В. Ф.

Filinovskiy V. F.

Коммуникативная компетентность – важнейшая составляющая организации профессионального роста педагога

Communicative competence is the most important component of the organization of professional growth of the teacher

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы коммуникативной компетентности педагога как одного из ключевых условий успешной профессиональной деятельности. Определены понятия «коммуникативная компетентность», представлена структурная модель компонентов коммуникативной компетентности, обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности.

Abstract: The article deals with the issues of communicative competence of the teacher as one of the key conditions for successful professional activity. The concepts of " communicative competence" are defined, the structural model of the components of communicative competence is presented, the need for the formation of communicative competence is substantiated.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, информационно-коммуникативная компетенция педагогов.

Keywords: communication, communicative competence, information and communicative competence of teachers.

В современной системе образования неотъемлемым качеством педагога в современных условиях должна быть сформирована профессиональная компетентность, то есть «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности» (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Коммуникативная компетентность педагога является базовой составляющей его общей психологической компетентности. Она показывает умение педагога общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию. [3]

Информационно-коммуникационная технологическая компетентность представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа, реализующей дальнейшее развитие идеи ассоциативно связанной информации, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учётом психолого – педагогических основ использования средств – ИКТ в учебном процессе. [5].

В современных условиях проблемы качества профессионального становления педагога и его развития обусловлены возрастающими требованиямик работникам сферы образования со стороны общества, рынка труда, родительской общественности. Эта мысль особо подчеркивается в основных законодательных актах по вопросам совершенствования системы образования в России.

В последние годы приняты документы, характеризующие государственную образовательную политику в области профессионального образования. Поэтому существенно изменились подходы к внедрению образовательных стандартов и учебных программ, влияющих на все компоненты образовательного процесса: содержание, технологии, организационные структуры профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов, способствующих повышению эффективности деятельности образовательных организаций.

К таким документам относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней и поколений, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессиональ­ного образования и дополнительного профессионального образова­ния» и др. » [5].

Топоровский В. П. относит коммуникационную компетентность к ключевым компетенциям педагога, т. е. таким, «которыми должен обладать каждый человек, их можно применять в самых различных ситуациях. Они являются универсальными в разных видах и формах практической деятельности». [6]

Уровень коммуникативной компетентности личности определяется комплексом факторов, в числе которых есть и свойства личности, относящиеся к числу «коммуникативных» (экстра-интроверсия, общительность, направленность на взаимодействие, доминантность – ведомость, коммуникативный самоконтроль, уровень агрессии, стратегии поведения в конфликте и т. п. ) и особенностей социализации личности на разных этапах ее развития (в семье, в образовательных организациях, на этапе осуществления профессиональной деятельности и т. п. ) и активности самой личности, направленной на совершенствование собственной коммуникабельности.

Коммуникативная компетентность характеризуется следующими признаками: быстрой и точной ориентировкой во взаимодействии; стремлением понять друг друга в контексте конкретной ситуации; установкой в контакте не только на дело, но и на партнёра; уверенностью в себе, адекватно включённую в ситуацию; владением ситуацией, готовностью проявить инициативу; большей удовлетворённостью в общении и уменьшением нервно-психических затрат в процессе коммуникации; умением эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.

Коммуникативная компетентность включает в себя: языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков); речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт); учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией); социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её); этикетный и общекультурный компонент. [3]

    Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник. Ведь в основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение. Педагогическое общение представляет особый вид профессионального общения педагога и обучающегося, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между субъектами коллектива.

Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый. Для управления процессом педагогического взаимодействия педагогу нужно знать ведущие мотивы, определяющие направленность деятельности конкретного обучаемого. Для этого педагогу нужно развивать свои коммуникативные компетенции, так как они не только обеспечивают положительный эмоциональный фон в обучении, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции обучаемых.

Педагогическое общение необходимо также и при работе с родителями, особенно при успехах студента или появлении проблем у него, чтобы с помощью родителей разрешить возникающие проблемы. Большое значение имеет и общение с коллегами по работе, в том числе и в рамках наставничества. Это позволяет расширить свои возможности при обмене опытом работы, освоить новые педагогические технологии. У молодых педагогов тоже есть чем поделиться, особенно в области информационно-коммуникационных технологий.

Современный этап развития образования характеризуется бурным ростом объемов, быстрой сменой информации, увеличением значения дистанционных систем образования, обучения по индивидуальным образовательным траекториям, что требует от педагогов скорейшего освоения информационно-коммуникационной компетентности, активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Можно выделим группы механизмов применения ИКТ:

1. Изучение и использование информации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.

2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.

3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу: сформировать у учащихся устойчивую мотивацию; повысить скорость и качество овладения учебным материалом; активизировать способности студентов; использовать в преподавании современный материал и дополнительные современные ресурсы; повысить эффективность учебного процесса; дать учащимся основы самостоятельной работы в поиске и применении информации; способствовать повышению интереса к предмету». [2]

Для развития ИКТ – компетенций педагогов в области создания и развития сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» «Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, подготовила методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».

В заключении можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога: Система подготовки и переподготовки педагогических кадров. Работа в методических объединениях, творческих группах. Исследовательская, экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Проблемные семинары и вебинары. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах. Обобщение собственного педагогического опыта. Работа по самообразованию.

Программы профессионального роста педагогов, реализуемые в образовательных учреждениях, должны способствовать достижению не просто индивидуального успеха, а общей организационной готовности к успеху в педагогической деятельности и формировать стратегическое видение инновационного развития учреждения образования в целом.

 

Список литературы:

1. " Стратегия развития информационного общества 2017 – 2030 г". Источник: https: //d-russia. ru/strategiya-razvitiya-informatsionnogo-obshhestva-2030-osnovnye-svedeniya. html

2. Информационно-коммуникационные технологии. Источник: https: //wiki. fenix. help/pedagogika/informatsionno-kommunikatsionnyye-tekhnologii

3. Коммуникативная компетентность. Источник: http: //www. vashpsixolog. ru/lectures-on-the-psychology/188-psixologiya-lichnosti/2122-konspekt-lekczij-po-kommunikativnoj-kompetenczii

4. Нестерова И. А. Информационно-коммуникативные технологии // Энциклопедия Нестеровых.  

Источник: http: //odiplom. ru/lab/informacionno-kommunikativnye-tehnologii. html

5. Севумян Г. М. «Педагогические компетенции современного учителя»Источник: https: //xn--j1ahfl. xn--p1ai/library/doklad_pedagogicheskie_kompetentcii_sovremennogo_uch_122822. html

6. Топоровский, В. П. Профессиональный и личностный рост педагога. През. Проф. рост педагога». ppt. по КПК 8. 4. 4. Технологии совершенствования профессионального роста педагогов в современных условиях.

 

Кубарева А. В .

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...